Инфоурок Химия Другие методич. материалыИспользование игровых технологий на уроках химии. ХИМИЯ 8-9 класс

Использование игровых технологий на уроках химии. ХИМИЯ 8-9 класс

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 2. метод разраб. игровые технологии.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ д.Кебячево муниципального района Аургазинский район

 

 

 

 

 

Методическая разработка 

Использование игровых технологий на уроках химии

ХИМИЯ 8-9 класс

 

 

 

 

 

                                                                                              Составил: Габитов Ф.Р. учитель химии и биологии МБОУ СОШ

д..Кебячево

                                                                               

 

 

 

 

 

д. Кебячево 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

Пособие предназначено для учащихся 8 класса. В пособие включены игровые формы работ (лабиринты, ребусы, кроссворды, шарады) по  темам неорганической химии: «Металлы», «Неметаллы», «Периодический закон», «Растворы».    Основная задача  состоит в повышении интереса к уроку,  придания ему эмоциональной окраски и  развитии   памяти по запросу игровой ситуации.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

                                                                                                                 стр

Требования к подбору игр……………………………………..............……..3

          Лабиринты …………………………………………………………….….…4

          Ребусы ……………………………………………………………..……........6 

          Кроссворды……………………………………………………………..…..17 

          Рассказы-загадки  ……………………………………………………..…....25

          Калейдоскоп загадок (шарады, анаграммы, метаграммы, логогрифы)….29

         Литература……………………………………………………………….…...35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Требования к подбору игр

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным целям, нести содержательную нагрузку в соответствии с программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам, разнообразить методы преподавания и организации, вносить вклад в повышение их активности и самостоятельности.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности и психологических особенностей студентов.
3. Игры требуют создания необходимого дидактического материала и определения методики его применения.
Дидактическая игра позволит ярче реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую.
Практика показывает, что в дидактических играх по химии с большим интересом участвуют слабоуспевающие, которых увлекает сам процесс игры, дух соревнования, стремление к тому, чтобы их команда одержала победу, что способствует лучшему усвоению и углублению знаний по пройденной теме.
Для совершенствования знаний по отдельным вопросам темы можно использовать на уроках химии игры, которые называются «Химический лабиринт», «Рассказы-задачи», «Крестики-нолики».
 
 Домашнее задание  может принимать   игры  следующих   форм:
• взаимный опрос;
 • эвристическая беседа;
• творческие домашние задания:
• составление ребусов;
• сканвордов;
• кроссвордов;
• химических сказок.
 

 Любой элемент урока разнообразит практическая исследовательская деятельность.   Для усиления эффекта восприятия при проведении ролевых игр можно использовать химические опыты. Но в любом случае необходимо руководствоваться правилами техники безопасности при работе с химическими веществами, владеть методикой проведения демонстрационных опытов.
Предложенные игры и игровые ситуации различны не только по форме, но и по характеру.   Они дадут возможность, наряду с традиционными формами обучения существенно повысить мотивационную сферу учебного процесса, что несомненно отразится на качественных и количественных показателях познавательной деятельности студентов на уроках химии.

 

 

 

 

 

 

 Лабиринты

Найдите путь, который приведет вас к финишу. Начните про­хождение лабиринта с верхней левой клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильно, то продолжаете путь по стрел­ке с обозначением «да». Если данное суждение ошибочно, то вам следует продолжить путь по стрелке с обозначением «нет». Для полного усвоения сведений, приведенных в лабиринте, выбирай­те в качестве исходных разные клетки лабиринта.

 

«Водород»

 

 

 

 

 

  Ребусы

Ребусом принято называть изображение какого-либо сло­ва или целого предложения при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков и т.д. Следовательно, ребус — голо­воломка, требующая для разгадки сообразительности, фанта­зии и работы мысли.

Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать некоторые правила и приемы, которые употребляются при их составлении».

1.  Названия всех предметов, изображенных в ребусе, чи­таются только в именительном падеже.

2. Изображенный предмет может иметь не одно, а два или больше названий, например: «глаз» и «око».

3.  Если в названии предмета необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы, употребляется <        условный знак — запятая. Если запятая слева вверху от

рисунка, то это значит, что нужно от его названия отбро­сить первую букву, если справа вверху от рисунка — то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и так далее.

