Главная / Логопедия / Использование графического моделирования в качестве дидактического материала по развитию памяти

Использование графического моделирования в качестве дидактического материала по развитию памяти

План

  1. Актуальность темы.

  2. Теоретические основы использования приемов моделирования при ознакомлении с окружающим миром детей с нарушением речи.

  3. Практическая часть использования метода моделирования при ознакомлении с окружающим миром детей с нарушением речи.

  4. Заключение.

Литература.



























Актуальность

В проекте «Государственного стандарта дошкольного образования» одной из линий развития ребенка является познавательно-речевая. Поэтому одна из центральных задач воспитания и обучения дошкольников - «развивать ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности, формирование представлений об окружающем мире, о себе, о других людях». Реализация этой задачи в группах для детей с нарушениями речи требует изучения психологических особенностей детей с ОНР и путей их коррекции и развития. Процесс познания окружающего мира для детей с нарушениями речи сложен. Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированностъ процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение внимания, памяти, словесно-логического мышления, в том числе и опосредствованного. Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, и, как следствие, на развитие познавательных интересов и способностей детей с ОНР. Учет этих особенностей лежит в основе целенаправленного педагогического руководства развитием познавательной сферы таких детей.

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.).

Исследователи в области логопедии и специальной психологии и педагогики отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных качеств (И. Т. Власенко, Ю. А. Гаркуша В. А. Ковшиков, Е. Ф. Соботович, Л. И. Тигранова, О. Н. Усанова и др.).

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Исследования показали, что одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Она состоит в том, что, решая ту или иную задачу, требующую выявления и анализа свойств предметов, построения и реализации замысла, ребенок использует общественно выработанные вспомогательные средства – сенсорные эталоны, символы, наглядные модели. Такие средства могут выступать как во внешней, так и во внутренней форме (то есть в форме наглядных образов). Способность к опосредованию формируется в разных видах деятельности. Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию.

Таким образом, использование метода графического моделирования на занятиях по ознакомлению с окружающим с детьми с нарушением речи положительно влияет на сознательное овладение детьми программным материалом, способствует активизации познавательной деятельности детей, осознанному установлению причинно-следственных связей, развитию и коррекции психических процессов и соответственно речевых навыков, что приводит к повышению эффективности коррекционно-развивающего воздействия.


Теоретический аспект


Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Образ мира — это сложная, целостная система знаний и пред­ставлений человека о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности. Формирование образа мира - сложный и длительный про­цесс, который начинается с момента рождения человека и про­должается всю его жизнь.

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптировать­ся на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность - состояние внут­ренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение но­вых впечатлений об окружающем мире (по М. И. Лисиной). С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, ко­торая, как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, со­ответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуще­ствления (действия и операции) (по A. H. Леонтьеву).

Итак, в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном эта­пе. Образ мира формируется и существует в процессе зарожде­ния, развития и функционирования познавательной сферы чело­века, которую мы рассматриваем как сложное образование, обес­печивающее человеку нормальное и полноценное интеллекту­альное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.

В познавательной сфере можно выделить три компонента:

1. Познавательные (психические) процессы. К ним относят­ся: восприятие; внимание; память; воображение; мышление (пред­ставленное тремя основными видами мышления: наглядно-дейст­венным, наглядно-образным и логическим - и мыслительными операциями: анализ, синтез, обобщение; классификация; сравне­ние и пр.).

2. Информация. Включает в себя опыт и достижения, накоп­ленные человечеством на пути познания мира. Сюда же относят­ся источники информации, где человечество отражает, фиксиру­ет, собирает и сохраняет опыт и достижения своего историческо­го развития.

3. Отношение. Рассматривается как чувственно-эмоциональ­ный опыт человека, который складывается из отдельных эмо­циональных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира.

Все компоненты познавательной сферы теснейшим образом связаны между собой, они дополняют и определяют друг друга.

Итак, уровень сформированное познавательных (психических) процессов (первый компонент) определяет возможности ребенка в познании, т. е. способы получения информации (или способы познания), которые использует ребенок в том или ином возрас­те; пути переработки информации; степень «погружения» ребен­ка в различную информацию (второй компонент), степень ее осо­знания и усвоения.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста подра­зумевает образовательную деятельность воспитателя со всеми тремя компонентами позна­вательной сферы детей, которая осуществляется на занятиях по разделу «Ребенок и окружающий мир».

В этом разделе основная задача - сформировать у детей целостное воспри­ятие и представления о различных пред­метах и явлениях окружающей действи­тельности, а также дать представление о человеке, о строении его тела, об основ­ных функциях организма, о видах дея­тельности человека и его взаимоотноше­ниях в социуме, приобщая ребенка к приобретению начального опыта общечеловеческих ценностей.

Кроме того, в ходе ознакомления с ок­ружающим у детей формируются пред­ставления о предметном мире, созданном руками человека. Ознакомление с окру­жающим может также обогатить чувст­венный опыт ребенка, научить его быть внимательным к тому, что его окружает, — смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувст­венного опыта неразрывно связано с раз­витием чувственного познания: ощуще­ний, различных видов восприятия и представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы со­здаем чувственную основу для слова и подготавливаем к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отноше­ний (стихов, рассказов, сказок, песен). В процессе ознакомления с природой у де­тей формируются образы-представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи объектов и явлений природы, а также о жизни и деятельности человека. Детей учим видеть и понимать реальные причинные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому вос­питанию детей.

Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по направ­лениям: ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предмет­ным миром, созданным человеком; ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями природы. Каждое из этих направлений знакомит детей с опреде­ленным типом свойств, связей и отношений, специфических для данной области, действительности. Ознакомление с окру­жающим будет обеспечивать существен­ное развитие умственного воспитания детей лишь в том случае, когда им будут да­ваться не отдельные знания о предмете или явлении, а определенная целостная система знаний, отражающая сущест­венные связи и зависимости в той или иной области.

Организация занятий по разделу «Ребенок и окружающий мир» осуществляется на основе личностно – ориентированного подхода с учетом возрастных и индивидуально – типологических особенностей детей дошкольного возраста.

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

У детей 4-5 лет активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка и позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Отмечается развитие способности выстраивать простые умозаключения, что является свидетельством возникновения словесно-логического мышления, не связанного с конкретной ситуацией. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка способствует его познавательному развитию.

К 5-6 годам у ребёнка накапливается большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

У детей 6-7 лет попытки самостоятельно придумать объяснение различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

Иная картина наблюдается у детей дошкольного возраста с нарушениями речи (ОНР). Отмечаются следующие особенно­сти формирования и развития речевых умений и навыков:

  • низкий уровень развития лексической стороны речи. При ограниченности словарного запаса отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи. У детей с недоразвитием речи лексика неточна по значению. Отмечается преобладание слов-названий обиходно-бытовых предметов и действий, недостаток слов-обобщений.

  • по - иному происходит становление словообразовательной системы языка. Период детского словотворчества наступает позже и продолжается дольше. Лексические и грамматические недостатки часто сочетаются.

  • отмечается низкий уровень способности к построению предложения. Такие дошкольники зачастую не могут правильно повторить фразу более чем из четырех слов: искажают порядок слов или уменьшают их количество.

  • Известно, что для осуществления речевого общения необходимо умение выражать и передавать мысли. Этот процесс у детей с ОНР затруднен. Исследования В.К. Воробьевой, С.Н. Шаховской и других позволяют говорить также о том, что у детей с ОНР недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели.

Таким образом, замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом, грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивает речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной функции общения и развития познавательной деятельности.

Также наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированностъ психических процессов у детей с нарушением речи:

  • нарушение слухового и зрительного внимания;

  • особенности развития мнестических процессов (Жаренкова Г.И.);

  • недостаточная сформированность операций мышления (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение). Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и при­знаков, суждения и умозаключения бедны и отрывочны, логически не связаны друг с другом;

  • отмечаются особенности протекания произвольной деятельности (Коробейников И.А.).

Таким образом, учитывая особенности развития детей с нарушениями речи, воспитателю, работающему на группе компенсирующего вида, при осуществлении образовательной деятельности по разделу «Ребенок и окружающий мир» необходимо стремиться к поиску эффективных методов и приемов, способствующих более полному и осознанному восприятию действительности.

Исследования показали, что одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Она состоит в том, что, решая ту или иную задачу, требующую выявления и анализа свойств предметов, построения и реализации замысла, ребенок использует общественно выработанные вспомогательные средства – сенсорные эталоны, символы, наглядные модели. На основе данной особенности дошкольников основан метод графического моделирования, являющийся наиболее эффективным при ознакомлении с окружающим миром детей с нарушениями речи.

Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.

Задача данного метода – способствовать усвоению детьми знаний об окружающем мире, что в свою очередь, способствует успешной его социализации

Как известно, модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемого материала.

Под наглядным моделированием понимается система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели), элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы.

В педагогике и психологии выявлены возможности успешного применения наглядного моделирования в обучении детей дошкольного возраста и развитии их мышления. Деятельность с непосредственно воспринимаемыми моделями позволяет детям уже на уровне наглядно-образного мышления усваивать знания и умения, понимать некоторые принципы, связи и закономерности, лежащие в основе явлений и предметов. По данным исследований А.М. Сиверио обучение, направленное на развитие способности к наглядному моделированию, развивает и общую умственную способность к логическому мышлению вообще.

Графическое моделирование основано на принципе замещения реальных объектов схематическими изображениями, знаками. Исследования Николаевой С.Н., Кондратьевой Н.Н. и других ученых доказывают целесообразность использования моделей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, так как у детей дошкольного возраста преобладает образное мышление, а восприятие слова, если оно не сопровождается изображением, затруднено. Поэтому графические модели помогают лучше, чем другие средства наглядности, выделить, обобщить, систематизировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности.

Работая с моделью, особенно на занятиях познавательного содержания, дети с нарушением речи активнее включаются в деятельность, легче усваивают материал. Процесс обучения детей на занятиях превращается из трудного объяснения связей и закономерностей окружающего мира в интересную наглядно-практическую деятельность.

С помощью различных вариантов моделей у детей с нарушением речи развивается способность к пространственному мышлению, воображению, дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать; у них совершенствуется память, наблюдательность, речь; уточняются и упорядочиваются знания, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность. Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность ребенка, помогает педагогу отслеживать уровень и качество усвоения программного материала.

Таким образом, метод графического моделирования является мотивационной и стимулирующей предпосылкой для познавательной и речевой активности детей с особенностями речевого развития.

Образовательная деятельность педагога на группе компенсирующего вида организуется с учетом результатов диагностического обследования, проводимого три раза в учебном году: в начале, середине и в конце года. Учитывая то, что мы решили при организации образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения речи, использовать метод графического моделирования на занятиях по разделу «Ребенок и окружающий мир», то нами была проведена диагностика по следующим направлениям (Приложение № 1):

  • уровень знаний по разделу «Ребенок и окружающий мир»;

  • уровень способности к установлению причинно – следственных связей;

  • развитие психических процессов (данные педагога - психолога);

  • уровень развития речи (данные учителя - логопеда)

Опираясь на исследования Л. Венгер, А. Горячева, в своей работе мы использовали следующую последовательность обучения детей моделированию:

  1. Отработка действий замещения как в направлении овладения диапазоном использования заместителей, так и в направлении постепенного усвоения их условного значения, перехода от предметов-заместителей к знакам, условно обозначающим предмет.

  2. Построение и использование моделей пошаговых действий. Примерами таких моделей является последовательность одевания, умывания, сервировки стола, различных трудовых процессов. Работая с данной моделью, дети учатся описывать порядок действий для достижения заданной цели, выполнять изображенную последовательность действий, описывать свои действия, расставлять события в правильной последовательности и находить ошибки в неправильной последовательности действий.

  3. Построение и использование мнемотаблиц. В основном мнемотаблицы выполняют обучающую функцию. В основе мнемотехники лежит умение обозначать символами реальные образы, отражая общие признаки объекта (Т. Большева). Мнемотаблицы – графическая аналогия, модель. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачу, направленную на перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.

  4. Создание моделей по собственному замыслу (модели отношений сходства и различия между понятиями, образами, объектами и явлениями).

Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.



Актуализацию усвоенных навыков метода моделирования мы осуществляли по следующим направлениям:

1) детям предлагали описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;

2) организовывали сравнение двух объектов между собой, учили выделять признаки различия и сходства, одновременно давали задание последовательно отбирать и выкладывать на панно схемы - модели, замещающие эти признаки;

3) постепенно увеличивали количество сравниваемых объектов до трех-четырех;

4) обучали детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков;

5) руководили самостоятельным созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т.д.

В дошкольном возрасте для ознакомления с окружающим миром детей использовали разные виды моделей.

1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы или конструкции.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета мы использовали при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности части растений – листьев, стеблей и т. д. (Данные разработаны Н.И.Ветровой.)

3. Графические модели (графики, схемы, таблицы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации признаков времени года и так далее. Например, при формировании понятия «дикие животные» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма и части тела, покров тела, особенности питания, способ защиты, в котором появляется приспособленность животного к самозащите в условиях дикой природы.

Особое место в работе с детьми с нарушением речи занимает использование в качестве дидактического материала мнемодорожек и мнемотаблиц.

Начиная работу с использованием графических моделей на занятиях по разделу «Ребенок и окружающий мир» мы использовали мнемодорожки. Основой зрительной опоры в мнемодорожке является изображение главного признака (явления, предмета, животного или профессии), посредством которого происходит осознание содержания происходящих событий, явлений.

Работа с мнемодорожками осуществлялась поэтапно. На первом этапе мы с детьми рассматривали мнемодорожки и анализировали изображенные на ней символы и картинки. Затем мы предлагали детям рассказать, что обозначает заданный символ. Таким способом дети перекодировали информацию, т.е. преобразовывали абстрактные символы в реальные образы. При этом основную роль брал на себя педагог, который показывал и подводил детей до осознания того содержания, которое он закодировал в графической модели.

Следующим шагом после перекодирования было закрепление материала с опорой на символы (образы), т.е. воспроизведение закодированной информации со зрительной опорой на графическую модель. Усвоив принцип предлагаемой наглядности, дети постепенно стали использовать ее для активизации и оречевления полученных знаний; воспринимать и дифференцировать контурные, схематичные изображения.

Тhello_html_m5d557cab.gifак, например, детям предлагалось рассказать о сезонном изменении цвета шубки белки, для этого с помощью воспитателя дошкольники кодировали абстрактные временные признаки (лето, зима) в символы - «солнце-это будет обозначать лето, а снежинки - зиму», - давалось задание: «Рассказать по схеме».

При усвоении умений и навыков поэтапного использования графической модели, мы предлагали детям выполнить графическую зарисовку мнемодорожки (с предоставлением необходимой помощи со стороны взрослого).

Например, следующим образом выглядит мнемодорожка «Причины отлета птиц осенью в теплые края»


На начальных этапах при использовании мнемодорожек детям, имеющими нарушения речи, мы предлагали цветные картинки, что облегчало запоминание ими образов, предметов, характерных признаков (например, лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, солнышко желтое и красное (теплое) и другие образы).

Далее в работе мы перешли на более сложный уровень - обучение детей называть и признаки, и действия, и качества предметов. При использовании большого количества символов (схематических изображений) мнемодорожка становилась очень нагруженной, длинной. В связи с этим, мы на занятиях стали использовать новый вид моделирования - мнемотаблицу. Научившись оперировать и использовать в своей познавательной деятельности мнемодорожки, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы.

Так, например, используя разные графические модели в процессе ознакомления детей с животными, мы сделали вывод, что необходимо разработать обобщенную мнемотаблицу со сменными карточками, которую мы предлагаем детям на занятиях по теме «Домашние и дикие животные».


На занятиях по ознакомлению детей с животными разных климатических зон: «Путешествие к Снежной королеве» и «Верблюд - корабль пустыни», я использую графические модели, которые помогают детям актуализировать знания об этих животных (их внешнем виде, повадках, умении приспособиться к климатическим условиям).


Осуществляя образовательную деятельность с детьми, имеющими нарушения речи, с использованием метода графического моделирования, в частности, мнемотехники, мы отмечаем, что дети с интересом воспринимают предлагаемую информацию о предметах и явлениях окружающего мира, осознанно, относительно самостоятельно устанавливают причинно – следственные связи, наблюдается более продуктивное протекание процессов запоминания. При развитии познавательной активности ребенка посредством использования метода графического моделирования также активизируются речевые умения и навыки. С помощью моделей дети овладевают более точной тематической лексикой, как его количественными, так и качественными характеристиками. Высказывания ребенка с нарушением речи становятся развернутыми, грамматически правильно оформленными.

Использование графического моделирования в различных видах деятельности.

Имеющимися приемами и навыками, полученными в результате использования графического метода моделирования, дети с нарушениями речи оперируют в различных видах совместной и самостоятельной деятельности

Так, например, в зоне экспериментирования дети используют символы для обозначения материалов и методов исследования. Для того чтобы материалы, собранные в ходе исследования, не забылись и не потерялись, их надо фиксировать. Взрослый - исследователь обычно их записывает. Дети дошкольного возраста фиксируют результаты экспериментирования, используя мнемодорожки, мнемотаблицы и различные графические модели.

Осуществляя совместную деятельность по заданию учителя – логопеда, с помощью условных заместителей, схем и рисунков закрепляем у детей навыки правильного использования лексико – грамматических категорий:

  • согласование числительных с существительным (один носок, два носка, пять носков);

  • умение подбирать прилагательные к заданному существительному;

  • образовывать слова с помощью суффиксов с опорой на величину предмета (заяц, зайчик, зайчонок, зайчище);

  • употребление антонимов 9высокий – низкий) и так далее.

Предметные и предметно-схематические модели лежат в основе развития связной речи детей. С их помощью дети определяют последовательность изложения в процессе пересказа, составления описательных рассказов или загадок описания.

С помощью графических моделей дети в сюжетно-ролевых играх передают ролевые взаимодействия (главная – второстепенная роль), у них также активизируется диалогическая речь, характеризующая установленные отношения в игре. Этим развивается способность планировать, систематизировать, регулировать, и активно осуществлять свою деятельность без постоянного внешнего руководства и помощи, способность адекватно оценивать процесс и результат своей деятельности.

Использование графических моделей пошаговых действий в трудовой деятельности способствовало формированию трудовых умений и навыков: распределять обязанности, готовить рабочее место, выполнять последовательность действий (например, при умывании) взаимодействовать в парах, тройках, минигруппах; делать анализ и самоанализ выполненной работы.

Данный метод работы с детьми очень помогает нам в решении задач здоровьесбережения воспитанников. Использование моделирования помогает ребенку пользоваться схемами умывания, одевания, правильной посадки за столами, усвоить правила личной гигиены, элементарные правила безопасности.


Взаимодействие с учителем-логопедом.

Воспитатель группы для детей с нарушениями речи выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, познавательных сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.

Поэтому успех образовательной деятельности определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всей жизнедеятельности детей в ДОУ.

Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Занятия, проводимые воспитателем по разделу «Ребенок и окружающий мир», предшествуют занятиям учителя-логопеда, обеспечивая тем самым необходимую познавательную и мотивационную базу для коррекции особенностей психоречевого развития ребенка. Поэтому при изучении определенной лексической темы учителем-логопедом уточняется словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в экспрессивной, импрессивной речи; какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения. На основании комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М.А., рекомендаций учителя-логопеда мы определяем тот объем знаний и лексическую нагрузку, а также структуру занятия при ознакомлении с окружающим миром, используя метод графического моделирования. Учитель-логопед, в свою очередь, на основании полученных детьми знаний о предметах и явлениях окружающего мира, посредством привлечения уже знакомой ребенку системы символов, изображений (мнемодорожек, мнемотаблиц и других графических моделей) занимается коррекцией и развитием речи на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, навыков связной речи (при составлении описательных рассказов, пересказывании).


Взаимодействие с родителями

Для всестороннего и гармоничного развития ребенка, его социализации необходимо взаимодей­ствие семьи и дошкольного образовательного учреждения в лице его сотрудников. Взаимодействие с семьей является одной из важных задач. Дети часто нахо­дятся между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, а это влияет на их эмо­циональное и психологическое развитие.

Ребенок наиболее чувствителен к влия­нию родителей. И если родитель будет владеть элементарными приемами графического моделирования, это создаст дополнительную мотивацию для эффективного взаимодействия ребенка и взрослого дома, что положительно повлияет на возникновение у него ситуации успеха.

Но как вовлечь в эту работу родителей?

Взаимодействие с родителями мы проводим в двух формах: устной и письменной. Преимущества личностно – ориентированного общения широко известны. В настоящее время существуют различные устные фор­мы взаимодействия с родителями. Одной из наиболее эффектив­ных являются консультации с практической направленностью (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные). Тематика данных консультаций разнообразна: «Узнаю, научусь, сумею в домашних условиях», «Секреты Умейки-Нескучайки.

Также, нами активно используются разного рода письменные рекомендации в виде памяток, брошюр и др. Данная форма работы с родителями имеет свои преимущества:

  • Родителям бывает сложно удержать в памяти всю необходимую информацию, которую они получают во время бесед и консультаций со специалистами ДОУ.

  • Памятка или брошюра является в определенной степени опорой для осмысления родителями полученных рекомендаций.

  • Письменные рекомендации являются определенным алгоритмом для последующих действий родителей.

Данному процессу способствует и организация работы с родителями на качественно новом уровне. Работа с родителями одна из важнейших сторон моей деятельности. Она требует серьёзной подготовки, а положительные результаты благотворно действуют не только на родительский коллектив, но и на детский.

В начале года провела анкетирование родителей, что позволило поближе познакомиться с родителями и узнать много о детях. Родители нашей группы очень внимательны и доброжелательны, постоянно интересуются, что делал ребенок, и что собирается делать, очень чутко относятся к проблемам своих детей, испытывают тревогу за их будущее. К каждому родителю проявляем индивидуальный подход, с учетом его взглядов и требований.

Использование на занятиях по разделу «Ребенок и окружающий мир» и развитие памяти - длительная работа, проходящая при активном участии родителей. В течение года проводили:

Родители с большим интересом и пониманием отнеслись к этому роду деятельности. Семья Усцелемовых изготовила нам схемы-алгоритмы «Одевания-раздевания», а семья Серебряковых сфотографировала и составила последовательность умывания. Некоторые родители с удовольствием составляют схемы составления рассказов по лексическим темам (напр. семья Атможитовых с творчеством походит к этому делу, что подвигло составить брошюру с их составленными схемами для других родителей).Подобная работа сплачивает детей и родителей группы. Родители отмечают эффект от этой работы при заучивании стихов, составлении рассказов и пересказов.



Заключение

Итак, результаты образовательной деятельности педагога с детьми показывают, что применение метода графического моделирования при актуализации и систематизации знаний дошкольников об окружающем мире дает положительные результаты:

  • отмечается удовлетворительная динамика воспитании и развитии речевых навыков и умений: активизировалась тематическая лексика (всех частей речи); связные высказывания стали более развернутыми, детьми в речи используются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, дошкольники с нарушением речи овладевают навыком составления описательных рассказов, загадок – описаний и т.д.

  • дети осознанно и с минимальной помощью со стороны взрослого стали устанавливать причинно – следственные связи явлений окружающего мира

  • отмечаются предпосылки развития целостного восприятия детьми окружающего мира, во взаимосвязи событий и явлений, экосистемах

  • у детей наблюдается стремление к исследованиям, экспериментированию, самопознанию

Таким образом, полученные результаты показывают, что графическое моделирование является одним из эффективных методов базирующегося на особенностях наглядно-образного мышления и писхоречевого развития детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи при организации и осуществления мероприятий коррекционно – образовательной деятельности. Литература

  1. Базик И. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 11.

