Главная / Другое / «Использование проектной технологии на уроках и во внеурочное время»

«Использование проектной технологии на уроках и во внеурочное время»

Песчанская специальная коррекционная школа интернат №2 для детей сирот и оставшихся без попечения родителей

ДОКЛАД

«Использование проектной технологии на уроках и во внеурочное время»








Косарик В.В.

2012 год








Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо использовать различные приемы и методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

В основе проектной деятельности лежит исследование, а это всегда творчество. При этом учащийся в своем исследовании может пройти путь, который уже давно пройден человечеством. Но этот опыт человечества приобретается им на уровне открытия и будет, усваивается учеником неформально, будет иметь личную для него значимость. Это и есть субъективное творчество, без которого не мыслим и сам метод проектов.

Помощь учителя учащимся в работе над выполнением проектов оказывается как на занятиях, так и в порядке консультаций. Например, на уроке учитель вместе с учениками проверяет качество выполнения отдельных деталей и узлов, а во время консультаций дает рекомендации по последовательности сборки и особенностей оформления изделий. «Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат. Так, например, при изготовлении подделок из фанеры учащимся приходится решать целый ряд проблем: подгонять размеры деталей с учетом толщины материала, собирать изделие без сборочного чертежа и т. п.

Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в проект, если во время работы встречаются с трудностями: при отсутствии графических способностей, можно использовать шаблоны, трафареты. С использованием проектной технологии на уроках и во внеурочное у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях. Например, при изготовлении лопат для чистки снега использовали различные способы их выполнения (обтягивали кромку жестью, усиливали места соединений). В дальнейшем сами учащиеся при чистке снега выбирали лопаты наиболее удачной конструкции и использовали её при изготовлении.

Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. По данным отечественных и зарубежных исследований 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью учителя. Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным ученикам требуется помощь.

Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках труда, но и за рамками урока. Подделки учащихся постоянно экспонируются в школьном выставочном зале, принимают участия в выставках детского творчества районного, областного (лауреаты 13 областного фестиваля культуры и искусства народов Казахстана), республиканского масштаба (одна из работ заняла второе место в республиканском конкурсе «Сердце отдаю творчеству» в городе Шымкент). Это побуждает детей принимать активное участие в проектной деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Выводы


К положительным факторам проектной деятельности можно отнести: развитие способности к активной практической деятельности; создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

Использование проектных технологий на уроках труда - методы обучения, представляющие собой реально существующие проблемные ситуации, выбираемые самими учащимися. Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Поставленные проблемы привлекательны по формулировке и стимулируют повышение мотивации к проектной деятельности. Используя в обучении эти методы, учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. Кардинальное отличие проектных технологий от классических методов заключается в том, что, на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно (учитель выступает в роли консультанта). А самостоятельность – важнейший фактор формирования у учащихся жизненных компетенций.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

И в заключение хочется отметить, что в нашей школе очень широко используется метод проектов как индивидного, так и группового выполнения. За последние 10 лет были выполнены такие масштабные проекты как, «Игрушечный рай», «Чудеса и фанеры», «Фонтан», «Сказочная полянка», национальный уголок в выставочном зале и многие др.









«Использование проектной технологии на уроках и во внеурочное время»
  • Другое
Описание:

К положительным факторам проектной деятельности можно отнести: развитие способности к активной практической деятельности; создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

Автор Косарик Василий Васильевич
Дата добавления 16.11.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 45
Номер материала MA-068554
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