4.  Если два каких-либо предмета или две буквы нарисова­ны одна в другой, то их названия читаются с прибавле­нием « в ».

5.  Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то чи­тают с прибавлением «из».

6.  Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавле­нием «за».

7.  Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под».

8.  Если по какой-либо букве написана другая, «прислоне­на» к ней, то читают с прибавлением «по».

9.  Если одна буква лежит около другой, «прислонена» к ней, то читают с прибавлением «у».

10.  Если предмет нарисован в перевернутом виде, то наи­менование его нужно читать с конца.

11.  Если нарисован предмет, а около него написана, а по­том зачеркнута буква, то это значит, что эту букву надо выбросить из полученного слова. Если над зачеркну­той буквой стоит другая, то это значит, что надо ею заменить зачеркнутую.

12.  Если рядом с рисунком стоят цифры 4, 2, 3, 1, то это значит, что в начале читается четвертая буква назва­ния рисунка, потом — вторая и т.д.

13. В ребусах часто отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами.

14.  Значение рисунков или символов записывают одно за другим без промежутков и знаков препинания. Полу­ченный ряд букв разбивают по смыслу на отдельные слова, из которых складывается фраза.

№ 1—5.

В этих ребусах зашифрованы названия химических эле­ментов (1, 2, 5), простых и сложных веществ (4), а также природных и химических явлений (3).

Попробуйте сами зашифровать в виде ребусов названия других химических элементов и явлений. Такого типа зада­ние можно предложить учащимся на дом, а затем использо­вать их на уроках.

 

№ 1: а) железо, б) азот, в) мышьяк, г) медь, д) натрий, е) оло во

№ 6. БУДУЩЕЕ ВЕЛИКОГО ОТКРЫТИЯ.

В этом ребусе зашифровано высказывание Д.И. Менделее­ва о будущей судьбе его великого открытия — периодическо­го закона и периодической системы химических элементов, которое обессмертило имя выдающегося русского ученого. Разгадайте ребус и подумайте, какие научные открытия и факты подтверждают эту мысль. Сколько химических эле­ментов открыто после 1869 года? Сколько элементов «потре­буется», чтобы завершить 7-й период?

Ответ: «Периодическому закону будущее грозит не разру­шением, а только надстройки и развитие быть обещаются».

 № 7. КТО АВТОР?                                                             -

Расшифруйте ребус и назовите автора высказывания о зна­чении периодического закона.

Ответ: «Система Д.И. Менделеева является путеводной нитью в разработке теории электронного строения атома» (Нильс Бор).

№ 8. «ЧИТАЯ МЕНДЕЛЕЕВА».

Здесь зашифрованы две строчки из стихотворения С. Щипачева «Читая Менделеева». Разгадайте этот ребус; поста­райтесь найти полный текст стихотворения и прочитать его. Подумайте также: прав ли поэт с научной точки зрения в приведенном здесь отрывке? Попробуйте сочинить стихи, в которых нашли бы отражение законы химии или ее основ­ные положения и теории.

Ответ: «Все — от песчинок малых до планет — из эле­ментов состоит единых...»

Ответ: 1. Олово. 2. Астат. 3. Ванадий. 4. Висмут. 5. На­трий. 6. Титан.

 

№ 10. Металлы и неметаллы

Ответ: 1. Никель. 2. Йод. 3. Азот. 4. Бор. 5. Марганец. 6. Кремний. 7. Мышьяк. 8. Углерод. 9. Цирконий. 10. Ар­гон. 11. Медь. 12. Криптон.

 

  Кроссворды

1) Кроссворды по названиям химических элементов.

№1. Заполните пустые клетки русскими названиями сле­дующих химических элементов: Ag, Br, Fe, Н, I, О, Sn.

№ 2. Ключевым словом является профессия, связанная с химией: 1) С1, 2) Zn, 3) Вг, 4) К, 5) Ni. (Химик.)

2) Кроссворд по повторению первоначальных химичес­ких понятий (№ 3).

Ключевым словом является один из способов разделения смеси. (Выпаривание.)

1.  Физическое свойство веществ. (Цвет.)

