Главная / Иностранные языки / Использование ИКТ на уроках иностранного языка

Использование ИКТ на уроках иностранного языка

Использование ИКТ на уроках иностранного языка

Гайнуллин ХисаметдинНургалеевич,

учитель английского языка

МБОУ Солнечная СОШ№1

ХМАО, Тюменская область

www. temasihk@mail.ru


Статья посвящена проблеме активизации творческого потенциала учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий.


Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями существенно повышают эффективность образовательного процесса, решают стоящие перед школой задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Современное информационное общество характеризуется ведущим положением информации и быстрым темпом развития средств ее обработки (ИКТ). На сегодняшний день современные технологии успешно используются в образовании, поэтому нам, педагогам, важно не только следовать традиционному подходу в обучении, но идти по пути инноваций и внедрять ИКТ в свою педагогическую практику. Сегодня – это требование времени. Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе – это самое простое и интересное одновременно. Мультимедийная презентация – это быстрое и эффективное решение проблемы подачи и объяснения материала для учащихся.

Презентация (от латинского praesento передаю, вручаю или в английском present – представлять) имеет два значения - широкое и узкое. В широком смысле слова презентация – это выступление, доклад, защита законченного или перспективного проекта. В узком смысле слова презентация – это электронный документ особого рода. Они отличаются комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением (может быть автоматическим или интерактивным). Несмотря на многообразие применяемых в школах форм организации обучения с использованием средств новых информационных технологий, (научно – исследовательская, проектная деятельность, самостоятельная работа учащихся и другое) урок остается основной формой обучения. Требования к уроку поднимаются на качественно новый уровень.

Конструирование урока с использованием новых информационных технологий требует от учителя соблюдения не только традиционных составляющих урока, но и наполнения всех его составляющих новым содержанием.

Электронные презентации предназначены для решения педагогических задач. Их использование позволяет учителю повысить информативность и эффективность урока как при объяснении нового материала, так и при закреплении, отработке знаний, умений и навыков. Несомненно, повышается и производительность обучения, так как задействованы одновременно зрительный и слуховой каналы восприятия.

Неоценима помощь электронных презентаций и в организации самостоятельной работы в качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности. Изучая какую-либо тему курса, учащимся (одному или группе)можно предложить подготовить мультимедийную презентацию. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компановки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным. Современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео – звукозарядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Конечно, составление презентаций к уроку – это огромная и кропотливая работа. Учителю необходимо отобрать, подготовить и отобразить на экране материал в концентрированном, сжатом виде. Но эта работа позволяет учителю повышать свое педагогическое мастерство и является одним из главных условий повышения качества знаний учащихся.

В процессе разработки и подготовки уроков с применением мультимедийного оборудования необходимо придерживаться следующей последовательности:

  1. определение проблемы, требующей объяснения с помощью мультимедийных средств обучения.

  2. Выбор формы и вида используемого задания.

  3. Подготовка слайда

  4. Распечатка материалов (по одному на парту или каждому ученику)

  5. Организация урока, которая способствует развитию универсальных учебных действий учащихся.

Огромную роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет интерактивная доска. Использование интерактивной доски возможно на обобщающих уроках, уроке - защите творческих проектов.

При использовании интерактивной доски учащиеся имеют возможность выполнить различные тренировочные упражнения:

  • Вспомнить звуки, звукосочетания и правила чтения.

  • Выполнить интерактивные кроссворды.

  • Составить предложения.

  • Выполнить интерактивные тесты

  • Распределить слова по типу чтения

Интерактивная доска помогает экономить время урока, активизировать работу учащихся, сделать процесс обучения увлекательным как для учащихся, так и для самого учителя.

Использование мультимедийных презентаций позволяет эффективно организовывать не только учебную, но и внеурочную деятельность школьников, успешно руководить научно исследовательской и творческой работой учащихся. Работая за компьютером, учащиеся создают исследовательские, поисковые и творческие проекты.

Учителю необходимо создать такие педагогические условия, когда учащийся включается в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально- значимых проблем. Наиболее эффективной формой является выполнение творческих проектов.

Проект – это возможность для учащихся выразить собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.

Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными умениями. Это умение работать с текстом, со справочным материалом, анализировать информацию, делать обобщения и выводы.

Метод проектов предполагает организацию учебного процесса, которая обеспечивает возможности самовыражения учащихся.

Главная цель творческих проектов – научить школьников организовать свою деятельность, создавать собственный образовательный продукт, используя для этого информационные коммуникационные технологии.

