Главная / Начальные классы / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА.

hello_html_f7c78b9.gifhello_html_b14d6a6.gifhello_html_b80bea7.gifhello_html_4efb4a02.gifhello_html_98e01a7.gifhello_html_m1260cfb7.gifhello_html_mf7dc452.gifhello_html_m75671b31.gifhello_html_m6cfc01b2.gifhello_html_m328a5d3c.gifhello_html_m3534fcea.gifhello_html_m6a6791e6.gifhello_html_4250cf84.gifhello_html_m3b3e3488.gifhello_html_467ddc8c.gifhello_html_m545096b8.gifhello_html_5bdf6151.gifhello_html_4e72d841.gifhello_html_53d0659c.gifhello_html_32d06545.gifhello_html_50af87c2.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ

(КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ VIII ВИДА» г. БАЛАКОВО

Использование

здоровьесберегающих технологий

в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.





























Бусыгина Жанна Михайловна

Учитель – дефектолог















2014 г.

Единственный способ сохранить свое здоровье - есть то, чего не хочется, пить то, что не любишь, и делать то, что не нравится.

Марк Твен


Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды,

наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни.

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:

« Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»

Обучение в школе - серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие - зрительный аппарат ребенка испытывает постоянное перенапряжение. Всё это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья - нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно - сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ. Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.

А что происходит в нашей школе сегодня?

По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегаюгцих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся. Учителя специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида используют на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий.

Это пальчиковая гимнастика:

  • игры с пальчиками,

  • пальчиковая гимнастика с предметами,

  • загадочные палочки,

  • физкультминутки,

  • упражнения.


В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного, включающая в себя:

основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, использование

конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.

Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, я приняла во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя. Всё это достигается за счёт разработки настольной конторки, установленной на стандартный стол.

Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, могу сделать вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе.

В.Ф.Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок нормального развития – это пространство. Сильное впечатление производит на меня идея В.Ф.Базарного об экологическом букваре – это натянутое на стену полотно (2 Х 3 м). На нём изображается любой пейзаж: река, уходящая за горизонт, берёза, вдали – село и т.д. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года - осень, зима, весна, лето.

hello_html_m2a8bd03e.jpg

Продумывая урок, я планирую, где можно использовать материал экологической стенки, подойти к ней детям, предложить индивидуальные задания.

А как же использовать зрительно - пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала. Предъявляемый дидактический материал может быть маленьких размеров . Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.

Способствует расширению зрительно - двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.

Я работаю уже пятый год, используя элементы методики В.Ф. Базарного. В этом классе дети с ограниченными возможностями здоровья стали более внимательны и подвижны, им интересно учиться. Я применяет в своей работе не только работу за конторками, офтальмотренажер, разные виды упражнений, но и некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.

Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение воспитанников, снимают статистические мышечные нагрузки.

Я стараюсь проводить их с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Время начала физкультминутки выбираю сама, когда значительная часть детей начинает утомляться. В течение урока проводится одна - две физкультминутки.

Проведение физкультминуток решает следующие задачи:

1.Уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы.

2.Активизация внимания детей и повышения способности к восприятию учебного материала.

3.Эмоциональную «встряску» обучающихся, возможность «сбросить» накопившийся (н - р: во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

Упражнения должны дать нагрузку неиспользованным мышцам, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Учитель произносит команды четким, громким голосом. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель. Обязателен положительный эмоциональный фон. В состав упражнений для физкультминуток включены игры - физкультминутки.

Приведем некоторые упражнения направленные на снятия напряжения:

Упражнения для глаз.

Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее - глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнять упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз - против часовой стрелки.

После выполнения упражнения детям полезно напомнить: для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо освещено. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекращать работу и давать глазам отдых, то есть закрывать их ладонями так, чтобы они отдыхали в полной темноте.

В физкультминутки включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Большинство воспитанники с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, поэтому нужно вводить упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

Дыхательные упражнения

улучшают кровоснабжение мозга, насыщают его кислородом.

Например: 1. И.П. -сидя. 1- глубоко вдохнуть через нос, втянув живот, кисти рук положить на нижние отделы ребер; 2- энергично выдохнуть через рот, надавливая руками на ребра. Повторить 4-5 раз. 2. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1. - глубоко вдохнуть через нос, максимально выпятив живот; 2 - выдохнуть через нос, максимально втянуть живот. Повторить 4-5 раз.

В Научном центре здоровья детей РАМН разработан комплекс упражнений ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма, где есть упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с мелких мышц кисти, с мышц туловища, упражнения для мобилизации внимания, корригирующие упражнения для нормализации осанки и т.д. Педагог-сам подбирает физкультминутки к урокам, разрабатывает комплекс упражнений, помогающий в предупреждении утомления и повышения работоспособности воспитанников.

Для улучшения мозгового кровообращения.

  1. Исходное положение (и. п.) - сидя на стуле. - 1 - голову наклонить вправо; 2 -и.п.; 3 - голову наклонить влево; 4 - и.п.; 5 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 - и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

  2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1- поворот головы направо; 2 и.п.; 3- поворот головы налево; 4. -и.п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

    1. И.п. - стоя, руки на поясе. 1- правую руку вперед, левую вверх; 2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.

    2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз затем руки вниз и потрясти ими расслаблено. Темп медленный.

    3. И.п. - сидя, руки вверх. 1- сжать кисти в кулак.2,- разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Для снятия напряжения с мышц туловища.

1. И.п.- стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 - то же в другую сторону; 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Упражнения для нормализации осанки.

1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

      1. Ходьба обычная, следя за осанкой.

      2. Ходьба на носках, руки за головой.

      3. Ходьба на пятках, руки на поясе.

      4. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Упражнения для снятия утомления с ног.

Дают нагрузку на мышцы ног, которые не получают ее во время длительно сидения за партой.

И.п. - стоя, ноги на ширине стопы, руки вдоль туловища. Шаг на месте, не отрывая ног от пола. 1 - поочередно приподнимать пятки то правой, то левой ноги, не отрывая пальцев от пола. 2. - и.п. Повторить 8-10 раз. Темп быстрый. Или:

И. п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. Подскоки на месте: правая нога вперед - левая назад, левая нога вперед - правая назад. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.

Педагогическое внимание нацелено не только на проведение физкультминуток и комплексы упражнений на уроках, но и на школьных переменах - это проведение динамических пауз.

Проводимые ежедневно динамические паузы благотворно влияют на физическое состояние детей. В программу динамических пауз можно включать общеразвивающие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры. Игры помогают учителям снять утомление, напряжение детей. Н- р: Игра проводится в классе, игровой комнате при открытой форточке и освещении класса. Называется она "Настроение". Задача: развитие мимических движений и навыков невербального общения.

Детям предлагается отгадывать настроение одного из игроков по выражению лица.

Так же проводится игра: "Поймай мяч", задача этой игры: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча. Правило игры: Дети располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая верх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч, если не поймал, то становится на место водящего. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Игра: «Нос - ухо - нос». Она направлена на развитие слухового восприятия, быстроты реакции, координации и произвольности движения. Ведущий говорит: «Указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом –«нос». Но если я скажу, например, «Лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно! Начали! Нос - нос - ухо! Сказав «Ухо», ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие непроизвольно делают то же самое. В конце игры называется самый внимательный игрок, который не поддался на игровые провокации ведущего.

Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Учителю нужно помнить о том, что содержание, характер, величина и направленность физических нагрузок, должны быть посильным для актуального состояния организма ребенка. Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его обучения в школе - важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Педагоги, использующие эти технологии, ограждают детей от перегрузок и переутомления на уроках. Благодаря этому у детей развиваются внимание, память, воля, творческое воображение, происходит формирование самостоятельности мышления, свободы суждений.

Для того чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в начальной школе, т. к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.



Какие же ориентиры я использую на уроках?

  1. Разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.











































2.Офтальмотренажёр. Это специальный прибор, подающий световые и звуковые сигналы (серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость школьников). Одним из наиболее эффективных средств снятия таких следовых впечатлений являются импульсивные цветовые вспышки.

3. «Весёлые человечки». На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка.

4. Специальный тренаж, расположенный на потолке класса.( см: журнал «Начальная школа», 1990.-№6.-с. 91).

5.Бумажные офтальмотренажёры. Например, на доске расставлены:

1) Пирамидки. Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.






















