Главная / Начальные классы / «Использование элементов проблемного обучения при организации экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира»

«Использование элементов проблемного обучения при организации экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира»

Название документа Использование элементов проблемного обучения.doc

Расскажи и я забуду,

Покажи и я запомню,

Дай попробовать и я пойму.

(китайская пословица)


«Использование элементов проблемного обучения при организации экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира»


На мастер - классе я хочу продемонстрировать приемы использования элементов проблемного обучения для повышения уровня экологического воспитания обучающихся.

Герой М. Твена Том Сойер сказал: « Я не знаю, что такое черная кошка, но я смогу о ней рассказать, если подержу её за хвост».

Ситуацию удержания хвоста на уроках Окружающий мир можно создать через практическую работу.

Что такое практическая работа?

Практическая работа - это метод исследования причинных связей среди переменных значений объектов.

Практическая работа позволяет развивать -

компетенции (владение на автоматическом уровне),

компетенции формируются благодаря компетентностям (знания, умения),

знания можно получить из практической деятельности (в том числе проводя опыты),

а опыты проводятся тогда когда нужно решить или объяснить какой - то вопрос или проблему.

Проблему учитель может создать всегда.


Я хотела бы поделиться опытом постановки проблемы на различных этапах урока предмета «Окружающий мир».

Рассмотрим тему «Изучение свойств воды»


Я попрошу Вас быть активными, любознательными обучающимися.

Сегодня мы с вами будем знакомиться с самым распространенным в природе веществом, без которого на земле невозможно жить. Все живые организмы на половину состоят из воды. Вода обладает различными свойствами, с которыми нам нужно познакомиться.


Итак, цель учителя– заинтересовать ребенка темой урока, следовательно начинаем, чтобы усвоить что –то новое обучающийся должен захотеть сделать это : Мотивация.

Шаг первый: постановка проблемного задания

Подумайте, как определить прозрачность воды? Можно ли ее определить с помощью опыта? Попробуйте предложить свой вариант его проведения.

Пожалуйста. Юлия Леонидовна ?

Шаг второй: Какой вывод можно сделать из проделанной работы.

Шаг третий: а если вода не прозрачная, можно ли ее пить?

Этап Проверка знаний. Цель – повторение основных понятий, умозаключений.

Шаг первый: В ходе фронтальной беседы задаю проблемный вопрос:

Вода - растворитель.

А все ли вещества растворяются в воде?

Ответы обучающихся помогают создать проблемную ситуацию. Если все отвечают верно, то роль «Незнайки» выполняю сама. И подвожу к мысли, что меня нужно убедить, так как я не верю словам.


Пожалуйста, Сусанна попробуй найти ответ через опыт.

Шаг второй: Какой вывод можно сделать?

Шаг третий: А когда мы применяем это свойство воды?


Этап Творческого применения знаний. Цель – освоение способов деятельности путем решения задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Шаг первый: Изучая свойства воды, мы выяснили, что вода при нагревании и замерзании расширяется. Всегда ли эти свойство положительно влияет на живые организмы? Попробуем определить это с помощью опыта.

Объясните это с помощью опыта. Кот желает поучаствовать?


Шаг второй: Какой вывод можно сделать? Может ли образоваться лед внутри живого организма, например в организме человека? Чем это грозит?

Образование льда внутри тела смертельно опасно для живого организма.

Какие условия нужно соблюдать, чтобы лед не образовался в нашем организме?

Пользуется ли человек этим свойством воды в своей жизнедеятельности?

А может ли навредить это свойство воды хозяйственной деятельности человека.


Этап Задание на дом – обеспечение закрепления изученного материала.

И наряду с традиционным заданием чтением учебника, работой в рабочей тетради, я часто задаю ребятам проблемные задачи.

Мышка весит 20г, какова масса воды в ней?


Я думаю, что такой принцип работы можно использовать не только на уроке окружающего мира, но и на других уроках. Это позволит развить у ребенка познавательный интерес, сохранит его способность удивляться и быть любознательным, чего так не хватает нынешним детям, а также сформирует экологические представления, которые перерастут в убеждения, необходимые в дальнейшей взрослой жизни.


