Главная / Математика / Использование ИКТ на уроках математики в 5-6 классах на примере темы "Делимость чисел".

Использование ИКТ на уроках математики в 5-6 классах на примере темы "Делимость чисел".

Использование ИКТ на уроках математики в 5-6 классах

Шишкина И. Ю., магистр физико-математического образования,

учитель математики МБОУ г. Иркутска лицея-интерната № 1

Происходящее в настоящее время стремительное развитие информационных и мультимедийных технологий в образовании говорит о необходимости изменения форм, методов и содержания образования в целом и математического в частности.

Важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников, независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем.

.В настоящее время в арсенале каждого учителя немало приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся, и использующихся на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей класса. Использование информационно – коммуникативных технологий в содружестве с разнообразными приемами и методами позволяет создать условия для повышения процесса обучения.

Переход к информационно-коммуникационным технологиям обучения, создание условий для их разработки, апробации и внедрения, поиск разумного сочетания нового с традиционным сложны и требуют решения целого комплекса психолого-педагогических, учебно-методических и других проблем.

В своей педагогической деятельности  с учащимися я столкнулась со следующими противоречиями:

  • Между усвоением новых знаний и способами применения данных знаний.

  • Между неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность, управлять ею и стремлением к самосовершенствованию, самостоятельности.

На основании этого я определила цель работы:

Цель: определить эффективность ИКТ в педагогической деятельности, их роль и влияние на формирование ЗУН учащихся, а также личностных качеств обучаемых (образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлексивности).

Для реализаций данной цели я ставлю следующие задачи:

  • Изучить существующий опыт использования ИКТ на уроках математики.

  • Формирование познавательной активности учащихся.

  • Повышение интереса учащихся к математике с помощью ИКТ.

  • Использование презентаций на различных этапах урока, тестов(разработка системы тестирования с помощью системы интерактивного голосования, которой оснащены кабинеты лицея-интерната №1), самостоятельных работ.

  • Разработка и апробирование интегрированных уроков математика – информатика в 6 классе.

  • Определить роль и влияние ИКТ на  формирование знаний, умений и навыков учащихся  по математике в 5-6 классах.

  • Использование здоровьесберегающей технологии.

Объектом исследования является преподавание математики в 5-6 классах.

Предметом исследования является использование ИКТ на уроках математики в 5-6 классах.

Гипотеза: Внедрение ИКТ на уроках математики создадут предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволят широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии будут способствовать раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Ожидаемые конечные результаты:

  • Положительная динамика и в дальнейшем стабильность уровня обученности учащихся по математике 5-6 классов.

  •  Повышение уровня сформированности самостоятельно приобретать знания.

  • Рост информационной культуры учащихся.

Теоретическая база

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Информационно-коммуникационные (компьютерные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

ИКТ могут осуществляться в следующих трех вариантах:

I – как “проникающая” технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач). 
II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей. 
III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Цели ИКТ:

  • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

  • Подготовка личности «информационного общества».

  • Дать ребенку так много учебного материала, какое только он может усвоить.

  • Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

Рассмотрим возможности информационно-коммуникационных технологий.

Мультимедийное сопровождение уроков.

На сегодня в школе преобладают лекционные (речевые) занятия и очень мало яркой, наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний учащимися.
Термин «мультимедиа» – калька с английского слова multimedia, что можно перевести как «многие среды» (от multi – много и media – среда). Мультимедийная технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации в виде числа, текста, графики, анимации, видео и звука.

Разновидности мультимедийных продуктов:

1. Компьютерная презентация, которая создаётся с помощью программы Power Point, – представляет собой последовательность слайдов. Использую презентации, как сказку, путешествие, т.к. детей этого возраста можно заинтересовать еще такими формами урока.
С помощью данной программы я создаю:

1) Презентация для изучения нового материала

Преимущество представления информации в виде презентации над информацией в виде речи:
1. Высвобождается большое количество времени, но 
презентация должна соответствовать темпу усвоения, записи учащихся.
2. Компьютер позволяет показать сложный опыт безопасно, объяснить его сущность, но 
это должно дополнять, а  не заменять.
3. Презентация значительно облегчает управление уроком, организацию работы учащихся, но 
требует от учителя уверенного владения техникой, знания программ, готовности к работе в обычном режиме.  

