Главная / Русский язык и литература / Использование активных методов обучения – залог успешности современного урока.

Использование активных методов обучения – залог успешности современного урока.

Заявка

на участие

в заочной Международной научно-практической конференции

«Проблемы преподавания литературы, русского языка и иностранных языков в современной школе (Гуманитаризация образовательного процесса»

29 марта 2014 года.

Ф.И.О. Гончаренко Елена Михайловна

Регион, район, населенный пункт Воронежская область Бобровский район Посёлок Ясенки

Точное название образовательного учреждения Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ясенковская средняя общеобразовательная школа

Должность учитель русского языка и литературы

Выбранная секция Секция 3. Активные методы обучения на уроках русского языка, иностранного языка в современной школе.


Тема выступления (статьи) Использование активных методов обучения –

залог успешности современного урока.


Контактный телефон 89204466184

Точный домашний адрес с индексом Воронежская область Бобровский район посёлок Ясенки улица Свободы дом 47

Форма получения сборника выступлений (лично или по почте) по почте

При необходимости получения сборника по почте точный адрес с индексом Воронежская область Бобровский район посёлок Ясенки улица Свободы дом 47, 397721






Гончаренко Е.М.

МКОУ Ясенковская СОШ

Использование активных методов обучения –

залог успешности современного урока.

ФГОС второго поколения поставили перед педагогами новые задачи в обучении. Исходя из целей, изложенных в образовательных стандартах второго поколения, учителя должны не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельной умственной деятельности. Подобные изменения активизировали педагогический поиск и обусловили появление и развитие новых активных методов обучения, способствующих побуждению к самостоятельной практической и мыслительной деятельности.

Каждый педагог работает над проблемой повышения мотивации к изучению предмета. Что же является предпосылкой для высокой мотивации? На мой взгляд, ответ очевиден: с желанием и интересом мы выполняем те действия, которые нам нравятся и приносят удовлетворение. Ученика на разных ступенях обучения (включая и старшую ступень) как и любого ребёнка, больше всего интересует и захватывает не что иное, как игра. Причём игра разных видов: индивидуальная, групповая, логическая, спортивная, виртуальная…

Следовательно, для успешного достижения образовательных и воспитательных целей, нужно использовать игровую форму организации деятельности, конечно, в комплексе с различными современными педагогическими технологиями.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. По словам  В.Н. Пташкиной «Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт».[1] В своей практике я часто применяю игровую форму организации работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

По опыту могу сказать, что при выполнении различных конкурсных и олимпиадных заданий, учащиеся часто испытывают затруднения, работая над материалом по теме «Лексика» и «Фразеология», поэтому регулярно провожу лексические разминки, как правило, в начале урока, в момент актуализации знаний.

Например: «Найди лишнее слово» (слова объединены в группы от двух до пяти, используется метод исключения, повторение групп слов по лексическому значению: синонимов, омонимов, антонимов, диалектизмов, архаизмов и т.д. )

Для повторения фразеологизмов в 6-7 классах использую игровой метод «Ты - мне, я - тебе». Заранее подготовленный ученик бросает мяч и называет фразеологизм, поймавший мяч ученик должен заменить фразеологизм синонимичным наречием. В 8-9 классах учащиеся делятся на группы (обычно 2-3) и получают карточку с фразеологизмами. Задание аналогичное. Если мы делим класс на группы, то в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который способствует развитию более динамичного проявления личных учебных способностей учащихся.

Также большое внимание уделяю составлению и решению лингвистических и литературных кроссвордов, чайнвордов, ребусов. Подобная работа позволяет систематически повторять и закреплять пройденный материал, а также способствует проявлению творческих индивидуальных и групповых способностей, развитию умения самостоятельной работы. Кроссворд можно предложить классу в начале урока с целью актуализации знаний: если это очередной урок в системе уроков, тогда повторение теоретического материала изучаемого раздела можно успешно поменять на разгадывание кроссворда или чайнворда. Ключевое слово кроссворда может помочь учащимся самостоятельно сформулировать тему нового урока.

Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.

Составленные детьми кроссворды практично оценивать посредством взаимопроверки. В таком случае учащиеся выполняют двойную работу: отвечают на предложенные вопросы и, в то же время, анализируют, редактируют, оценивают работу одноклассника.

При отработке орфографических навыков часто использую перфокарты. Содержанием перфокарты, как правило, является таблица. Учащиеся заполняют перфокарту либо гласными буквами (о/а, е/и), либо условными знаками («+», «-», «V»). По окончании работы нужно соединить одинаковые значения, в результате получится цифра, которая и превратится в оценку за работу (рис. 1).

е

е

е

е

и

и

е

е

е

и

и

е

е

е

е



Рис.1




Игровые задания, направленные на отработку пунктуационных норм: «Цифровой диктант»; «Редактор»; «Кто больше?».

Особое предпочтение отдаю игре «Составь предложение», в которой учащимся из предложенных 5-6 предложений предлагается выписать указанные члены предложения с точным указанием их грамматических признаков. Например:

1. Осенью деревья теряют листву – взять сущ., обозначающее обстоятельство времени.

2. Костёр разрумянил лица – взять сказуемое, употребляемого без приставки в настоящем времени и т.д.








Таким образом, игровая организация обучения способствует развитию умения самостоятельно анализировать ситуацию и находить выход, делать выводы; умения импровизировать; развивает индивидуальные творческие способности. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, конкуренция во время игры создают положительный морально-психологический климат в классе для развития личности учащихся, повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся.

Литература:

1. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.

2. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула, 2002

Использование активных методов обучения – залог успешности современного урока.
  • Русский язык и литература
Описание:

     Авторская статья для заочного участия в Международной научно-практической конференции «Проблемы преподавания литературы, русского языка и иностранных языков в современной школе (Гуманитаризация образовательного процесса)».  

      Каждый педагог работает над проблемой повышения мотивации к изучению предмета. Что же является предпосылкой  для высокой мотивации? На мой взгляд, ответ очевиден: с желанием и интересом мы выполняем те действия, которые нам нравятся и приносят удовлетворение. Ученика на разных ступенях обучения (включая и старшую ступень) как и любого ребёнка, больше всего интересует и захватывает не что иное, как игра.

 

 

Автор Гончаренко Елена Михайловна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 364
Номер материала 46687
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