Использование элементов современных образовательных
технологий на традиционном уроке математики в 5 классе по теме: « Прямоугольник
и квадрат. Фигуры и площади».
Наиболее глубокий след
оставляет то,
Что тебе удалось сделать
самому.
Д. Пойа.
Цели урока: систематизировать и обобщить знания,
полученные о площадях прямоугольника и квадрата;
закрепить умения и навыки в вычислении площадей;
развивать личностные качества учащихся, таких как
целеустремленность, настойчивость, аккуратность, умение работать в коллективе.
План урока.
1. Организационный момент (1-2
мин).
2. Устная работа. Мотивационный
этап.(3-4 мин).
3. Теоретическая часть.
Построение математического высказывания (2 мин).
4. Лабораторная работа .
Проверка ложности или истинности предложенного высказывания(4 мин).
5. Теоретическая часть(2 мин).
6. Устная работа(7 мин).
7. Самостоятельная работа(5
мин).
8. Физкультпауза (1 мин).
9. Миниисследование. Работа по
группам (5 мин).
10. Тренинг закрепления. Математическое
лото (7 мин).
11. Домашнее задание.
12. Подведение итогов.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Устная работа. Мотивационный
этап.
1) А)Показать карточки с
числами. Ученики по памяти воспроизводят данный ряд:
Б) Выпишите те числа, которые
являются квадратами натуральных чисел.
2) А) Выберите из флажков
равные.
Б) Не произнося ни слова, докажите,
что они равны. Почему?
В Е К
3. Теоретическая часть.
Построение математического высказывания.
Ответьте на вопросы:
a) Каковы площади равных фигур?
b) Будет ли верным высказывание,
что если площади фигур равны, то и сами фигуры равны?
4. Лабораторная работа. Проверка
ложности или истинности предложенного высказывания.
На парту раздаются по две фигуры для
работы в парах.
1) Сравните фигуры.
2) Сделайте вывод на основе
собственных наблюдений о площадях этих фигур.
5. Теоретическая часть.
1) Назовите, какие из флажков
имеют форму прямоугольника? Квадрата?
2) Запишите формулы площадей
прямоугольника и квадрата и выразите их словами?
На доске записано:
Sпр=….. Sкв=…. или Sкв=….
6. Устная работа.
1) Сформулируйте задачи и
заполните таблицу.
2) Найдите однотипные задачи.
3) Вопрос к какой из этих 3-х
задач можно сформулировать иначе?
Длина
|
9 м
|
?
|
20 см
|
5 дм
|
11 м
|
Ширина
|
4 м
|
15 м
|
?
|
5 дм
|
4 м
|
Площадь
|
?
|
150 м2
|
100 см2
|
?
|
?
|
4) Ученикам предлагается
вычислить площадь квадрата со стороной 10
см. Как разрезать его на два равных прямоугольника? (вызвать ученика к доске)
5) Какие фигуры можно получить?
6) Какая фигура получилась? Изменилась
ли площадь этого прямоугольника? (учитель перекладывает фигуры)
7) Будет ли с изменением формы
фигуры меняться площадь? Докажите это.
7. Самостоятельная работа.
Разбейте фигуру на части и вычислите ее площадь,
выбрав самый простой способ и сделав необходимые измерения.
1
вариант 2 вариант 3
вариант
Проверьте правильность решения на
доске.
8. Физкультпауза.
9. Миниисследование (работа по
группам).
Задача.
Вычислите периметр и площадь квадрата и
прямоугольника. Занесите данные в таблицу, сравните и сделайте вывод.
1
ряд 2
ряд 3 ряд
акв=6
см акв=7
см акв=5см
апр=4
см апр=6
см апр=3 см
впр=8 см впр=8
см впр=7 см
Вывод: Если периметры квадрата и прямоугольника
одинаковые, то площадь квадрата больше площади прямоугольника.
Учитель: Изо всех 4-хугольников, имеющих одинаковые
периметры, квадрат имеет наибольшую площадь. Этот факт мы будем использовать в
курсе геометрии и алгебры 10 класса.
