Главная / Биология / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКЕ БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКЕ БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

hello_html_2777369d.gifhello_html_m17f38787.gifhello_html_f9f3be9.gifhello_html_3af91c9d.gifШейерманн Наталья Александровна

магистр, учитель биологии

МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №50»

г. Барнаул, Алтайский край



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКЕ БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ


Ключевые слова: интерактивные методы и приемы, современный урок, дидактические средства, учебная игра, рабочая тетрадь, разработки игр.


Внедрение в учебный процесс интерактивных методов обучения, среди которых ведущая роль отводится учебным играм, позволяет ученикам формировать знания путём интенсивной самостоятельной познавательной деятельности и вместе с тем способствует развитию индивидуальных творческих способностей.

Учебная игра – представляет собой специфический способ управления учебно-познавательной деятельностью учащегося. Сущность дидактической игры как средства обучения состоит в том, что она переводит цели обучения и воспитания в реальные результаты. [4]

Игра как педагогический приём имеет большие возможности, а именно, активизирует мыслительные процессы учеников, повышает интерес к знаниям, тренирует память и умение логически рассуждать и т.п. Игровые методы обучения дают возможность расширить и закрепить знания по той или иной теме.

Когда учебный процесс протекает так, что учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать, что они знают и думают. Совместная деятельность в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии. Большую роль играют воспитательные возможности интерактивных форм и методов работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между школьниками, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогают испытывать чувство успешности [3].

Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности. [3]

Учитывая специфику современного развития общества, урок биологии должен быть демократическим, в ходе которого наблюдается совместная деятельность учителя и учеников развивающая познавательную деятельность в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи. [1]

Однако роль учителя заключается в не просто овладении интерактивными технологиями, но и в обладании творческими способностями для совместного творения с учащимися. [2]

Для проведения интерактивных уроков учителю необходимо включить в процесс обучения интерактивные игры, что более естественно для ребёнка. Тем самым повышается результативность учебного процесса, творческие и коммуникативные успехи учащихся.

Использование интерактивных методов – не самоцель, а средство к достижению в классе атмосферы, способствующей пониманию духа права и духа сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Однако бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями класса. [1]

Автором использованы такие интерактивные методы как работа в парах, малых группах, мозговой штурм и т.д.

Для успешной работы с интерактивными методами необходимо соблюсти ряд правил. Лучше тщательно подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные «игры».

При подготовке уроков биологии в 6 классе по теме: «Многообразие покрытосеменных растений», автором разработан следующий ряд игр, направленных на обучение и развитие внимания и наблюдательности обучающихся:

Что я за растение, (орган, плод)

Узнай растения

Собери в корзину

Совы и вороны

Ты – мне, я – тебе

Ключ к растению

Снежный ком

Нарисуй – узнаю

Карточные игры

Моделирование органов цветкового растения

Кто принёс? или Следопыт

Почемучка

Разгадай секрет

Найди и назови цветок по рисунку

Карнавал растений. Угадай!


Игры построены на разной степени самостоятельности учеников и их усложнения. Кроме уже имеющихся основ разнообразных игровых приёмов, используемых в учебном процессе [4], [5], [6], [7], автор предлагает свои разработки дидактических игр. Например,


Игра «Узнай плод»

(разработка игры для урока по теме: «Распространение плодов и семян»)

Особенности проведения: для проверки усвоения материала по теме «Плоды» проводится в начале урока по группам, в парах.

Играющие распределяются на две команды с одинаковым количеством человек в каждой. Между командами кладут плоды. Игроки в каждой команде получают порядковые номера («1», «2», «3» и т.д.).

Ход игры.

Учитель называет плод (его описание) и порядковый номер игроков, которые должны как можно быстрее взять в руки названный объект. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся плоды. Выигрывает та команда, у которой окажется большее количество растений.


Игра «Собери в корзину плоды» (2 вариант)

(разработка игры для урока по теме: «Распространение плодов и семян»)

Особенности проведения: для проверки усвоения материала по теме «Плоды» проводится в начале урока по группам, в парах.
Оборудование: натуральные плоды, фотографии плодов, муляжи плодов яблока, томата, апельсина, плоды подсолнечника, клёна, тополя, лопуха, одуванчика, рябины и т.д. На партах лежат натуральные плоды, фотографии плодов, муляжи плодов; стоят корзинки, в которые нужно собирать плоды.

Ход игры.

Учитель дает задания (варианты заданий) каждой паре (группе) учеников. Те, кто справились, поднимает руку. 
Задание №1: соберите в корзину сочные односемянные плоды
(костянка, абрикос, вишня, слива, персик….)
Задание №2: соберите в корзину сухие односемянные плоды.
(орех, жёлудь, зерновка (пшеница, кукуруза, рожь), семянка (подсолнечник)…)
Задание №3: соберите в корзину сочные многосемянные плоды.
(ягода: смородина, томат, виноград; яблоко: яблоня, груша, айва; тыквина: арбуз, тыква, огурец; многокостянка: малина,……)
Задание №4: соберите в корзину сухие многосемянные плоды.
(боб: фасоль, горох; коробочка: мак, дурман; стручок: капуста, редис….)


Аналог этой игры предложен в рабочей тетради по теме «Плоды», где учащиеся при выполнении домашнего задания самостоятельно разбирают задания.

.






1 2 3 4

Рис 2 Разработанный фрагмент рабочей тетради к учебнику В.В. Пасечника «Биология. 6 класс» по теме «Плоды» раздела «Строение и многообразие покрытосеменных растений»


Игра «Кто принёс?» или «Следопыт»

(разработка игры для урока по теме: «Распространение плодов и семян»)

Особенности проведения: Игра - мозговой штурм, игра в группах.

Оборудование: натуральные плоды (и семена), фотографии плодов, муляжи плодов яблока, томата, огурца, подсолнечника, клёна, тополя, лопуха, одуванчика, рябины и т.д.

Ход игры.

Играющие распределяются на две команды. Каждой команде кладут семена, плоды. Задача команд - определить по внешнему строению семян, плодов их вероятность прорастания в данном месте. Следопыты описывают свои объекты и выдвигают наиболее вероятные версии распространения семян (вода, ветер, животные, человек, саморазбрасывание).


Игра «Почемучка» /как вы считаете…

(разработка игры для урока по теме: «Плоды»)

Особенности проведения: для введения в новый, неизвестный материал, либо для закрепления материала. Проводится индивидуально, по группам.

Оборудование: рисунки (макеты) вилка капусты, томата, клубня картофеля, стручков гороха и капусты, коробочки мака и других плодов. Рабочая тетрадь (разработанная учителем) для ученика.

Ход игры.

Учитель задаёт вопросы ученикам по заданной теме. Вопросы формулирует таким образом, что для ответов на них необходимо внимательно изучить рисунки и подписи к ним. Ученики должны найти подсказку в учебнике, дать свои варианты ответов на вопросы учителя и задать ему свои вопросы.

Вопросы-задания учителя:

Рассмотрите рисунки (макеты, настоящие объекты). Как вы считаете…

Под какими номерами даны изображения плодов?

Почему вы так считаете? Как называются эти плоды?

Ответы учащихся:

Клубень картофеля – не плод, у него нет семян, это видоизменённый побег, его плод – ягода как у томата. У гороха плод - стручок. У мака плод - коробочка. Вилок капусты – это побег, её плод – стручок. Малину и землянику мы называем ягодами. Однако, по строению плод малины – это сочная многокостянка на сухом цветоложе, у земляники плод – многоорешек с мясистым цветоложем.

Аналог этой игры предложен в рабочей тетради по теме «Плоды», где учащиеся при выполнении домашнего задания самостоятельно разбирают картинки и задания к ним. Во время игры «Почемучки» учащиеся демонстрируют свои знания по пройденной теме и обсуждают возникшие у них вопросы вместе с классом и учителем.



ПОЧЕМУЧКА

  1. Рассмотрите рисунки. Как вы считаете…

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=545680649-24-72&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=147120037-40-72&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=286668325-07-72&n=21http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=762330277-13-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=176982241-32-72&n=21

Под какими номерами даны изображения плодов? Почему вы так считаете? Как называются эти плоды?



1 2 3 4 5




Можно ли эти сочные плоды отнести к ягодам. Почему?

