«Использование
инновационных технологий в обучении химии как средство
повышения качества подготовки специалистов»
МАОУ
СОШ № 4 г. Боровичи
учитель
химии, канд. с.-х. наук Покашникова М. В.
"Человек
играет только тогда,
когда он
является человеком в полном значении этого слова,
и только тогда
он является настоящим человеком,
когда он
играет".
Шиллер
Результативность образовательного процесса определяют
педагогические технологии. Современный образовательный процесс немыслим без
поиска новых, более эффективных технологий, которые содействуют развитию
творческих способностей учащихся.
Материал программы по химии не развивает творческую
мыслительную деятельность. Перед учителем химии встаёт проблема, как развивать
творческие способности учащихся и формировать творческие компетентности?
В основе преподавания предмета химии применяю систему
сочетания инновационных технологий. Среди них: технология игрового обучения, использование
тестов на уроке химии, образовательная рефлексия учащихся.
Степень новизны заключается уже в вопросе: «Как
соединить понятия игра и химия?»
Интеллектуально-творческие игры (ИТИ) стимулируют
развитие познавательных интересов учащихся, способствуют развитию их интеллектуально-творческих
способностей, дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя в
интеллектуально-творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит
общения. ИТИ могут быть использованы не только во внеклассной и внеурочной
работе, но и на уроках (при изучении нового материала, повторении пройденного,
контроля знаний учащихся и т. д.).
Цели игровых технологий:
- дидактические: расширение кругозора,
познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков,
необходимых в практический деятельности, развитие общеучебных умений и навыков,
развитие трудовых навыков.
- воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли,
формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и
мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма,
общительности, коммуникативности.
- развивающие: развитие внимания, памяти, речи,
мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогию, воображения,
фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить
оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
- Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям
общества, - адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция,
обучение общению, психотерапия.
В своей практике я систематически использую игровые
формы организации контроля знаний и постоянно замечаю, как это повышает интерес
учащихся к изучаемому материалу и предмету в целом, как учащиеся, которые в
последнее время так мало читают, вдруг начинают листать книги, справочники,
энциклопедии. Так на уроках, при изучении тем, связанных с экологией, например
по теме “Природные источники углеводородов и их переработка”, применяю ролевые
игры с применением экспертных групп. Класс разбивается на две группы:
“специалистов” и “журналистов”. Первые подбирают материал и подготавливают
наглядное пособие. Вторые готовят вопросы, которые они должны задавать во время
игры.
Технология игрового обучения способствует
повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и
познавательной активности. Желание каждого педагога - привить интерес и любовь
к предмету. Поток информации, химических терминов, определений,
формул создает перегрузку обучающихся. Снять усталость, эмоционально
настроить обучающихся на дальнейшее восприятие учебного материала помогают
ролевые игры. Внимание обучающихся направляется в первую очередь на
игровое действие, а уже в процессе игры оно незаметно выполняет обучающую
задачу.
Использование тестов на уроках химии также занимает
видное место в процессе внедрения новых технологий. Что дает возможность
массовой проверки знаний учащихся. Тестовая методика – универсальное средство
проверки знаний, умений. Тесты являются экономной целенаправленной и
индивидуальной формой контроля. Систематическая проверка знаний в виде тестов
способствует прочному усвоению учебного предмета, воспитывает сознательное
отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность,
активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле
обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, то есть повышается объективность
проверки знаний.
Литература
1.
Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/О. С.
Габриелян. 15-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. – 270 с., ил.
2.
Габриелян О. С. Химия. 8 класс:
учеб. для общеобразоват. учреждений/О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. - М.:
ОЛМА – Учебник: ОЛМА Медиа Групп, 2010. 200 с., ил.
3.
Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С,
Габриелян. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 267 с., ил.
4.
Гузей Л. С. и др. Химия: Проб.
учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Л. С. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П.
Суровцева. – М.: Просвещение, 1994. – 127 с., ил.
5.
Химия. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Кузнецова
Н. Е., Титова И. М. и др. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005. 224
с., ил.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.