  2. Белоусова Л.Е. Выучить стихи это просто»

  3. Бойкова С.В Занятия с логопедом по развитию связно речи у детей 5-7 лет

  4. Баряева Л.Б., Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина серия рабочих тетрадей «Я - говорю», упражнения с пиктограммами (ребенок и окружающий мир, ребенок и мир растений, ребенок в школе, ребенок и явления природы, ребенок и его дом, я -ребенок, ребенок в семье, ребенок и его игрушки), 2007.

  5. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 3.

  6. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми (коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы)

  7. Малетина Н, Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР

  8. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, 2009

  9. Савенков А.И. Маленький исследователь или как научить дошкольника приобретать знания.

  10. Ткаченко Тематический словарь в картинках

  11. Чухачева Е.В.Моделирование как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи




16


Использование графического моделирования в качестве дидактического материала по развитию памяти
  • Логопедия
Описание:
 

Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает образовательную деятельность воспитателя со всеми тремя компонентами познавательной сферы детей, которая осуществляется на занятиях по разделу «Формирование целостной картины мира».

В этом разделе основная задача - сформировать у детей целостное вос-притие и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также дать представление о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека и его взаимоотношениях в социуме, приобщая ребенка к приобретению начального опыта общечеловеческих ценностей. Ознакомление с окружающим будет обеспечивать существенное развитие умственного воспитания детей лишь в том случае, когда им будут даваться не отдельные знания о предмете или явлении, а определенная целостная система знаний, отражающая существенные связи и зависимости в той или иной области.

На основе данной особенности дошкольников основан метод графического моделирования, являющийся наиболее эффективным при ознакомлении с окружающим миром детей с нарушениями речи.

Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.

Как известно, модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемого материала.

Под наглядным моделированием понимается система действий по построе-нию, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели, элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы.

В педагогике и психологии выявлены возможности успешного применения наглядного моделирования в обучении детей дошкольного возраста и развитии их мышления.

Графическое моделирование основано на принципе замещения реальных объектов схематическими изображениями, знаками. Исследования Николаевой С. Н., Кондратьевой Н. Н. и других ученых доказывают целесообразность использования моделей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, так как у детей дошкольного возраста преобладает образное мышление, а вос-приятие слова, если оно не сопровождается изображением, затруднено. По-этому графические модели помогают лучше, чем другие средства наглядности, выделить, обобщить, систематизировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности.

С помощью различных вариантов моделей у детей с нарушением речи развивается способность к пространственному мышлению, воображению, дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать; у них совершенствуется память, наблюдательность, речь; уточняются и упорядочиваются знания, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность. Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность ребенка, помогает педагогу отслеживать уровень и качество усвоения программного материала.

Таким образом, метод графического моделирования является мотивационной и стимулирующей предпосылкой для познавательной и речевой активности детей с особенностями речевого развития.

Опираясь на исследования Л. Венгер, А. Горячева, в своей работе мы использовали следующую последовательность обучения детей моделированию:

1. Отработка действий замещения как в направлении овладения диапазоном использования заместителей, так и в направлении постепенного усвоения их условного значения, перехода от предметов-заместителей к знакам, условно обозначающим предмет.

2. Построение и использование моделей пошаговых действий. Примерами таких моделей является последовательность одевания, умывания, сервировки стола, различных трудовых процессов. Работая с данной моделью, дети учатся описывать порядок действий для достижения заданной цели, выполнять изображенную последовательность действий, описывать свои действия, расставлять события в правильной последовательности и находить ошибки в неправильной последовательности действий.

3. Построение и использование мнемотаблиц. В основном мнемотаблицы выполняют обучающую функцию. В основе мнемотехники лежит умение обозначать символами реальные образы, отражая общие признаки объекта (Т. Большева). Мнемотаблицы – графическая аналогия, модель. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачу, направленную на перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.