2.  Химический элемент As. (Мышьяк.)                    

3. Предмет, который в руках детей может оказаться «опас­ной игрушкой». (Спички.)

4.  Предмет, который прикрепляется к штативу. (Лапка.)

5.  Стеклянная посуда для проведения химических реак­ций. (Пробирка.)

6.  Химический элемент Zn. (Цинк.)

7.  Физическое свойство веществ. (Твердость.)

8.  2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O — тип реакции. (Разложение.)

9.  Химический элемент In. (Индий.)

10.  Предмет,  который используют при фильтровании.

(Фильтр.)

11. Химический элемент ? + Сера = сульфид этого хими­ческого элемента. (Железо.)

 

3) Кроссворд по свойствам кислорода (№ 4).

Ключевым словом является название самого распростра­ненного химического элемента в земной коре. (Кислород.)

  1. Вещества, которые получаются при горении разных ве­ществ в кислороде. (Оксиды.)

 

4) Кроссворды по свойствам водорода и кислот.

№ 5. Ключевым словом является название ближайшей к Земле звезде, на которой преобладает химический элемент водород. (Солнце.)

1.  Сложные вещества, при взаимодействии которых с во­дородом получают металлы. (Оксиды.)

2.  Вещество, которое образуется при горении водорода в кислороде. (Вода.)

3.  Кислоты, состоящие из атомов водорода и другого хи­мического элемента. (Бескислородные.)

4.  Кислота, которая легко разлагается на оксид углерода (IV) и воду. (Угольная.)

5. Металл, непосредственно взаимодействующий с водоро­дом. (Кальций.)

6.  Кислота, по уровню производства которой можно су­дить о мощности химической промышленности страны. (Сер­ная.)

№ 6. Ключевым словом является название веще­ства, изменяющего свою окраску в зависимости от реакции среды (кислотная или щелочная). (Индикатор.)

1.  Вещества, в растворах которых синий лакмус меняет окраску на красную. (Кислоты.)

2.  Соли угольной кислоты. (Карбонаты.)

3.  Самый легкий газ. (Водород.)

4.  Фамилия ученого, открывшего водород. (Кавендиш.)

5.  Сложные вещества, состоящие из двух элементов, од­ним из которых является кислород. (Оксиды.)

6.  Английский ученый, по предложению которого атом­ные массы химических элементов выражали в водородных единицах. (Дальтон.)

7.  Кислота, входящая в состав «царской водки». (Азот­ная.)

8.  Вещество, которое образуется при горении водорода в кислороде. (Вода.)

9.  Название соединения химического элемента с водоро­дом, которым богаты источники курорта Мацеста. (Сероводо­род.)

 

 

5) Кроссворд по свойствам воды и растворам (№ 7).

Ключевым словом является название химического элемен­та, впервые полученного в результате ядерного синтеза. (Тех­неций.)

  1. Процесс, в результате которого получается вода, прояв­ляющая все характерные для нее свойства. (Очистка.)

2.  Внешнее условие, от которого зависит растворение га­зов в воде. (Давление.)

3.  Область деятельности человека, требующая большого количества чистой воды. (Техника.)

4. Вещество, дезинфицирующее воду, не оставляющее при­вкуса. (Озон.)

5.  Способ подготовки твердых веществ к растворению, за­метно ускоряющий этот процесс. (Измельчение.)

6.  Метод очистки воды. (Дистилляция.)

7.  Приборы, применяемые при очистке воды от нераство­римых в воде примесей. (Фильтры.)

8.  Металл, плотность которого меньше плотности воды. (Натрий.)

6) Кроссворд по периодической системе химических эле­ментов Д.И. Менделеева и строению вещества.

№ 8. Ключевые слова — вид атомов с одинаковым заря­дом ядра. (Химический элемент.)

1.  Химический элемент с порядковым номером 17 в таб­лице периодической системы. (Хлор.)

2. Процесс, сопровождающийся отдачей электронов. (Окисление.)

3.  Химический элемент, названный в честь великого рус­ского ученого. (Менделевий.)

4.  Химический элемент, электронная структура которого 2)8)8)1). (Калий.)

5.  Растворимые в воде основания. (Щелочи.)