2) Тарелки с разноцветными кружками . Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.



















3) Коврик . Задания: составь узор по своему замыслу ( каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д.

4) Подушки ( задания те же, что и с « тарелками» ).

5) Витражи в домике ( задания аналогичные, что и с « ковриком».

6) Цветовые карточки, цветовое табло на магнитном моделеграфе.




41

50





-2

25




















С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка:

белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;

чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;

красный – возбуждает, раздражает;

голубой - ухудшает настроение;

зелёный – улучшает настроение, успокаивает;

жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.

коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.

Изучив данные о физиологической возможности каждого ребёнка и составив диаграмму заболеваемости класса, провожу дифференцированные физкультминутки. Каждый ребёнок по имеющейся у него памятке в течении 1,5 – 2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений:

1. Упражнения для профилактики плоскостопия.

1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз).

2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз);

3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);

4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз).

2. Упражнения для улучшения осанки.

1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;

2) ходьба с правильной осанкой;

3) ходьба с высоко поднятыми руками;

4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)

5) лёгкий бег на носках.

3. Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).

1) «Сотвори в себе солнце»;

2) «Волшебный цветок добра»;

3) «Путешествие на облаке»;

4) «У моря»;

5) «Золотая рыбка»;

6) «Янтарный замок»;

7) «Танец рыбки»;

8) «На лугу»;

9) «Водопад»;

10) «Сила улыбки» и т.д.

«Водопад»

- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…

Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)

Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

4. Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.

Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.

лицо

Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.

голова

Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.

руки

Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и, более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.

ноги

Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.



Точечный массаж – простая

и безопасная терапия.strfas

Массирование производится

надавливанием на определённые

точки. При простудных

заболеваниях и для повышения

иммунитета необходимо

массировать определённые

точки на лице ( №1, №2,№3 ),

при головных болях рекомендуется

массировать височную область .




5. Упражнения для мышц рук.

1) «Моя семья»

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

2) «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

3) «Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.»

( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

4) «Руки мы на стол положим,

Повернём ладонью вверх.

Безымянный палец тоже

Хочется быть не хуже всех.

( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

6. Упражнения для глаз.

По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

Вот некоторые элементы этой гимнастики:

  • Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

  • Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

  • Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

  • Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

  • Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

  • Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

7. Физминутки по методике сенсорно-координаторских тренажей. ( В 4-х верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния и под команду учителя «1-2-3-4» начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д. При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не просто

«пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно- моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.

8. Использование на уроках сенсорного круга.

В качестве сенсорного круга может использоваться любой круглый предмет, например обруч или круглая вешалка для мелких вещей с прищепками. Этот круг прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2,3м. По его окружности привязываются разноцветные ленты. Их длина различна и зависит от роста учащихся. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них – задания в виде капелек, снежинок и т.д. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берёт задание.

Сенсорный круг способствует правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц.

9. «Цветок здоровья»

Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков: жёлтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зелёный, розовый. Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло- зелёного цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся в течении года: «Живу в семье», «Думаю», «Пою и говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь», «Пью и ем», «Лечусь».

С помощью подобных офтальмотренажёров (цветы, пирамидки, тарелки) развиваются зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция, чувство локализации в пространстве.


На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.

Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.

Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о здоровье на уроках.

Письмо и развитие речи.

Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.


Вставка 2. Списывание текста о здоровье.


Вставка 3. Разбор слова по составу.



Математика

Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
(дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему? 
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Чтение и развитие речи

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Например:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  • Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

  • Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

  • Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.




Окружающий мир

Вставка 1. Лекарственные растения твоего края.

- Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.

Вставка 2. К теме «Человек-часть природы» «Здоровье человека» .


Считаю, что методика В.Ф.Базарного дает положительные результаты. Она помогает сохранить зрение и предупредить развитие сколиоза.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе позволяет увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей, развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок. Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья, повысить работоспособность, внимательность, активность, оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников. 1класс - за учебный год переболело простудными заболеваниями около 80%, то к концу 4класса процент заболевших снизился до 16%.

Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:

  • выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;

  • правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);

  • применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);

  • создать специальную образовательную прогромму факультативного курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;

  • соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

В заключение, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА.
  • Начальные классы
Описание:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ

(КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ VIII ВИДА» г. БАЛАКОВО

Использование

здоровьесберегающих технологий

в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бусыгина Жанна Михайловна

Учитель – дефектолог

 

 

 

 

 

 

 

2014 г.

Единственный способ сохранить свое здоровье - есть то, чего не хочется, пить то, что не любишь, и делать то, что не нравится.

Марк Твен

 

                     

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды,

наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни.

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей  приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:

« Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»   

Обучение в школе - серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие - зрительный аппарат ребенка испытывает постоянное перенапряжение. Всё это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья - нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно - сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ. Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.

А что происходит в нашей школе сегодня?

По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа  по сохранению и укреплению здоровья учащихся.   Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегаюгцих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся. Учителя специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида  используют на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий.

Это пальчиковая гимнастика:

>                     игры с пальчиками,

>                     пальчиковая гимнастика с предметами,

>                     загадочные палочки,

>                     физкультминутки,

>                    упражнения.

 

В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного, включающая в себя:

основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, использование

конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.

Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, я приняла во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя. Всё это достигается за счёт разработки настольной конторки, установленной на стандартный стол.

Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, могу сделать вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе.

В.Ф.Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок нормального развития – это пространство.  Сильное впечатление производит на меня идея В.Ф.Базарного об экологическом букваре – это натянутое на стену полотно (2 Х 3 м). На нём изображается любой  пейзаж: река, уходящая за горизонт, берёза, вдали – село и т.д. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года - осень, зима, весна, лето.

Продумывая урок, я планирую, где можно использовать материал экологической стенки, подойти к ней детям, предложить индивидуальные задания.

А как же использовать зрительно - пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического  материала. Предъявляемый дидактический материал может быть  маленьких размеров .  Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.

Способствует расширению зрительно - двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.

Я работаю уже пятый год, используя элементы методики В.Ф. Базарного. В этом классе дети с ограниченными возможностями здоровья стали более внимательны и подвижны, им интересно учиться. Я применяет в своей работе не только работу за конторками, офтальмотренажер, разные виды упражнений, но и некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.

Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение воспитанников, снимают статистические мышечные нагрузки.

Я стараюсь  проводить их с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Время начала физкультминутки выбираю сама, когда значительная часть детей начинает утомляться. В течение урока проводится одна - две физкультминутки.

Проведение физкультминуток решает следующие задачи:

1.Уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы.

2.Активизация внимания детей и повышения способности к восприятию учебного материала.

3.Эмоциональную «встряску» обучающихся, возможность «сбросить» накопившийся (н - р: во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

Упражнения должны дать нагрузку неиспользованным мышцам, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Учитель произносит команды четким, громким голосом. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель. Обязателен положительный эмоциональный фон. В состав упражнений для физкультминуток включены игры - физкультминутки.

         Приведем некоторые упражнения направленные на снятия напряжения:

Упражнения для глаз.

Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее - глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнять упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз - против часовой стрелки.

После выполнения упражнения детям полезно напомнить: для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо освещено. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекращать работу и давать глазам отдых, то есть закрывать их ладонями так, чтобы они отдыхали в полной темноте.

В физкультминутки включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Большинство воспитанники с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, поэтому нужно вводить упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

Дыхательные упражнения

улучшают кровоснабжение мозга, насыщают его кислородом.

Например: 1. И.П. -сидя. 1- глубоко вдохнуть через нос, втянув живот, кисти рук положить на нижние отделы ребер; 2- энергично выдохнуть через рот, надавливая руками на ребра. Повторить 4-5 раз. 2. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1. - глубоко вдохнуть через нос, максимально выпятив живот; 2 - выдохнуть через нос, максимально втянуть живот. Повторить 4-5 раз.

В Научном центре здоровья детей РАМН разработан комплекс упражнений ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма, где есть упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с мелких мышц кисти, с мышц туловища, упражнения для мобилизации внимания, корригирующие упражнения для нормализации осанки и т.д. Педагог-сам подбирает физкультминутки к урокам, разрабатывает комплекс упражнений, помогающий в предупреждении утомления и повышения работоспособности воспитанников.

Для улучшения мозгового кровообращения.

