Главная / Другое / Использование ИКТ на уроках астрономии в 11 классе.

Использование ИКТ на уроках астрономии в 11 классе.

Использование ИКТ на уроках астрономии в 11 классе.

Введение

В основе представленного опыта лежит необходимость в условиях нового базисного плана решить проблему преподавания астрономии так, чтобы предмет был и интересен, и доступен для учащихся.

Так как предмет астрономии был исключён из нового базисного плана и вошел в курс физики 11 класса как один из разделов, программа существенно сокращена. Данные лекции – презентации были разработаны на основе программы Л.Э. Генденштейна, Ю.И.Дика «Физика 11», и мультимедийного диска к курсу Левитана Е. П. «Астрономия».

Данная работа:

Способствует развитию представлений учащихся о методах научного познания природы.

Расширяет знания учащихся о современной физической картине мира.

Способствует индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

Позволяет развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований и других творческих работ.

Формирует навыки учебной деятельности и информационную культуру обучаемого и обучающего.


Необходимость общего астрономического образования обусловлена тем, что знание основ современной астрономической науки даёт возможность учащимся:

понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;

познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;

получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира , макромира и микромира;

осознать своё место в Солнечной системе и Галактике; ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики.

Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений – длительный процесс который не ограничивается изучением представленных тем в конце 11 класса, он начинается ещё в начальной школе на уроках курса «Естествознания» и «Окружающий мир», продолжается на уроках пропедевтического курса «Физика. Химия.» для 5 – 6 классов, а затем и систематического курса физики. С этой точки зрения данные темы являются обобщающими и завершающими не только астрономическое , но и всё естественнонаучное образование выпускников старшей общеобразовательной школы.

Главная цель курса – дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира.

Исходя из сказанного, в предложенном курсе материал несколько расширен по сравнению с материалом учебника Генденштейен Л. Э., Дик Ю. И. Учебник базового уровня ФИЗИКА 11кл., но я старалась сохранить общую последовательность и логику изложения материала. Тем более, что форма в которой предлагается материал для изучения способствует решению задач поставленным перед учителем и учеником.

При создании данной работы я постаралась сделать акцент не на изложении множества конкретных научных фактов, а на подчёркивании накопленного астрономией огромного опыта эмоционально-целостного отношению к миру, её вклада в становлении и развитие эстетики и этики в историю духовной культуры человечества. Представленным опытом я стараюсь привлечь внимание учащихся к красоте мироздания, смыслу существования и развития науки, человека и человечества.

Задачи курса показать учащимся: как, зачем и с какими результатами человек познаёт Вселенную и осваивает космос; почему и как происходит расширение экологического понятия «среда обитания» до масштабов Земли, Солнечной системы, Галактики, Метагалактики; на каком основании делается вывод о возможной уникальности нашей цивилизации и почему в связи с этим возрастает ответственность нынешнего поколения людей не только за выживание человечества, но и за его дальнейшее мирное и устойчивое развитие.

Перед началом каждой лекции учащиеся получают задание, которое выполняется по ходу изложения материала, это либо дополнительные вопросы по теме, либо таблицы которые необходимо заполнить, также ребятам предлагаются темы для самостоятельной подготовки и доклада в форме презентаций. Тем более, что у учащихся есть уже опыт подобной работы, которую мы начинаем на уроках пропедевтического курса «Физика. Химия.» в 5 – 6 классах. В приложении представлены примера подобных работ, выполненных учащимися 6 – х классов в ходе подготовке к итоговому уроку «Земля – место обитания человека»










































Тема № 1

Астрономия. Из глубины веков.

Цель урока: дать краткий очерк развития астрономии от зарождения этой науки до открытия законов движения небесных тел, изучить законы Кеплера, дать представление об основных источниках информации о небесных телах, процессах и явлениях, происходящих во Вселенной.

Основная воспитательная идея: представления о строении окружающего мира всегда имели важное мировоззренческое значение, причем наивные представления и первые научные системы мира в основном совпадали с религиозной картиной мира, но со времени великого открытия Коперника началось «освобождение естествознания от теологии». Изучая наблюдаемые явления (видимое движение планет на фоне звездного неба), человек постигает их сущность (гелиоцентрическая система Коперника) и открывает законы природы (законы Кеплера и их уточнение Ньютоном), которые использует не только для более глубокого познания природы (например, для определения масс небесных тел), но и для решения практических задач (космонавтика, астродинамика).

Структура урока: учебная лекция (в основном новый материал излагает преподаватель, но учащиеся ведут конспект и по ходу изложения материала отвечают на вопросы преподавателя).

План урока: История вопроса. Наблюдения - основной источник информации о небесных телах, процессах и явлениях, происходящих во Вселенной. Законы Кеплера. Определение расстояний тел до солнечной системы. Радиолокационный метод. Расстояния в солнечной системе.


Задание на дом

Анализ дидактического материала

Учащимся предложено ответить на вопросы:

Что такое астрономия? С какими науками она связана теснее всего?

Нередко смешивают астрономию с астрологией. Правильно ли это?

Чем увековечили себя в истории астрономии Коперник, Бруно, Галилей, Кеплер и Ньютон?

Что такое телескоп (радиотелескоп, космический телескоп)?

Какова связь (взаимосвязь) астрономии и космонавтики?

Что такое космогония? Космология?

Могут ли астрономы предсказать погоду (а магнитные бури)?

Также дома решить следующие задачи:

  • Вычислить период обращения Венеры вокруг Солнца, если ее среднее расстояние от Солнца – 0,7 а. е.

  • Чему равна большая полуось орбиты Урана, если звездный период обращения этой планеты вокруг Солнца составляет 84 года?

  • Как зависят периоды обращения планет от их среднего расстояния от Солнца?

  • Как меняется значение скорости движения планеты при ее перемещении от перигелия к афелию?

  • Как велико среднее расстояние от Солнца малой планеты, период обращения которой вокруг Солнца составляет 8 лет?






Тема №2

Луна и Земля

Цель урока: изучить наблюдаемые явления (смена лунных фаз, затмения), связанные с обращением Луны вокруг Земли.Ознакомить учащихся с основными физическими характеристиками Луны как небесного тела и природными условиями на Луне.

Основная воспитательная идея: смена лунных фаз и затмения имеют простое естественное объяснение. Изучение природы Луны. Луна – спутник Земли, ближайшее к Земле небесное тело. По своей природе Луна, как и другие спутники планет, близка у планетам земной группы.

Структура урока: учебная лекция (в основном новый материал излагает преподаватель, но учащиеся ведут конспект и по ходу изложения материала отвечают на вопросы преподавателя).

План урока: Общие сведения. Фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Природа Луны. Лунные породы. Исследования Луны.

Задание на дом

Анализ дидактического материала

Ответить на вопросы:

  1. Как происходило бы движение Луны вокруг Земли, если бы Луна не вращалась вокруг своей оси?
    Ответ. В настоящее время из-за синхронного вращения Луны (период вращения Луны вокруг оси равен сидерическому месяцу Луны) с Земли всегда видна одна и та же сторона Луны (либрациями пренебрегаем). Если бы Луна не вращалась вокруг своей оси, то на протяжении одного оборота ее вокруг Земли можно было бы наблюдать всю поверхность Луны с Земли.

  2. Наиболее продолжительным (примерно 7 мин.) полное затмение бывает, когда Земля находится вблизи афелия своей орбиты, а Луна – вблизи перигея. Почему?
    Ответ. При таких положениях Земли и Луны видимый угловой диаметр Солнца наименьший, а Луны – наибольший.

  3. При каких обстоятельствах происходит кольцеобразное солнечное затмение?
    Ответ. Это может происходить, когда Луна находится вблизи апогея (ее угловой диаметр наименьший), а Земля – вблизи перигелия (угловой диаметр Солнца наибольший).

  4. Почему затмения не наблюдаются каждый месяц?
    Ответ. Поскольку плоскость лунной орбиты наклонена к плоскости земной орбиты, то, например, в новолунии Луна не всегда бывает на линии, соединяющей центры Солнца и Земли, а потому лунная тень пройдет мимо Земли и солнечного затмения не будет. По аналогичной причине Луна не в каждое полнолуние проходит через конус земной тени.

  5. Объясните причину смены лунных фаз. Это явление будет объясняться во время работы в классе. Учащиеся должны подчеркнуть, что, во-первых, Луна не самосветящееся тело, во-вторых, Солнце освещает лишь одно полушарие Луны, в-третьих, во время движения вокруг Земли Луна занимает различные положения относительно Солнца и Земли, а потому с Земли может быть видно либо все освещенное полушарие (полнолуние), либо темное полушарие (новолуние), либо часть светлого и часть темного.

  6. Как происходит смена фаз Земли на небе Луны?
    Ответ. Фазы Земли для лунного наблюдателя противоположны фазам Луны для земного наблюдателя.

  7. Объясните причину солнечных и лунных затмений. Это объяснение также должно быть сделано на уроке (когда Луна располагается точно между Землей и Солнцем, могут происходить полные или частные затмения Солнца, а когда Луна проходит через конус земной тени, то наблюдаются лунные затмения).

  8. Каков минимально возможный промежуток времени между солнечным и лунным затмением?
    Ответ: Время, длящееся от новолуния до полнолуния (примерно 2 недели).

Дополнительные вопросы:

  • Что такое Луна?

  • Каковы её размеры и форма?

  • Почему мы видим только одну сторону Луны?

  • Как изучают Луну?

  • Что означает число 380.000 км?

  • Чем отличается Луна от Земли?



Тема№3

Планеты Солнечной системы

Цель урока: ознакомить учащихся с двумя основными группами планет (планеты земной группы и планеты-гиганты), существование которых можно рассматривать как одну из важнейших закономерностей строения Солнечной системы.

Основная воспитательная идея. Поскольку Земля не просто одна из планет Солнечной системы, а уникальная планета – единственная в Солнечной системе, на которой возможны существование и развитие высших форм жизни, человечество обязано тщательно беречь от разрушения и уничтожения комплекс природных условий на нашей планете, образующий «экологическую нишу» разума в пределах Солнечной системы (сохранение земной природы – важная эстетико-экологическая проблема).

Структура урока: учебная лекция с использованием аудиовизуальных средств.

План урока: Возникновение. Общие сведения о Солнечной системе. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты гиганты. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун. Плутон.

Задание на дом

Анализ дидактического материала:

Заполнить таблицы:

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПЛАНЕТ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ



СХОДСТВО

РАЗЛИЧИЕ

Общие свойства



Атмосфера



Поверхность





ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ


Планета

Движения

Температура и давление

Рельеф

Атмосфера

Магнитное поле

Меркурий






Венера






Земля






Марс







Ответить на вопросы:

  • Обладает ли Меркурий атмосферой?

  • Какова длительность солнечных суток на Меркурии?

  • Назовите самую крупную впадину на Меркурии.

  • Когда и кем проводились первые исследования Меркурия?


  • Кто впервые установил, что Венера обладает мощной атмосферой?

  • Видна ли Земля с поверхности Венеры?

  • Чем объяснить повышенное радиоизлучение Венеры?

  • Когда было получено первое радиолокационное отражение от Венеры?

  • Сколько спутников у Венеры?


  • Что такое Земля?

  • Какое место занимает в Солнечной системе?

  • Какова форма Земли? Кто первый предположил, что Земля имеет такую форму?

  • Что такое ось Земли?

  • Что является доказательством вращения Земли вокруг оси?

  • За какое время Земля совершит полный оборот вокруг Солнца?


  • Почему, по вашему мнению, эта планета названа так, а не иначе?

  • Сколько спутников у Марса и как они называются?

  • Кто из ученых впервые начал наблюдения Марса?

  • Бывают ли на Марсе туманы? Что они собой представляют?

  • Как называется самая высокая гора на Марсе?

  • Есть ли жизнь на Марсе?


Заполни таблицу


СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПЛАНЕТ ГИГАНТОВ.



