План
I.
Актуальность темы.
II.
Теоретические основы использования приемов
моделирования при ознакомлении с окружающим миром детей с нарушением речи.
III.
Практическая часть использования метода
моделирования при ознакомлении с окружающим миром детей с нарушением речи.
IV.
Заключение.
Литература.
Актуальность
В
проекте «Государственного стандарта дошкольного образования» одной из линий развития
ребенка является познавательно-речевая. Поэтому одна из центральных задач
воспитания и обучения дошкольников - «развивать ребенка как субъекта познания:
его любознательности, инициативности, самостоятельности, формирование
представлений об окружающем мире, о себе, о других людях». Реализация этой
задачи в группах для детей с нарушениями речи требует изучения психологических
особенностей детей с ОНР и путей их коррекции и развития. Процесс познания
окружающего мира для детей с нарушениями речи сложен. Для детей с общим
недоразвитием речи характерна недостаточная сформированностъ процессов, тесно
связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение внимания, памяти,
словесно-логического мышления, в том числе и опосредствованного. Характерно,
что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную
деятельность. Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает
отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой
сферы, и, как следствие, на развитие познавательных интересов и способностей
детей с ОНР. Учет этих особенностей лежит в основе целенаправленного
педагогического руководства развитием познавательной сферы таких детей.
На современном этапе развития педагогической теории и
практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к
обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и
совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности
коррекционного воздействия (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А.
Стребелева, Г.В. Чиркина и др.).
Исследователи в области логопедии и специальной психологии
и педагогики отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на
формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных
качеств (И. Т. Власенко, Ю. А. Гаркуша В. А. Ковшиков, Е. Ф. Соботович, Л. И.
Тигранова, О. Н. Усанова и др.).
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и
основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются
образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные
модели. Исследования показали, что одной из основных способностей,
складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному
решению познавательных задач. Она состоит в том, что, решая ту или иную задачу,
требующую выявления и анализа свойств предметов, построения и реализации замысла,
ребенок использует общественно выработанные вспомогательные средства – сенсорные
эталоны, символы, наглядные модели. Такие средства могут выступать как во
внешней, так и во внутренней форме (то есть в форме наглядных образов).
Способность к опосредованию формируется в разных видах деятельности. Один из
видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию.
Таким
образом, использование метода графического моделирования на занятиях по ознакомлению
с окружающим с детьми с нарушением речи положительно влияет на сознательное
овладение детьми программным материалом, способствует активизации
познавательной деятельности детей, осознанному установлению
причинно-следственных связей, развитию и коррекции психических процессов и
соответственно речевых навыков, что приводит к повышению эффективности коррекционно-развивающего
воздействия.
Теоретический аспект
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Образ
мира — это сложная, целостная система знаний и представлений человека о мире
вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности. Формирование образа мира
- сложный и длительный процесс, который начинается с момента рождения человека
и продолжается всю его жизнь.
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной
направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым
условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность
переходит в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной
деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на
получение новых впечатлений об окружающем мире (по М. И. Лисиной). С ростом и
развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к
познавательной деятельности, которая, как любая деятельность, характеризуется
определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная
часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета
и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции) (по A.
H. Леонтьеву).
Итак, в период дошкольного детства происходит зарождение
первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей
свою специфику на каждом возрастном этапе. Образ мира формируется и существует
в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека,
которую мы рассматриваем как сложное образование, обеспечивающее человеку
нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и
развитие личности в нашем мире.
В познавательной сфере можно выделить три компонента:
1.
Познавательные (психические) процессы. К ним относятся: восприятие; внимание;
память; воображение; мышление (представленное тремя основными видами мышления:
наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим - и мыслительными
операциями: анализ, синтез, обобщение; классификация; сравнение и пр.).
2.
Информация. Включает в себя опыт и достижения, накопленные человечеством на
пути познания мира. Сюда же относятся источники информации, где человечество
отражает, фиксирует, собирает и сохраняет опыт и достижения своего исторического
развития.
3.
