Главная / История / «Использование современных образовательных технологий при изучении предметов гуманитарного цикла»

«Использование современных образовательных технологий при изучении предметов гуманитарного цикла»

 А. П. Воронин

преподаватель истории

ГБПОУ «Волгоградский индустриальный техникум»



«Использование современных образовательных технологий при изучении предметов гуманитарного цикла»



Необходимость повышения эффективности учебного процесса в последнее время стала очевидной, особенно той стороны этого процесса, который связан с гуманизацией образования, развитием личностного потенциала студента. Назовем причины поисков изменений в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам.

Во-первых, это снижение мотивации обучения. По данным социологических опросов ВЦИОМ, учатся с интересом и стараются учиться как можно лучше около 26% студентов 9 - 11 классов. Ходит в школу по необходимости - 30%, для 7% студентов 8 - 11 классов школа - "мука", "казарма". В 27% не хватает времени на выполнение домашних заданий. Одной из мотиваций был назван страх (получить плохую отметку, "провалиться" на выпускном экзамене, страх перед родителями, преподавателем и др.).

Во-вторых, одной из причин препятствия на успешном пути обучения является перегрузка. Средняя продолжительность учебного дня для студентов 9 - 10 классов длится от 11 до 14 часов. Многие студенты жалуются на различные физические недомогания (сонливость, раздражительность, головная боль, бессонница и др.). По данным российских специалистов и педагогов практиков, только 10% студентов признаются практически здоровыми, 40% имеют различные психические заболевания, а каждый третий студент - психические и физические отклонения.

В-третьих, еще одной из причин необходимости поисков, изменений обучения в профессиональных образовательных организаций являются результаты обучения, которые, с одной стороны, не удовлетворяют самих учащихся и их родителей. Особенно отчетливо это видится в необходимости дополнительного обучения с репетиторами, как правило, на последнем курсе обучения, так как, к сожалению, базовыми, знаниями овладевают не все студенты и далеко не в полном объеме, поскольку отсутствует организация процесса обучения в соответствии с индивидуальными особенностями студентов воспринимать, усваивать программный материал. С другой стороны, результаты обучения не соответствуют и задачам обучения в профессиональных образовательных организациях.

Вот почему сегодня для преподавателя мало знать свой предмет, владеть педагогическими методами и приемами, ораторскими способностями, знать процессы групповой динамики, любит студентов, уметь понимать и чувствовать их. Для современного педагога также необходимо наличие:

1) осознания преподавателем необходимости защиты детей, т.е., отстаивание прав и свобод ребенка;

2) необходимости, осмыслять педагогический процесс;

3) системы знаний и способов деятельности, позволяющей грамотно и сознательно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив, или обладать методологической культурой.
Кроме того, важно, чтобы каждый преподаватель признавал необходимость и ценность самообразования, осознавал индивидуальный характер обучения, имел позитивное отношение к изменениям, имел внутреннюю потребность в постоянном развитии себя как специалиста.

Понятно, что знакомство с технологиями обучения, овладение ими - это еще не выход, не панацея от всех бед и недостатков обучения в профессиональных образовательных организациях. Крайне важно руководствоваться, в первую очередь, системой целеполагающей педагогической деятельности по развитию личности студента, средствами своего предмета

Ключевым понятием выступает термин технология (techne - искусство, наука + logos - понятие, обучение), обозначающее совокупность знаний о способах и средства обработки материала. Технология включает также и искусство владения педагогическим процессом

Впервые термин педагогическая технология упоминается в 20-е гг. ХХ века в работах по педологии, основанных на трудах исследователей по рефлексологии. В это же время распространяется понятие 'педагогическая техника', которое было определено как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий.

В 1989 г. известный исследователь М. В. Кларин обозначил два уровня технологии в педагогике: 1) технология обучения и 2) педагогическая технология, или образовательная технология.

Под первым уровнем понималось конструирование систем массового образования и профессиональной подготовки по конкретным дисциплинам.

Под вторым - выявление принципов и способов оптимизации образовательного процесса в целом, контроля и оценки его результатов

В настоящее время в понимании и употреблении термина педагогическая технология существует несколько различных позиций:
1. Педагогические технологии как разработка и применение средств аппаратуры, учебного оборудования и технических средств обучения.
2. Педагогическая технология понимается как процесс коммуникации или способ учебной задачи, включающий применение бихевиристичных методов и системного анализа для улучшения обучения.