6.  Химический элемент, атомы которого имеют ЗлёкФрон-ную формулу Is22s22p63s23p4. (Сера.)                        

7.  Свойство атомов, которое Д.И. Менделеев принял за ос­новное при систематизации химических элементов. (Масса.)

8.  Свойство атомов химического элемента, имеющее наи­большее значение у фтора. (Электроотрицателъностъ.)

9.  Заряженные частицы. (Ионы.)

10.  Элементарные частицы, по числу которых могут отли­чаться атомы одного и того же химического элемента. (Ней­троны.)

11.  Как назывался химический элемент с порядковым но­мером 32 до его открытия? (Экасилиций.)

12.  Свойство атомов химического элемента образовывать два или несколько простых веществ. (Аллотропия.)

13.  Элементарные частицы, движением которых обуслав­ливаются многие физические свойства металлов. (Электро­ны.)

14.  Тип кристаллической решетки в алмазе. (Атомная.)

15. Химический элемент, название которого произошло от названия планеты. (Нептуний.)

16.  Химическая связь между ионами. (Ионная.)

17. Атомы, отличающиеся по атомной массе, но имеющие один и тот же заряд атома. (Изотопы.)

 

№ 9. Ключевое слово — название химических элементов 7-й группы главной подгруппы. (Галогены.)

1.  Химический элемент, свойства которого были предска­заны Д.И. Менделеевым. (Германий.)

2.  Химически неделимая частица. (Атом.)

3.  Одно из агрегатных состояний вещества, широко рас­пространенного в природе. (Лед.)

4. Химический элемент из платиновых металлов. (Осмий.)

5. Химический элемент, электронная формула которого Is2. (Гелий.)

6.  Химический элемент с порядковым номером 63. (Евро­пий.)

7.  Разновидность ковалентной связи. (Неполярная.)

8.  Химический элемент 5-й группы главной подгруппы. (Мышьяк.)

 

 

7) Кроссворд по повторению галогенов (№10.)

Ключевым словом является название химического элемента в честь известного советского физика. (Курчатовий.)

1.  Металл, соединения которого с хлором входят в состав хлорной извести. (Кальций.)

2. Явление, наблюдавшееся при нагревании кристалличес­кого йода. (Сублимация.) .

3.  Наиболее активный неметалл. (Фтор.)

4.  Фамилия известного физика, ученика Э. Резерфорда, открывшего нейтрон в 1932 году. (Чедвиг.)

5.  Материал, стойкий к действию кислот, щелочей и окис-;    лителей. (Фторопласт.)

6.  Наименее активный галоген. (Астат.)

7.  Галоген, соединение которого оказывает успокаиваю­щее действие на нервную систему. (Бром.)

8. Широко распространенное в природе вещество, разлага­ющееся под действием фтора. (Вода.)

9. Металл, который входит в состав поваренной соли. (На­трий.)

10.  Металл, бурно реагирующий с йодом под действием воды. (Алюминий.)

 

  Рассказы-загадки

Рассказы-загадки — это задачи и, если хотите, беллетри­стика. В сюжет рассказа вплетены определенные вопросы, проблемы, ситуации или задания, которые должен выполнить или решить герой, а вместе с ним и ученик. Разгадывая рассказ-загадку, следует внимательно читать текст, так как в нем обычно имеются подсказки, облегчающие выполнение задания.                                                                             

 

 

Дом, который построил М.

Дом, в котором живет дядюшка Одор, построен по проекту величайшего архитектора всех времен и народов М., живше­го в XIX веке. Собственно, это не дом, а большой семиэтаж­ный дворец, в котором проживают друзья, коллеги и просто знакомые.

Нельзя сказать, что у всех жильцов добрый, ровный и по­кладистый характер. Кто-то с кем-то дружит, а иной стре­мится избежать этой дружбы; некоторых водой не разоль­ешь, а других никогда вместе не увидишь. Тем не менее все прекрасно уживаются в этом замечательном доме.

На первом этаже — большой холл и всего три жилые ком­наты. В одной из них живет сэр Лий, а две другие занимает дядюшка Одор.