Название документа Использование элементов проблемного обучения.ppt

МАСТЕР – КЛАСС учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 3» «Использование элемен...
Расскажи и я забуду, Покажи и я запомню, Дай попробовать и я пойму. (китайск...
Практическая работа – метод исследования причинных связей среди переменных з...
ПРОБЛЕМА ОПЫТ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОМПЕТЕНЦИЯ незнание опыт знание
Тема урока «Изучение свойств воды»
этап урока Мотивация цель – заинтересовать
Этап ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ЦЕЛЬ – повторение основных понятий, умозаключений.
Этап ТВОРЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ Цель – освоение способов деятельности пут...
Этап ЗАДАНИЕ НА ДОМ Цель – обеспечение закрепления изученного материала. Зада...
1 из 9

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 МАСТЕР – КЛАСС учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 3» «Использование элементов
Описание слайда:

МАСТЕР – КЛАСС учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 3» «Использование элементов проблемного обучения при организации экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира»

№ слайда 2 Расскажи и я забуду, Покажи и я запомню, Дай попробовать и я пойму. (китайская
Описание слайда:

Расскажи и я забуду, Покажи и я запомню, Дай попробовать и я пойму. (китайская пословица)

№ слайда 3 Практическая работа – метод исследования причинных связей среди переменных знач
Описание слайда:

Практическая работа – метод исследования причинных связей среди переменных значений объектов.

№ слайда 4 ПРОБЛЕМА ОПЫТ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОМПЕТЕНЦИЯ незнание опыт знание
Описание слайда:

ПРОБЛЕМА ОПЫТ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОМПЕТЕНЦИЯ незнание опыт знание

№ слайда 5 Тема урока «Изучение свойств воды»
Описание слайда:

Тема урока «Изучение свойств воды»

№ слайда 6 этап урока Мотивация цель – заинтересовать
Описание слайда:

этап урока Мотивация цель – заинтересовать

№ слайда 7 Этап ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ЦЕЛЬ – повторение основных понятий, умозаключений.
Описание слайда:

Этап ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ЦЕЛЬ – повторение основных понятий, умозаключений.

№ слайда 8 Этап ТВОРЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ Цель – освоение способов деятельности путем
Описание слайда:

Этап ТВОРЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ Цель – освоение способов деятельности путем решения задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

№ слайда 9 Этап ЗАДАНИЕ НА ДОМ Цель – обеспечение закрепления изученного материала. Задача:
Описание слайда:

Этап ЗАДАНИЕ НА ДОМ Цель – обеспечение закрепления изученного материала. Задача: Мышка весит 20г, какова масса воды в ней?

«Использование элементов проблемного обучения при организации экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира»
  • Начальные классы
Описание:

Проблемное обучение можно использовать на различных этапах всех  типов уроков, при этом необходимо с осторожностью  подходить к  возможности  применять форму выражения проблемы, так как проблемная ситуация, создаваемая учителем, должна быть четкой, понятной для учителя и для ученика и  иметь  выход на конечный результат.  

Так, на  уроке изучения нового материала  проблему можно выразить в любой форме (вопрос, задание, задача),  но только на этапе мотивации, так как  именно такая форма  активизирует   процесс получения новых знаний.

На уроках применения знаний, умений и навыков  и повторительно – обобщающем уроке этап  проверки домашнего задания позволяет решать проблемные задачи или обсуждать  проблемные ситуации.

Использование проблемной ситуации обогащает ранее сформированные причинно - следственные связи новым содержанием и умениями, а главное, позволяет обучающимся пересмотреть собственное отношение к сложившейся ситуации.

Постановка проблемы также возможна на этапе закрепления. В этом случае обучающиеся получают как индивидуальные тестовые задания, так и групповые (в случае использования в работе).

Использование таких заданий возможна и на этапе выдачи домашнего задания. 

На уроке контроля знаний включаем в перечень заданий вопросы, несущие в себе проблему. Конечно, с этим справляется не каждый ученик, поэтому чаще всего они преподносятся как  задания повышенного уровня сложности, позволяющие  выявить одаренных детей.

Организация обучения с использованием  элементов проблемного обучения помогает формировать не только основные компетентности (приводить примеры, различать отрасли, представителей животного и растительного мира, характеризовать, сопоставлять сведения), но и развить общеучебные компетенции (распознавание по гербарным экземплярам; описывание наблюдений, показывать на карте, оценивать воздействие человека на природу).

Автор Климова Ольга Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 489
Номер материала 51092
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