ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.
Чалых С. В.
МОУ Лицей №2
samaSVecha@yandex.ru
Казалось бы, как может возникнуть необходи-мость в использовании
дистанционного обучения в средней школе, где учитель несколько раз в неделю
лично встречается с учениками? Не является ли это лишь очередным модным
нововведением? Согласи-тесь, такие вопросы вполне могут возникнуть.
Небольшой опыт
организации дистанционного обучения для старшеклассников открыл очевидные
обучающие и воспитательные возможности этого метода. А именно: возможность
неформального общения с учениками в сети; возможность организа-ции
самостоятельной работы учащихся дома;
возможность учащимся
применять для поиска инфор-мации и решения проблемных задач навыки владения
ИКТ-технологиями; возможность индивидуальных консультаций одарённых учащихся и
обучающихся на дому и др.
Для овладения
методом дистанционного обучения был серьёзный повод: в ноябре-декабре 2009 года
учащиеся не посещали занятия по причине эпидемии гриппа и низкой температуры на
улице. На базе системы ATutor были созданы курсы (http://e-lyceum2.edu.ru.),
благодаря которым учащиеся имели возможность отрабатывать учебные темы дистан-ционно,
т.е. дома. Таким образом, начала складывать-ся система дистанционной помощи
учащимся по рус-скому языку и литературе. Для отработки орфогра-фических и
пунктуационных навыков десятиклас-сникам предлагалось выполнять тестовые
задания. Для подготовки к сочинениям по литературе на сайте выкладывался
разнообразный дополнительный материал: критические статьи, полезные ссылки и
др.
Надо сказать,
что особенную пользу учителю могут принести тестовые задания, организованные в
системе ATutor. Педагог имеет возможность задать количество выполнения теста
одним учеником, систему оценки. Но самое главное, что система позво-ляет
получать материал для анализа подготовки учащихся по той или иной теме по
следующим параметрам: сколько человек выполняло тест; сколько каждый ученик
сделал попыток; сколько ошибок допущено каждым учащимся и по каким вопросам;
процент выполнения
каждого задания теста и др.
Первый опыт
применения дистанционного обучения при изучении русского языка и литературы в
старших классах заставлял задуматься о более широком применении подобной формы
сотрудни-чества с учащимися. Именно поэтому был разработан целый курс,
основанный на довольно распространён-ной в вузах кейс-технологии[1]. Предлагаю его краткое
описание.
Курс
представляет собой открытый ( для измене-ний и дополнений) набор кейсов, в
каждом из кото-рых описывается конкретная проблемная ситуация
( случай на ЕГЭ по
русскому языку, типичный для КИМов отрывок художественного текста, описываю-щий
сложную морально-этическую ситуацию и др.) Кейсы, помимо проблемной ситуации, могут
содержать
- вопросы,
способствующие погружению в ситуацию и её анализу,
- пакет
дополнительных материалов от учителя
( статьи,
статистические данные, полезные ссылки, список литературы по проблеме);
- задания и описание
способа выполнения кейса.
Результатом
выполнения кейса может являться список возможных решений проблемной ситуации,
презентация собранного материала, собственного мнения, эссе.
Курс
интерактивный. В условиях дефицита уроков русского языка в выпускных
классах работа по контролю за выполнением заданий кейса организу-ется
дистанционно в рамках сетевого общения. Материалы курса выкладываются на
учебный сайт http://e-lyceum2.edu.ru./.
Учащиеся по мере выполне-ния кейсов здесь же размещают итоги своей работы.
Например, задание первого кейса предполагает создание общими усилиями списка
типичных тем, встречающихся в части С ЕГЭ по русскому языку. В рамках
интерактивного курса организуется ФОРУМ с соответствующим названием, где каждый
учащийся или группа публикует свои варианты тем. Таким образом, в течение
учебного года создаётся довольно обширный список, доступный всем ученикам. Для
выполнения других заданий курса создаются следующие темы форума.
Педагог
следит за продвижением выпускни-ков по курсу, вступает в переписку, определяет
необ-ходимость проведения личных консультаций или готовность к итоговой
презентации кейса группой-/классом. Учащиеся имеют возможность в интер-активном
режиме задавать вопросы педагогу вне школьных занятий.
Подробнее с
методической разработка дистанцион-ного курса по подготовке к написанию части С ЕГЭ по
русскому языку с использованием кейс-технологий можно ознакомиться на сайте
«Открытый класс» http://www.openclass.ru/lessons/146273.
Это лишь
несколько примеров использования метода дистанционного обучения в средней
школе.
Итог по
дистанционному обучению сформули-ровали наши коллеги на одном из семинаров, где
разбирали его преимущества. Выглядит он так:
«Талантливый
учитель интересен не только окру-жающим; его миссия шире - помочь тем, кто
хочет учиться, используя для этого дистанционные техно-логии. В нашем столетии
лучшими учителями скорее всего будут именно дистанционные, те, кто имеет возможность
и умеет взаимодействовать со всем миром с помощью электронных
телекоммуникаций.»
И
хотя, возможно, подобный вывод кому-то покажется спорным, нужно признать, что
применение дистанционного обучения как дополнительного будет полезным прежде
всего как способ обучения учащих-ся самостоятельной работе, поиску информации
вне непосредственного контроля учителя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.