При необходимости в процессе обучения учащийся может самостоятельно вернуться к той части информации, которую не усвоил, не отвлекая при этом учителя, например: с доски формула стерта, и если ученик её не успел записать, то учителю придётся прервать рассказ и вернуться опять к формуле. И напротив, комментируя материал, который находится на слайдах, учитель может более подробнее остановиться на определённых моментах. При изучении темы «Признаки делимости» я познакомила учащихся  с редко используемыми признаками делимости на 7, 11 и 13, 24, применяя презентацию. Это заинтересовало учащихся, и они сами попробовали подобрать ряды чисел, удовлетворяющих этим условиям у себя в тетрадях.

2) Презентации-опросы: создаю вопросы, задачи, что активизирует учащихся на дальнейшую работу на уроке, создает благоприятный климат. Так при повторении темы «Обыкновенная дробь» в начале урока повторили теоретический материал, используя презентацию, и тут же проверили правильность выполнения.

3) Презентации для организации как фронтальной, так и групповой работы. С помощью презентаций также можно создавать маршруты для учащихся, т.е. виден конечный результат их деятельности.

4) Система интерактивного голосования для самостоятельной проверки ЗУН учащихся. На любом этапе, используя систему интерактивного голосования, я могу провести самостоятельную работу, и тут же ученики могут её проверить при помощи этой системы, буквально не выпуская пульты из рук.

2. Электронные средства обучения

Преимущества:

1. Возможность неоднократно повторять, останавливать, что позволяет учителю акцентировать внимание учеников;
2. Обращаться к теоретическому материалу, делать исторические ссылки, работать с определениями и законами;
3. Наглядность процессов, четкие изображения установок и моделей;
4. Моделирование процессов и явлений;
5. Получение и анализ графической зависимости.

Недостатки:

1. Материал готовый, может быть устаревший;
2. Плотный поток информации, закодированный в различных формах, который учащиеся не всегда успевают обрабатывать, усваивать, запоминать.
3. «Привыкание» к такому или иному продукту, теряется острота интереса, дети скучают по реальному эксперименту;
4. Вытесняется живое общение с учителем;
5. Ученики выполняют роль сторонних наблюдателей.

ИКТ во внеурочное время:

1. Виртуальные экскурсии;
2. Творческие домашние задания. На дом ученикам задаю творческие задания: составить кроссворд, анаграммы, вопросы. У кого есть компьютер, те выполняют их в электронном виде, у кого нет, сдают в рукописном варианте. За это оценки не снижаю. Дети с удовольствием выполняют эти задания.
3. Представление отчета по электронной почте в виде письма.
4. Ученические конференции.

Исходя из вышеуказанного, можно сказать, что информационно – коммуникационные технологии – одно из лучших средств, которое помогает человеку качественно приобретать знания и их использовать. А так же позволяет создавать условия для повышения процесса обучения. А если учащийся сам участвовал в процессе создания презентации, проектов, то это только удваивает эффект приобретения новых знаний. Поэтому необходимо более масштабное внедрение информационных технологий в образовательный процесс как средство повышения качества образования.

Поэтому я для себя выделила основные направления повышения качества образования:

1. Повышение профессиональной компетенции учителя.
2. Использовать в образовательном процессе интеграцию содержания и познавательной деятельности учащихся, т.е. деятельный подход:
а) формировать умения;
б) использовать информационно-коммуникационные технологии, современные педагогические технологии, проблемный метод обучения, исследовательские и проектные технологии.
3. Контроль осуществлять дифференцированно на базовом уровне (репродуктивном), повышенном и высоким (продуктивном и творческом). Для контроля использовать ИКТ. Задания продумывать в соответствии с ТУПВ (требования к уровню подготовки выпускников).
4. Повысить мотивацию учеников на получение хорошего образования при помощи ИКТ.


















Тема урока: "Деление натуральных чисел". 5 а класс МБОУ г. Иркутска лицей-интернат № 1


Вид урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Тип урока: закрепление и контроль

Учитель: Шишкина И. Ю.

