Главная / Технология / Использование метода проектов в предмете «Технология».

Использование метода проектов в предмете «Технология».

Божко О.В.,

учитель технологии,

МАОУ-СОШ № 64

категория первая


Использование метода проектов в предмете «Технология».


За последние время в нашей стране изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место выходят метапредметный результат обучения: умение приобретать и эффективно использовать знания. Причины этого вполне очевидны: в настоящие время поток информации, обрушивающийся на современного человека, заведомо превышает его физические способности к её восприятию. А ребёнку, тем более, трудно ориентироваться в таком море информации и использовать её для реализации и развития собственных потребностей и интересов.

Важным условием развития образования сегодня является овладение умением самостоятельно, творчески, аналитически работать с различного рода информацией. Более того, темпы технологического и научно-технического прогресса ныне таковы, что многие знания устаревают уже в течение 3-5 лет, и не учитывать этого в системе образования не допустимо. Новые знания должны поступать непосредственно в процессе обучения. При этом основное внимание должно быть сосредоточено на развитии творческих способностей учащихся, возможностях их саморазвития, формирования системного мышления, готовности к инновационной и профессиональной деятельности; изменяется сегодня и роль учителя в процессе обучения. Он всё в большей мере становится организатором познавательной деятельности обучающихся, способным помочь им сортировать потоки информации, быть в ней гидом и, одновременно, помощником в освоении навыков работы с информационными технологиями, а не транслятором готовых заданий - иначе говоря, современный учитель должен создать условия для раскрытия творческой индивидуальности личности каждого ученика.

На помощь учителю в этом случае приходит умелое использование метода проектов. Цель которого, научить школьников творчески использовать знания и трудовые умения для решения задач, выдвигаемых практикой. В методике проектов привлекает нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и обучающегося. Проектный подход изначально ориентирован на самостоятельную работу школьников – индивидуальную, групповую или коллективную.

Однако было бы непростительной ошибкой противопоставлять метод проектов традиционной методике обучения. Данный метод должен органично сочетаться с объяснением, инструктажем, показом, упражнением и другими методами, выступая в качестве интегрирующего начала. Иначе принципиальный посыл проектного метода: «От идеи до готового изделия» - останется просто декларативным.

Мною, по предмету «технология», накоплен определённый опыт использования метода проектов. В тематике проектов, выполненными учащимися, отражаются не только содержание изучаемого ими программного материала, но индивидуальные интересы и возможности школьников. С самого начала они усваивают алгоритм проектирования:

  • выбор и обоснование темы;

  • разработку требований к будущему изделию;

  • составление технологической карты;

  • подготовка экономического обоснования;

  • изготовление изделия;

  • проведение оценки и защиты проекта.

В классах, где обучающиеся только начинают знакомиться с проектированием, считаю целесообразным, первые проекты осуществлять коллективно, обучая школьников алгоритму выполнения проектов. Темы проектов усложняются от класса к классу, всё более самостоятельным становится их выполнение. Возрастает и отводимое на проектирование учебное время.

У учащихся 5-7 класса недостаточно знаний для выполнения работы над проектом в полном объёме, поэтому для овладения ими проектной деятельностью, я использую метод «конечной цели», который рассчитан на решение учащимися нескольких тренировочных задач на пути изготовления изделия. Для реализации этой цели разработан комплекс специальных заданий, выполнив которые, обучающиеся приобретают знания и навыки проектирования. Работа по методу «конечной цели» позволяет создать и поддержать у обучающихся устойчивую мотивацию на всех этапах учебной и практической деятельности.

У обучающихся 8 классов проект в готовом виде состоит из двух частей: пояснительной записки с эскизами, чертежами и технологическими картами и самого изделия, выполненного руками учащегося. Работа над проектом требует достаточного количества времени, поэтому преступать к ней необходимо с начала учебного года.

Выполнение проекта можно разделить на три этапа:

  • поисковый;

  • технологический;

  • заключительный.

Предлагая ученицам примерный перечень тем проектов, рекомендую сделать выбор, исходя из потребностей школы, семьи, окружающей среды, который бы соответствовал их возможностям и интересам. Затем прошу их пополнить предложенный банк идей собственными, дав время на обдумывание и обсуждение этих вопросов с семьей. На следующем занятии ученицы дают оценки новым предложениям, корректируют уже имеющиеся, рассматривают возможность их реализации. Далее вновь дается время на обдумывание и самостоятельный аргументированный выбор тем проекта. Таким образом, в момент выбора каждая ученица ясно представляет себе, какое именно изделие хочет изготовить, для чего оно будет предназначено, какие потребности должно удовлетворять. Например, темы этого года: «Кружево из бисера», «Изготовление чердачной игрушки», «Изготовление панно в технике ручной вышивки».

Ученица разбивает планируемую работу на этапы, определяет задачи, которые следует решать на каждом из них, производит отбор материала и оборудования. Только после этого приступает к практическому изготовлению проекта.

В процессе внедрения метода проектов проводился мониторинг (входной, текущий и итоговый). Входной контроль знаний, умений, навыков осуществлялся тестовым методом c закрытыми биполярными вариантами ответа («да» - «нет») и с открытыми, заранее заданными 2-6 альтернативными вариантами ответа (выбор правильного ответа из 2-6 альтернатив). Текущий контроль осуществляется по этапам выполнения проекта в форме собеседования, предъявления итогов промежуточных этапов работы. Итоговый контроль - это оценка проектов обучающихся, которая проводится в системе двух уровней: проектирование и изготовление.

Полученные результаты протоколируются в листе индивидуальных достижений. Обучающиеся, достигшие отличных результатов, переходят на другой уровень представления проекта. Участвуя в муниципальном туре предметной олимпиады, так как одним из содержательных компонентов является защита проекта (имеем победы и призовые места).

Мои ученицы лауреаты фестиваля искусств «Верх–Исетские самоцветы», в школьных, районных выставках и ярмарках декоративно – прикладного творчества (по результатам учащиеся отмечены дипломами и грамотами).

По итогам учебного года работы учениц могут быть выставлены в школе. Практика показала, что в публичное представление выполненных проектов стимулирует более ответственно подходить к определению темы проектирования, качеству выполнения проекта. Все проекты обязательно проходят предварительную экспертизу.

Результаты обучения оправдывают использования проектного метода в учебном процессе. У школьников повышается не только интерес к предмету, но и, как следствие, успеваемость и мотивация к обучению вообще, активизируется их творческий потенциал.

В процессе реализации проектного метода можно выделить ряд трудностей, которые имеют место, и которые требуют глубокой проработки:

  • при работе с обучающимися с низким уровнем успеваемости, либо с отсутствием мотивации к учёбе в целом;

  • при работе с обучающимися, которые изначально занимали на уроках пассивную роль и достаточно сложно адаптируются к выполнению долгосрочных проектов;

  • при работе с обучающимися, у которых сложно поддерживать интерес на протяжении всей работы, поскольку они не могу прогнозировать собственные результаты и планировать поэтапную работу.


Использование метода проектов в предмете «Технология».
  • Технология
Описание:

Важным условием развития образования сегодня является овладение умением самостоятельно, творчески, аналитически работать с различного рода информацией. Более того, темпы технологического и научно-технического прогресса ныне таковы, что многие знания устаревают уже в течение 3-5 лет, и не учитывать этого в системе образования не допустимо. Новые знания должны поступать непосредственно в процессе обучения. При этом основное внимание должно быть сосредоточено на развитии творческих способностей учащихся, возможностях их саморазвития, формирования системного мышления, готовности к инновационной и профессиональной деятельности; изменяется сегодня ироль учителя в процессе обучения. Он всё в большей мере становится организатором познавательной деятельности обучающихся, способным помочь им сортировать потоки информации, быть в ней гидом и, одновременно, помощником в освоении навыков работы с информационными технологиями, а не транслятором готовых заданий - иначе говоря, современный учитель должен создать условия для раскрытия творческой индивидуальности личности каждого ученика.

Описан опыт применения проектной деятельности на уроках технологии. Описана поэтапная организация работы обучающихся над проектом: от выбора темы до презентации готового изделия.

Автор Божко Оксана Владиславовна
Дата добавления 08.09.2015
Раздел Технология
Подраздел Другое
Просмотров 643
Номер материала MA-060634
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