1.     Исходное положение (и. п.) - сидя на стуле. - 1 - голову наклонить вправо; 2 -и.п.; 3 - голову наклонить влево; 4 - и.п.; 5 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 - и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

2.    И.п. - сидя, руки на поясе. 1- поворот головы направо; 2 и.п.; 3- поворот головы налево; 4. -и.п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1.     И.п. - стоя, руки на поясе. 1- правую руку вперед, левую вверх; 2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.

2.     И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз затем руки вниз и потрясти ими расслаблено. Темп медленный.

3.     И.п. - сидя, руки вверх. 1- сжать кисти в кулак.2,- разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Для снятия напряжения с мышц туловища.

1. И.п.- стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 - то же в другую сторону; 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Упражнения для нормализации осанки.

  1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

2.     Ходьба обычная, следя за осанкой.

3.     Ходьба на носках, руки за головой.

4.     Ходьба на пятках, руки на поясе.

5.     Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Упражнения для снятия утомления с ног.

Дают нагрузку на мышцы ног, которые не получают ее во время длительно сидения за партой.

И.п. - стоя, ноги на ширине стопы, руки вдоль туловища. Шаг на месте, не отрывая ног от пола. 1 - поочередно приподнимать пятки то правой, то левой ноги, не отрывая пальцев от пола. 2. - и.п. Повторить 8-10 раз. Темп быстрый. Или:

    И. п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. Подскоки на месте: правая нога вперед - левая назад, левая нога вперед - правая назад. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.

Педагогическое внимание нацелено не только на проведение физкультминуток и комплексы упражнений на уроках, но и на школьных переменах - это проведение динамических пауз.

Проводимые ежедневно динамические паузы благотворно влияют на физическое состояние детей. В программу динамических пауз можно включать общеразвивающие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры. Игры помогают учителям снять утомление, напряжение детей. Н- р: Игра проводится в классе, игровой комнате при открытой форточке и освещении класса. Называется она "Настроение". Задача: развитие мимических движений и навыков невербального общения.

Детям предлагается отгадывать настроение одного из игроков по выражению лица.

Так же проводится игра: "Поймай мяч", задача этой игры: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча. Правило игры: Дети располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая верх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч, если не поймал, то становится на место водящего. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Игра: «Нос - ухо - нос». Она направлена на развитие слухового восприятия, быстроты реакции, координации и произвольности движения. Ведущий говорит: «Указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом –«нос». Но если я скажу, например, «Лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно! Начали! Нос - нос - ухо! Сказав «Ухо», ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие непроизвольно делают то же самое. В конце игры называется самый внимательный игрок, который не поддался на игровые провокации ведущего.

Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Учителю нужно помнить о том, что содержание, характер, величина и направленность физических нагрузок, должны быть посильным для актуального состояния организма ребенка. Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его обучения в школе - важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Педагоги, использующие эти технологии, ограждают детей от перегрузок и переутомления на уроках. Благодаря этому у детей развиваются внимание, память, воля, творческое воображение, происходит формирование самостоятельности мышления, свободы суждений.

Для того  чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в начальной школе, т. к.  это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.

 

 

    Какие же ориентиры я использую на уроках?

1.     Разного рода траектории, по  которым дети « бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

                                    

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

2.Офтальмотренажёр. Это специальный прибор, подающий световые и звуковые сигналы (серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость школьников). Одним из наиболее эффективных средств снятия таких следовых впечатлений являются импульсивные цветовые вспышки.

3. «Весёлые человечки». На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка.

4. Специальный тренаж, расположенный на потолке класса.( см: журнал «Начальная школа», 1990.-№6.-с. 91).

5.Бумажные офтальмотренажёры.  Например, на доске расставлены:

   1) Пирамидки. Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза  больше, чем во  второй. Сколько пирамидок во второй группе?

 Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

                                                                                                        

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Тарелки с разноцветными кружками . Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который  в других не повторяется.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  3) Коврик . Задания: составь узор по своему замыслу ( каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д.

    4) Подушки ( задания те же, что и с « тарелками» ).

    5) Витражи в домике ( задания аналогичные, что и с « ковриком».

    6) Цветовые карточки, цветовое табло на магнитном моделеграфе.