Дата: 17.01.2013

Цель урока: Закрепление знаний, умений и навыков по теме: «Умножение и деление натуральных чисел»; промежуточная диагностика усвоения (интерактивный тест).

Познавательные УУД: умения воспроизводить знания по памяти; умения давать определения понятий, умения работать с различными источниками информации и преобразовывать ее, умения сравнивать и делать выводы.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке и уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умения ставить задачи, необходимые для достижения поставленной цели. Умения представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД: умения воспринимать информацию на слух и строить эффективное взаимодействие с учителем и одноклассниками при выполнении совместной работы.

Оборудование:

  • Интерактивная доска

  • Раздаточный материал

  • Учебник под ред. В. В. Козлова

  • Система дистанционного голосования.


Структура (план) урока:

I. Мотивированно-ориентировочный этап.
II. Подготовительный этап: актуализация опорных знаний в форме «Разминка- кроссворд», выполнение специально подобранных заданий фронтально
III. Промежуточный контроль при помощи дистанционной системы голосования.
IV. Заключительный: подведение итогов урока, оценка работы учащихся.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Первый этап

  • Оргмомент.

  • Постановка цели урока.

Обучающиеся настраиваются на урок, организация рабочего места в тетради.

Первое задание «Отгадай кроссворд».

  1. Компонент при вычитании.(уменьшаемое)

  2. Результат умножения.(произведение)

  3. Компонент при умножении.(множитель)

  4. Результат деления.(частное)

  5. Число, на которое делят.(делитель)

  6. Компонент при делении.(делимое)

  7. То, что используют при записи числа.(цифра)

В выделенном столбце получилось слово «МОЛОДЕЦ».

Ученики поднимают руку, называют ответ и заполняют кроссворд.

Ученики поочередно отгадывают кроссворд, заполняют кроссворд на доске, получают звезды для себя и баллы классу.

Заполняют таблицу-ведомость, подводят итоги 2-го задания.

Второе задание:

Объясните, почему верны равенства :

а) http://festival.1september.ru/articles/511420/Image1353.gif; б) http://festival.1september.ru/articles/511420/Image1354.gif; в) http://festival.1september.ru/articles/511420/Image1355.gif; г) http://festival.1september.ru/articles/511420/Image1356.gif; д) http://festival.1september.ru/articles/511420/Image1357.gif;
е)
http://festival.1september.ru/articles/511420/Image1358.gif;

выясняем на основании чего можно делать подобные записи. Откроем стр. 174 учебника пункт 1.7 и 1.8 (1.9)


Проговариваем «Основное свойство дроби»

Опираемся на текс учебника.

Обучающиеся отвечают, работая с текстом учебника

Третье задание:

Стр. 182 учебника № 11

Выпиши, если это возможно, все трехзначные числа, состоящие из цифр 3,4,5 и делящиеся:

а) на 2(352;532) б) на 5 (345;435) в) на 3 (345;435;534;354;453;543) г) на 2 и на 5

д) на 3 и на 5(345 и 435) е) на 2, 3 и на 5.


12

а) Почему число 111111111 делится на 9?

б) Найдите частное от деления 111111111 на9

(12 345 679).

Фронтальный опрос с элементами эвристической беседы.

Обучающиеся отвечают, обосновывая ответы известными признаками делимости

Резервное задание № 26 на стр.177

а) 22+48=70 б) 4+7=11 в) 44+9=53

г) 110-1=109 д) 113-17=96 е) 66-5=61.

По окончании теста, если останется время

Третий этап

1. Индивидуальная работа по решению теста

Тест выполнен при помощи программы SMARTNotebook10 .

Тест состоит из 10 заданий по теме «Деление натуральных чисел»

  1. Из данных чисел выберите число, которое делится на 2 и на 5.

а) 8016 б) 195 в) 4050 г) 1113

  1. Из данных чисел выберите число, которое делится на 3 и на 5.

а) 1113 б) 914 в) 3040 г) 7035

  1. Из данных чисел выберите число, которое делится на 2 и на3.

а) 2894 б) 405 в) 2802 г) 785

  1. Какую цифру нужно поставить вместо * в числе 5*62, чтобы полученное число делилось на 9? а) 0 б) 2 в) 9 г)5

И т. д.


