Главная / Директору-завучу / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В МЕТАПРЕДМЕТНОЙ, ЛИЧНОСТНОЙ, ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В МЕТАПРЕДМЕТНОЙ, ЛИЧНОСТНОЙ, ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ.

Е.А. Побойкина

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель химии

МКОУ «Илирская СОШ №2»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В МЕТАПРЕДМЕТНОЙ, ЛИЧНОСТНОЙ, ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ.

Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития. 

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;

  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

  • отличаться мобильностью;

  • быть способными к сотрудничеству;

  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход (СДП).         

Системно-деятельный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.  Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели;

  • решать задачи;

  • отвечать за результаты. 

СДП предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),  обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных активов;

  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий – УУД), гарантированность;

  • их достижения, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. 

Таким образом, СДП предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Системно-деятельностный подход включает в себя базовые образовательные технологии:

  • 1) обучение на основе «проблемных ситуаций»;

  • 2) проектная деятельность;

  • 3) уровневая дифференциация;

  • 4) информационно-коммуникационные технологии. 

Реализация СДП обучения опирается на методы:

  • активные;

  • интерактивные;

  • исследовательские;

  • проектные. 



Термин "метод" происходит от греческого слова methodos, что означает путь, способ продвижения к истине.

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода.

Цельно-блочные технологии

Мhello_html_m2c8ce4f.gif
инимальной единицей учебного процесса в них служит сам блок уроков.


    • Основной учебный период – блок (уроков).

    • Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный и проблемный.

    • Организационные формы обучения – лекции, беседы, практикум.

    • Средства диагностики – устные опросы, письменные контрольные работы, устные и письменные зачеты.

Чтобы эта система обучения работала максимально эффективно, необходим ряд условий:

  • Наличие высокой мотивации учащихся.

  • Приблизительно одинаковый стартовый уровень их подготовки.

  • Высокий уровень профессиональной компетентности учителя.

  • Наличие системы стимулов к успешной учебе.

Интегральные технологии

Интегральные технологии базируются на четырех основных идеях:

    • Укрупнение дидактической единицы (УДЕ).

    • Планирование результатов обучения.

    • Психологизация образовательного процесса.

    • Освоение новых информационно-коммуникативных технологий.

hello_html_12c2c144.gif
Интегральная образовательная технология сочетает личностно-деятельностный подход с дидактоцентрическим, позволяя обеспечить развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания.

В этот класс технологий входит группа технологий «Проектного обучения», интегральная технология В.В. Гузеева, технология деятельностного обучения.

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии применяют на уроках химии с целью развития пространственного мышления. Пространственное мышление - это вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Основной механизм пространственного мышления – это способность представлять, а содержанием его является оперирование образом и их преобразованием.

Предмет химии один из последних предметов, вводимых в курс школьной программы, когда у учащихся уже сформировано начальное представление об окружающем мире, о месте человека в нем, и его можно рассматривать как средство развития интеллекта учащегося, развития его логического, образного, теоретического, эмпирического и других форм мышления.

Предмет химии - один из последних предметов, вводимых в курс школьной программы. Именно на этом предмете продолжается и закрепляется развитие пространственного мышления с помощью:

  • Шаростержневых моделей;

  • Объемных рисунков;

  • Объемных моделей;

  • Подручных средств;

  • Компьютерного моделирования.

Учащиеся, с уже развитым пространственным мышлением не затрудняясь, рисуют формы атомных орбиталей, конструируют модели, изомеры органических веществ, пишут ионные уравнения, с легкостью решают задачи на растворы и т.д.,

современные информационные технологии сами становятся инструментом познания, обучения, выполняя такие функции, как: эвристическую, обобщающую, исследовательскую, развивающую, побуждающую, воспитывающую и контрольно-корректирующую.

На смену наглядным пособиям приходят анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации, что помогает заглянуть в невидимый химический мир, невозможный для рассмотрения в реальных условиях; виртуальное преобразование предметов в пространстве и плоскости.

Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций можно найти в электронных образовательных ресурсах при выполнении лабораторных работ на конструирование молекул.

Кhello_html_m37fd8251.pnghello_html_m5b662dae.jpgонструирование, проводимое в этом режиме, позволяет школьнику, развивая пространственное мышление, избегать трудностей при восприятии строения органических молекул.








Рис1.Образование молекулы метана Рис.2 Образование связей в ацетилене

Пhello_html_m3edbc7ed.pngрименение ИКТ позволяет выполнять задания на всех этапах урока в динамике (использование интерактивных заданий, флеш-анимаций), с получением мгновенного результата выполнения задания (программированные задания с заданной функцией оценивания). Можно использовать различные программ, например: программы PowerPoint, Flash Object, Flash Player, AST-конструктор тестов и др.

Таким образом, мощным вспомогательным средством в развитии пространственного мышления школьника выступают современные информационно-образовательные технологии, использование которых позволяет учителю к о н с т р у и р о в а т ь современный урок, способствующий развитию пространственного мышления школьника, более полному пониманию химической природы веществ. hello_html_m4d466bb7.png

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В МЕТАПРЕДМЕТНОЙ, ЛИЧНОСТНОЙ, ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ.
  • Директору-завучу
Описание:

Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития. 

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди. Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход (СДП). Системно-деятельный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.  Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности. В статье так же расскрываются и другие технологии, применяемые при  обучении учащихся. 

Автор Побойкина Елена Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 744
Номер материала 36469
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