СХОДСТВО

РАЗЛИЧИЕ

Общие свойства



Атмосфера



Поверхность





ПЛАНЕТЫ ГИГАНТЫ


Планета

Движения

Температура и давление

Рельеф

Атмосфера

Магнитное поле

Юпитер






Сатурн






Уран






Нептун






Ответить на вопросы:

  • Что входит в состав Солнечной системы?

  • Какие планеты получают от Солнца больше тепла и света, чем Земля?

  • Почему планеты видны с Земли как яркие светящиеся точки?

  • Назовите планеты земной группы в порядке удаления от Солнца.

  • Назовите планеты-гиганты?

  • Назовите самую большую планету Солнечной системы.


Темы эссе:

Самая большая планета – Юпитер.

Сатурн и его кольца.

“Лежа на боку” (Уран).

Нептун и его спутники.



Тема № 4

Звезда по имени Солнце

Цель урока: продолжить формирование представлений о Солнце как динамическом центре Солнечной системы и небесном теле, являющемся источником света, тепла и многих видов энергии на Земле (энергии воды, ветра, сжигаемого топлива и т. д.). Показать важное значение исследований проблемы «Солнце–Земля».

Основная воспитательная идея: Солнце, издавна считавшееся самым могущественным божеством, представляет собой небесное тело (звезду), природа которого качественно отличается от природы других тел Солнечной системы. Земля и существующая на ней жизнь неразрывно связаны с космосом, в частности с центральным небесным телом Солнечной системы – Солнцем.

Структура урока: учебная лекция с использованием аудиовизуальных средств.

План урока: Статистика. Солнце – газовый шар. Строение. Процессы в ядре. Конвективная зона. Солнечная атмосфера. Фотосфера. Хромосфера. Солнечная корона. Солнечный спектр. Солнечная активность. Грануляция. Солнечные пятна. Факелы. Хромосферные вспышки. Протуберанцы. Солнце и Земля. Гелиосейсмология.

Задание на дом

Анализ дидактического материала:

Ответить на вопросы

  • В чем коренное отличие Солнца от планет?

  • Сравните Солнце и Землю по размерам, массе, средней плотности.

  • Каков химический состав Солнца?

  • Какова температура на поверхности Солнца и в его недрах?

  • За счет чего светит и греет Солнце?

  • Какие явления наблюдаются в фотосфере (хромосфере и короне)?

  • Вращается ли Солнце вокруг своей оси?

  • Что такое Солнце?

  • В каком состоянии находятся вещества на Солнце?

  • Почему нам кажется, что Солнце и Луна имеют одинаковые размеры?

  • Расскажите о значении Солнца для Земли?

  • Что означают эти числа: +60000С; 150млн.км 2 ?

  • Можно ли смотреть на Солнце? Почему?



Тема №5

Малые тела Солнечной системы

Цель урока: ознакомить учащихся с природой астероидов и комет метеоритов и метеоров.

Основная воспитательная идея: необыкновенные небесные явления, к числу которых издавна относили «падающие звезды» и «хвостатые звезды», получили естественное научное объяснение, и их исследование имеет важное значение для разработки проблем происхождения Солнечной системы.

Структура урока: учебная лекция с использованием аудиовизуальных средств.

План урока: Астероиды. Метеориты. Метеориты и метеоры. Метеориты: падения и находки. Метеоры. Метеорные потоки. Кометы.

Задание на дом

Анализ дидактического материала:

Ответить на вопросы

  • Все ли небесные тела, входящие в состав Солнечной системы, шарообразны?
    Ответ. Нет, не все; астероиды, малые спутники планет, ядра комет и, наконец, метеориты часто имеют неправильную форму (желательно продемонстрировать фотографию ядра кометы Галлея, полученную в итоге эксперимента «Вега»).

  • Какие небесные тела ученые уже сейчас могут исследовать в земных лабораториях?
    Ответ. Метеориты и лунный грунт; эти исследования позволяют, в частности, точно определить возраст астероидов и лунных пород, а также подтверждают единство химического состава небесных тел, движущихся вокруг Солнца.

  • «Звезда упала – человек умер», говорили в народе, увидев метеор. Можете ли вы опровергнуть это суеверие?
    Ответ. Метеоры, или «падающие звезды», не уменьшают числа звезд на небе (о чем свидетельствует, в частности, сохранение на протяжении тысячелетий характерных фигур известных с древности созвездий). Что же касается звезд, то эти далекие и огромные небесные тела не могут, конечно, «упасть» на Землю.

