Главная / Математика / Использование дидактических игр на уроках математики

Использование дидактических игр на уроках математики

Дидактические игры на уроках математики.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к предмету. В связи с этим ведутся поиски эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от того, насколько умело будет построена учебная работа. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в их эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Играя, ребята не замечают, как учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Они не просто играют, они пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. И это доказывает что игра - прекрасное средство развития, воспитания и обучения. Она не только даёт дополнительные знания и развивает целый спектр разнообразных способностей, но и является полигоном общественного и творческого самовыражения каждого.

Входя в определенную игровую роль, ученики могут преодолеть неприязнь к предмету. Добровольно подчиняясь правилам игры, они учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых нельзя стать образованным человеком.

Существует несколько групп игр, и из них особо выделяются три группы. Именно они часто используются на уроке математики

I группа игр – дидактические игры

Они используются как средство развития познавательной активности детей и подростков. Как правило, использование на уроках таких игр способствует стремлению знать предмет.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями. Не секрет, что самыми прочными являются те знания, которые получены самостоятельно, после определенных усилий. Всевозможные « почему» и « как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это, значит, идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.

II группа игр – сюжетно – ролевые игры.

В таких играх сюжет - основная форма интеллектуальной деятельности. Более показательны в этом плане игры – путешествия, Игры – экскурсии. Они носят характер географических, исторических, краеведческих экспедиций. Отличительная черта таких игр - активность воображения. В ходе такой игры ребята познают не только математические понятия и навыки, но и узнают новые исторические данныео которых они может и не догадывались. Они окунаются в ту гущу событий о которой говорится в игре. Сюжетно – ролевые игры устанавлиывают связь с такими предметами как история, география, литература. В результате такой игры у ребят рождается теоретическая деятельность творческого воображения.

III группа игр - творческие игры

Эти игры используются как средство развития фантазии у ребенка, его мышления. Такие игры как « Я - поэт», или « Я - сказочник» развивают речь, память, мышление и характер человека. Любой учитель должен не только обучать и развивать ребенка, он должен еще и воспитывать его. И такие качества как доброта, отзывчивость, умение дружить, и развиваются на таких играх. Сочиняя сказку, ребенок должен знать не только понятие, но и знать свойства этого понятия, это использует и он и при создании поэтических строк. Поэтому ему приходится искать самое интересное, самое удивительное и использовать в своих сочинениях. В любых сказках ценится добро, чуткость, преданность и, создавая свои маленькие шедевры, ребенок учится быть добрым преданным и чутким. А сколько труда и терпения нужно чтобы составить кроссворд или ребус, сколько умозаключений нужно провести , чтобы создать тест по теме? И все это им обязательно пригодится в жизни.

Но к какой бы группе не относились игры, они позволяют решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала. Игра способствует повышения эмоционально – положительного тонуса, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта. Игра позволяет обмениваться знаниями, умениями, позволяет выявить индивидуальные особенности, позволяет устранить нежелательные проявления в характере. Игра развивает творческие способности у ребят. Но ненужно путать игру с забавой, такой подход обедняет ее, делает бесполезной, дает повод для понижения ее роли как средства воспитания. На игру нужно смотреть как на вид преобразующей деятельности. Только при таком подходе можно правильно оценить значение и роль игры.

При организации игр и игровых моментов необходимо учитывать следующие моменты:

1.Четко установить цель игры.

2.Количествоучастников игры. Каждый ученик должен быть активным участником, иначе длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.

3.На какое время должна быть рассчитана игра. Будет ли она интересна. Каждую игру нужно заканчивать на данном уроке, только в этом случае она сыграет положительную роль.


Примеры дидактических игр на уроках математики.

Приведенные здесь игры даны по классам в соответствии с определенной темой урока. Но идею каждой из них можно использовать в различных классах при изучении различных тем.

Предложенные дидактические игры используются на отдельных этапах урока, выступая в виде игровых моментов.

Игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности, поэтому нужно искать возможности применения ее в подготовке школьников к усвоению важных математических идей, т.е. обучать математике в процессе игры.


1.« Крестики – нолики»

Тема: « Сравнение обыкновенных дробей» (5класс)

Ученикам предлагаются карточки – тесты. Верные высказывания ребята должны обвести « ноликом», а неверные зачеркнуть « крестиком» и из соответствующих букв составить, например имя героя всем знакомой сказки.

Во время этой игры ребята повторяют правила сравнения дробей. Они закрепляют умения, и навыки сравнивать дроби. Эта игра носит не только обучающий или закрепляющий характер, но этой игрой можно выполнить ряд воспитывающих задач. Эти задачи можно связать с именем героя, который получится при правильном выполнении задания. Называя имя героя, ученики могут дать небольшую характеристику о нем, рассказать какой он, чем он хорош. Маленький рассказ о герое развивает речь у ребят, фантазию, и, конечно же, память. А это так необходимо каждому ученику.

Примеры учитель может подобрать сам. Это могут быть и десятичные дроби, и смешанные дроби, лишь бы ребятам был понятен смысл этой игры.

Вторая игра, которая основана на игре «Крестики – нолики» укрепляет знания числовых промежутков. Играя в нее, ребята повторяют решение числовых неравенств. Во время игры они систематизируют свои знания, выделяют существенное при решении числовых неравенств, анализируют, находят правильные ответы. Эта игра очень напоминает тестирование, когда одному примеру предлагается варианты ответа. Такие задачи могут психологически готовить ребят к тестированию.



hello_html_5fbc8b4c.gif< hello_html_6116555.gif Г


hello_html_m6609b40c.gif= hello_html_6116555.gif Т


hello_html_m6609b40c.gif> hello_html_6116555.gif М


hello_html_7874f3c3.gifИ


hello_html_3ae768a6.gifО


hello_html_m1734f8b6.gif Е


hello_html_491c86ce.gifТ


hello_html_m260a14aa.gif Р


hello_html_bd984ba.gifЛ


hello_html_73f196c2.gifД



hello_html_m466bb7ef.gifС



hello_html_6bb827fd.gifК


hello_html_m31235bcb.gifУ


hello_html_m31235bcb.gifН

hello_html_m31235bcb.gifА


Эту же игру можно видоизменить, но суть игры оставить прежней. Например, при изучении темы « Числовые промежутки» (6 класс) ребятам предлагаются карточки с программированными ответами, напротив правильного ответа они должны поставить « крестик».



(3;5)

[3;5)

[3;5]

(3;5]

3 ≤ х ≤ 5





3 < х ≤ 5





3 ≤ х < 5





3 < х ≤ 5






Особый интерес у ребят вызывают игры с названием «Угадай…», ведь в этих играх они показывают не только знания, но и быстроту реакции, быстроту умозаключения. Эти игры настолько просты и понятны, что их можно использовать практически на любых уроках, при изучении любых тем. Например:

Игра: « Угадай неравенство»


Тема: « Сравнение десятичных дробей»(5 класс)

В этой игре ученики не восстанавливая числа, должны проставить знаки неравенства. Проводить игру можно, как в парах, так и в виде эстафеты. Оценивается не только правильность выполнения задания, но и быстрота решения. Если игра проводится в парах, то учитель должен приготовить задание на карточках, а если в виде эстафеты, то задание нужно приготовить на доске. Во время игры ребята повторяют правила сравнения десятичных дробей. В данных примерах десятичные дроби представлены в виде знаков, что придает этим примерам загадочность и заставляет активизировать мыслительную деятельность.


4,3 и 4,7


,421 и ,9


0,472 и 0,471


52,  и 91, 


,9 и ,9


9,5 и 9,6


, и ,


35, 8 и ,01




53 и 57


,21 и ,5


0,972 и 0,973


51, и 61,


,8 и ,8


7,5 и 7,6


, и ,


35, 1 и ,05


























Игра « Угадай математический знак»


Тема: «Свойства степени с целым показателем» (7 класс)

Эту игру можно проводить как эстафету, работу в группах, работу в парах, в виде индивидуального задания. В зависимости от выбора, учитель записывает примеры на доске и ребята по очереди должны расставить математические знаки так, чтобы выполнялось равенство. Эта игра способствует усвоению свойств степени с целым показателем. Учитель должен приготовить примеры таким образом, чтобы были использованы все математические знаки. Например, задание может быть таким. Как показано на рисунке. Игра способствует закреплению навыков и умений выполнять вычисления степеней, используя их свойства. В процессе игры у ребят вырабатываются навыки мыслительных операций как анализ, синтез, которые им так будут необходимы в жизни.





5 4 5 6 5 3 =57

5 4 5 6 5 3 =5



5 4 5 6 5 3 =513



5 4 5 6 5 3 =5-5



























Игра: «Забавный маляр»

Тема: « Проценты» (5 класс)


Игру можно провести в два этапа. Учитель делит класс не две команды или число команд должно быть кратным двум (4, 6 и т.д.)

Первый этап состоит в том, что первая команда закрашивает геометрические фигуры, и предлагает проценты окрашенной части. Каждому проценту они предлагают ту или иную букву. Правильно выбранные проценты позволят прочесть слово, загаданное командой.

Второй этап состоит в том, что вторая команда угадывает процент закрашивания фигур и читает полученное слово. На примере это может выглядеть так, как показано на рисунке.

Эта игра выполняет множество задач, каждая из которых несет свой вклад в развитие, воспитание и обучение




50% - Г 5% - Е 9% - М

30% - Б 25% - А 85% - О

25% - А 60 % - Д 40% - У


60% - С 15% - Л

35% - Т 80% - С

95% - М 35% - В





Игра: « Найди запятую»

Тема: « Сложение и вычитание десятичных дробей» (5 класс)

Цель игры: Развивать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; развитие памяти, внимания, мышления, скорости устного счета.

Учитель готовит ряд примеров на сложение и вычитание десятичных дробей. Они могут быть записаны на доске или на карточках. Во всех предложенных примерах отсутствуют запятые, и задача состоит в том, чтобы их расставить правильно. Самое главное условие - сохранение равенства в примерах.

Условие данной игры можно представить в стихах. Например,


Убежала запятая, Без нее никак нельзя,

Что за глупая такая. Ведь в примерах чехарда

Ты скорей ее найди, Что ж, вперед, мой друг, дерзай

И на место усади. И примеры исправляй



32 + 18 = 5

3 + 108 = 408

42 + 17 = 212



736 - 336 = 4

63 – 27 = 603

57 - 4 = 17










.



Следующие две игры знакомы многим и многие успешно их используют на своих уроках. И в этом пособии еще раз хочется отметить роль простой игры при изучении темы « Координатная плоскость». С детства всем нам знакома игра « морской бой», именно она лежит в основе нижеперечисленной игры

« Веселый художник». Ребята не просто указывают координаты тех или иных точек, они проявляют талант - талант художника. А если видоизменить немного задание и вместо рисунка указать инициалы имени героя, то можно внести и воспитательный оттенок в эту игру. Ведь положительный герой должен занять свое место в душе каждого.


Игра: « Веселый художник»

Тема: «Координатная плоскость. Построение точки по ее координатам»

(6 класс)

На доске записаны координаты точек. Например: (0,8), (2,6), (1,6), (3,4), (2,4), (4,2), (1,2), (1,0), (-1,0), (-1,2), (-4,2), (-2,4) , (-3,4), (-1,6) Ребята должны соединить эти точки последовательно и если все точки построены правильно, то должен получится рисунок


Эту игру можно использовать и при изучении темы « График линейной функции». По области определения и уравнению линейной функции составляется рисунок. Например, рис. 1 может быть задан не точками, а в виде следующей таблицы.


Область определения

Уравнение линейной функции.

[ -2,0]

у=х+8

[-2,-1] ,[1,2]

у=6

[-3,-1]

у=х+7

[-3,-2] , [2,3]

у=4

[-4,-2]

у=х+5

[-4,-1] ,[1,4]

у=2

[-1,1]

у=0


Область определения

Уравнение линейной функции

[-2,0]

y=x+8

[-2,-1], [1,2]

y=6

[-3,-1]

y=x+7

[-3,-2], [2,3]

y=4

[-4,-2]

y=x+5

[-4,-1], [1,4]

y=2

[-1,1]

y=0


Еще одну игру можно использовать при изучении координатной плоскости.

Игра « Прочти слово»

Учитель на доске чертит координатную плоскость и наносит на нее точки. Координаты точек указаны в таблице, сочетание букв образуют слово.

Цель игры - проверить умение определять на координатной плоскости точки по их координатам. Эта игра носит не только обучающий характер, но и воспитывающий, если связать слово с воспитательным моментом.













Т






А











М


Б










О






К






Р



















Е








Д


С


О























(4;-1 )

(3;4 )

( 1;5 )

(-1; 2 )

( 0; -2 )

(-2; 7)

(4; 7)










Предложенные игры - это малая часть дидактических игр, используемых на уроке.

У каждого учителя математики есть свои дидактические игры не менее интересные. Но, пожалуй, самыми интересными будут игры, которые были составлены самими учениками.


Игра « Своя игра»

Учитель предлагает ученикам составить дидактическую игру на данную тему. В процессе создания игры ребятам приходится проявить все свои таланты.

И, конечно, такие игры пользуются большим интересом у ребят.

Если обратить внимание на содержание игр, то можно заметить, что эти задания можно решить в виде самостоятельной работы, но вряд ли они будут нести такую же эмоциональную нагрузку, как игры.






Список литературы



  1. Балк М.Б. Поиск решения м. Детская литература 1983 г.

  2. Дышинский Е.А. Игротека математического кружка м. Просвещение 1972 г.

  3. Коваленко В.Г. Дидактические игры м. Просвещение 1990г.

  4. Турыгина С.В. Познавательные игры в школе. Ростов – на Дону 2003г.





11


Использование дидактических игр на уроках математики
  • Математика
Описание:

Практика показывает, что одним из эффективных способов обучения математике является способ с использованием дидактических игр. В данной работе предложены дидактические игры и их практическое  применение.

В процессе игры на уроке ребята не замечают, как учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Они не просто играют, они пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.    Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавалиокружающий мир, учились человеческим отношениям. И это доказывает что игра -  прекрасное средство развития, воспитания и обучения. Она не только даёт дополнительные знания и развивает целый спектр разнообразных способностей, но и является полигоном общественного и творческого самовыражения каждого.

Входя в определенную игровую роль, ученики  могут преодолеть неприязнь к  предмету. Добровольно подчиняясь правилам игры, они учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых нельзя стать образованным человеком.

       Существует несколько групп игр,  и из них особо выделяются три  группы. Именно они часто используются на уроке математики

Существует несколько групп игр,  и из них особо выделяются три  группы. Именно они часто используются на уроке математики

                             I группа игр – дидактические игры

        Они используются как средство развития познавательной активности детей и подростков. Как правило, использование на уроках таких игр  способствует стремлению знать предмет.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение  знаниями и умениями.  Не секрет, что самыми прочными являются те знания, которые получены самостоятельно, после определенных усилий. Всевозможные « почему»  и  « как»  ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это, значит, идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.

II группа игр – сюжетно – ролевые игры.

В таких играх сюжет  - основная форма интеллектуальной деятельности. Более показательны в этом плане игры – путешествия, Игры – экскурсии. Они носят характер географических, исторических, краеведческих экспедиций. Отличительная черта таких игр  - активность воображения.  В ходе такой игры ребята познают не только математические понятия и навыки, но и узнают новые исторические данныео которых они может и не догадывались. Они окунаются в ту гущу событий о которой говорится в игре. Сюжетно – ролевые игры устанавлиывают связь с такими предметами как история, география, литература.  В   результате  такой игры у ребят рождается теоретическая деятельность творческого воображения.

            III группа игр - творческие игры

Эти игры используются как средство развития фантазии у ребенка, его   мышления. Такие игры как « Я - поэт», или « Я - сказочник»  развивают речь, память, мышление и характер человека. Любой учитель должен не только обучать и развивать ребенка, он должен еще и воспитывать его. И такие  качества как доброта, отзывчивость,  умение дружить,  и развиваются на таких играх. Сочиняя сказку, ребенок должен знать не только понятие, но и знать свойства этого понятия,  это использует и он и при создании поэтических строк. Поэтому ему приходится                                 искать самое интересное,  самое удивительное  и использовать в своих сочинениях. В любых сказках  ценится добро, чуткость, преданность и, создавая  свои  маленькие шедевры, ребенок учится быть добрым преданным и чутким. А сколько труда и терпения нужно чтобы составить кроссворд или ребус, сколько умозаключений нужно провести , чтобы создать тест по теме?  И все это им обязательно пригодится в жизни.

Но к какой бы группе не относились игры, они позволяют решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала.       Игра способствует повышения эмоционально – положительного тонуса, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта. Игра позволяет обмениваться знаниями, умениями, позволяет выявить индивидуальные особенности, позволяет устранить нежелательные проявления в характере. Игра развивает творческие способности у ребят.      Но ненужно путать игру с забавой, такой подход обедняет ее, делает бесполезной, дает повод для понижения ее роли как средства воспитания. На игру  нужно смотреть как на вид преобразующей деятельности. Только при таком подходе можно правильно оценить значение и роль игры.

При организации игр и игровых моментов необходимо учитывать следующие  моменты:

1.Четко установить цель игры.

2.Количествоучастников игры.  Каждый ученик должен быть активным участником, иначе длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.

3.На какое время должна быть рассчитана игра.  Будет ли она интересна. Каждую игру нужно заканчивать  на данном уроке, только в этом случае она сыграет положительную роль.

 

 

 

Автор Гремякова Людмила Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 527
Номер материала 51743
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