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка:

   белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;

   чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;

  красный – возбуждает, раздражает;

  голубой -  ухудшает настроение;

  зелёный– улучшает настроение, успокаивает;

  жёлтый– тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.

  коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без  сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.

  Изучив данные  о физиологической возможности каждого ребёнка и составив диаграмму заболеваемости класса, провожу дифференцированные физкультминутки. Каждый ребёнок по имеющейся у него памятке в течении 1,5 – 2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений:

1. Упражнения для профилактики плоскостопия.           

1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз).

2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз);

3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);

4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз).                                                                 

2. Упражнения для улучшения осанки.

1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;

2) ходьба с правильной осанкой;

3) ходьба с высоко поднятыми руками;

4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)

5) лёгкий бег на носках.

3. Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).

1) «Сотвори в себе солнце»;

2) «Волшебный цветок добра»;

3) «Путешествие на облаке»;

4) «У моря»;

5) «Золотая рыбка»;

6) «Янтарный замок»;

7) «Танец рыбки»;

8) «На лугу»;

9) «Водопад»;

10) «Сила улыбки» и т.д.

«Водопад»

- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните  и выдохните…

  Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

   Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами   собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом  вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)

  Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

    

4. Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.

  Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.

                                        лицо

Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.

                                        голова

Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.

                                        руки

Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и, более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.

                                         ноги

Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять  кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.

 

 

Точечный массаж – простая                             

и безопасная терапия.

Массирование производится

надавливанием на определённые

точки. При простудных

заболеваниях и для повышения

иммунитета необходимо

массировать определённые

 точки на лице ( №1, №2,№3 ),

при головных болях рекомендуется

массировать височную область .

 

 

 

5. Упражнения для мышц рук.

1) «Моя семья»

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

2) «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

3) «Мы наши пальчики сплели

 И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.»

( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

4) «Руки мы на стол положим,

Повернём ладонью вверх.

Безымянный палец тоже

Хочется быть не хуже всех.

( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

6. Упражнения для глаз.

  По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

  Вот некоторые элементы этой гимнастики:

·        Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

·        Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

·         Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

·         Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

·        Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

·        Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

·        Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

 7. Физминутки по методике сенсорно-координаторских тренажей. ( В 4-х верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния и под команду учителя «1-2-3-4» начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д. При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не просто

«пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно- моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.

8. Использование на уроках сенсорного круга.

В качестве сенсорного круга может использоваться любой круглый предмет, например обруч или круглая вешалка для мелких вещей с прищепками. Этот круг прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2,3м. По его окружности привязываются разноцветные ленты. Их длина различна и зависит от роста учащихся. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них – задания в виде капелек, снежинок и т.д. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берёт задание.

Сенсорный круг способствует правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц.

9. «Цветок здоровья»

Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков: жёлтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зелёный, розовый.  Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло- зелёного цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся в течении года: «Живу в семье», «Думаю», «Пою и говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь», «Пью и ем», «Лечусь».

С помощью подобных офтальмотренажёров (цветы, пирамидки, тарелки) развиваются зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция, чувство локализации в пространстве.

 

На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.

Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.

Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о здоровье на уроках.

                              Письмо и развитие речи.

Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.

 

Вставка 2. Списывание текста о здоровье.

 

Вставка 3. Разбор слова по составу.

 

 

 

Математика

Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
(дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему? 
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

 Чтение и развитие речи

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Например:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

·         Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

·         Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

·         Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

 

 

 

Окружающий мир

Вставка 1. Лекарственные  растения твоего края.

 - Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.

Вставка 2. К теме «Человек-часть природы» «Здоровье человека» .

 

 Считаю, что  методика В.Ф.Базарного дает положительные результаты. Она помогает сохранить зрение и предупредить развитие сколиоза.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе позволяет увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей, развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок. Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья, повысить работоспособность, внимательность, активность, оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность.

  Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников. 1класс - за учебный год переболело простудными  заболеваниями около 80%, то к концу 4класса процент заболевших снизился до 16%.

   Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:

·        выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;

·        правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);

·        применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе  данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);

·        создать специальную образовательную прогромму факультативного курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;

·        соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

   Основной целью моей работы в русле педагогики  здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»

 Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

 В заключение,  хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».  

 

 

Автор Бусыгина Жанна Михайловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2768
Номер материала 23623
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