3. Педагогическая технология рассматривается как саморегулируемая ценностная доктрина, которая занимается конструированием оптимальных обучающих систем и опирается на данные социальных и естественных наук.

Таким образом, педагогическая (образовательная) технология рассматривается как научно-прикладная деятельность, задает стратегию реализации глобальных целей образования, проектирование идеальной теоретической модели технологизации образования. По сути это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, которая построена на научной основе, запрограммирована во времени и в пространстве и приводит к намеченным результатам.

Технология обучения ставит своей целью проектирование модели технологизации конкретного учебного процесса в рамках отдельной дисциплины, т.е.. задает тактику реализации стратегии задач образования. Для решения конкретизированы дидактических задач и проектируется конкретная технология обучения. Все технологии обучения ориентированы на практику обучения и воспитания.

На сегодняшний день разработаны и практически освоены разнообразные и многочисленные технологии обучения. Наибольшее распространение среди них на сегодняшний день, получили:

1. мультимедийные технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла. Что касается лексического значения этого слова, то оно состоит из двух частей: multi, что в переводе означает "много, много", и media - "среда". В словаре терминов (см. Учебное пособие для средней школы "Общая информатика. - Москва, 2003.) авторы С.Симанович, Г.Явсеев и А.Алексеев дают следующее определение: "мультимедиа - это объединение в одном документе звуковой, музыкальной и видеоинформации с целью имитации воздействия реального мира на органы чувств". Действительно, благодаря использованию такой компьютерной технологии на современном уроке студент имеет возможность воспринимать необходимую информацию одновременно несколькими органами чувств, а не последовательно, как это обычно бывает при традиционном преподавании.

Преимущество мультимедийной программы еще и в том, что студент во время самостоятельной деятельности как на уроке, так и дома может выбирать собственный темп работы, посильный объем информации и степень ее тяжести. Такой прием преподавания и обучения дает преподавателю возможность с успехом реализовывать дифференцированный подход в обучении. Студенты более основательно запоминают новый материал, повышается их мотивация к познанию учебных предметов, значительно экономится время на выполнение тренировочной-коррекционных заданий, развивается наглядно-образное мышление, формируется умение работы с информацией: ее поиск, отбор и переработка.

С помощью компьютерной графической программы PowerPoint преподаватель при желании может сам создать и показать студентам на экране набор слайдов с разнообразными схемами, таблицами, рисунками, фотографиями, необходимым текстом. Также есть возможность демонстрировать анимационные фильмы, видеоклипы, слушать мелодии как на уроках языка, так и литературы. Профессионально подготовленная демонстрация определенной информации в науке, образовании, бизнесе, медицине, промышленности и других областях человеческой деятельности называется еще и презентацией.

Прежде чем вводить новые мультимедийные средства обучения в учебно-воспитательный процесс, преподаватель должен осознать педагогическую целесообразность применения компьютерной техники на уроке: что в итоге это даст студентам и самому педагогу-пользователю. Компьютер никогда не заменит преподавателя, а только поможет сделать его работу более эффективной. Во-первых, педагог на медиа-уроке чаще всего выступает в качестве консультанта, а это значит, он сможет отвести на индивидуальную работу с студентами больше времени. Во-вторых, есть уникальная возможность сделать уроки родного языка и литературы более интересными, наглядными и динамичными. В-третьих, студенты за довольно короткий срок намного лучше запоминают необходимый материал, более глубоко осознают его суть.

Мультимедиа-урок - это тоже тип урока формирования новых знаний, как и урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-исследование. Проводить его можно в обычном классе, который оборудован комплектом аппаратных средств. Для демонстрации необходим компьютер, специальный проектор, экран, звуковые колонки и наличие приспособлений для дискет и компакт-дисков.

Во время проектирования мультимедиа-урока рекомендуется учитывать и хранить некоторые санитарно-гигиенические правила и требования. Для студентов первого курса можно отвести до 20 минут времени на непрерывную работу за компьютером, для студентов второго курса - до 25 минут, для старших курсов - до 30. С целью снижения утомляемости студентов предлагаем работу за компьютером чередовать с работой за дополнительным столом: сочетать просмотр презентационного материала на мониторе или экране с выполнением разнообразных тренировочных-коррекционных упражнений.

