Главная / Русский язык и литература / Использование дискуссионной формы обучения на уроках литературы в старших классах

Использование дискуссионной формы обучения на уроках литературы в старших классах


ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»




hello_html_67553525.png


Использование

дискуссионной формы обучения

на уроках литературы

в старших классах










Выполнила: учитель русского языка и литературы

Сарсикеева Сауле Каировна






Павлодар

2014


Аннотация


Данная работа – попытка систематизировать материал по использованию дискуссионной формы обучения на уроках литературы в старших классах.

Автор знакомит с определением дискуссии, предлагает своеобразный «алгоритм» подготовки к проведению дискуссии, обучению основным навыкам дискуссии, типам рассуждения. Учитель пытается с определенных методологических позиций осмыслить собственный опыт использования дискуссионной формы обучения на уроках литературы в старших классах.


Работа предназначена для учителей-словесников.




































Использование дискуссионной формы обучения

на уроках литературы в старших классах


Содержание


  1. Вместо предисловия

  2. Дискуссия – одна из инновационных форм учебного процесса

  3. Проведение дискуссии

  1. Формулировка темы

  2. Актуализация знаний

    1. Вводная часть

  1. Приемы введения в дискуссию

  2. Правила ведения дискуссии

  3. Роль учителя

  4. Работа над критической литературой

    1. Обучение основным навыкам дискуссии

    2. Навыки и умения, которые формирует дискуссия

    3. Типы рассуждения

    4. Прием дискуссии, используемый на уроках литературы при проблемных ситуациях «Двойное кольцо Сократа»

    5. Конспект урока «Нравственный выбор Ермолая Лопахина»

(по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»)

    1. Значение дискуссии






















  1. Вместо предисловия


Мы любим, когда наши ученики спорят. Спорят – значит взволнованны, спорят – значит думают.

Живая дискуссия на уроке литературы стала показателем мастерства учителя, он сумел «задеть за живое», овладеть вниманием, заинтересовать. Конечно, дискуссия – эффективный метод обучения, между тем, используя этот вид учебной работы, нереалистично было бы ожидать, что все получится само собой.

Дискуссия – чрезвычайно сложное и многогранное явление, требующее не только своей теории и методики, но и психологического обоснования.

Один интересный урок, даже несколько удачно проведенных уроков с использованием дискуссионной формы обучения, если они не связаны единой концепцией, случайны, не типичны для стиля преподавания в целом, еще не представляют собой опыт, достойный распространения.

Данная работа – попытка осмыслить с определенных методологических позиций собственный опыт использования дискуссионной формы обучения на уроках литературы в старших классах.

II. Дискуссия – одна из инновационных форм учебного процесса


Еще в глубокой древности люди заметили, что обмен мнениями, различной информацией, особенно если он идет в форме споров, обсуждений, не только способствует более успешному усвоению и запоминанию нового, но и ведет к открытию истин, которые нередко становятся убеждениями. Процесс превращения знаний в убеждения тесно связан со всей практической деятельностью человека. Поэтому необходимо уже в школе предоставить учащимся более широкую сферу деятельности, в которой как-то проявлялись бы полученные ими знания, испытывались на прочность их убеждения. Жизнь, практика подсказывают наиболее эффективные пути ведения уроков, в том числе использование дискуссии на уроках литературы - одной из инновационных форм учебного процесса.

Интерес психологов к дискуссии начался в 30-х годах XX века в связи с исследованиями крупнейшего швейцарского психолога Ж. Пиаже. Исследования показали, что благодаря механизму дискуссии учащийся учится вставать на позиции другого, принимать и понимать другие точки зрения. Дальнейшие исследования показали, что дискуссия дает эмоциональный толчок к дальнейшей поисковой деятельности участников и воздействует на них более убедительно, чем лекция по проблеме. Было бы ошибкой отказываться от оправдавших себя, традиционно сложившихся основных методов урока и отрицать огромное воспитательное воздействие мастерски прочитанной лекции, умело проведенной беседы. Вместе с тем практика преподавания показала, что знания, приобретенные учащимися ценой собственных усилий, усваиваются намного основательнее, чем то, что дается им в готовом виде.

Дискуссия, а наряду с ней полемика и спор стали характерными чертами современного образа жизни. Важно определиться в понятиях, чтобы не возникало путаницы в их применении.

В «Словаре современного русского языка» сказано, что спор - это словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту; борьба мнений (обычно в печати) по различным вопросам науки, литературы, политики т.д.; полемика.

Общим для всех значений слова «спор» является наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство. В русском языке имеются другие определения для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения.