Отношение. Рассматривается как чувственно-эмоциональный опыт человека, который
складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты, предметы,
явления и события нашего мира.
Все
компоненты познавательной сферы теснейшим образом связаны между собой, они дополняют
и определяют друг друга.
Итак, уровень сформированное познавательных (психических)
процессов (первый компонент) определяет возможности ребенка в познании, т. е.
способы получения информации (или способы познания), которые использует ребенок
в том или ином возрасте; пути переработки информации; степень «погружения»
ребенка в различную информацию (второй компонент), степень ее осознания и
усвоения.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает
образовательную деятельность воспитателя со всеми тремя компонентами познавательной
сферы детей, которая осуществляется на занятиях по разделу «Ребенок и
окружающий мир».
В этом разделе основная задача - сформировать у детей
целостное восприятие и представления о различных предметах и явлениях
окружающей действительности, а также дать представление о человеке, о строении
его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека и его
взаимоотношениях в социуме, приобщая ребенка к приобретению начального опыта
общечеловеческих ценностей.
Кроме того, в ходе ознакомления с окружающим у детей
формируются представления о предметном мире, созданном руками человека.
Ознакомление с окружающим может также обогатить чувственный опыт ребенка,
научить его быть внимательным к тому, что его окружает, — смотреть и видеть,
слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта
неразрывно связано с развитием чувственного познания: ощущений, различных
видов восприятия и представлений. Формируя адекватные представления об
окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и подготавливаем к восприятию
словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок,
песен). В процессе ознакомления с природой у детей формируются
образы-представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи объектов и явлений
природы, а также о жизни и деятельности человека. Детей учим видеть и понимать
реальные причинные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому
воспитанию детей.
Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по направлениям:
ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром,
созданным человеком; ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями
природы. Каждое из этих направлений знакомит детей с определенным типом
свойств, связей и отношений, специфических для данной области, действительности.
Ознакомление с окружающим будет обеспечивать существенное развитие умственного
воспитания детей лишь в том случае, когда им будут даваться не отдельные
знания о предмете или явлении, а определенная целостная система знаний, отражающая
существенные связи и зависимости в той или иной области.
Организация занятий по разделу «Ребенок и окружающий мир»
осуществляется на основе личностно – ориентированного подхода с учетом
возрастных и индивидуально – типологических особенностей детей дошкольного
возраста.
В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более
сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и
отношений между предметами, явлениями, действиями.
У детей 4-5 лет активно развивается потребность в новых
знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и
любопытстве ребёнка и позволяет ему выходить за пределы непосредственно
ощущаемого. Отмечается развитие способности выстраивать простые умозаключения,
что является свидетельством возникновения словесно-логического мышления, не
связанного с конкретной ситуацией. Грамотное использование взрослыми этих
возможностей ребёнка способствует его познавательному развитию.
К 5-6 годам у ребёнка накапливается большой багаж знаний,
который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими
знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению
познавательной мотивации в общении. Кроме коммуникативной, развивается
планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически
выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование,
которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей
деятельности.
У детей 6-7 лет попытки самостоятельно придумать объяснение
различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных
способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой,
символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать
их самостоятельно.
Иная картина наблюдается у детей дошкольного возраста с
нарушениями речи (ОНР). Отмечаются следующие особенности формирования и развития
речевых умений и навыков:
·
низкий уровень развития лексической стороны речи.
При ограниченности словарного запаса отмечается преобладание предметного
словаря по отношению к другим частям речи. У детей с недоразвитием речи
лексика неточна по значению. Отмечается преобладание слов-названий
обиходно-бытовых предметов и действий, недостаток слов-обобщений.
·
по - иному происходит становление
словообразовательной системы языка. Период детского словотворчества наступает
позже и продолжается дольше. Лексические и грамматические недостатки часто
сочетаются.
·
отмечается низкий уровень способности к построению
предложения. Такие дошкольники зачастую не могут правильно повторить фразу более
чем из четырех слов: искажают порядок слов или уменьшают их количество.
·
Известно, что для осуществления речевого общения
необходимо умение выражать и передавать мысли. Этот процесс у детей с ОНР
затруднен. Исследования В.К. Воробьевой, С.Н. Шаховской и других позволяют
говорить также о том, что у детей с ОНР недостаточно развито умение связно и
последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических
конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают трудности в программировании
высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в
отборе материала для той или иной цели.
Таким образом, замедление речевого развития, трудности в
овладении словарным запасом, грамматическим строем в совокупности с
особенностями восприятия обращенной речи ограничивает речевые контакты ребенка
со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной функции
общения и развития познавательной деятельности.
Также наряду с указанными речевыми особенностями характерна
и недостаточная сформированностъ психических процессов у детей с нарушением
речи:
·
нарушение слухового и зрительного внимания;
·
особенности развития мнестических процессов
(Жаренкова Г.И.);
·
недостаточная сформированность операций мышления
(сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение). Такие дети испытывают
затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков,
суждения и умозаключения бедны и отрывочны, логически не связаны друг с другом;
·
отмечаются особенности протекания произвольной деятельности
(Коробейников И.А.).
Таким образом, учитывая особенности развития детей с
нарушениями речи, воспитателю, работающему на группе компенсирующего вида, при
осуществлении образовательной деятельности по разделу «Ребенок и окружающий мир»
необходимо стремиться к поиску эффективных методов и приемов, способствующих
более полному и осознанному восприятию действительности.
Исследования показали, что одной из основных способностей,
складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному
решению познавательных задач. Она состоит в том, что, решая ту или иную задачу,
требующую выявления и анализа свойств предметов, построения и реализации
замысла, ребенок использует общественно выработанные вспомогательные средства –
сенсорные эталоны, символы, наглядные модели. На основе данной особенности
дошкольников основан метод графического моделирования, являющийся наиболее
эффективным при ознакомлении с окружающим миром детей с нарушениями речи.
Модель – это предметное,
графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели
называется моделирующей деятельностью.
Задача данного метода –
способствовать усвоению детьми знаний об окружающем мире, что в свою очередь,
способствует успешной его социализации
Как известно, модель – это система объектов или
знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала.
Модель используется в качестве заместителя изучаемого материала.
Под наглядным моделированием понимается система действий по
построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы
(модели), элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой
другой системы.
В педагогике и психологии выявлены возможности успешного
применения наглядного моделирования в обучении детей дошкольного возраста и
развитии их мышления. Деятельность с непосредственно воспринимаемыми моделями
позволяет детям уже на уровне наглядно-образного мышления усваивать знания и
умения, понимать некоторые принципы, связи и закономерности, лежащие в основе
явлений и предметов. По данным исследований А.М. Сиверио обучение, направленное
на развитие способности к наглядному моделированию, развивает и общую
умственную способность к логическому мышлению вообще.
Графическое моделирование основано на принципе замещения
реальных объектов схематическими изображениями, знаками. Исследования Николаевой
С.Н., Кондратьевой Н.Н. и других ученых доказывают целесообразность
использования моделей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, так как у
детей дошкольного возраста преобладает образное мышление, а восприятие слова,
если оно не сопровождается изображением, затруднено. Поэтому графические модели
помогают лучше, чем другие средства наглядности, выделить, обобщить, систематизировать
существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности.
Работая с моделью, особенно на занятиях познавательного
содержания, дети с нарушением речи активнее включаются в деятельность, легче
усваивают материал. Процесс обучения детей на занятиях превращается из трудного
объяснения связей и закономерностей окружающего мира в интересную наглядно-практическую
деятельность.
С помощью различных вариантов моделей у детей с нарушением
речи развивается способность к пространственному мышлению, воображению, дети
учатся сравнивать, обобщать, классифицировать; у них совершенствуется память,
наблюдательность, речь; уточняются и упорядочиваются знания, происходит
осмысление информации, развивается самостоятельность. Использование моделей на
занятиях обеспечивает мыслительную активность ребенка, помогает педагогу
отслеживать уровень и качество усвоения программного материала.
Таким образом, метод графического моделирования является
мотивационной и стимулирующей предпосылкой для познавательной и речевой
активности детей с особенностями речевого развития.
Образовательная деятельность педагога на группе
компенсирующего вида организуется с учетом результатов диагностического
обследования, проводимого три раза в учебном году: в начале, середине и в конце
года. Учитывая то, что мы решили при организации образовательного процесса с
детьми, имеющими нарушения речи, использовать метод графического моделирования
на занятиях по разделу «Ребенок и окружающий мир», то нами была проведена диагностика
по следующим направлениям (Приложение № 1):
·
уровень знаний по разделу «Ребенок и окружающий
мир»;
·
уровень способности к установлению причинно –
следственных связей;
·
развитие психических процессов (данные педагога -
психолога);
·
уровень развития речи (данные учителя - логопеда)
Опираясь на исследования Л. Венгер, А. Горячева, в своей
работе мы использовали следующую последовательность обучения детей
моделированию:
- Отработка
действий замещения как в направлении овладения диапазоном использования
заместителей, так и в направлении постепенного усвоения их условного
значения, перехода от предметов-заместителей к знакам, условно
обозначающим предмет.
- Построение
и использование моделей пошаговых действий. Примерами таких моделей является
последовательность одевания, умывания, сервировки стола, различных трудовых
процессов. Работая с данной моделью, дети учатся описывать порядок
действий для достижения заданной цели, выполнять изображенную
последовательность действий, описывать свои действия, расставлять события
в правильной последовательности и находить ошибки в неправильной последовательности
действий.
- Построение
и использование мнемотаблиц. В основном мнемотаблицы выполняют обучающую
функцию. В основе мнемотехники лежит умение обозначать символами реальные
образы, отражая общие признаки объекта (Т. Большева). Мнемотаблицы –
графическая аналогия, модель. Овладение приемами работы с мнемотаблицами
значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачу,
направленную на перекодирование информации, т.е. преобразование
абстрактных символов в образы.
- Создание
моделей по собственному замыслу (модели отношений сходства и различия
между понятиями, образами, объектами и явлениями).
Модель
как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае,
когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и
связи. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.
Актуализацию усвоенных навыков метода моделирования мы осуществляли по
следующим направлениям:
1)
детям предлагали описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее
усвоенной ими;
2)
организовывали сравнение двух объектов между собой, учили выделять признаки
различия и сходства, одновременно давали задание последовательно отбирать и
выкладывать на панно схемы - модели, замещающие эти признаки;
3)
постепенно увеличивали количество сравниваемых объектов до трех-четырех;
4)
обучали детей моделированию существенных или значимых для деятельности
признаков;
5)
руководили самостоятельным созданием моделей элементарных понятий, таких как
«рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое»,
«неживое» и т.д.
В дошкольном возрасте для ознакомления с окружающим миром
детей использовали разные виды моделей.
1.
Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и
внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные
предметы или конструкции.
2.
Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и
отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги
разных оттенков зелёного цвета мы использовали при абстрагировании цвета листьев
растений; изображения геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и
замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая)
– при абстрагировании и замещении характера поверхности части растений –
листьев, стеблей и т. д. (Данные разработаны Н.И.Ветровой.)
3.
Графические модели (графики, схемы, таблицы и т. д.) передают обобщенно
(условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели
могут быть календарь погоды, таблица фиксации признаков времени года и так
далее. Например, при формировании понятия «дикие животные» в старшей
группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые
признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма и части
тела, покров тела, особенности питания, способ защиты, в котором появляется
приспособленность животного к самозащите в условиях дикой природы.
Особое место в работе с детьми с нарушением речи занимает использование
в качестве дидактического материала мнемодорожек и мнемотаблиц.
Начиная работу с использованием графических моделей на
занятиях по разделу «Ребенок и окружающий мир» мы использовали мнемодорожки. Основой
зрительной опоры в мнемодорожке является изображение главного признака
(явления, предмета, животного или профессии), посредством которого происходит
осознание содержания происходящих событий, явлений.
Работа с мнемодорожками осуществлялась поэтапно. На первом
этапе мы с детьми рассматривали мнемодорожки и анализировали изображенные на
ней символы и картинки. Затем мы предлагали детям рассказать, что обозначает
заданный символ. Таким способом дети перекодировали информацию, т.е. преобразовывали
абстрактные символы в реальные образы. При этом основную роль брал на себя
педагог, который показывал и подводил детей до осознания того содержания, которое
он закодировал в графической модели.
Следующим шагом после перекодирования было закрепление
материала с опорой на символы (образы), т.е. воспроизведение закодированной
информации со зрительной опорой на графическую модель. Усвоив принцип
предлагаемой наглядности, дети постепенно стали использовать ее для
активизации и оречевления полученных знаний; воспринимать и дифференцировать
контурные, схематичные изображения.
Так, например, детям
предлагалось рассказать о сезонном изменении цвета шубки белки, для этого с
помощью воспитателя дошкольники кодировали абстрактные временные признаки
(лето, зима) в символы - «солнце-это будет обозначать лето, а снежинки - зиму»,
- давалось задание: «Рассказать по схеме».
При усвоении умений и навыков поэтапного использования графической
модели, мы предлагали детям выполнить графическую зарисовку мнемодорожки (с
предоставлением необходимой помощи со стороны взрослого).
Например, следующим образом выглядит мнемодорожка «Причины
отлета птиц осенью в теплые края»
На начальных этапах при использовании мнемодорожек детям,
имеющими нарушения речи, мы предлагали цветные картинки, что облегчало
запоминание ими образов, предметов, характерных признаков (например, лиса –
рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета,
мышка – серая, солнышко желтое и красное (теплое) и другие образы).
Далее в работе мы перешли на более сложный уровень - обучение
детей называть и признаки, и действия, и качества предметов. При использовании большого
количества символов (схематических изображений) мнемодорожка становилась очень
нагруженной, длинной. В связи с этим, мы на занятиях стали использовать новый
вид моделирования - мнемотаблицу. Научившись оперировать и использовать в своей
познавательной деятельности мнемодорожки, дети легко осваивают обучающие
мнемотаблицы.
Так, например, используя разные графические модели в
процессе ознакомления детей с животными, мы сделали вывод, что необходимо
разработать обобщенную мнемотаблицу со сменными карточками, которую мы предлагаем
детям на занятиях по теме «Домашние и дикие животные».
На
занятиях по ознакомлению
детей с животными разных климатических зон: «Путешествие к Снежной
королеве» и «Верблюд - корабль пустыни», я использую графические модели,
которые помогают детям актуализировать знания об этих животных (их внешнем
виде, повадках, умении приспособиться к климатическим условиям).
Осуществляя
образовательную деятельность с детьми, имеющими нарушения речи, с использованием
метода графического моделирования, в частности, мнемотехники, мы отмечаем, что
дети с интересом воспринимают предлагаемую информацию о предметах и явлениях
окружающего мира, осознанно, относительно самостоятельно устанавливают причинно
– следственные связи, наблюдается более продуктивное протекание процессов
запоминания. При развитии познавательной активности ребенка посредством
использования метода графического моделирования также активизируются речевые
умения и навыки. С помощью моделей дети овладевают более точной тематической
лексикой, как его количественными, так и качественными характеристиками. Высказывания
ребенка с нарушением речи становятся развернутыми, грамматически правильно
оформленными.
Использование графического моделирования в различных видах деятельности.
Имеющимися приемами и навыками, полученными в результате
использования графического метода моделирования, дети с нарушениями речи
оперируют в различных видах совместной и самостоятельной деятельности
Так, например, в зоне экспериментирования дети используют
символы для обозначения материалов и методов исследования. Для того чтобы
материалы, собранные в ходе исследования, не забылись и не потерялись, их надо
фиксировать. Взрослый - исследователь обычно их записывает. Дети дошкольного
возраста фиксируют результаты экспериментирования, используя мнемодорожки, мнемотаблицы
и различные графические модели.
Осуществляя совместную деятельность по заданию учителя –
логопеда, с помощью условных заместителей, схем и рисунков закрепляем у детей навыки
правильного использования лексико – грамматических категорий:
·
согласование числительных с существительным (один
носок, два носка, пять носков);
·
умение подбирать прилагательные к заданному существительному;
·
образовывать слова с помощью суффиксов с опорой на
величину предмета (заяц, зайчик, зайчонок, зайчище);
·
употребление антонимов 9высокий – низкий) и так
далее.
Предметные и предметно-схематические модели лежат в основе
развития связной речи детей. С их помощью дети определяют последовательность
изложения в процессе пересказа, составления описательных рассказов или загадок
описания.
С помощью графических моделей дети в сюжетно-ролевых играх
передают ролевые взаимодействия (главная – второстепенная роль), у них также активизируется
диалогическая речь, характеризующая установленные отношения в игре. Этим
развивается способность планировать, систематизировать, регулировать, и активно
осуществлять свою деятельность без постоянного внешнего руководства и помощи,
способность адекватно оценивать процесс и результат своей деятельности.
Использование графических моделей пошаговых действий в
трудовой деятельности способствовало формированию трудовых умений и навыков:
распределять обязанности, готовить рабочее место, выполнять последовательность
действий (например, при умывании) взаимодействовать в парах, тройках,
минигруппах; делать анализ и самоанализ выполненной работы.
Данный метод работы с детьми очень помогает нам в решении
задач здоровьесбережения воспитанников. Использование моделирования помогает
ребенку пользоваться схемами умывания, одевания, правильной посадки за
столами, усвоить правила личной гигиены, элементарные правила безопасности.
Взаимодействие с учителем-логопедом.
Воспитатель группы для детей с нарушениями речи выполняет
помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, направленных на
устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, познавательных сферах,
обусловленных особенностями речевого дефекта.
Поэтому успех образовательной деятельности определяется
строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всей
жизнедеятельности детей в ДОУ.
Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное
взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя (при разных функциональных
задачах и методах коррекционной работы).
Занятия, проводимые воспитателем по разделу «Ребенок и
окружающий мир», предшествуют занятиям учителя-логопеда, обеспечивая тем самым
необходимую познавательную и мотивационную базу для коррекции особенностей
психоречевого развития ребенка. Поэтому при изучении определенной лексической
темы учителем-логопедом уточняется словарный минимум (предметный, глагольный,
словарь признаков), который дети должны усвоить в экспрессивной, импрессивной
речи; какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий
период обучения. На основании комплексной «Программы воспитания и обучения в
детском саду» под ред. Васильевой М.А., рекомендаций учителя-логопеда мы определяем
тот объем знаний и лексическую нагрузку, а также структуру занятия при
ознакомлении с окружающим миром, используя метод графического моделирования.
Учитель-логопед, в свою очередь, на основании полученных детьми знаний о
предметах и явлениях окружающего мира, посредством привлечения уже знакомой
ребенку системы символов, изображений (мнемодорожек, мнемотаблиц и других
графических моделей) занимается коррекцией и развитием речи на занятиях по
формированию лексико-грамматических категорий, навыков связной речи (при
составлении описательных рассказов, пересказывании).
Взаимодействие с родителями
Для всестороннего и гармоничного развития ребенка, его
социализации необходимо взаимодействие семьи и дошкольного образовательного
учреждения в лице его сотрудников. Взаимодействие с семьей является одной из
важных задач. Дети часто находятся между этими двумя важнейшими институтами
воспитания, попадая в мир противоречивых требований, а это влияет на их эмоциональное
и психологическое развитие.
Ребенок наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если
родитель будет владеть элементарными приемами графического моделирования, это
создаст дополнительную мотивацию для эффективного взаимодействия ребенка и взрослого
дома, что положительно повлияет на возникновение у него ситуации успеха.
Но как вовлечь в эту работу родителей?
Взаимодействие с родителями мы проводим в двух формах:
устной и письменной. Преимущества личностно – ориентированного общения широко
известны. В настоящее время существуют различные устные формы взаимодействия с
родителями. Одной из наиболее эффективных являются консультации с практической
направленностью (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные). Тематика данных
консультаций разнообразна: «Узнаю, научусь, сумею в домашних условиях»,
«Секреты Умейки-Нескучайки.
