Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИспользование активных методов обучения – залог успешности современного урока.

Использование активных методов обучения – залог успешности современного урока.

Скачать материал

Заявка

на участие

в заочной Международной научно-практической конференции

«Проблемы преподавания литературы, русского языка и иностранных языков в современной школе (Гуманитаризация образовательного процесса»

29 марта 2014 года.

Ф.И.О. Гончаренко Елена Михайловна

Регион, район, населенный пункт Воронежская область Бобровский район Посёлок Ясенки

Точное название образовательного учреждения Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ясенковская средняя общеобразовательная школа

Должность учитель русского языка и литературы

Выбранная секция Секция 3.   Активные методы обучения на уроках русского языка, иностранного языка  в современной школе.

 

Тема выступления (статьиИспользование активных методов обучения –

залог успешности современного урока.

 

Контактный телефон 89204466184

Точный домашний адрес с индексом  Воронежская область Бобровский район посёлок Ясенки улица Свободы дом 47

Форма получения сборника выступлений (лично или по почте)  по почте

При необходимости получения сборника по почте точный адрес с индексом Воронежская область Бобровский район посёлок Ясенки улица Свободы дом 47,  397721

 

 

 

 

 

 Гончаренко Е.М.

 МКОУ Ясенковская СОШ

Использование активных методов обучения –

залог успешности современного урока.

  ФГОС второго поколения поставили перед педагогами новые задачи в обучении. Исходя из целей, изложенных в образовательных стандартах второго поколения, учителя должны не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельной умственной деятельности. Подобные изменения активизировали педагогический поиск и обусловили появление  и развитие новых активных методов обучения, способствующих побуждению к самостоятельной практической и мыслительной деятельности.

   Каждый педагог работает над проблемой повышения мотивации к изучению предмета. Что же является предпосылкой  для высокой мотивации? На мой взгляд, ответ очевиден: с желанием и интересом мы выполняем те действия, которые нам нравятся и приносят удовлетворение. Ученика на разных ступенях обучения (включая и старшую ступень) как и любого ребёнка, больше всего интересует и захватывает не что иное, как игра. Причём игра разных видов: индивидуальная, групповая, логическая, спортивная, виртуальная…

    Следовательно, для успешного достижения образовательных и воспитательных целей, нужно использовать игровую форму организации деятельности, конечно, в комплексе с различными современными педагогическими технологиями.

   Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. По словам  В.Н. Пташкиной «Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт».[1] В своей практике я часто применяю игровую форму организации работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

      По опыту могу сказать, что при выполнении различных конкурсных и олимпиадных заданий, учащиеся часто испытывают затруднения, работая над материалом по теме «Лексика» и «Фразеология», поэтому регулярно провожу лексические разминки, как правило, в начале урока, в момент актуализации знаний.

Например: «Найди лишнее слово» (слова объединены в группы от двух до пяти, используется метод исключения, повторение групп слов по лексическому значению: синонимов, омонимов, антонимов, диалектизмов, архаизмов и т.д. )

     Для повторения фразеологизмов в 6-7 классах использую игровой метод «Ты - мне, я - тебе». Заранее подготовленный ученик бросает мяч и называет фразеологизм, поймавший мяч ученик должен заменить фразеологизм синонимичным наречием. В 8-9 классах учащиеся делятся на группы (обычно 2-3) и получают карточку с фразеологизмами. Задание аналогичное. Если мы делим класс на группы, то в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который способствует развитию более динамичного проявления личных учебных способностей учащихся.

      Также большое внимание уделяю составлению и решению лингвистических и литературных кроссвордов, чайнвордов, ребусов. Подобная работа позволяет систематически повторять и закреплять пройденный материал, а также способствует проявлению творческих индивидуальных и групповых способностей, развитию умения самостоятельной работы. Кроссворд можно предложить классу в начале урока с целью актуализации знаний: если это очередной урок в системе уроков, тогда повторение теоретического материала изучаемого раздела можно успешно поменять на разгадывание кроссворда или чайнворда. Ключевое слово кроссворда может помочь учащимся самостоятельно сформулировать тему нового урока.

Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.

    Составленные детьми кроссворды практично оценивать посредством взаимопроверки. В таком случае учащиеся выполняют двойную работу: отвечают на предложенные вопросы и, в то же время, анализируют, редактируют, оценивают работу одноклассника.

      При отработке орфографических навыков часто использую перфокарты. Содержанием перфокарты, как правило, является таблица. Учащиеся заполняют перфокарту либо гласными буквами (о/а, е/и), либо условными знаками («+», «-», «V»). По окончании работы нужно соединить одинаковые значения, в результате получится цифра, которая и превратится в оценку за работу (рис. 1).

е

е

е

е

и

и

е

е

е

и

и

е

е

е

е

      

 

 

Рис.1

 
 

 

 


     Игровые задания, направленные на отработку  пунктуационных норм:  «Цифровой диктант»;  «Редактор»; «Кто больше?».

      Особое предпочтение отдаю игре «Составь предложение», в которой        учащимся из предложенных 5-6 предложений предлагается выписать указанные члены предложения с точным указанием их грамматических признаков. Например:

1. Осенью деревья теряют листву – взять сущ., обозначающее обстоятельство времени.

2. Костёр разрумянил лица – взять сказуемое, употребляемого без приставки в настоящем времени и т.д.

 

 
 

 

 

 

 


     Таким образом, игровая организация обучения способствует развитию умения самостоятельно анализировать ситуацию и находить выход, делать выводы; умения импровизировать; развивает индивидуальные творческие способности. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,  конкуренция во время игры создают положительный морально-психологический климат в классе для развития личности учащихся, повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся.

Литература:

1. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.

2. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула, 2002

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Использование активных методов обучения – залог успешности современного урока."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

     Авторская статья для заочного участия в Международной научно-практической конференции «Проблемы преподавания литературы, русского языка и иностранных языков в современной школе (Гуманитаризация образовательного процесса)».  

      Каждый педагог работает над проблемой повышения мотивации к изучению предмета. Что же является предпосылкой  для высокой мотивации? На мой взгляд, ответ очевиден: с желанием и интересом мы выполняем те действия, которые нам нравятся и приносят удовлетворение. Ученика на разных ступенях обучения (включая и старшую ступень) как и любого ребёнка, больше всего интересует и захватывает не что иное, как игра.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 409 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 343
    • DOCX 62.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гончаренко Елена Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гончаренко Елена Михайловна
    Гончаренко Елена Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 8011
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 46 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Психологическая экспертиза в работе с детьми и родителями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Мини-курс

Стратегия продаж и продуктовая линейка: успех в современном бизнесе

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические исследования и поддержка психического здоровья

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе