Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалы«Использование элементов проблемного обучения при организации экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира»

«Использование элементов проблемного обучения при организации экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира»

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Использование элементов проблемного обучения.doc

Расскажи и я забуду,

Покажи и я запомню,

Дай попробовать и я пойму.

(китайская пословица)

 

«Использование элементов проблемного обучения при организации экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира»

 

На мастер - классе я хочу продемонстрировать  приемы использования элементов проблемного обучения для повышения уровня экологического воспитания обучающихся.

Герой  М. Твена  Том Сойер сказал: « Я не   знаю, что такое черная кошка, но я смогу о ней рассказать, если подержу её за хвост».

 Ситуацию  удержания хвоста на уроках Окружающий мир можно создать через практическую работу.

Что  такое практическая работа?

Практическая работа - это метод исследования причинных связей среди переменных значений объектов.

Практическая работа позволяет развивать  -

 компетенции (владение на  автоматическом уровне),

компетенции формируются благодаря компетентностям (знания, умения),

знания можно получить из практической деятельности (в том числе проводя опыты),

 а опыты проводятся тогда когда нужно решить или объяснить какой - то вопрос или проблему.

 Проблему учитель может создать всегда.

 

Я хотела бы  поделиться опытом постановки проблемы на различных этапах урока предмета «Окружающий мир».

Рассмотрим  тему «Изучение свойств воды»

 

Я попрошу Вас быть активными, любознательными обучающимися.

Сегодня мы с вами будем знакомиться с самым распространенным в природе веществом, без которого на земле  невозможно жить. Все живые организмы на половину состоят из воды. Вода обладает различными свойствами, с которыми нам нужно познакомиться.

 

Итак,   цель учителя– заинтересовать ребенка темой урока, следовательно начинаем, чтобы усвоить что –то новое обучающийся должен захотеть сделать это : Мотивация.

Шаг первый: постановка проблемного задания

Подумайте, как определить прозрачность воды? Можно ли ее определить с помощью опыта? Попробуйте предложить свой вариант его проведения.

Пожалуйста. Юлия Леонидовна ?

Шаг второй: Какой вывод можно сделать из проделанной работы.

Шаг третий: а если вода не прозрачная,  можно ли ее пить?

Этап Проверка знаний. Цель – повторение основных понятий, умозаключений.

Шаг первый: В ходе фронтальной беседы задаю проблемный вопрос:

Вода - растворитель.

А все ли вещества растворяются в воде?

Ответы обучающихся помогают создать проблемную ситуацию. Если все отвечают верно, то роль «Незнайки» выполняю сама. И подвожу к мысли, что меня нужно убедить, так как я не верю словам.

 

Пожалуйста,  Сусанна  попробуй найти ответ через опыт.

Шаг второй: Какой вывод можно сделать?

Шаг третий: А  когда мы применяем это свойство воды?

 

Этап Творческого применения знаний. Цель – освоение способов деятельности путем решения задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Шаг первый: Изучая свойства воды, мы выяснили, что вода при нагревании и замерзании расширяется. Всегда ли эти свойство положительно влияет на живые организмы? Попробуем определить это с помощью опыта.

Объясните это с помощью опыта. Кот желает поучаствовать?

 

Шаг второй: Какой вывод можно сделать? Может ли образоваться лед внутри живого организма, например в организме человека? Чем это грозит?

Образование льда внутри тела смертельно опасно для живого организма.

Какие условия нужно соблюдать, чтобы лед не образовался в нашем организме?

Пользуется ли человек этим свойством воды в своей жизнедеятельности?

 А может ли навредить это свойство воды хозяйственной деятельности человека.

 

Этап Задание на дом – обеспечение закрепления изученного материала.

И наряду с традиционным заданием чтением учебника, работой в рабочей тетради, я часто задаю ребятам  проблемные задачи.

Мышка весит 20г, какова масса воды в ней?

