Современные тенденции
модернизации специального образования детей с нарушениями речи.
Целесообразность введения специального Федерального Стандарта образования детей
с нарушениями речи
Существующая система обучения
детей с нарушениями речи построена с учетом не только неоднородности вида и
формы речевой патологии, но и комплекса взаимосвязанных факторов, отражающих их
личностное, интеллектуальное, психофизическое развитие. На основе вариативности
и степени выраженности расстройств речевой/языковой способности, характера их
влияния на различные стороны психического развития разработаны
научно-теоретические основы построения специального (коррекционного)
педагогического процесса, система обучения детей с речевыми нарушениями.
Процесс обучения детей с
нарушениями речи многофункционален. Он выполняет образовательную, развивающую,
коррекционную, воспитательную функции, обеспечивая формирование всесторонне
развитой личности на основе комплексного подхода, использования в полном объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных
потребностей выпускников образовательных организаций, создания оптимальных
условий для достижения равных возможностей.
В настоящее время на основе
комплексного разностороннего изучения различных видов нарушений речевой
деятельности создана фундаментальная научная база для развития и
функционирования сети образовательных организаций для детей с нарушениями речи,
определены структура таких организаций и содержание образовательного
коррекционно-развивающего и воспитательного воздействия.
Современная образовательная
система обучения детей с нарушениями речи должна развиваться в контексте
гуманистических идей и взглядов, провозглашающих содействие полноценному
развитию личности с особыми образовательными потребностями. Она должна
представлять динамическую, развивающуюся структуру, характеризоваться наличием
взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и социализации
детей с речевой патологией, их приобщения к человеческой культуре.
Развитие научных знаний, широкое
внедрение в образовательный процесс информационных технологий, современные
тенденции в области образования предопределяют необходимость пересмотра целей,
задач, содержания, форм получения образования детьми с нарушениями речи.
Специальные государственные Стандарты образования детей с нарушениями речи
строятся на основе методологического подхода, предусматривающего непростое
накопление суммы знаний, а формирование «академических» достижений
обучающегося, трансформирование уровня полученных знаний в области «жизненной
компетенции».
В связи с этим изменяется роль
участников педагогического процесса. Акцент с получения учащимся готовой
информации, транслируемой учителем, смещается на самостоятельный поиск, отбор,
анализ, систематизацию и презентацию информации.
Методологической основой
специального федерального Стандарта образования детей с нарушениями речи
является системно-деятельностный подход, ключевым условием реализации которого
выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия в
образовательном процессе, отказ от репродуктивных методов и способов обучения,
ориентация на личностно-ориентированные, проблемно-поискового характера.
Специальный федеральный Стандарт
образования детей с нарушениями речи, созданный с учетом особенностей их
речевого и общего развития, будет обеспечивать обучение через деятельность,
открывает широкие возможности для педагогического творчества, предоставляя
возможность создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих
пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности учащихся
самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в
соответствии с их возможностями.
Область применения стандартов -
образование и воспитание детей с нарушениями речи в условиях
общеобразовательных организаций (интегрированное, инклюзивное обучение);
образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным образовательным программам для учащихся с тяжелыми нарушениями
речи в 2-х отделениях: 1-е отделение – для учащихся с выраженным общим
недоразвитием речи (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия) и с общим
недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием; 2-ое отделение – для учащихся с
тяжелой степенью выраженности заикания, грубо нарушающего коммуникативную
функцию речи.
Вследствие неоднородности состава
детей с нарушениями речи Стандартом предусматривается широкий диапазон в
организации и содержании школьного образования, соответствующий возможностям и
потребностям всех категорий детей.
Внедрение специального
государственного Стандарта образования детей с нарушениями речи позволит
обеспечить реализацию прав каждого ребенка на образование, государственную
гарантию получения качественного образования вне зависимости от региона
проживания, тяжести нарушений речевого развития в форме классно-урочного,
семейного, дистанционного обучения и воспитания, по индивидуальному учебному
плану.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.