Например, дискуссией (в переводе с латинского - исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

Слово «диспут» тоже пришло из латинского и первоначально означало публичную защиту научного труда, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово «диспут» не употребляется. Под ним подразумевают публичный спор на научную и общественную тему. Слово «дебаты» в переводе с французского означает «спор», «обмен мнениями».

В казахстанском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. Новые подходы к обучению называются инновационными. Инновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной организации образовательного процесса.

Репродуктивная и проблемная ориентация образовательного процесса воплощаются в 2-х основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике: от видения и постановки проблемы – к выдвижению предположений, гипотез, их проверке, познавательной рефлексии над результатами и процессом познания.

Основным вариантом базовой модели казахстанского образования является модель обучения на основе дискуссии. Среди современных дидактических поисков учебной дискуссии принадлежит одно из заметных мест. Она диалогична по своей сути, - и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала.

Использование дискуссии учит мыслить, развивает способность критически, творчески осваивать материал, самостоятельно подходя к важнейшим выводам, которые станут глубокими убеждениями, а не заученной цитатой.

К ведению дискуссии учителю следует быть профессионально готовым. Как показывает опыт зарубежных разработок, изучение спорных, остро актуальных вопросов в учебной дискуссии подчиняется задачам формирования дискуссионной культуры, социально значимых качеств учащихся, «критическое мышление, терпимость, восприимчивость к чужой точке зрения».

Необходимо подчеркнуть, что решение спорного вопроса как такового не является дидактической целью, она связана с развитием мышления и коммуникативных умений учащихся.


III. Проведение дискуссии


Проведение дискуссии связано с определенными трудностями. Прежде всего, необходимо, чтобы участники ясно представляли себе предмет, общие рамки дискуссии и порядок ее проведения. Организуя дискуссию, учитель должен обратить внимание на то, чтобы создать благоприятную, психологически комфортную обстановку. Например, рассадить участников следует так, чтобы каждый мог видеть лицо каждого, т. е. лучше это делать в кругу. Кроме того, важно предварительное прояснение темы, вопроса.

  1. Первый шаг в любой дискуссии - это формулировка темы.

Это не простая задача. Во-первых, должны быть выявлены идеи или темы, которые представляют интерес для участников дискуссии. Опыт показывает, что особенно горячо учащиеся реагируют на вопросы такого типа: то, что в принципе может произойти с каждым. Вопросы же, непосредственно относящиеся к поступкам героев, не вызывают необходимых ассоциаций, учащиеся, как правило, не видят проблемы. Вопросы - « чему учит меня пример…» оказываются слишком сложными, так как предполагают известную широту взгляда, глубину понимания и жизни, и литературы. Таким образом, каждый из трех приведенных типов вопросов не может самостоятельно сыграть ведущую роль на уроке с использованием дискуссии. Поэтому вопрос, выносящийся на дискуссию, должен сочетать в себе конкретность и точность, жизненность и остроту, подчинив их общей проблеме. Во-вторых, очень важно, чтобы тема была хорошо сформулирована. Формулировка должна следовать определенным принципам: тема должна затрагивать значимые проблемы, современные проблемы, и быть представлена таким образом, чтобы и сторона "за" и сторона "против" могли одинаково эффективно развивать свои аргументы. Тема должна быть сформулирована таким образом, чтобы не давать преимуществ ни одной из сторон.

Тема должна:

  • затрагивать значимые проблемы.

  • представлять интерес (быть актуальной)

  • быть пригодной для вынесения на дискуссию.

Итак, выбор темы для дискуссии зависит от характера соприкосновения произведения с жизнью и от возможности «прочесть» его по-новому.

Использовать дискуссионную форму обучения в старших классах целесообразнее всего с дискуссии о Печорине, который вбирает в себя самое важное, о чем уже говорилось на уроках по роману «Евгений Онегин» и предрешает проблемы, неизбежно возникающие при изучении Тургенева и Гончарова.

Говоря о системе дискуссионных вопросов, мы подразумеваем преемственность, которая выражается не только в тематике, но и в вопросах. Сущность преемственности общеизвестна: возвращаться к одному и тому же по смыслу вопросу, к одним и тем же проблемам, но всякий раз на более высоком уровне.

Покажем это на примере:


Проблема

9 класс

10 класс

11 класс

« Человек и общество»

« Можно ли обвинять человека, если его дурные поступки – следствие тяжелых условий жизни и нелепого воспитания?» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Можно ли в наши дни превратиться в Ионыча? (по рассказам А. П. Чехова).

Нравственный выбор Ермолая Лопахина (по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»).

«В чем мудрость жизни?» (по ранним рассказам А. М. Горького и пьесе «На дне»).


Темы отличаются более глубокой постановкой нравственных проблем, выводящих за рамки рассмотрения одного литературного образа, одного литературного произведения.


  1. Актуализация знаний


Для успешного проведения дискуссии, как и для любого урока на деятельностной основе, важно прояснение темы, вопроса. Вводная часть строится так, чтобы актуализировать необходимую информацию, создать интерес к проблеме.

2.1 Вводная часть

Вводная часть – важный и необходимый элемент в любой дискуссии, так как участникам необходим интеллектуальный и эмоциональный настрой на работу, на предстоящее рассуждение.

Варианты организации вводной части могут быть следующие:

- краткое предварительное обсуждение в группах;

- введение темы через заранее поставленные перед одним или двумя участниками задание выступить с вводным проблемным сообщением, раскрывающим постановку проблемы;

- использование краткого предварительного опроса по теме.

Любой из вариантов не должен занимать много времени, чтобы можно было быстрее перейти к дискуссии.


  1. Приемы введения в дискуссию


  1. Описание конкретного случая из жизни;

  2. Использование текущих новостей;

  3. Ролевая игра;

  4. Демонстрация кинофильма;

  5. Инсценировка, разыгрывание какого-либо эпизода;

  6. Стимулирующие вопросы: Что? Как? Почему? Что произошло, если бы…?

Опыт проведения дискуссий показывает, что необходимо избегать «застревания» на каком-то из вводных моментов, иначе саму дискуссию будет трудно или невозможно «завести».


  1. Правила ведения дискуссии


  1. Дискуссия-это деловой обмен мнениями, в ходе которого каждый выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее;

  2. Выступления должны проходить организованно; каждый участник может выступать только с разрешения руководителя (ведущего); повторные выступления могут быть только отсроченными; недопустима перепалка между участниками;

  3. Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;

  4. В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться;

  5. Каждое высказывание, каждая позиция должны быть внимательно рассмотрены;

  6. Необходимо внимательно слушать выступления других, размышлять над ними и начинать говорить только тогда, когда появится уверенность в том, что каждое ваше слово будет сказано по делу;

  7. В ходе обсуждения недопустимо переходить на личности, навешивать ярлыки и т. д.;

  8. Свои убеждения необходимо отстаивать в энергичной и яркой форме, не унижая при этом достоинство лица, высказавшего противоположное мнение;

  9. При высказывании мнений, не совпадающих с вашим, сохранять спокойствие, исходя из того, что два человека и не могут обладать одинаковым мнением;

  10. Говорить только по заданной теме и избегать любых бесполезных уклонений в сторону;

  11. Говорить лаконично, воздерживаться от растянутых выступлений, сразу же надо говорить по существу. Остроту дискуссии придают точные высказывания.


    1. Роль учителя


Организуя дискуссию, учитель ориентирует учащихся на внимательное, непредвзятое отношение к мнениям, фактам, а это значит, что такое отношение должно быть свойственно ему самому. То есть тонкости освоения современных активных форм и методов обучения определяются не только самими способами работы, но и связанными с ними ожиданиями по отношению к учителю, из которых выделяются наиболее значимые:

  • умение быстро ориентироваться в изменениях учебного процесса, т.е. быть гибким;

  • терпеливое выслушивание ученика, т.е. искренний интерес к нему;

  • умение выражать свое мнение, не подавляя при этом окружающих, т.е. широта;

  • спокойное восприятие возможных ошибок, поддерживание любой инициативы ученика, т.е. терпимость;

  • умение деликатно направлять к поиску результатов, т.е. конструктивность;

  • положительное отношение к личности, т.е. доброжелательность.

Логика процесса, обусловленного дебатами, связана с отработанным алгоритмом синтеза знаний, умений и навыков: знание практического материала самого широкого тематического спектра, добытого просмотровым, аналитическим чтением, преломляются в умения и навыки презентации прочитанного, но на основе собственной позиции и концепции.

Причем по сравнению с традиционной системой обучения дискуссия:

  • отрабатывает аналитическое чтение;

  • актуализирует не репродуктивную, а активную, продуктивную мыслеречевую деятельность;

  • совершенствует 4 вида деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо;

  • способствует выработке мировоззренческих ориентиров учащихся, их гражданской позиции;

  • развивает общекультурную и предметную компетентность;

  • формирует актуальные в рыночной действительности коммуникативные качества.

Таким образом, дискуссии представляют нетрадиционный подход к учебно-воспитательному процессу, дают большой импульс творческому поиску самого учителя, а также в поисково-познавательной деятельности учащихся. И в конечном счете это воспитывает и вырабатывает у учащихся стремление к новым знаниям.