  • Что такое кометы?

  • Что такое астероиды?

  • Что такое метеориты?

  • Назовите четыре самых крупных астероида, открытых в XIX веке, и приведите их примерные размеры.

  • Какие периодические кометы вы знаете? Каковы примерные их расстояния от Солнца?

  • Можно ли наблюдать метеоры на Луне?

  • Каков химический состав метеоритов (какие существуют виды)?

  • Где находятся орбиты большинства астероидов?

  • От каких причин зависит видимая угловая длина кометных хвостов? Как отличить при наблюдении комету без хвоста от обычной туманности?

  • Почему на астероидах отсутствует атмосфера?

  • Найти большую полуось кометы Галлея, период обращения которой 76 лет.

  • По каким орбитам движутся в Солнечной системе кометы?

  • Что представляет собой ядро кометы и ее хвост?

  • Предположим, что наблюдается полет яркого метеора, затмевающего своим светом звезды. Как это явление может наблюдать космонавт с Луны?

  • Что представляет собой ядро кометы и ее хвост? Почему хвост кометы направлен в сторону, противоположную Солнцу?

  • Охарактеризуйте физическую природу и строение кометы.

  • Сравните массу всех астероидов с массой Земли. Сравните размеры астероидов с размерами Луны и Земли.

  • В чем отличие метеора от метеорита?

  • Предположим, что наблюдается полет яркого болида, затмевающего своим светом звезды. Как это явление может наблюдать космонавт с Луны?


Тема №6

Звёзды

Цель урока: ознакомить учащихся с характеристиками звезд. Показать учащимся, что во Вселенной наряду с небесными телами, эволюция которых длится миллиарды лет (планеты и их спутники, Солнце и ему подобные звезды), существуют звезды, для которых характерны мощные нестационарные процессы (по масштабам во много раз превосходящие, например, солнечные вспышки).

Основная воспитательная идея: все небесные тела эволюционируют (неизменных небесных тел не существует), но темп и характер эволюции у различных небесных тел (например, звезд) неодинаков. Ввести понятия: двойная звезда (визуально-двойная, спектрально-двойная), затменно-двойная звезда (ее кривая блеска, период, амплитуда), звезды-гиганты, сверхгиганты, карлики, белые карлики, компоненты двойной звезды.

План урока: Основные характеристики звёзд. Химический состав. Блеск. Светимость. Цвет и температура. Классы. Масса. Расстояние до звезды. Жизнь звезды. Звёздные пары. Тесные пары. Переменные звёзды. Сверхновые звёзды. Нейтронные звёзды. Белые карлики. Чёрная дыра.


Задание на дом

Анализ дидактического материала:

Ответить на вопросы

  • C какими источниками энергии надо считаться на этапах эволюции звезд?

  • Объясните, почему в природе много гелия?

  • Почему ТЯ-реакции в звёздах начинаются (стадия протозвезды) при температуре ~ 106 К, недостаточной для синтеза четырёх ядер водорода в ядро гелия?

  • Чем определяется интервал масс белых карликов? Каков источник энергии этих звёзд?

  • При вспышке Сверхновой 1-го типа выделяется энергия Е = 1046 Дж. Какой процесс обеспечивает такое высокое энерговыделение?

  • В каких земных условиях можно экспериментально исследовать термоядерные процессы ?

  • Что нужно знать, чтобы определить расстояние до звезды?

  • Какие звезды называются гигантами, сверхгигантами, карликами?

  • Какие единицы используются при измерении расстояний до звезд?

  • Каковы наибольшие и наименьшие температуры фотосфер звезд?

  • От чего зависит цвет и спектр звезды?

  • Что такое двойные звезды?

  • Как вы докажете, что Солнце – рядовая звезда?

  • Во сколько раз возрастает блеск звезд, вспыхивающих как сверхновые?

  • За сколько лет Солнце может излучить энергию Е, которая выделяется при вспышке сверхновой звезды? (За 8 млн лет).