Всего по восемь квартир на втором и третьем этажах, по­этому их, вместе с первым, называют малыми этажами. На верхних, больших этажах комнат гораздо больше. На четвер­том и пятом — по восемнадцать, на шестом — тридцать две.

Седьмой этаж еще не достроен, но по проекту там тоже планируется тридцать две квартиры.

Так что ожидаются впереди радостные и интереснейшие новоселья. Ведь каждый жилец этого дома — яркая индиви­дуальность. Правда, члены двух фамилий с первого взгляда удивительно похожи, есть даже близнецы, однако следует присмотреться повнимательней, и станет видно, какие они разные.

Нужно сказать об особенностях этого дома. Во-первых, переходы от одного этажа к другому устроены в виде спира­ли. Чтобы подняться на верхние этажи, надо пройти по лес­тнице, а затем по длинному коридору следующего этажа. Из каждого такого коридора отдельные двери ведут в комнаты жильцов.

Глубоко продумано в доме расположение квартир по эта­жам, и распределены они (квартиры) с учетом родственных связей между жильцами. Родичи по прямой и боковой лини­ями могут ходить друг к другу в гости, минуя коридоры на этажах, потому что комнаты по всей высоте дома находятся строго одна над другой, а между ними имеются переходные лесенки.

Только две большие фамилии живут вместе. Учитывая семейные традиции, для них сделали исключение и выдели­ли этим семьям отдельные флигеля, одной — на шестом, дру­гой — на седьмом этаже.

Здесь нужно еще раз обратить внимание на прозорливость архитектора. Ведь на первом этапе планирования дворца по­ступило всего шестьдесят три заявки на место жительства в нем. Однако архитектор М. учел возможные демографичес­кие изменения и заложил дополнительно в проекте около тридцати квартир в расчете на перспективу. И он не ошибся: сейчас в этом доме прописано сто десять жильцов.

Вопросы:

Кто автор проекта необыкновенного дома и что это за дом? Что вы знаете о семи этажах дома и жильцах на каждом этаже? О каких двух фамилиях говорится в рассказе и како­вы их семейные традиции? Сколько квартир предстоит засе­лить еще на седьмом этаже? Для каких жильцов архитектор М. предусмотрел пустые или запасные квартиры в своем про­екте? Кто такие родичи по прямой и боковой линиям?

Ответ: Дом, о котором говорится в рассказе, — это пери­одическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Она состоит из семи периодов (этажей), в каждом из которых строго определенное число элементов (жильцы).

Для всех элементов положение в системе определено одно­значно, за исключением водорода. В связи со строением атома и свойствами, сходными со свойствами щелочных металлов и галогенов, водород одновременно помещают в 1-ю и 7-ю груп­пы периодической системы.

Первые три периода называют малыми, а следующие — большими. 7-й период называют еще незавершенным. Если продолжить его по аналогии с закономерностью заполнения элементами 6-го периода, то 7-й период завершится благо­родным газом с порядковым номером 118.

Два семейства химических элементов — лантаноиды и актиноиды в обычном варианте изображения периодической системы вынесены за пределы таблицы (в отдельные флиге­ля). Строение внешних электронных уровней этих элементов сходно, поэтому они обладают сходными свойствами.

В истории химии было много «открытий» мнимых эле­ментов, которые на самом деле были смесями нескольких очень похожих по свойствам лантаноидов. Так появились хи­мические элементы с названиями — ПРАЗЕОДИМ (светло-зеленый близнец) и НЕОДИМ (новый близнец).

 

Со времени открытия периодического закона науке было известно всего 63 химических элемента. Однако Д.И.Менде­леев гениально предсказал существование еще многих неоткры­тых элементов, оставив для них в таблице пустые клетки (сво­бодные квартиры). Прогнозы ученого блестяще подтвердились.

Родичи по прямой и боковой линиям — это химические элементы в пределах определенной группы).

Игра в сыщиков.

В комнате стоит металлический несгораемый сейф. На его ручке висит записка: «Решите задачу, и сейф откроется».

Задача. Получите три гидроксида, чтобы первый из них об­ладал кислотными, второй — основными, а третий — амфотерными свойствами. Все необходимое находится в этом сейфе. На верхней полке в один ряд стоят реактивы. Известно, что:

1.  Соль находится в пакете, а цинк — в баночке.

