Использование джазовых чантов на уроках
английского языка
Известно, что урок является основной формой организации обучения в
школе.
Характерная для современного урока информационная перегрузка
учащихся
высокая. Одной из задач преподавателя должна стать минимизация
рисков
для здоровья, связанных с процессом обучения.
Исходя
из вышесказанного, можно выдвинуть следующую проблему – снижение информационной
перегрузки учащихся, создание условий для сохранения физического и психического
здоровья современных школьников.
Решить
проблему индивидуализации возможно за счет использования
специальных
технологий и технологических приёмов здоровьесберегающей
направленности.
Одним
из приёмов здоровьесберегающей направленности является технология джазовых
чантов, позволяющая не только отдохнуть и снизить утомляемость за счет
эмоционального настроя, но и формировать фонетические, лексические и
грамматические навыки.
Джаз – род
профессионального музыкального искусства. Сложился на рубеже 19-20 веков в
результате синтеза двух музыкальных культур – европейской и африканской.
Полиритмичность, многократная повторяемость основного мотива, исполнение по
схеме «зов – ответ», вокальная экспрессивность импровизационность – вошли в
джаз вместе с распространенными формами негритянского музыкального фольклора –
обрядовыми плясками, рабочими песнями, спиричуэл-с и блюзами.
Джазовый чант
– это нечто среднее между песней и стихотворением. Ему присущи особые
характеристики:
-ритм
и бит, темп ударение
-простота
музыкального сопровождения
-динамичность
Речь
и музыка в чанте находятся в гармонии с движением исполнителя. Это
захватывает
всех окружающих, призывая действовать вместе. По своей сути
чанты
очень сильно напоминают пионерские речевки, речитативы, строевые
песни.
Чант, упрощая и делая более привлекательным обычный drilling,
служит
хорошей основой для развития коммуникативных навыков при его
правильном
использовании.
Опыт
показывает, что чанты хорошо работают на любом уровне и для любого
возраста.
Даже 14-летние подростки с радостью принимают этот вид работы.
Для
успешной работы с чантом необходимо иметь:
-
качественную аудиозапись и магнитофон
-
текст как зрительную опору
-
музыкальные инструменты и другие приспособления, отбивающие ритм
(ложки,
бубны, кастаньеты, барабанные палочки, трещотки, погремушки, а
так
же постукивание похлопывание и т.п.).
Учитель,
способный стать речевым партнером детей, может успешно
использовать
этот инновационный и привлекательный прием для обучения
языку.
Ни детям, ни учителю не требуется особой музыкальной подготовки и
особых
вокальных данных. Важно лишь чувство ритма и желание.
Используя
данную технику, учитель должен отходить от традиционных
строгих
форм организации учебного процесса. Предполагается, что дети
могут
вести себя свободнее – отстукивать ритм, хлопать в ладоши, топать
ногами,
ходить по классу.
Язык
чантов дает широкое поле для дальнейшей работы над языком. Он
насыщен
языковыми реалиями повседневной жизни, чего нельзя сказать о
многих
стихах, где важна чаще рифма и нарушается натуральность фразы.
Чант,
несмотря на кажущуюся заученность может широко использоваться в
качестве
основы для всех видов деятельности (говорение, аудирование,
чтение
и письмо).
Для некоторых учителей идея использования чантов в обучении иностранному языку
может показаться неприемлемой вследствие возникновения в классе излишнего шума
и движений. Если учебный процесс организован правильно, учитель дает четкие и
понятные инструкции, владеет ситуацией и отношения учителя с детьми отличаются
доброжелательностью и пониманием, этого не следует опасаться.
Этапы работы с чантом:
1. Установка на первое восприятие. Объяснение
ситуации, которую
представляет чант.
2. Первое музыкальное предъявление чанта.
3. Предъявление печатного текста с отработкой каждой
линии чанта,
заостряя внимание на трудных звуках или новых
грамматических структурах.
4. Проверка понимания содержания (дословный перевод)
5. Фонетическая отработка чанта с использованием ритма
(хлопками,
притопыванием и т.д.).
6. Повторное прослушивание с опорой на текст.
7. Разделение класса на две или три группы для
разыгрывания диалога чанта.
На последующих уроках достаточно несколько раз повторить чант, чтобы
слова
запомнились прочно и надолго. В результате не только улучшается
произносительные
навыки учащихся, но и закрепляются необходимые для речи словосочетания и
грамматические структуры, совершенствуются
интонационные
навыки.
Работа с чантами положительно эмоционально окрашена, что содействует
усвоению
материала. Чанты – это прекрасный материал для отработки ритма,
интонации
иноязычной речи, совершенствования произношения. В них лучше
усваиваются
и активизируются грамматические конструкции.
Джазовые чанты способствуют развитию музыкального слуха. Установлено, что
музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находится в тесной
взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение
коротких, несложных по мелодическому рисунку чантов частыми повторами позволяет
закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, особенности ритма и
т.д. К тому же им присуща коммуникативная функция – передача содержания
адресату. Выбором определенных темпа и ритма джазовые чанты могут выражать
разные эмоции, ритм, ударение и интонации разговорного английского и выражают
чувства и намерения говорящего.
Использование джазовых чантов позволяет решить проблему многократного повторения
высказывания по одной модели или восприятия одного и того же слова.
Многократное воспроизведение не воспринимается как искусственное. В зависимости
от методической задачи я использую джазовые чанты на любом этапе урока: для
фонетической зарядки – в начале урока, на этапе введения, первичного
закрепления, а также тренировки лексического и грамматического материала, как средство
релаксации в середине или в конце урока, когда необходима разрядка, снимающая
напряжение и восстанавливающая работоспособность учащихся.
том,
как артикулировать отдельный звук.
Выводы:
-
Использование джазовых чантов на уроке способствует улучшению
иноязычного
произношения, благодаря музыке создается благоприятный
психологический
климат, снижается психологическая нагрузка,
активизируется
языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус,
поддерживается
интерес к изучению английского языка.
-
В них лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции.
Джазовые
чанты стимулируют монологические и диалогические высказывания, способствуют
развитию подготовленной и неподготовленной речи.
-
Джазовые чанты помогают учащимся уловить разницу между разговорной
речью,
в которой присутствует сокращение, пропуск звуков, употребление
кратких
форм, и письменной речью, они не отнимают много времени на уроке
и
могут использоваться на любом его этапе.
-
Помимо этого джазовые чанты помогают совершенствовать постановку
правильного
логического ударения, отработку мелодии и интонации, в
условиях
современной школы считающейся невыполнимой задачей. Они не
отнимают
много времени на уроке, так как органично вписаны в процесс
обучения
в целом.
-
Таким образом можно утверждать, что применение джазовых чантов
способствует
решению проблемы информационной перегрузки, эмоционального и психологического
перенапряжения у современных школьников. Несомненно, что использование чантов
на уроках способствует соблюдению здоровьесберегающих принципов. Учитывается
личность ребенка, его интересы, эмоциональное состояние, сохраняется его
психическое здоровье.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.