Тема № 7

Галактики

Цель: дать представление учащимся о Галактике и Метагалактике.

Основная воспитательная идея: Галактика – одна из множества галактик нашей Вселенной (Метагалактики), ее формирование и эволюция происходили в прошлом, происходят сейчас и будут происходить в будущем в общем процессе эволюции Метагалактики.

План урока: Окрестности Солнца. Наши соседи. Скопления и ассоциации. Шаровые скопления. Рассеянные скопления. Ассоциации. Млечный Путь наша Галактика. Строение Галактики. Основные части Галактики. Гало. Балдж. Диск. Ядро. Спиральные ветви. Место Солнца в Галактике. Звёздные острова. Наши ближайшие соседи. МногообразиеГалактик. Клочкообразные. Эллиптические. Спиральные. Карликовые. Галактики с активными ядрами (сейфертовские. Галактики с активными ядрами. Гипотезы появления джета. Взаимодействующие. Гравитационные линзы. Квазары. Между звёзд. Скрытая масса. Эволюция Вселенной.



Задание на дом

Анализ дидактического материала:

Ответить на вопросы

  • Как устроена наша Галактика?

  • Где расположено Солнце в Галактике?

  • Что, кроме звезд, входит в состав Галактик?

  • Как движется Солнце (вместе с нами) в Галактике?

  • Существуют ли галактики, похожие на нашу?

  • Сколько световых лет до самой близкой галактики? А до самых далеких?

  • Могут ли сталкиваться галактики?

  • Правда ли, что галактики разбегаются от нашей Галактики?

  • Сколько лет Галактике? А нашей Вселенной (Метагалактике)?

  • Кинетическая энергия облаков газа, выбрасываемых из ядер галактик, достигает 10 Дж. При одновременном взрыве скольких сверхновых звезд могла бы выделиться такая энергия?



Тема №8 (дополнительная) Итоговый контроль












































Информационные источники


  1. Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия. Москва Аванта+ 2001.

  2. Мультимедийный диск «Мультимедиа библиотека по астрономии» Министерство образования Российской Федерации ГУ РЦ ЭМТО ООО ФИЗИКОН 2003 год

  3. Левитан Е. П. Астрономия 11 класс. – 8 изд. – М.: Просвещение, 2002., 8 изд. – 224 с.

  4. Засов А.В., Кононович Э.В. Астрономия 11 класс. – 3-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2001. – 160 с.

  5. Порфирьев В.В. Астрономия 11 класс. М.: Просвещение. 1997. – 142 с.

  6. Воронцов-Вельяминов А.Б. Астрономия 11 класс (подготовлен к изданию Страутом Е.К.). – 2 изд. – М.: Дрофа. 2000. – 224 с.

  7. Генденштейен Л. Э., Дик Ю. И. Учебник базового уровня ФИЗИКА 11кл. 3 – е издание – ИЛЕКСА МОСКВА 2011 – 320с.
















12


Использование ИКТ на уроках астрономии в 11 классе.
  • Другое
Описание:

В основе представленного опыта лежит необходимость в условиях нового базисного плана  решить проблему преподавания астрономии так, чтобы предмет был и интересен, и доступен для учащихся.

 

Так как предмет астрономии был исключён из нового базисного плана и вошел в курс физики 11 класса как один из разделов, программа существенно сокращена. Данные лекции – презентации были разработаны на основе  программы Л.Э. Генденштейна, Ю.И.Дика «Физика 11», и мультимедийного диска к курсу Левитана Е. П. «Астрономия».В основе представленного опыта лежит необходимость в условиях нового базисного плана  решить проблему преподавания астрономии так, чтобы предмет был и интересен, и доступен для учащихся.

Так как предмет астрономии был исключён из нового базисного плана и вошел в курс физики 11 класса как один из разделов, программа существенно сокращена. Данные лекции – презентации были разработаны на основе  программы Л.Э. Генденштейна, Ю.И.Дика «Физика 11», и мультимедийного диска к курсу Левитана Е. П. «Астрономия».

Автор Веледницкая Наталия Евгеньевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 544
Номер материала 17823
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