2. цель технологии проектного обучения заключается в представлении студентам возможности самостоятельно приобрести знания из различных источников, научиться пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач, развивать исследовательские умения и аналитическое мышление.
     Проектное обучение в первую очередь связано с методом проектов, который известен педагогической общественности еще и как метод проблем. Возник он в 20-е годы ХХ-го века в США. Американский философ, педагог Ж..Дьюи, а позже и его студент В.Х. Килпатрик разработали этот метод как гуманистический направление в философии и образования. Ж..Дьюи предложил все обучение строить на активности и практической деятельности самих детей, при этом нужно учитывать их личные интересы и желания в таком познании. Для того, чтобы мотивировать подростков на их личную заинтересованность и необходимость в знаниях, ученый отметил, что сначала нужно показать им очень важную и значительную жизненную проблему, а чтобы решить ее и получить реальный результат, придется использовать необходимый багаж новых знаний, которые предстоит еще приобрести по определенной дисциплине.

Одновременно с разработками американских педагогов идеи проектного обучения возникли и в России. Замечательный русский философ М.Ф. Федоров разработал принцип единства теоретических знаний и практического действия. В 1905 году русский педагог С.Ц. Шацкий также организовал небольшую группу сотрудников, которые стремились активно использовать проектные методы в практике преподавания.
      Сегодня в основу метода проектов положена сочетание двух понятий - проекта и его результата, которые сориентированы на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную и групповую.

Проект - это не доклад, не реферат и даже не научное исследование. В педагогике проектом принято считать технологию решения конкретной практической проблемы и создание определенного продукта. Проектом в общеобразовательном учреждении может быть создание преподавателем гуманитарием школьного театра, фольклорного коллектива, литературного музея, литературно-музыкальной композиции, школьной редакции стенной газеты или журнала, художественной студии, литературного клуба, компьютерного сайта и т.д.

Тематика студенческих проектов может быть связано с одной предметной областью - монопроект. Он выполняется на материале одного конкретного учебного предмета (русского языка, литературы, истории) или нести междисциплинарный характер – межпредметные проекты. Здесь интегрируется разнообразная тематика нескольких предметов (например, литература и история). Но, как отмечалось выше, при подборе темы проекта преподаватель должен ориентироваться на личные интересы, возможности студентов и на практическую значимость выбранного проекта для соответствующего ученического коллектива.

3.Технология педагогических мастерских была разработана французскими педагогами представителями ЖФЭН (groupe francais education nouvelle - французская группа новой образования), а истоки движения этой группы педагогов связаны с именами знаменитых психологов П. Лажавенам, Анри Валлония. Суть технологии педагогических мастерских заключается в построении ("открытия") знаний самими студентами путем коллективной работы в условиях развивающей пространства. Под развивающим пространством понимаются объективные жизненные ситуации, в которых содержатся все необходимые условия для развития потребностей и потребностей студентов.

Принципы построения педагогических мастерских:

1. Мастер (преподаватель) создает атмосферу открытости, доброжелательности, совместного творчества в общении.
2. Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к нему чувств, будить интерес студента к изучению проблемы (темы).
3. Работает вместе со всеми, мастер равен студентам в поисках истины.
4. Мастер не спешит отвечать на вопросы.
5. Необходимую информацию он предоставляет малыми порциями, почувствовав потребность учащихся в ней.
6. Исключает официальную оценку работы студента (не хвалит, не ругаться, не выставляет оценки в журнал), но через социализацию, афишыраванне работ дает возможность появления самооценки студентом и ее изменений, самокорекции.

Раскроем суть и этапы работы мастерской:
1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого студента, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор - слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, изображение - все, что может разбудить чувство, вызвать ассоциации, воспоминания, ощущения, вопросы.
2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3. "Самоконструирование" - построение этих элементов группой.
4. "Социализация" - все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, "подано" всем, все мысли выслушаны, все гипотезы рассмотрены и обсуждены.

5. "Афиширование" - вывешивание "произведений" - работ студентов и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в классе и ознакомление с ними - все читают, обсуждают или зачитывают вслух (Мастер, автор, другой студент).
6. «Разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своих старых знаний новым, внутренний эмоциональный конфликт, который движет его к поиску ответов, к углублению в проблему, к сверки новых знаний из научной источником, литературой.
7. "Рефлексия" - отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» - информации, которая будет предложена учащимся в тот момент, когда в ней возникает необходимость. Для работы преподаватель готовит множество карточек, схем, таблиц, того справочного материала, в котором студенты найдут ответы, новые проблемы.