 

Я думаю, что такой принцип работы можно использовать не только на уроке окружающего мира, но и на других уроках. Это позволит развить у ребенка познавательный интерес, сохранит его способность удивляться и быть любознательным, чего так не хватает нынешним детям, а также сформирует экологические представления, которые перерастут в убеждения, необходимые в дальнейшей взрослой  жизни.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Использование элементов проблемного обучения при организации экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор детского оздоровительного лагеря

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Использование элементов проблемного обучения.ppt

Скачать материал "«Использование элементов проблемного обучения при организации экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира»"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • МАСТЕР – КЛАССучителя начальных классовМБОУ «СОШ № 3»
«Использование элеме...

    1 слайд

    МАСТЕР – КЛАСС
    учителя начальных классов
    МБОУ «СОШ № 3»


    «Использование элементов
    проблемного обучения
    при организации экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира»

  • Расскажи и я забуду,
                    Покажи и я запомню,
      Дай попро...

    2 слайд


    Расскажи и я забуду,
    Покажи и я запомню,
    Дай попробовать и я пойму.
    (китайская пословица)

  • Практическая работа – 
метод исследования причинных
связей среди переменны...

    3 слайд



    Практическая работа –


    метод исследования причинных
    связей среди переменных значений
    объектов.

  • ПРОБЛЕМА 
   
ОПЫТ
  
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
 
КОМПЕТЕНЦИЯ


незнание        опыт...

    4 слайд

    ПРОБЛЕМА

    ОПЫТ

    КОМПЕТЕНТНОСТЬ

    КОМПЕТЕНЦИЯ


    незнание опыт знание

  • Тема урока 

«Изучение свойств воды»

    5 слайд

    Тема урока


    «Изучение свойств воды»

  • этап урока                                 Мотивация цель – заинтересовать

    6 слайд

    этап урока
    Мотивация

    цель – заинтересовать


  • Этап   ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ЦЕЛЬ – 
  повторение основных понятий,   умозаключений.

    7 слайд

    Этап ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
    ЦЕЛЬ –
    повторение основных понятий, умозаключений.

  • Этап       ТВОРЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ   ЗНАНИЙЦель – 
освоение способов деятель...

    8 слайд


    Этап
    ТВОРЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ
    Цель –
    освоение способов деятельности путем решения задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

  • Этап                 ЗАДАНИЕ НА ДОМ Цель – 
   обеспечение закрепления изуче...

    9 слайд

    Этап
    ЗАДАНИЕ НА ДОМ
    Цель –
    обеспечение закрепления изученного материала.
    Задача:


    Мышка весит 20г, какова масса воды в ней?

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проблемное обучение можно использовать на различных этапах всех  типов уроков, при этом необходимо с осторожностью  подходить к  возможности  применять форму выражения проблемы, так как проблемная ситуация, создаваемая учителем, должна быть четкой, понятной для учителя и для ученика и  иметь  выход на конечный результат.  

Так, на  уроке изучения нового материала  проблему можно выразить в любой форме (вопрос, задание, задача),  но только на этапе мотивации, так как  именно такая форма  активизирует   процесс получения новых знаний.

На уроках применения знаний, умений и навыков  и повторительно – обобщающем уроке этап  проверки домашнего задания позволяет решать проблемные задачи или обсуждать  проблемные ситуации.

Использование проблемной ситуации обогащает ранее сформированные причинно - следственные связи новым содержанием и умениями, а главное, позволяет обучающимся пересмотреть собственное отношение к сложившейся ситуации.

Постановка проблемы также возможна на этапе закрепления. В этом случае обучающиеся получают как индивидуальные тестовые задания, так и групповые (в случае использования в работе).

Использование таких заданий возможна и на этапе выдачи домашнего задания. 

На уроке контроля знаний включаем в перечень заданий вопросы, несущие в себе проблему. Конечно, с этим справляется не каждый ученик, поэтому чаще всего они преподносятся как  задания повышенного уровня сложности, позволяющие  выявить одаренных детей.

Организация обучения с использованием  элементов проблемного обучения помогает формировать не только основные компетентности (приводить примеры, различать отрасли, представителей животного и растительного мира, характеризовать, сопоставлять сведения), но и развить общеучебные компетенции (распознавание по гербарным экземплярам; описывание наблюдений, показывать на карте, оценивать воздействие человека на природу).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 931 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 449
    • ZIP 42.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Климова Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Климова Ольга Александровна
    Климова Ольга Александровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8907
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе