Божко О.В.,
учитель технологии,
МАОУ-СОШ № 64
категория первая
Использование
метода проектов в предмете «Технология».
За последние время в нашей
стране изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по
себе, то теперь на первое место выходят метапредметный результат обучения:
умение приобретать и эффективно использовать знания. Причины этого вполне
очевидны: в настоящие время поток информации, обрушивающийся на современного
человека, заведомо превышает его физические способности к её восприятию. А
ребёнку, тем более, трудно ориентироваться в таком море информации и
использовать её для реализации и развития собственных потребностей и интересов.
Важным условием развития образования сегодня является
овладение умением самостоятельно, творчески, аналитически работать с различного
рода информацией. Более того, темпы технологического и научно-технического
прогресса ныне таковы, что многие знания устаревают уже в течение 3-5 лет, и не
учитывать этого в системе образования не допустимо. Новые знания должны
поступать непосредственно в процессе обучения. При этом основное внимание
должно быть сосредоточено на развитии творческих способностей учащихся,
возможностях их саморазвития, формирования системного мышления, готовности к
инновационной и профессиональной деятельности; изменяется сегодня и роль
учителя в процессе обучения. Он всё в большей мере становится организатором
познавательной деятельности обучающихся, способным помочь им сортировать потоки
информации, быть в ней гидом и, одновременно, помощником в освоении навыков
работы с информационными технологиями, а не транслятором готовых заданий -
иначе говоря, современный учитель должен создать условия для раскрытия
творческой индивидуальности личности каждого ученика.
На помощь учителю в этом случае приходит умелое
использование метода проектов. Цель которого, научить школьников творчески
использовать знания и трудовые умения для решения задач, выдвигаемых практикой.
В методике проектов привлекает нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование
новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера
делового сотрудничества учителя и обучающегося. Проектный подход изначально
ориентирован на самостоятельную работу школьников – индивидуальную, групповую
или коллективную.
Однако было бы непростительной ошибкой
противопоставлять метод проектов традиционной методике обучения. Данный метод
должен органично сочетаться с объяснением, инструктажем, показом, упражнением и
другими методами, выступая в качестве интегрирующего начала. Иначе
принципиальный посыл проектного метода: «От идеи до готового изделия» -
останется просто декларативным.
Мною, по предмету «технология», накоплен
определённый опыт использования метода проектов. В тематике проектов,
выполненными учащимися, отражаются не только содержание изучаемого ими
программного материала, но индивидуальные интересы и возможности школьников. С
самого начала они усваивают алгоритм проектирования:
·
выбор и обоснование темы;
·
разработку требований к
будущему изделию;
·
составление технологической
карты;
·
подготовка экономического
обоснования;
·
изготовление изделия;
·
проведение оценки и защиты
проекта.
В классах, где обучающиеся только начинают знакомиться
с проектированием, считаю целесообразным, первые проекты осуществлять
коллективно, обучая школьников алгоритму выполнения проектов. Темы проектов
усложняются от класса к классу, всё более самостоятельным становится их
выполнение. Возрастает и отводимое на проектирование учебное время.
У учащихся 5-7 класса недостаточно знаний для выполнения
работы над проектом в полном объёме, поэтому для овладения ими проектной
деятельностью, я использую метод «конечной цели», который рассчитан на решение
учащимися нескольких тренировочных задач на пути изготовления изделия. Для
реализации этой цели разработан комплекс специальных заданий, выполнив которые,
обучающиеся приобретают знания и навыки проектирования. Работа по методу
«конечной цели» позволяет создать и поддержать у обучающихся устойчивую
мотивацию на всех этапах учебной и практической деятельности.
У обучающихся 8 классов проект в готовом виде состоит
из двух частей: пояснительной записки с эскизами, чертежами и технологическими
картами и самого изделия, выполненного руками учащегося. Работа над проектом
требует достаточного количества времени, поэтому преступать к ней необходимо с
начала учебного года.
Выполнение проекта можно разделить на три этапа:
·
поисковый;
·
технологический;
·
заключительный.
Предлагая ученицам примерный перечень тем проектов,
рекомендую сделать выбор, исходя из потребностей школы, семьи, окружающей
среды, который бы соответствовал их возможностям и интересам. Затем прошу их
пополнить предложенный банк идей собственными, дав время на обдумывание и
обсуждение этих вопросов с семьей. На следующем занятии ученицы дают оценки
новым предложениям, корректируют уже имеющиеся, рассматривают возможность их
реализации. Далее вновь дается время на обдумывание и самостоятельный
аргументированный выбор тем проекта. Таким образом, в момент выбора каждая
ученица ясно представляет себе, какое именно изделие хочет изготовить, для чего
оно будет предназначено, какие потребности должно удовлетворять. Например, темы
этого года: «Кружево из бисера», «Изготовление чердачной игрушки»,
«Изготовление панно в технике ручной вышивки».
Ученица разбивает планируемую работу на этапы,
определяет задачи, которые следует решать на каждом из них, производит отбор
материала и оборудования. Только после этого приступает к практическому
изготовлению проекта.
В процессе внедрения метода проектов
проводился мониторинг (входной, текущий и итоговый). Входной контроль знаний,
умений, навыков осуществлялся тестовым методом c закрытыми биполярными
вариантами ответа («да» - «нет») и с открытыми, заранее заданными 2-6
альтернативными вариантами ответа (выбор правильного ответа из 2-6
альтернатив). Текущий контроль осуществляется по этапам выполнения проекта в
форме собеседования, предъявления итогов промежуточных этапов работы. Итоговый
контроль - это оценка проектов обучающихся, которая проводится в системе двух
уровней: проектирование и изготовление.
Полученные результаты протоколируются в листе
индивидуальных достижений. Обучающиеся, достигшие отличных результатов,
переходят на другой уровень представления проекта. Участвуя в муниципальном
туре предметной олимпиады, так как одним из содержательных компонентов является
защита проекта (имеем победы и призовые места).
Мои ученицы лауреаты фестиваля искусств
«Верх–Исетские самоцветы», в школьных, районных выставках и ярмарках декоративно
– прикладного творчества (по результатам учащиеся отмечены дипломами и
грамотами).
По итогам учебного года работы учениц могут быть
выставлены в школе. Практика показала, что в публичное представление
выполненных проектов стимулирует более ответственно подходить к определению
темы проектирования, качеству выполнения проекта. Все проекты обязательно
проходят предварительную экспертизу.
Результаты обучения оправдывают использования
проектного метода в учебном процессе. У школьников повышается не только интерес
к предмету, но и, как следствие, успеваемость и мотивация к обучению вообще,
активизируется их творческий потенциал.
В процессе реализации проектного метода можно
выделить ряд трудностей, которые имеют место, и которые требуют глубокой
проработки:
-
при работе с обучающимися
с низким уровнем успеваемости, либо с отсутствием мотивации к учёбе в целом;
-
при работе с обучающимися,
которые изначально занимали на уроках пассивную роль и достаточно сложно
адаптируются к выполнению долгосрочных проектов;
-
при работе с обучающимися,
у которых сложно поддерживать интерес на протяжении всей работы, поскольку они
не могу прогнозировать собственные результаты и планировать поэтапную работу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.