Также, нами активно используются разного рода письменные
рекомендации в виде памяток, брошюр и др. Данная форма работы с родителями имеет
свои преимущества:
·
Родителям бывает сложно удержать в памяти всю
необходимую информацию, которую они получают во время бесед и консультаций со
специалистами ДОУ.
·
Памятка или брошюра является в определенной степени
опорой для осмысления родителями полученных рекомендаций.
·
Письменные рекомендации являются определенным
алгоритмом для последующих действий родителей.
Данному процессу
способствует и организация работы с родителями на качественно новом уровне.
Работа с родителями одна из важнейших сторон моей деятельности. Она требует серьёзной
подготовки, а положительные результаты благотворно действуют не только на
родительский коллектив, но и на детский.
В начале года провела
анкетирование родителей, что позволило поближе познакомиться с родителями и
узнать много о детях. Родители нашей группы очень внимательны и доброжелательны,
постоянно интересуются, что делал ребенок, и что собирается делать, очень чутко
относятся к проблемам своих детей, испытывают тревогу за их будущее. К каждому
родителю проявляем индивидуальный подход, с учетом его взглядов и требований.
Использование на
занятиях по разделу «Ребенок и окружающий мир» и развитие памяти - длительная
работа, проходящая при активном участии родителей. В течение года проводили:
Родители
с большим интересом и пониманием отнеслись к этому роду деятельности. Семья
Усцелемовых изготовила нам схемы-алгоритмы «Одевания-раздевания», а семья
Серебряковых сфотографировала и составила последовательность умывания.
Некоторые родители с удовольствием составляют схемы составления рассказов по
лексическим темам (напр. семья Атможитовых с творчеством походит к этому делу,
что подвигло составить брошюру с их составленными схемами для других
родителей).Подобная работа сплачивает детей и родителей группы. Родители
отмечают эффект от этой работы при заучивании стихов, составлении рассказов и пересказов.
Заключение
Итак, результаты образовательной деятельности педагога с
детьми показывают, что применение метода графического моделирования при актуализации
и систематизации знаний дошкольников об окружающем мире дает положительные
результаты:
·
отмечается удовлетворительная динамика воспитании и развитии
речевых навыков и умений: активизировалась тематическая лексика (всех частей
речи); связные высказывания стали более развернутыми, детьми в речи используются
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, дошкольники с нарушением речи
овладевают навыком составления описательных рассказов, загадок – описаний и
т.д.
·
дети осознанно и с минимальной помощью со стороны взрослого
стали устанавливать причинно – следственные связи явлений окружающего мира
·
отмечаются предпосылки развития целостного восприятия
детьми окружающего мира, во взаимосвязи событий и явлений, экосистемах
·
у детей наблюдается стремление к исследованиям,
экспериментированию, самопознанию
Таким образом, полученные
результаты показывают, что графическое моделирование является одним из
эффективных методов базирующегося на особенностях наглядно-образного мышления
и писхоречевого развития детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи при
организации и осуществления мероприятий коррекционно – образовательной
деятельности. Литература
- Базик
И. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное
воспитание. – 1984. - № 11.
- Белоусова
Л.Е. Выучить стихи это просто»
- Бойкова
С.В Занятия с логопедом по развитию связно речи у детей 5-7 лет
- Баряева
Л.Б., Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина серия рабочих тетрадей «Я - говорю»,
упражнения с пиктограммами (ребенок и окружающий мир, ребенок и мир
растений, ребенок в школе, ребенок и явления природы, ребенок и его дом, я
-ребенок, ребенок в семье, ребенок и его игрушки), 2007.
- Венгер
Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //
Дошкольное воспитание. – 1982. - № 3.
- Воронкевич
О.А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми
(коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы)
- Малетина
Н, Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР
- Полянская
Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей
дошкольного возраста, 2009
- Савенков
А.И. Маленький исследователь или как научить дошкольника приобретать
знания.
- Ткаченко
Тематический словарь в картинках
- Чухачева
Е.В.Моделирование как метод формирования связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.