Любознательность, стремление найти дополнительную информацию характерно большинству учащихся, но, чем раньше учитель начнет строить свою работу, учитывая наличие данного качества учащихся, тем раньше будет достигнут положительный результат.

Сочетание ИКТ и проектной технологии в преподавании английского языка даёт хорошие результаты. Учащиеся 6- 10 классов под моим руководством реализовали много проектов.

Вот некоторые из них:

  • Индивидуальный исследовательский проект «Формы обращения в английском языке».

  • Индивидуальный исследовательский проект «Происхождение символов Британии».

  • Индивидуальный исследовательский проект « Заимствования в английском языке».

Групповые информационные проекты:

  • Творчество В.Шекспира.

  • Место, где я живу.

  • Известные люди России

  • Изобретения века

Определяющим видом деятельности в реализации данных проектов была самостоятельная работа учащихся по реализации своего творческого потенциала. Учитель же являлся консультантом и координатором этой работы.

Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях. Неоценимую помощь предоставляет Интернет. Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяет реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же ученик владеет не только основными средствами работы с информацией, но и более сложными программами, то в этом случае возможно создание поистине уникальных проектов.

Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению, какой либо темы, но и освоению новых программ и программных продуктов, к использованию новейших информационных и коммуникативных технологий. Несомненно, что здесь решаются задачи личностно ориентированного обучения.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, но является многофункциональным техническим средством обучения, позволяющим повысить творческий потенциал школьника.





Как работать над проектом (памятка для учащихся)

Какие шаги я должен сделать?

  • поиск и выбор тем и проблем;

  • подбор необходимого материала;

  • непосредственная работа над проектом;

  • презентация проекта.

Поиск и выбор цели и темы

Выбирая тему или проблему для своего проекта, помни, что твой проект нужен для того, чтобы ты мог показать свое понимание данной проблемы или темы.

Важно обсудить свой выбор с учителем, чтобы понять реалистичность твоих намерений.

Планирование проекта

Спланировать те шаги, которые нужно сделать для успешной разработки проекта. Нужно записать свои идеи, а также цель, которую ты поставил перед собой и обсудил со своим учителем. Задай себе следующие вопросы:

  1. Где я могу найти необходимый материал?

  2. Нужно ли мне проводить опросы?

  3. Нужно ли мне пользоваться библиотекой?

Составь список задач, приступи к сбору необходимого материала. При этом нужно продумать очередность этих задач. Если список источников готов, приступай к сбору материала.

Сбор необходимого материала

Найдя источник информации, ты должен понять, насколько он полезен для тебя. Список источников в твоем проекте должен включать в себя только те, которыми ты действительно воспользовался.

  • Всегда записывай источник материала

  • Запиши библиографические данные

Работа над проектом

В зависимости от характера твоего проекта тебе нужно будет размышлять, анализировать, критически осмыслить и сопоставить собранный материал.

Возможно, тебе придется внести изменения в свои планы. Регулярно советуйся со своим учителем.

Презентация проекта

Когда твоя работа будет подходить к концу, нужно задуматься о том, каким образом ты собираешься его представить. ( Использование ИКТ поможет в оформлении проекта)


Литература:

  1. Владимирова Л.П. « Интернет на уроках иностранного языка». ИЯШ - 2002 - №3.

  2. Подопригора Л.А. «Использование Интернета в обучении иностранным языкам». - ИЯШ №5 2003.

  3. Полат Е.С. « Интернет на уроках иностранного языка». - ИЯШ - 2001 - №2.

  4. Полат Е.С. «Метод проектов на уроках иностранного языка». – ИЯШ №2-3-2000

  5. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». - М.,Академия – 2000.




Использование ИКТ на уроках иностранного языка
  • Иностранные языки
Описание:

 

 

 

 


 

     Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями существенно повышают эффективность образовательного процесса, решают стоящие перед школой задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

 


 

     Современное информационное общество характеризуется ведущим положением информации и быстрым темпом развития средств ее обработки (ИКТ). На сегодняшний день современные технологии успешно  используются в образовании, поэтому нам, педагогам, важно не только следовать традиционному подходу в обучении, но идти по пути инноваций и внедрять ИКТ в свою педагогическую практику. Сегодня – это требование времени.  Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе – это самое простое  и интересное одновременно. Мультимедийная презентация – это быстрое и эффективное решение проблемы подачи и объяснения материала для учащихся.

 

 

 

 

 

Автор Гайнуллин Хисаметдин Нургалеевич
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 572
Номер материала 18271
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