4.Технология обучения как учебного исследования была описана в работах различных ученых-педагогов (Дж. Брунер, Д. Шваб, Х. Таб, Г. Альтшулер, М. Кларин и др.) В 50-60 годы ХХ в. Анализируя "авангардные" многие дидактические поиски в русле учебного исследования, М. Кларын выводит следующие дидактические требования к содержанию обучения как исследования:
1. У учащихся должно возникнуть чувство неудовлетворения (потребность) имеющимися представлениями. Они должны прийти к ощущению их ограниченности, расхождения с представлениями ученых.
2. Новые понятия (представления) должны быть такими, чтобы студенты ясно представляли их содержание. Это не означает, что студенты должны их придерживаться сами, верить, что они описывают реальный мир.

3. Новые представления должны быть правдоподобными в восприятии учащихся (потенциально допустимыми, соотносимых с их представлениями о мире).
4. Чтобы студенты отказались от первичных представлений, нужны серьезные причины. Новые идеи должны быть явно более полезными, чем старые. Они должны помогать решить неразрешимую проблему, вести к новым идей.

Таким образом 2-й и 3-й принципы соответствуют классическим дидактическим требованиям (доступность к переходу от близкого к далекому, от известного к неизвестному (Е.А. Каменский)), а 1-й и 4-й принципы - "недовольство" существующими знаниями - и требованиям выхода на поисковый характер обучения ( 3. 66 с.).

На основе предложенных дидактических практических разработок Д. Г. Левитас процедуру учебного исследования представляет через следующий алгоритм:

знакомство с литературой;
• выявление проблемы;
• постановка проблемы;
• разъяснения непонятных вопросов;
• формулирование гипотезы;
• планирование и разработка учебных действий;
• сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
• анализ и синтез собранных данных;
• сопоставление данных и умственных заключений;
• подготовка и написание (оформление) сообщения;
• выступление с подготовленным сообщением;
• переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
• проверка гипотез;
• построение сообщений;
• построение выводов, заключений.

И далее Д. Г. Левитас выделяет следующие этапы модели «Обучение исследованию» (2. 5 с.):
1 этап. Столкновение с проблемой.
2 этап. Сбор данных - "верификация".
3 этап. Сбор данных - экспериментирование.
4 этап. Построение объяснения.
5 этап. Анализ хода исследования.
6 этап. Выводы.

         Таким образом, только перечень нескольких типов технологий обучения и раскрытие их сущности позволяет выявить направления и способы организации учебной деятельности учащихся с целью развития их самостоятельности, творчества, интереса к овладению новым материалом, новыми знаниями и особенно к выработке способов самостоятельного добывания знаний.

Список используемой литературы

1. Аванесов Д.С. Мультимедиа – технологии в образовании: понятия, средства методы. М. : Издательство ТОЛТО, 2014. – с. 300

2. Бурлаков М.В. Самоучитель Macromedia Flash MX. – СПб.: БХВ-Петербург, 2013. – 656 с.

3. Джон Пресли. Macromedia Flash MX для «чайников». - Компьютерное издание «Диалектика» - Москва, 2014 – 320 с.

4. Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании. М., 2012 – 200 с.

5. Гурский Д.А. Flash MX 2004 b ActionScript 2.0, Обучение на примерах /Д.А. Гурский, Ю.А. Гурский. [Тeкст] - М.: Новое знание, 2014.- 446 с.

6. Тиренов Д. М. Мультимедиа М.: BHV - Cанкт-Петербург, 2013 –. 300 с.

7.. Тугин, Г.И. Модульные технологии обучения: теория и практика проектирования / Г.И. Бабко. – М.: РИВШ, 2010. – 64 с.

8. Шяудис, В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика.. – М., 2014. – 202 с.

9. Юдина, Г.К. Альтернативные педагогические технологии.. – М., 2015. – 132 с.



«Использование современных образовательных технологий при изучении предметов гуманитарного цикла»
  • История
Описание:

В данной статье представлен анализ использования современных образовательных технологий при изучении предметов гуманитарного цикла и их роли в активизации познавательной и самостоятельной деятельности учащихся.

Проанализирована эффективность использования современных образовательных технологий при изучении предметов гуманитарного цикла

Приводятся методические рекомендации разработки уроков с использованием современных образовательных технологий при изучении предметов гуманитарного цикла
Автор Воронин Александр Павлович
Дата добавления 04.02.2016
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 306
Номер материала MA-064494
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