2.  Масса жидкости равна 500 г.

3.   Масса вещества в кристаллическом состоянии 200 г, оно рядом с колбой.

4.  Справа от цинка — неметалл, еще правее — медный купорос.

5.  Масса вещества в склянке 300 г, а в банке в 2 раза меньше, чем в пакете.

6.  Справа от раствора находится металл.

7. Среди реактивов имеются сера, гидроксид калия и вода.

8.  Слева от раствора стоит вещество в бутылке, а второе справа — порошок.

9.  Масса одного из веществ 400 г.

10.  Оксид находится не в виде гранул.

Определите, в чем хранятся и в какой последовательнос­ти стоят на полке вещества?

Ответ. Исходя из условия задания, можно определить, что веществ было пять и в середине ряда на полке находился цинк.

Начертите таблицу и заполните ее.

Поместите в ложечку для сжигания веществ немного серы, подожгите на спиртовке и горящую серу внесите в колбу с небольшим количеством воды на дне. В результате гидрата­ции оксида серы (4) в колбе образовалась сернистая кислота (кислотный гидроксид). Основание (гидроксид меди) можно получить реакцией обмена между раствором сульфата меди, приготовленным из медного купороса, и раствором щелочи.

Амфотерный гидроксид (гидроксид цинка) получают в две стадии. Приготовив раствор сульфата меди, часть его расхо­дуют на получение гидроксида меди, а ко второй части при­бавляют гранулы цинка. Таким образом, получили раствор сульфата цинка и металлическую медь в осадке. Теперь ра­створ соли осторожно сливаем в чистую пробирку и добавля­ем несколько капель раствора щелочи. Выпавший осадок гидроксида цинка отделите фильтрованием.

 

 

 

 

Минералы Черного Мага.

В одном из залов выставки Черного Мага экспозиция начи­налась образцами довольно невзрачных известняков. Дальше были отдельные глыбы и отполированные плиты белоснежно­го, черного, красного, серого и разноцветного мрамора.

Особое место отводилось ракушечнику. Спрессованный за миллионы лет из мельчайших и более крупных раковинок монолит служил основой интерьера зала. В его нишах, на выступах, перегородках и подставках размещались сотни минералов и раковин моллюсков самых различных видов и размеров. Перламутр, жемчуг, скелеты коралловых полипов также состоят в основном из этого соединения.

Даже мел, мягкая осадочная порода, состоящая из скеле­тов микроорганизмов, имеет тот же состав.

Черный Маг взял с подставки кусочек мела и большими буквами написал на плите черного мрамора химическое со­единение (назовите его).

Ответ: Экспозиция коллекции была представлена минера­лами и образцами неорганического и животного происхожде­ния, состоящими в основном из карбоната кальция, формулу которого и написал Черный Маг мелом на плите из черного мрамора).

  Калейдоскоп загадок

1) ШАРАДЫ.

Шарады — это загадки, ответы на которые разгадываются по частям. Например, два слова МЫШЬ и ЯК, соединяясь между собой, образуют в целом слово МЫШЬЯК

Ответ следующей шарады состоит из двух слогов СОР и БИТ, зашифрованных в первой половине загадке. В целом оба слова, соединяясь вместе, образуют слово СОРБИТ — шестиатомный спирт, заменитель сахара для больных сахар­ным диабетом.

Слог мой первый метлой выметают.

Слогом вторым информатор считает.

В целом скажу, дорогие друзья,

Для многих больных вместо сахара я.

 

Первый слог — предлог известный.

Слог второй трудней найти:

Часть его составит цифра,

 К ней добавьте букву И.

Чтобы целое узнать,

 Нужно вам металл назвать.

Ответ: на-три-й.                             ,

 

Я — газ, простое вещество,

 Двузначен номер мой.

А слог мой первый — божество,

Река — вот слог второй.

Ответ: ра-дон.

 

Первый мой слог означает крушение.

Крохотен слог мой второй.

Рождаюсь лишь только в зеленых растениях.

Ответьте — кто я такой.

Ответ: крах-мал.

