Использование
музыкальных средств в целях реабилитации школьников.
Любой процесс деятельности, в том числе и учебной, имеет тенденцию
принимать ритмическую форму. Она особенно очевидна там, где имеется звуковое
сопровождение, ритм сигналов, следующих друг за другом. Таким ритмическим
раздражителем является музыка.
Одним из наиболее выразительных средств воздействия музыки
является ритм. Чередование долгих и кратких, «тяжелых» и «легких» звуков обычно
вызывает выраженные ассоциации с физическими движениями. Однако музыка вызывает
не только моторные ассоциации, но и целую гамму эмоционально-психологических
переживаний, окраска которых всегда глубоко индивидуальна. Для того, чтобы
вывести человека из того или иного эмоционального состояния, ему необходимо
сначала дать прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, затем
постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой в
настроении.
Использование музыки как средства повышения учебного процесса основано
на положительном эмоциональном воздействии, поддержании устойчивого и высокого
учебного ритма.
Проведенные учеными наблюдения над людьми с различной музыкальной
подготовки показали, что сильное физиологическое воздействие на организм
производят только хорошо известные классические и народные мелодии.
Научные исследования показали, что настроение большинства
музыкальных произведений великих мастеров подчинено строгой математической
логике, которая, конечно же, не осознавалось гениями искусства в момент
творения. В частности, речь идет о логике, количестве и соотношении длинных и
коротких повторов. Воспринимая музыкальное произведение, слушатель всегда
создает в своем воображении параллельно разворачивающуюся музыкальную
структуру, в основе которой лежат механизмы опережающего отражения, когда
каждый новый стимул не только ожидается, но и активно запрашивается извне.
Совпадение ожидания с реальным развитием музыкальной фразы, по мнению
В.С.Лобзина и М.М. Решетникова, и создает то прекрасное чувство удовлетворения,
обычно характеризуемое как эстетическое восприятие. Музыкальное произведение,
полностью состоящее из неожиданностей, так же, как и бесконечно тянущаяся нота,
не только не вызывает эстетических ощущений, но может приводить и к психическим
нарушениям.
Физиологические воздействие музыки на учащихся в учебном процессе
основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают
способностью «усвоение ритма». Музыка, как ритмический раздражитель,
стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в
двигательной, так и в вегетативной сферах.
Физиологические исследования показывают, что в ритмических
движениях при работе руководящая роль принадлежит корковым динамическим
стереотипам, но в них активное участие принимают и подкорковые области
центральной нервной системы. Это говорит о связи ритма движений с органическими
потребностями и эмоциональными состояниями человека.
Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом
движений и ритмом внутренних органов существует определенная связь,
регулируемая специальным нервным механизмам- моторно-висцеральными рефлексами.
Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему- двигательный
стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть
повышения ритмических процессов организма, более строгой компактности и
экономичности энергетических затрат.
Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная
интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые
реакции – плач, смех, крик, физическим механизмом которых служит безусловный
рефлекс, так и развивавшиеся позднее на их основе условные интонации, в которых
больше социального, обобщенного значения. Такое сочетание различных
интонационных основ обеспечивает наибольшую выразительность.
При подборе музыкальных произведений необходимо учитывать
психологические свойства нервной системы лиц, подвергающихся воздействию
музыки. В одном из исследований А.А. Коротаев (1973) показал, что в спокойной
ситуации направление изменений в деятельности лиц с «сильной» и «слабой»
нервной системой. Под влиянием приятной и неприятной музыки оказывается
одинаковым: приятная -улучшает деятельность, а неприятная – ухудшает. В учебных
заведениях наилучший результат достигается при дробном включении музыкальных
передач ( на переменах) с общим временем звучания в течение смены не более 1,5
часа. Программы должны быть разнообразными в разные дни и в течение смены, при
этом должна учитываться стадия работоспособности. В начале недели (
понедельник, вторник) музыка должна звучать несколько громче, чем перед днями
отдыха.
Подростки и юноши живей реагируют на музыкальные передачи. Музыка
для них может быть одним из эффективных средств образования и поддержания
динамического стереотипа, особенно в деятельности, имеющей определенную
ритмичность (физкультура).
Музыка в учебе и труде, так же как и во время отдыха способна
возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить.
Обладая большей силой психофизиологического воздействия, она способна придать
покой и движение, легкость и тяжесть, возбудить то или иное эмоциональное
впечатление.
Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, активно
стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым
компонентом всевозможных видов лечебной ритмики и физкультуры. Применение
музыкального сопровождения существенно повышает эффективность восприятия
учебного материала.
Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих
человека мыслей, и как средство успокоения и даже лечения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.