Главная / Другое / «Использование ИКТ на уроках как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовская область

«Энгельсский колледж профессиональных технологий»


Автор: преподаватель информатики и ИКТ

Уханова Елена Алексеевна


«Использование ИКТ на уроках как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»


В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу студента, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного  образования.  

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой студент был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы студентов.

Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель по любой дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь преподавателю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Общаясь со студентами на уроках, я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и студентом, так и общение учащихся друг с другом. Главной компетенцией преподавателя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего студентам ориентироваться в безграничном море информации. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям студента. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).

Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «преподаватель - группа -преподаватель» компьютера и компьютерной обучающей программы опосредует участие в учебном процессе педагогов и программистов–разработчиков обучающей программы, кардинально меняет характер учебной деятельности студента и роль  преподавателя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.  Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению материала. В обучающих программах используются разнообразные формы наглядности, которые способствуют различным способам организации и предъявления теоретического материала (в виде таблиц, схем, опорных конспектов) и демонстрируют не только статичную информацию, но и различные явления в динамике с применением  цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и пр.

Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом.

Л. С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».

Велики возможности компьютера, но следует помнить, что любые средства обучения важны не сами по себе, а как средства, помогающие усвоить содержание урока.

            Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приёмы преподавания, способствуют раскрытию творческого потенциала и преподавателя, и студента, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни, помогают формировать основные ключевые компетентности.      

Применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоят6ельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время преподавателя, но и дает возможность студентам самим оценить свои знания, свои возможности.

Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный материал.

Я применяю компьютер и на уроках, и во внеклассной и в исследовательской работе.

Во внеурочное время студенты учатся редактировать тексты, набирают тексты своих творческих работ, статей, очерков, интервью, составляют сборники лучших работ, оформляют материал для стенгазет, создают тематические презентации. Студенты младших курсов оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, создают схемы, кроссворды, дидактический материал. Старшекурсники оформляют свои курсовые работы, дипломные проекты, чертежи к дипломному проектированию с помощью компьютера.

Таким образом использование ИКТ положительно влияет на качество учебного процесса. Использование ИКТ дает положительные результаты: развивает творческие, исследовательские способности студентов, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у студентов логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения.  ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.  Компьютер способствует формированию рефлексии у обучающихся.

Я работаю по следующим направлениям:

- использование готовых программных продуктов,

- работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher)

- работа с ресурсами Интернет.


«Использование ИКТ на уроках как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
  • Другое
Описание:

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу студента, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного  образования.  

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой студент был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы студентов.

Автор Уханова Елена Алексеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 544
Номер материала 29105
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