    1. Работа над критической литературой


Есть реальные опасения, что дополнительная критическая литература может парализовать самостоятельность учащихся. Однако дополнительную литературу надо обязательно рекомендовать. Следует только научить пользоваться ею, лишь в этом случае она будет полезна.

Являясь существенной стороной подготовки учащихся к дискуссии, работа над критической литературой имеет несколько основных стадий.

  1. Ознакомление с оценками критиком отдельных героев только что изученного (без детального анализа самой критической статьи). Оно полезно тогда, когда самостоятельность учащихся еще не развита настолько, чтобы воспринять сложное содержание всей работы.

  2. Далее – сопоставление собственной оценки, сложившейся в процессе изучения произведения, с точкой зрения автора статьи. Это требует уже самостоятельности мышления и умения доказать свою правоту.

  3. Завершающий этап: сопоставление различных оценок одного и того же образа, явления (единодушны ли критики в оценке такого-то явления?); самостоятельное чтение и анализ критической статьи.

Чтение и анализ критической статьи входит в комплекс подготовки к дискуссии, но это самостоятельный участок работы, гораздо более широкий, чем просто подсобный материал к такому виду урока или сочинению. Наоборот. Дискуссия, творческое, полемическое сочинение – сами являются возможными приемами изучения критической статьи. Поэтому часто критическая статья предлагается вниманию учащихся не до, а после спора в классе, после того, как у ребят сформулировались собственные оценки.

Уверена, что воспитание, формирование нравственных убеждений начинается с собственных оценок и размышлений детей. Поэтому путём постановки определённой проблемы и опираясь на литературные произведения, я создаю ситуации, где ученики являются участниками дискуссий наряду с известными писателями, философами. Всё это позволяет глубже понять и прочувствовать своё личностное «я», без чего в конце концов невозможно формирование высоконравственной  гражданской позиции.


  1. Обучение основным навыкам дебатирования


  1. Дискуссионная карта


Да

Дискуссионный вопрос

Нет

1,

1,

2,

2,

3,

3,

4,

4,


Один из приемов обучения дискуссии - это просьба к участникам выступить по спорному вопросу с противоположных точек зрения. То есть, сначала вы выступаете "за", затем - "против".

Задача - понять, что оба мнения в споре заслуживают внимательного рассмотрения и тщательной проработки аргументов в их поддержку.


2, Построение кейса

Учащиеся знакомятся с понятием "кейс", т.е. чемодан, в котором аккуратно разложены аргументы, учатся как его защищать и атаковать.


3. Стратегии отрицания

Здесь ребята учатся находить контраргументы и выстраивать линии отрицания.

Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому чтению с последующим детальным анализом и обсуждением прочитанного.


4. Сравнительный анализ позиций сторон


Цель: научить учащихся сравнивать аргументы и находить в них слабые места.

Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому мышлению. Учащимся выдается статья, в которой содержатся аргументы как в пользу, так и против некоторого тезиса, производится сравнение этих аргументов и оценка их убедительности в связи с тремя типичными недостатками аргументов.


5. Перекрестные вопросы


Цель: научить учащихся строить цепочки вопросов.

Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому мышлению. Дебатёры получают тему, придумывают 1-2 аргумента в утверждение или отрицание, затем они по очереди задают друг другу вопросы с целью принизить значение аргумента друг друга.


6. Мастерская «Подготовка поддержек»


Цель: обучить учащихся выявлять поддержки в тексте и использовать их при подготовке речи.

Учащимся предлагается набор цитат, касающихся какой-либо проблемы, и кейс. Необходимо указать, к какому аргументу, либо вступлению, либо заключению речи относится каждая поддержка и как может быть применена при выступлении.



  1. Навыки и умения, которые формирует дискуссия


  1. Развитие критического мышления


Самым важным в дискуссии является критическое мышление. Критическое мышление означает формулирование, определение, обоснование и анализ обсуждаемых мыслей и идей.

Критическое мышление важно с разных точек зрения. Получив тему дискуссии, учащиеся развивают и используют критическое мышление для более глубокого ее изучения. Без критического мышления нельзя хорошо выстроить свою аргументацию или “атаковать” аргументацию оппонентов. Необходимо увидеть логические связи между абстрактными идеями и событиями реального мира.

Без критического мышления невозможна дискуссия. Однако очень трудно объяснить, что это такое, или научить критическому мышлению в лекциях. Научиться этому можно только через деятельность, выдвигая аргументы и выслушивая доводы оппонентов.


  1. Исследовательские навыки


Помимо критического мышления дискуссия развивает и исследовательские навыки. Приводя аргументы, учащиеся должны подкреплять их доказательствами. Иногда достаточно простой логики или простых примеров. Однако часто требуются и доказательства, которые можно найти в различных источниках (газетах, книгах, интервью, электронных сетях).

  1. Организационные навыки


Независимо от того, говорит участник дискуссии или пишет, организация его материала напрямую отразится на эффективности сообщения.


  1. Навыки слушания и ведения записей


Несмотря на то, что дискуссия - устная деятельность, ведение записей занимает очень важное место. В дискуссии не удастся опровергнуть аргумент оппонента, если вы не будете внимательно слушать его речь или если вы не поймете его аргументации.


В процессе анализа задействованы различные умения:


- умение критически мыслить;

- умение отделить важную информацию от неважной;

- умение определить и вычленить проблему;

- умение оценить причины и возможные последствия;

- умение делать выводы и заключения;

- умение определить факты и мнения;

- умение эффективно решать проблемы;

- умение оценивать доказательства;

- брейнсторминг;

- умение оценить собственный мыслительный процесс;

- умение работать в команде.


  1. Типы рассуждения


  1. Рассуждение, основанное на обобщении фактов


Одна из наиболее распространенных форм рассуждения такова. Если к объектам, принадлежащим к какому-то классу, можно применить определенную характеристику, то эту характеристику можно применить ко всем другим объектам этого класса. Это – обобщение.


  1. Рассуждение, основанное на аналогии


В рассуждении по аналогии делается следующее заявление: "Неизвестный пример похож на уже известный пример".

Проверить аналогию нужно следующим образом: похож ли неизвестный нам пример на известный пример по тем характеристикам, по которым их сравнивают?

Но вы должны понимать, так или иначе, что буквальная аналогия считается очень слабым методом доказательства. Слишком много существует сопутствующих факторов, которые служат ослаблению вашего доказательства путем аналогии, потому что в данном и новом всегда будут элементы, которые нельзя сравнивать. Сказать, что одна вещь похожа на другую, не значит сказать, что они одинаковы. Ведь, к примеру, сахар и соль похожи друг на друга по внешнему виду и по своей текстуре. Но вспомните, сколько курьезных примеров связано с тем, как их путали.


  1. Рассуждение, основанное на наблюдении

Рассуждение, основанное на наблюдении - наиболее простая форма рассуждения, в которой вы говорите, что одна вещь случается, случается и другая. Определенные события могут не быть прямо связаны, но они всегда или почти всегда происходят одновременно или последовательно.


  1. Рассуждения, основанные на причинно-следственной связи


Основой связи "причина-следствие" является то, что из одного события вытекает другое. Причинно-следственная связь выражается с помощью словосочетания “если..., то...".

Большая часть всех событий связана причинно-следственной связью: Каковы причины данной проблемы? Каковы последствия данной проблемы? Эта более сложная форма рассуждения и к работе с ней нужно подходить более тщательно.

В данном случае существует связь между одним событием и другим. Следуя далее можно сказать, что эта связь настолько сильна, что последствия предсказуемы. До тех пор, пока факторы, вовлеченные в связь причина-следствие неизменны, вероятность предсказания правильного следствия очень велика.


  1. Рассуждение, основанное на авторитетном заявлении


До этого момента мы рассматривали рассуждения, основанные на фактах. Можно использовать также рассуждения, основанные на мнении или свидетельствах авторитетных в данной области людей. Используемые здесь принципы отличаются от ранее рассмотренных.

В данном примере рассуждения, утверждение основывается только на том, что заявила авторитетная персона. В этом аргументе нет ничего от тех видов рассуждения, которые мы рассматривали ранее.

Проверка рассуждений подобного рода в основном та же, что и проверка достоверности источника. Во-первых, является ли цитируемая персона авторитетом? Есть ли повод доверять компетентности этого человека в данной области? Во-вторых, можно ли доверять самому источнику? Есть ли поводы считать его искренним, объективным и так далее? В-третьих, согласны ли другие авторитетные в данной области люди со свидетельством этого человека? Этот вопрос важен, так как в данном случае в поддержку заявления не приводятся никакие данные.


  1. Прием дискуссии, используемый на уроках литературы при проблемных ситуациях «Двойное кольцо Сократа»


Участники дискуссии делятся на 2 группы:

1) внутреннее кольцо, которое располагается в центре;

2)внешнее кольцо, располагающееся вокруг.


