Главная / Химия / Использование элементов блочной системы обучения в ходе организации познавательной деятельности учащихся на уроках химии.

Использование элементов блочной системы обучения в ходе организации познавательной деятельности учащихся на уроках химии.


Использование элементов блочной системы обучения в ходе организации познавательной деятельности учащихся на уроках химии.


Крашенинникова Анна Николаевна

учитель химии МОУ «Гимназия

г. Вольска Саратовской области».

Начиная изучение курса химии (я работаю по авторской программе О.С. Габриеляна), учитель нередко сталкивается с проблемой перегруженности учебного материала в 8 классе. Такие объемные темы как «Теория электролитической диссоциации» или «Свойства основных классов неорганических соединений (кислот, оснований, солей) в свете ТЭД» приходятся на середину третьей и четвертую четверть, когда уже начинается повторение изученных тем. Эта задача имеет несколько путей решения. Одним из них считаю организацию работы учащихся на уроке через блочную систему. Темы, касающиеся классификации и свойств основных классов веществ, я даю детям в виде блоков, распечатанных на каждого ученика. Свое объяснение сопровождаю демонстрацией химического эксперимента или лабораторной работой. После каждого блока провожу тренинговые занятия. Ниже предложен один из вариантов уроков-блоков.


Это сложные вещества, – КИСЛОТЫ – электролиты, которые при

состоящие из атомов диссоциации образуют катионы Н+

водорода и кислотного и анионы кислотного остатка.

остатка.

  1. Классификация кислот.

По наличию в молекулах атомов кислорода:

Кислородные Бескислородные

HNO3H2S

H2SO4 HCl

H3PO4 HBr

По числу атомов водорода (по основности):

Одноосновные Двухосновные Трёхосновные

HNO3H2SO4H3PO4

HCl H2S H3AsO4

HF H2CO3H3BO3

По растворимости в воде:

Растворимые Нерастворимые

H2SO4HCl H2SiO3

HNO3

  1. Способы получения кислот.

  1. Кислоты образуются при взаимодействии водорода с некоторыми неметаллами:

hello_html_m21aab454.gif

  1. Кислоты образуются при взаимодействии некоторых оксидов (кислотных) с водой:

hello_html_m689a0247.gif

  1. Кислоты образуются при реакции некоторых солей с сильной (например, серной) кислотой:

hello_html_c465c95.gif


  1. Химические свойства кислот.

  1. Водные растворы кислот изменяют цвет индикаторов (кроме H2SiO3):

ф/ф – бесцветный, ф/л – красный, м/о – красно-розовый


  1. Растворимые кислоты взаимодействуют с основаниями, в результате образуются соль и вода (реакция нейтрализации):

щёлочь кислота соль вода

hello_html_m555f0e79.gif

нераствор. осн-е кислота соль вода

hello_html_m530544d7.gif


  1. Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности металлов (электрохимическом ряду напряжения металлов) до водорода:

(В результате реакции должна получаться растворимая соль. Взаимодействие Ме с кислотой не происходит, если образующаяся соль нерастворима – она покрывает поверхность Ме защитной плёнкой – пассивирует его, и едва начавшись, такая реакция тут же прекращается: именно по этой причине многие Ме не реагируют с Н3РО4, Н2СО3, H2S. Особо взаимодействуют с Ме азотная и концентрированная серная кислоты – об этом в 9 классе).


Ме кислота соль водород

hello_html_154c6212.gif


В электрохимическом ряду напряжения металлов металлы расположены в порядкеуменьшенияих химической активности: в начале – самые активные. металлы (Li, K), в конце – самые неактивные или химически инертные Ме (благородные) – Ag, Au.

Ме кислота соль водород

hello_html_1dc766b7.gifhello_html_m4c679110.gif


  1. Кислоты взаимодействуют с основными и амфотерными оксидами, в результате образуются соль и вода (реакция идёт в случае образования растворимой соли):

осн. оксид кислота соль вода

hello_html_m682f35f6.gif

осн. оксид кислота соль вода

hello_html_m1ba8d757.gif

Если образуется нерастворимая соль, то на поверхности твёрдого оксида образуется плёнка из этой соли, которая препятствует доступу кислоты к оксиду, т.е. не выполняется главное условие протекания химических реакций - соприкосновение реагирующих веществ.


  1. Кислоты взаимодействуют с некоторыми солями (реакция проходит, если выделяется газ, осадок или слабый электролит, например, вода):

раствор. соль кислота др. соль другая кислота

hello_html_1676d4fc.gif

нераств. соль кислота др. соль другая кислота

hello_html_55e2e4f9.gif

кислота раствор. соль др. соль др. кислота

hello_html_m5922f444.gif

  1. Некоторые кислоты разлагаются при нагревании, в результате образуются кислотный оксид и вода:

кислота кисл. оксид вода

hello_html_16244ee4.gif

Использование элементов блочной системы обучения в ходе организации познавательной деятельности учащихся на уроках химии.
  • Химия
Описание:

Начиная изучение курса химии (я работаю по авторской программе О.С. Габриеляна), учитель нередко сталкивается с проблемой перегруженности учебного материала в 8 классе. Такие объемные темы как «Теория электролитической диссоциации» или «Свойства основных классов неорганических соединений (кислот, оснований, солей) в свете ТЭД» приходятся на середину третьей и четвертую четверть, когда уже начинается повторение изученных тем. Эта задача имеет несколько путей решения. Одним из них считаю организацию работы учащихся на уроке через блочную систему. Темы, касающиеся классификации и свойств основных классов веществ, я даю детям в виде блоков, распечатанных на каждого ученика. Свое объяснение сопровождаю демонстрацией химического эксперимента или лабораторной работой. После каждого блока провожу тренинговые занятия. Ниже предложен один из вариантов уроков-блоков.

Автор Крашенинникова Анна Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 302
Номер материала 39476
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