10.Тренинг закрепления. Математическое лото.
Решите задачи. Среди карточек выберите карточку с
ответом и разместите ее в таблице.
150
|
32
|
450
|
98
|
18
|
0
|
28
|
81
|
176
|
144
|
2304
|
2200
|
55
|
83
|
33
|
128
|
44
|
13
|
15
|
10
|
152
|
99
|
101
|
12и 16
|
16
|
36
|
100
|
120
|
КАРТОЧКА № 1
Длина прямоугольного участка земли
14 см. Ширина в 2 раза короче. Найти площадь.
_____________________________________________
КАРТОЧКА № 2
Сколько
квадратных метров линолеума пошло на покрытие пола в классе, если длина 8
м, а ширина в 2 раза меньше?
_____________________________________________
КАРТОЧКА № 3
Площадь ковра прямоугольной формы
18 м2. Длина 6 м. Тесьму, какой длины нужно купить, чтобы обшить
этот ковёр?
КАРТОЧКА № 4
Размеры крышки школьной парты 12 дм и
6 дм. Сколько краски потребуется на покраску крышки одной парты, если на 1 дм2
поверхности расходуется 5 грамм краски?
_____________________________________________
КАРТОЧКА № 5
Ширина
прямоугольного участка земли 44м, а длина на 6м больше. Найдите площадь
участка.
_____________________________________________
КАРТОЧКА № 6
Площадь садового участка прямоугольной формы 600
м2 . Ширина участка 20м. На сколько метров длина
участка больше ширины?
________________________________________
КАРТОЧКА № 7
Площадь садового участка прямоугольной формы 800
м2. Длина 40м. Найти длину забора около участка.
____________________________________________
КАРТОЧКА № 8
Ширина ковровой дорожки 3м , и
она меньше длины в 4 раза. Найти площадь и периметр этой дорожки.
_____________________________________________
КАРТОЧКА № 9
Длина школьной доски 30 дм, и она
в
2 раза больше ширины. Найти площадь поверхности доски.
_____________________________________________
КАРТОЧКА № 10
Из куска фанеры выпилили прямоугольник, у
которого длина равна
15 см, и она на 5 см больше ширины. Найдите площадь этого прямоугольника.
_____________________________________________
КАРТОЧКА № 11
На странице
книги площадью 216 см2 напечатано стихотворение и изображен
рисунок, имеющий размеры 10 см и 4 см. Какую площадь страницы занимает
стихотворение?
_____________________________________________
КАРТОЧКА № 12
Площадь прямоугольного участка земли 2400
м2 . На этом участке расположен дом, имеющий размеры
12м и 8 м, а остальную площадь занимает сад. Какую площадь имеет сад?
КАРТОЧКА № 13
Детская
площадка имеет форму прямоугольника, размеры которого составляют 2м 50см
и 3м. Вычислите её площадь.
_____________________________________________
КАРТОЧКА № 14
Ширина
ковровой дорожки 3м, и она меньше длины в 4раза. Найти площадь и
периметр этой дорожки.
_____________________________________________
КАРТОЧКА № 15
Площадь садового участка прямоугольной формы
800м2. Длина 40м. Найти длину забора около участка.
_____________________________________________
КАРТОЧКА № 16
Площадь ковра прямоугольной формы 18м2.
Длина 6м. Тесьму какой длины нужно купить, чтобы обшить этот ковёр?
_____________________________________________
КАРТОЧКА № 17
Длина прямоугольного участка земли 14м. Ширина
в 2раза короче. Найдите площадь.
____________________________________________
КАРТОЧКА № 18
Сколько квадратных метров линолеума пошло на
покрытие пола в классе, если длина 8м, а ширина в 2раза меньше?
_____________________________________________________________________
10. Домашнее задание на выбор.
1) Изобразите фигуры, имеющие
равные площади, но не равные друг другу.
2) Составьте задачу по выражению
: (16:2)2.
11. Подведение итогов.
Ответьте на вопрос:
Как вы думаете, где можно использовать знания, полученные
в ходе изучения данной темы?
Оцени свою активность на уроке.(лестница активности).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.