4. Создание моделей по собственному замыслу (модели отношений сходства и различия между понятиями, образами, объектами и явлениями) .

Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.

Актуализацию усвоенных навыков метода моделирования мы осуществляли по следующим направлениям:

1) детям предлагали описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;

2) организовывали сравнение двух объектов между собой, учили выделять признаки различия и сходства, одновременно давали задание последовательно отбирать и выкладывать на панно схемы - модели, замещающие эти признаки;

3) постепенно увеличивали количество сравниваемых объектов до трех-четырех;

4) обучали детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков;

5) руководили самостоятельным созданием моделей элементарных понятий, та-ких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.

В дошкольном возрасте для ознакомления с окружающим миром детей использовали разные виды моделей.

1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы или конструкции.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета мы использовали при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности части растений – листьев, стеблей и т. д. (Данные разработаны Н. И. Ветровой.)

3. Графические модели (графики, схемы, таблицы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации признаков времени года и так далее. Например, при формировании понятия «дикие животные» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма и части тела, покров тела, особенности питания, способ защиты, в котором появляется приспособленность животного к самозащите в условиях дикой природы.

Особое место в работе с детьми с нарушением речи занимает использование в качестве дидактического материала мнемодорожек и мнемотаблиц.

Работа с мнемодорожками осуществлялась поэтапно. На первом этапе мы с детьми рассматривали мнемодорожки и анализировали изображенные на ней символы и картинки. Затем мы предлагали детям рассказать, что обозначает заданный символ. Таким способом дети перекодировали информацию, т. е. преобразовывали абстрактные символы в реальные образы. При этом основную роль брал на себя педагог, который показывал и подводил детей до осознания того содержания, которое он закодировал в графической модели.

Следующим шагом после перекодирования было закрепление материала с опорой на символы (образы, т. е. воспроизведение закодированной информации со зрительной опорой на графическую модель. Усвоив принцип предлагаемой наглядности, дети постепенно стали использовать ее для активизации и оречевления полученных знаний; воспринимать и дифференцировать контурные, схематичные изображения.

Так, например, детям предлагалось рассказать о сезонном изменении цве-та шубки белки, для этого с помощью воспитателя дошкольники кодировали абстрактные временные признаки (лето, зима) в символы - «солнце-это будет обозначать лето, а снежинки - зиму», - давалось задание: «Рассказать по схеме».

При усвоении умений и навыков поэтапного использования графической модели, мы предлагали детям выполнить графическую зарисовку мнемодорожки (с предоставлением необходимой помощи со стороны взросло-го) .

Например, следующим образом выглядит мнемодорожка «Причины отлета птиц осенью в теплые края»

На начальных этапах при использовании мнемодорожек детям, имеющими нарушения речи, мы предлагали цветные картинки, что облегчало запоминание ими образов, предметов, характерных признаков (например, лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, солнышко желтое и красное (теплое) и другие образы) .

Далее в работе мы перешли на более сложный уровень - обучение детей называть и признаки, и действия, и качества предметов. При использовании большого количества символов (схематических изображений) мнемодорожка становилась очень нагруженной, длинной. В связи с этим, мы на занятиях стали использовать новый вид моделирования - мнемотаблицу. Научившись оперировать и использовать в своей познавательной деятельности мнемодорожки, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы.

Осуществляя образовательную деятельность с детьми, имеющими нарушения речи, с использованием метода графического моделирования, в частности, мнемотехники, мы отмечаем, что дети с интересом воспринимают предлагаемую информацию о предметах и явлениях окружающего мира, осознанно, относительно самостоятельно устанавливают причинно – следственные связи, наблюдается более продуктивное протекание процессов запоминания. При развитии познавательной активности ребенка посредством использования метода графического моделирования также активизируются речевые умения и навыки. С помощью моделей дети овладевают более точной тематической лексикой, как его количественными, так и качественными характеристиками. Высказывания ребенка с нарушением речи становятся развернутыми, грамматически правильно оформленными.

Автор Кашицева Оксана Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 1000
Номер материала 26178
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