Желательно, чтобы участников внутреннего кольца было меньше. Каждая группа выполняет свои функции: члены внутреннего кольца вслух обсуждают проблему, говорят, но ничего не записывают. Участники внутреннего кольца должны внимательно выслушивать друг друга и устанавливать очередность выступлений. Во время обсуждения темы нельзя повторять то, что уже было сказано предшествующими участниками, в ходе диалога необходимо четко формулировать свои мысли, чтобы участники внешнего кольца могли ясно записать все сказанное членами внутреннего кольца. Функции участников внешнего кольца – участники ничего не говорят вслух, но записывают все, что будет сказано участниками внутреннего кольца, чтобы потом полученную информацию представить в виде схемы, рисунка, алгоритма . т.д. Участники внешнего кольца должны научиться обобщать, систематизировать и делать выводы. Участники внешнего кольца выступают после того, как члены внутреннего кольца закончит обсуждение, поэтому регламент обговорить сразу. Во внутреннем кольце оставить 2 стула, чтобы участники внешнего кольца могли высказать свою точку зрения, но затем вернуться на место. Начало ответа участника внешнего кольца: всю полученную информацию я представил в виде…

Для участников внутреннего кольца можно дать какое-либо задание, включить музыку и т.д., пока участники внешнего кольца готовятся. Лучше разделить участников внешнего кольца на группы по 4 человека. Учитель лишь координирует действия, в дискуссию может вступить лишь в начале обучения. Оценивание. Участников внутреннего кольца оценивают участники внешнего кольца. До этого надо дать всем учащимся критерии оценки при проведении дискуссии «Двойное кольцо Сократа»:

  • умение держать тему дискуссии (можно назначить держателя темы);

  • умение работать с ключевыми понятиями;

  • умение аргументировать;

  • речевое совершенство;

  • соблюдать умения психологического порядка: а) быть инициативным; б) быть гибким; в) быть суггестивным (суггестия – внушение (лат.), умение воздействовать на воображение, эмоции, подсознание адресата своей положительной репутацией, высоким статусом коммуникатора, а также правильно выбранным способом конструирования высказывания).

Участники внешнего кольца представляют всю информацию, полученную на уроке, оценивают все учащиеся, остальных оценивает сам учитель, забирая тетради на проверку.


Как оценить ответ при проведении дискуссии «Двойное кольцо Сократа»



Ф. И. участников внутреннего кольца

Умение держать

тему дискуссии

Умение работать

с ключевыми понятиями

Умение

аргументировать


Речевое

совершенство

Умения психологического порядка: инициативность, гибкость, коммуникативность


Средний балл

1.







2.







3.







4.







5.







6.









  1. Конспект урока «Нравственный выбор Ермолая Лопахина»

(по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»)


Цели:

1) создать условия для осмысления образа Лопахина, через искуссию прийти к решению вопроса кто же Лопахин: «тонкая, нежная душа» или «хищный зверь»;

2) способствовать развитию мышления: анализировать, аргументировать свои суждения, обобщать, выделять главное;

3) содействовать формированию нравственного идеала, прийти к осознанию

личной ответственности за настоящее и будущее.

Тип урока: урок анализа произведения.

Методы: словесный, проблемно- поисковый, практический.

Формы: групповая, дискуссионная « Двойное кольцо Сократа»

Оборудование:

текст пьесы « Вишневый сад»

эпиграф:

« хищный зверь» с … « тонкой, нежной душой»

- такова амплитуда лопахинского характера.

Перед нами все время действует несколько Лопахиных, а на первый план выступает то один, то другой.

З. Паперный.

Концепция: В отличие от бывших владельцев вишневого сада, живущих иллюзией неподвижности времени, Лопахин с « тонкой, нежной душой» чувствует его движение. Однако Лопахин лишь на первый взгляд кажется человеком «сегодня», победительно шагающим по жизни. На самом деле не он владеет временем, оно властвует над ним. Лопахин пытается жить «сегодня» (покупка вишневого сада), но чувствует непрочность своего положения, предчувствует коренную ломку жизни. В этом заключается драматизм образа Лопахина.

Структура урока

  1. Вводно-мотивационный этап

Цель: актуализация знаний по данной теме, выход на дискуссионный вопрос, принятие целевых установок.

Слово учителя.

Поэтическим предисловием к уроку я выбрала строки из стихотворения павлодарской поэтессы Ольги Григорьевой:

Текут, как песчинки, года…

Но так же, как полночь и свет,

Нужны нам и нежные «да»,

Нужны и суровые «нет».

И между одной и другой

Богинями света и тьмы

Кипит муравейник людской…

И что еще выберем мы?

Свободу спасаться и лгать,

Не ведая крепости уз?

Неволю любить и спасать,

И взваливать бешеный груз?


  • На прошлом уроке, подводя итоги размышлений над образами бывших владельцев вишневого сада, мы вышли на проблему нравственного выбора человека, на осознание личной ответственности каждого перед близкими, перед «вишневым садом».

  • Дома вы подобрали афоризмы, высказывания известных людей, которыми можно было бы подтвердить наши выводы. Прошу выбрать по 1 представителю от группы для выступления.


Учащиеся после краткого обсуждения в группах выбирают по 1 представителю для выступления.


  • Ребята, какое из прозвучавших выступлений показалось вам наиболее содержательным?

Учащиеся называют фамилии.

  • А сейчас я предлагаю обратиться к эпиграфу. В тексте закрыта фамилия персонажа пьесы, но я думаю, что вы без труда сможете определить, о ком идет речь.

Учащиеся называют фамилию Лопахин.

  • Какие противоречивые оценки звучат в этом высказывании?

Учащиеся выделяют противоречие: «хищный зверь» и « тонкая, нежная душа»

  • Какой вопрос для дискуссии вы можете предложить?

Учащиеся выходят на дискуссионный вопрос – кто Лопахин: « хищный зверь» или « тонкая, нежная душа»?

Итак, тема нашего урока – нравственный выбор Ермолая Лопахина.

А решить мы должны, какой выбор сделал Лопахин. Для начала определимся с ключевыми понятиями. Что они обозначают? Обратимся за подтверждением к специалистам.

Две ученицы имели индивидуальное задание - подготовить толкование этих понятий.

  • Ключевые понятия обозначены, дискуссионный вопрос выделен,

Начинаем обсуждение.

Участники внутреннего кольца выбирают координатора (держателя темы)

и начинают обсуждение. Участники внешнего кольца слушают и записывают информацию.

2. Операционно-познавательный этап.

  1. Дискуссия о Лопахине.

Участники внутреннего кольца проводят обсуждение образа Лопахина, аргументируя свои выводы выдержками из текста. Координатор следит за тем, чтобы не отклонялись от темы. Примерные вопросы: черты характера,

как они раскрывают образ Лопахина (отношение к Раневской и Гаеву, к Варе).

-Обсуждение закончено. Члены внешнего кольца всю полученную информацию представят в виде модели.

  1. Моделирование.

На этапе моделирования я предлагаю членам внутреннего кольца поработать над фразой Лопахина – « настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь». Какой представляется новая жизнь Лопахину?

Звучит песня Виктора Цоя « Хочу перемен»

  1. Выступление групп.

4.Оценивание по памяткам. ( Взаимооценка).

3. Рефлексия.

Итак, Лопахин сделал свой выбор. Что открыл вам образ Лопахина?-

тема следующего задания, сочинения-миниатюры.

  1. Сочинение-миниатюра « Что открыл мне образ Лопахина?»

  2. Прослушивание, оценивание.

4. Задание на дом. ( На выбор)

Чехов – поэт движения. В « Вишневом саде» потребность движения звучит особенно остро. Движения не в пространстве, а во времени прежде всего.

На схеме время представлено прошлым, настоящим и будущим. Соотнесите время и персонажей пьесы.

  • С кем связана тема будущего в пьесе?

  • Подготовить дискуссионную карту « Герой ли Петя Трофимов?»

  • Напишите объявление о продаже вишневого сада. Как бы оно выглядело на страницах провинциальной газеты.

  • Каким вы представляете будущее Раневской и Гаева?



















Моделирование


1. Модель 1-ой группы






hello_html_m6e574180.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_670ab13c.gifhello_html_m682cdf42.gifhello_html_7e0a5019.gif

ЛОПАХИН




hello_html_m3bcd6700.gif

hello_html_51c57ef4.gif





Лопахин

Хищный, расчетливый, предусмотрительный.

Знает, умеет, ищет.

«За все заплачу!»

Зверь!










Лопахин

Светлый, добрый, ранимый

Ищет, помогает, добивается

«Кто ищет, тот найдет!»

Душа.


















  1. Модель 2-ой группы

hello_html_m4d200e08.gif





hello_html_1eef287.gif

hello_html_m12e659c1.gifhello_html_m7bf4502d.gif

hello_html_2e6df3b7.gif

hello_html_7701e29f.gifhello_html_m2fc978ff.gif

hello_html_m3b8aa613.gif

пользуется

hello_html_2f488ed9.gif


hello_html_m5f3102c1.gif




hello_html_m47cd2f00.gif


hello_html_23262644.gif




hello_html_m34c8c35.gif




hello_html_m639acb80.gif




Мастер-класс для слушателей ИПК ПК


hello_html_179fc5c.jpg



Лучший держатель темы – Таран Ольга



hello_html_3d6fea2f.jpg



В споре рождается истина…


hello_html_m46772d58.jpg


Мастер дискуссии – Кадькало Александр


hello_html_m6f19da46.jpg


Из отзывов коллег


  • Урок был проведен в форме дискуссии «Двойное кольцо Сократа» по теме: Нравственный выбор Лопахина. Вводно-мотивационный этап начался с проверки домашнего задания-анализа выбранного афоризма о смысле жизни. Учащиеся хорошо справились с домашним заданием, смогли отстоять свою точку зрения, выслушали одноклассников со вниманием.

  • Удачно был подобран учителем отрывок из стихотворения Ольги Григорьевой для определения проблемы - нравственный выбор каждого из нас в этой жизни, что стало выходом на тему урока.

  • Работа внутреннего кольца по определению «хищный зверь» или «тонкая, нежная душа» Лопахин была организована четко, речь учащихся грамотная, уверенная. Школьники очень эмоционально обсуждали эту проблему и пришли к выводу: «В любых обстоятельствах надо оставаться человеком».

  • Внешнее кольцо представило модели образа Лопахина и доказали свое видение.

  • Оценивание, проходившее на заключительном этапе урока, было неоднозначным.

  • На уроке был только самый высокий уровень познавательной деятельности – творческий, который наиболее ярко проявился в написании мини-сочинения «Что мне открыл образ Лопахина?».

  • Настрой урока доброжелательный. На уроке преобладала деятельность учащихся. Учитель осуществлял только координацию действий.

  • Домашнее задание предполагает выбор, из 4-х заданий необходимо выполнить 2.

  • Все задания продуктивного характера, предполагают выход на следующие темы. Урок достиг своих целей, проведен на высоком уровне.


hello_html_5ea23d73.gif


Своим ученикам я посвящаю стихи


Кадькало Александру


hello_html_m6d93cf1.gif




Отмечен ты капризною фортуной:

По-чеховски прекрасно все в тебе.

Но главный дар – любовь к литературе -

Всегда поможет в будущей судьбе.


Вступая в спор с судьбой, коль отвернется,

Ищи всегда у классиков ответ.

Легко решить проблемы удается:

В дискуссии тебе равных нет!














Гончаренко Николаю


hello_html_m4ea7d436.gif



За улыбкой и насмешкой

Он таит пытливый ум.

В меру строг к себе, конечно,

Но взыскательней к другим.


В нем слились два начала

И ведут борьбу за власть.

Разум физике отдал он,

Сердце же у лиры не отнять.














Родиковой Ирине




hello_html_7ce128a3.gif


О, если б все так чувствовали слово

Душою тонкою и хрупкой, как стекло!

Царицею наук литература стала б снова.

И в этом мне с тобой, Ирина, повезло.


Умеешь ты искать у классиков ответы,

Анализировать, сквозь сердце пропустив,

Читать стихи как настоящие поэты.

Искусство, сцена – вот твой мир!


  1. Значение дискуссии


Логика процесса, обусловленного дискуссией, связана с отработанным алгоритмом синтеза знаний, умений и навыков: знание практического материала самого широкого тематического спектра, добытого просмотровым, аналитическим чтением, преломляются в умения и навыки презентации прочитанного, но на основе собственной позиции и концепции.

Причем по сравнению с традиционной системой обучения дискуссионная форма обучения:

  • отрабатывает аналитическое чтение;

  • актуализирует не репродуктивную, а активную, продуктивную мыслеречевую деятельность;

  • совершенствует 4 вида деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо в ориентации на реализацию авторского замысла, составляющего основу разрабатываемого кейса;

  • способствует выработке мировоззренческих ориентиров учащихся, их гражданской позиции;

  • развивает общекультурную и предметную компетентность;

  • формирует актуальные в рыночной действительности коммуникативные качества.

Таким образом, дискуссии представляют нетрадиционный подход к учебно-воспитательному процессу, дают большой импульс творческому поиску самого учителя, а также в поисково-познавательной деятельности учащихся. И, в конечном счете, это воспитывает и вырабатывает у учащихся стремление к новым знаниям.






























Использование дискуссионной формы обучения на уроках литературы в старших классах
  • Русский язык и литература
Описание:

     Данная работа – попытка систематизировать материал по использованию дискуссионной формы обучения на уроках литературы в старших классах.

Автор знакомит с определением дискуссии, предлагает своеобразный «алгоритм» подготовки к проведению дискуссии, обучению основным навыкам дискуссии, типам рассуждения. Учитель пытается с определенных методологических позиций  осмыслить собственный опыт использования дискуссионной формы обучения на уроках литературы в старших классах.

 

Работа предназначена для учителей-словесников.

 

 

Автор Сарсикеева Сулья Каировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1369
Номер материала 43065
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