____________________________________________________

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=201876395-16-72&n=21http://mksco.ru/_ph/13/2/476283267.jpg

Рис. 1 Разработанный фрагмент рабочей тетради к учебнику В.В. Пасечника «Биология. 6 класс» по теме «Плоды» раздела «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Интерактивное обучение с использованием игр, позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Разработанные и апробированные уроки ботаники с интерактивными дидактическими игровыми элементами, показали, что обеспечивают включение учащихся (даже пассивных) в активную познавательную деятельность, повышая их уровень мотивации к предмету, с использованием дидактических игр и рабочей тетради. Применение различных интерактивных форм и методов с использованием дидактических игр, позволяет каждому ученику перейти на более высокий уровень знаний.

Результаты интерактивного педагогического процесса с использованием разработанных дидактических игр по биологии (6 класс) подтвердили свою эффективность.

Ссылки на источники:

  1. Демидова, С.В. Интерактивные уроки. Методы обучения в современной школе. [Электронный ресурс] / С.В. Демидова – URL: http://nsportal.runachalnaya-shkolamaterialy-mointeraktivnye-metody-obucheni - Загл. с экрана (дата обращения 4.11.13)

  2. Ивченко, С. Занимательно о ботанике. [Текст] - М.: изд-во «Молодая гвардия», 1972. –224 с.

  3. Калинина, А.А. Поурочные разработки по биологии: 6 класс [Текст]: 3-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 384 с.

  4. Леонтьева, О.М. Биология: 6 класс (Игры на уроках) [Текст]: Пособие для учителя. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 128 с.

  5. Никишов, А.И. Ботаника. Цветковые растения. Размножение растений [Текст]: Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: НПО "Школа": "Открытый мир", 1997. – 112 с.

  6. Сборник авторских методических разработок по эколого-биологическому направлению [Текст] – Абакан: «Журналист», 2005. –136 с.

  7. Сборник экологических игр [Текст]: По материалам семинара для специалистов по экологическому просвещению Август 1999г. ФРГ о-в. Рюген / Ю.А. Севрук, Ева Кляйнн, Е.Б. Книжникова, О. Сивохо, Н.Шпиленок.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКЕ БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ
  • Биология
Описание:

Ключевые слова: интерактивные методы и приемы, современный урок, дидактические средства, учебная игра, рабочая тетрадь, разработки игр.

Внедрение в учебный процесс интерактивных методов обучения, среди которых ведущая роль отводится учебным играм, позволяет ученикам формировать знания путём интенсивной самостоятельной познавательной деятельности и вместе с тем способствует развитию индивидуальных творческих способностей.

Учебная игра – представляет собой специфический способ управления учебно-познавательной деятельностью учащегося. Сущность дидактической игры как средства обучения состоит в том, что она переводит цели обучения и воспитания в реальные результаты. [4]

Игра как педагогический приём имеет большие возможности, а именно,  активизирует мыслительные процессы учеников, повышает интерес к знаниям, тренирует память и  умение логически рассуждать и т.п. Игровые методы обучения дают возможность расширить и закрепить знания по той или иной теме.

Когда учебный процесс протекает так, что учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать, что они знают и думают. Совместная деятельность в процессе освоения учебного материала означает,  что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии. Большую роль играют воспитательные возможности интерактивных форм и методов работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между школьниками, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогают испытывать чувство успешности [3].

Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности. [3]

Учитывая специфику современного развития общества, урок биологии должен быть демократическим, в ходе которого наблюдается совместная деятельность учителя и учеников развивающая познавательную деятельность в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи. [1]

Однако роль учителя заключается в не просто овладении интерактивными технологиями, но и в обладании творческими способностями для совместного творения с учащимися. [2]

Для проведения интерактивных уроков учителю необходимо включить в процесс обучения интерактивные игры, что более естественно для ребёнка. Тем самым повышается результативность учебного процесса, творческие и коммуникативные успехи учащихся.

Использование интерактивных методов – не самоцель, а средствок достижению в классе атмосферы, способствующей пониманию духа права и духа сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

     Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Однако  бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями класса. [1]

Автором  использованы такие  интерактивные методы как  работа в парах, малых группах, мозговой штурм и т.д.

 

Для успешной работы с интерактивными методами необходимо соблюсти ряд правил. Лучше тщательно подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные «игры». 

Автор Шейерманн Наталья Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1693
Номер материала 30455
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