Учащиеся выполняют тест с выбором ответа.
Текст теста на интерактивной доске

Отвечают на вопросы, вводя ответы на пульты

Четвертый этап

Подведение итогов тестирования

Домашнее задание:

Стр. 182 №20 и № 22 и стр. 176 № 12

Урок окончен. До свиданья.

Подведение итогов при помощи электронной системы голосования.

















Тема урока: Деление натуральных чисел

1. «Отгадай кроссворд»

  1. Компонент при вычитании.(уменьшаемое)

  2. Результат умножения.(произведение)

  3. Компонент при умножении.(множитель)

  4. Результат деления.(частное)

  5. Число, на которое делят.(делитель)

  6. Компонент при делении.(делимое)

  7. То, что используют при записи числа.(цифра)









































1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 











4

 

 

 

 

 

 
















5

 

 

 

 

 

 

 









6

 

 

 

 

 

 












7

 

 

 

 








  1. Объясните, почему верны равенства :

а) http://festival.1september.ru/articles/511420/Image1353.gif; б) http://festival.1september.ru/articles/511420/Image1354.gif; в) http://festival.1september.ru/articles/511420/Image1355.gif; г) http://festival.1september.ru/articles/511420/Image1356.gif; д) http://festival.1september.ru/articles/511420/Image1357.gif;


Домашнее задание: Стр. 182 №20 и № 22 и стр. 176 № 12

Тема урока: Деление натуральных чисел

1. «Отгадай кроссворд».

  1. Компонент при вычитании.(уменьшаемое)

  2. Результат умножения.(произведение)

  3. Компонент при умножении.(множитель)

  4. Результат деления.(частное)

  5. Число, на которое делят.(делитель)

  6. Компонент при делении.(делимое)

  7. То, что используют при записи числа.(цифра)









































1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 











4

 

 

 

 

 

 
















5

 

 

 

 

 

 

 









6

 

 

 

 

 

 












7

 

 

 

 








  1. Объясните, почему верны равенства :

а) http://festival.1september.ru/articles/511420/Image1353.gif; б) http://festival.1september.ru/articles/511420/Image1354.gif; в) http://festival.1september.ru/articles/511420/Image1355.gif; г) http://festival.1september.ru/articles/511420/Image1356.gif; д) http://festival.1september.ru/articles/511420/Image1357.gif;


Домашнее задание: Стр. 182 №20 и № 22 и стр. 176 № 12




12


Использование ИКТ на уроках математики в 5-6 классах на примере темы "Делимость чисел".
  • Математика
Описание:

 


Статья является приложением к разработке открытого урока по математике в 5-6 классах с использованием ИКТ. Изложены некоторые соображения о целесообразности и методике применения их на современном уроке, делается попытка определить эффективность ИКТ в педагогической деятельности, их роль и влияние на формирование ЗУН учащихся, а также личностных качеств обучаемых (образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлексивности). Имеется также разработка карты урока и презентация, которая будет прикреплена позже). Концепция программы В. В. Козлова подразумевает опережающее обучение. Элементы последующей и предыдущей тем органично вплетены в учебный материал, что позволяет держать знания учеников на достаточном уровне актуальности. В тоже время мы возвращаемся к изученному материалу вновь и вновь, но каждый раз на новом уровне сложности. Само содержание значительно отличается от ранее известных программ по математике 5-6. Она полностью отражает  идеи и предметные темы ФГОС основного общего образования.

Поэтому прошу Вас не удивляться тому, что в  интерактивный тест-опрос включены задания типа 7-9. Так же не следует забывать, что в момент проведения урока мы с моими учениками были на уровне первичного усвоения данной темы. Сейчас уже они шестиклассники, прошло полгода и даже мне – их учителю  с трудном верится, глядя на план этого урока, что мы начинали с таких «простых» для них сейчас примеров. Кажется, что мои ученики всегда знали и  признаки делимости и многое другое. Именно поэтому и для того, чтобы не забывать, что каждый день в лицее, каждый урок, проведенный в классе важен,  нет незначительных уроков – я выбрала для конкурса именно этот план.


 

 

Автор Шишкина Ирина Юрьевна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Математика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1442
Номер материала 4423
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