Для развития мыслительных процессов младших
школьников может использоваться дидактическая игра. Дидактическая игра - это
единая система воздействий, направленных на формирование самой потребности в
знаниях, активного интереса к тому, что может явиться их основным источником, а
также формирование более совершенных познавательных навыков и умений -
сенсорных, интеллектуальных, мнемических. Основная особенность
дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются
взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей
воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто,
а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Благодаря особой структуре игровых правил,
содержащих в себе не только новую умственную задачу, но и новые требования к
способам ее решения, а также требования к осведомленности в определенном круге
явлений, в ходе игры совершается постепенная перестройка отношения ребенка к
разным обстоятельствам данной деятельности. Обучение в форме дидактических игр
основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка - на его
стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым
игровой ситуацией. В такой дидактической игре у ребенка формируется
познавательная сфера, в том числе и различные виды памяти. Оперировать
вложенными в игру знаниями он учится преднамеренно, непроизвольно, играя.(
Усова. "Роль игры в воспитании детей".)
Для дидактических игр характерно наличие задачи
учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту
или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании,
реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.
Возможность обучать детей посредством активной
интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.
Дидактические игры с предметами очень
разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В
качестве дидактических материалов используются игрушки реальные предметы:
(предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства
и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с
предметами дают возможность: решать различные воспитательно-образовательные
задачи, расширять и уточнять знания детей, развивать память, развивать
мыслительные операции: (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение,
классификация) совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с
ними, их качества, назначение, описывать предметы, составлять и отгадывать
загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность
поведения, памяти, внимания.
Настольно-печатные игры разнообразны по
содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять
представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать
мыслительные процессы, память детей.
Например, в игре "Кто быстрее соберёт?"
обучающая задача такова: развитие дифференцированности восприятия объектов,
запоминание свойств предметов, узнавание их на основе выделенных свойств. А
детям предлагают следующую игровую задачу: запомнить лежащие на столе предметы
и с закрытыми глазами с максимальной быстротой собрать эти предметы в том
порядке, который указывает ведущий. Таким образом, в игровой задаче
раскрывается "программа" игровых действий. Кроме того, с ее помощью
стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в
названии игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Поймай рыбку», «Сложи
картинку», «Доскажи словечко», «Почтальон» и т.п.
В зависимости от возраста и уровня развития детей
меняются и игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое
правило, которому педагог (как и родители) должен всегда следовать при
организации дидактической игры: ее развивающий эффект прямым образом зависит от
того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком.
Наряду с дидактическими играми, наглядными пособиями для
повышения качества образовательного процесса может выступать и компьютер.
Персональный компьютер - универсальное обучающее средство,
которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и
организации учебных и внеучебных занятиях. При этом он вписывается в рамки
традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств
обучения. ПК может способствовать активному включению учащегося в учебный
процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного
материала.
Задачи применения компьютера
в обучении:
1. обеспечение обратной связи в
процессе обучения;
2. обеспечение индивидуализации
учебного процесса;
3. повышение наглядности
учебного процесса;
4. поиск информации из самых
широких источников;
5. моделирование изучаемых
процессов или явлений;
6. организация коллективной и
групповой работы.
По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся
на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажеры, программы обучающего
контроля, операционные среды.
Можно
выделить два направления использования ИКТ:
1.Овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в
определенной области учебных дисциплин.
2.Использование компьютерных технологий как мощного средства обучения, которое
способно значительно повысить его эффективность и качество знаний
учащихся.
С
применением ИКТ на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их
интерес к любому предмету школьной программы. Ученики на таких уроках работают
активнее: самостоятельно анализируют, сравнивают, описывают, выполняют
практические работы на компьютере в виде презентации.
Использование
компьютерной технологии на уроках имеет ряд преимуществ: это экономит время,
дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся,
повышает уровень мотивации к обучению, усиливает интерес учащихся к урокам.
Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу
более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество
задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты,
воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию
интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и
творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию
коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества
усвоения материала учащимися и т.д.
Таким
образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно,
повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к
повышению эффективности обучения.
Итак,
мы пришли к выводу, что применение компьютерной техники, дидактических игр,
наглядных пособий в начальной школе развивает познавательные способности
учащихся: внимание, воображение, память, логическое мышление. Улучшает
восприятие мира.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.