 

2) АНАГРАММЫ — это загадки, ответы на которые из одних и тех же букв. Слова БОКАЛ и КОЛБА, например, могут составлять анаграмму. Отгадав одно слово в загадке, нужно переставить буквы так, чтобы получилось новое.

 

В ярком пламени рождаясь,               .

Я невзрачна и сера.

 Если ж буквы переставить,

Гибким стеблем стану я.

 Ответ: зола — лоза.

 

Горючий продукт я,

«Живу» на болотах.

Но есть одна буква

В названье коротком.

Прыжок ее быстрый —

И все изменилось:            

Я стал элементом.

Так чудо свершилось!

Ответ: торф — фтор.

 

 

3) МЕТАГРАММЫ — это загадки, в которых зашифрова­ны различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну или несколько букв так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки. Например, слова ОЛОВО и СЛОВО могут составить метаграмму.

 В первой загадке задумано сло­во УРАЛ; заменив в нем Л на Н, получим слово УРАН, в соответствии со смыслом второй части метаграммы.

Корабли меня обходят;

 Знает лоцман наизусть.

 Если Л на Д заменят,

 То металлом окажусь.         

Ответ: мель — медь.

 

С КА — активный я металл,

С ГЕ — я очень легкий газ.

Чтобы нас ты разгадал,

 Глянь в систему еще раз.

Ответ: калий — гелий.

 

 

4)  ЛОГОГРИФЫ — это загадки, которые решают путем удаления или добавления букв или слогов к зашифрованно­му слову так, чтобы получилось новое слово. К примеру, сло­ва ЛОТО и ЗОЛОТО могут составить логогриф.

 

В свободном виде он всех убивает.

Если «связать», то в еду добавляют.

 Но ежели в слове мы Л зачеркнем,

То дружно со всеми песню споем.

Ответ: в этой загадке задумано слово ХЛОР; зачеркнув в нем букву Л, получим слово ХОР, соответствующее смыслу второй части логогрифа.

 

 

Подумайте внимательно,

Чтоб слово отгадать,

Я, как круг спасательный, —

Попробуйте назвать.

Если Ф ко мне приставить —

В неметалл превращусь.

Ответ: тор — фтор.

 

Я — металл, меня ты знаешь.

Мощь громадная во мне.

Если Б ко мне добавишь,

Небо скрою в снежной мгле.

Ответ: уран — буран.

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. А.А. Тыльдсеп, В.А. Корк « Мы изучаем химию», изд. «Просвещение». 1999г
2. Библиотечка «Первого сентября», изд . дом «Первое сентября» .2005г.
«Первоначальные химические понятия».
«Я иду на урок химии».
3. Под редакцией Э.Г. Золотникова. «Урок окончен. Занятия продолжаются», изд. « Просвещение». 2005г.

4. Теория и методика обучения. Высшее образование. В. С. Кукушин. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2009.

5. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. Москва. «Академия». 2009.

6. Перспективные школьные технологии. Г. Ю. Ксензова. Москва. «Педагогическое общество России». 2001.

7. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. С.А. Мухина, А.А. Соловьёва. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2004.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Использование игровых технологий на уроках химии. ХИМИЯ 8-9 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

      Пособие предназначено для учащихся 8 класса. В пособие включены игровые формы работ (лабиринты, ребусы, кроссворды, шарады) по темам неорганической химии: «Металлы», «Неметаллы», «Периодический закон», «Растворы». Основная задача состоит в повышении интереса к уроку, придания ему эмоциональной окраски и развитии памяти по запросу игровой ситуации. Проведение игры на уроках химии повышает интерес учащихся к предмету химии, помогает ученикам обобщить и закрепить знания по темам, способствует формированию умений, работать коллективно и повышает ответственность за качество учебы.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 324 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 1845
    • ZIP 426.5 кбайт
    • 29 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Габитов Фанзиль Рамилович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Габитов Фанзиль Рамилович
    Габитов Фанзиль Рамилович
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 8
    • Всего просмотров: 126159
    • Всего материалов: 34

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Курс повышения квалификации

Химия окружающей среды

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 438 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 350 человек

Мини-курс

История России: ключевые события и реформы

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 77 человек

Мини-курс

Управление личной продуктивностью менеджера

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе