Главная / Начальные классы / Использоваине сетевых проектов в начальной школе. Из опыта работы.

Использоваине сетевых проектов в начальной школе. Из опыта работы.

Из опыта работы

учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 8 г. Пушкино

Сипко Елены Алексеевны

Использование сетевых проектов в начальной школе.

  Сетевой проект – это форма организации проектной деятельности, предполагающая удаленное взаимодействие учителей и учащихся, объединенных общей темой, целью, формами работы и методами исследования.

Для чего учителю выходить в Сеть и при этом вести туда детей? В конце концов, это не входит в прямые обязанности учителя… Но мы живем в 21 веке, называем себя современными людьми и, что еще важнее, хотим учить человека 21 века, которому по плечу все достижения цивилизации и который (со временем) сможет внести свой вклад… Если мы с вами сегодня его поддержим и поможем в выборе формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Одной из форм как раз и являются сетевые учебно-исследовательские проекты.       

Для чего нужны проекты?

Прежде всего мы рассматриваем работу над проектами как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий):

  • организационных (регулятивных),

  • интеллектуальных (познавательных),

  • оценочных (личностных),

  • коммуникативных.

В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:

  • обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,

  • научиться применять полученные знания,

  • организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение. В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Средства организации такой совмстной деятельности включают:

  • электронную почту,

  • списки рассылок,

  • электронные доски объявлений,

  • дискуссионные группы,

  • средства поиска информации в Интернете,

  • средства общение в реальном и отложенном времени,

  • аудио- и видеоконференции,

  • социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.

    Под сетевым (телекоммуникационным) проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.
Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов. Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.) 

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Дети от природы любознательные. Общеизвестно, что практически нет ни одного ребенка, которого бы природа не наделила скрытым творческим потенциалом. Кто является условием и средством его выявления и развития в младшем школьном возрасте? Опыт дает однозначный ответ - творческий учитель. Только творческий учитель воспитывает творческого человека. Такой учитель сможет выбрать верный алгоритм конструктивного взаимодействия учитель-ученик-родитель, чтобы стремление узнавать новое не становилось все менее заметным, как представил зримо картинку поэт В.Берестов в своем стихотворении:

У маленьких учеников спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?» Рук поднялось – не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков и тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?» Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков опять спросил учеников:

« Так кто ж умеет рисовать?» Рук поднятых и не видать.

А ведь ребята в самом деле когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось. Куда все это подевалось?

У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития событий. Сегодня вместе с нами Интернет! Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня - это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

 

Когда мои ученики перешли во второй класс, на первом родительском собрании, в первых числах сентября, я рассказала родителям, что существует сайт «Nachalka.ru». Это очень интересный, познавательный и информационный сайт для учителей, родителей и детей. Этот сайт в 2012-2013 году предлагал разные дистанционные проекты для учеников начальной школы. И первый проект, в котором мы приняли участие, был исследовательский проект по окружающему миру «Свет, наш, Солнышко!». В ходе проекта была организована команда класса Sun Light. В нее входили семь человек, живущих рядом, которых можно было легко собрать во внеурочное время для работы над проектом. Команда, в процессе долгих раздумий, придумала себе эмблему. Первый наш проект был посвящен одному из главных объектов неживой природы-Солнцу. Участвуя в проекте, дети научились прослеживать «путь Солнца по небосводу», делали природные часы и научились с ними работать. Путем наблюдений и экспериментов ребята ответили на вопросы:

.-Куда прячется Солнце?

-Когда закончилось вчера и наступит завтра?

-Где на Земле теплее?

Все данные заносились в таблицу и делались выводы. Самое трудное, на мой взгляд, было вовремя заносить все на сайт «Началки». Большую техническую помощь в этой работе мне оказывала мама одного из учеников Горбунова Юлия Валерьевна. Она всю техническую работу на компьютере взяла на себя. За это я ей очень благодарна. Проект длился с 17 сентября и успешно завершился 21 октября. Все ребята получили сертификаты об участии.

Второй проект, который заинтересовал нас - «Путешествие с Ленинградским почтальоном», проходил с 23 ноября по 18 декабря 2012 года. Проект был посвящен 125-летию со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака. В ходе этого проекта ребята нашли себе друзей по переписке и ответили на вопрос «зачем человеку общение? Проект строился на работе над стихотворением С.Маршака «Почта». Ребята ответили на вопросы:

-Что такое географическая карта?

- Почему из Англии в Бразилию нельзя путешествовать на поезде?

- Из какого города было отправлено письмо?

- На каком транспорте это письмо путешествовало? Весь маршрут письма отмечали на Google-карте. Затем ребятам нужно было написать коллективное письмо ровесникам из детского дома, которое должно было дойти до адресата в канун Нового года. И, чтобы понять как письма путешествуют, была организована экскурсия на почту. Ребята увидели как оформляются письма, было рассказано как письма «отправляются в путешествие», и люди каких профессий участвуют в доставке письма. Итогом этой экскурсии стало отгадывание кроссворда «Почтовые услуги». Работа над проектом всем очень понравилась, и мы рассказали о ней на школьном фестивале проектов.

Следующий проект, над которым мы работали, был «Дом, который построил…». Это проект по окружающему миру, и проходил он с 21 января по 18 февраля 2013 года. В ходе проекта ребята узнали о типах жилья народов мира: о зависимости типов жилья от условий проживания, о национальных традициях. Так же ребята составляли словарик архитектурных терминов («облако слов»), учились делать модели жилищ народов мира, создали карту «Дома народов мира». Ответили на вопросы:

-Если бы дом построил не Джек, а эскимос или индеец, то каким бы он был?

- Какие бывают дома?

-Почему у одних народов они переносятся, а других всегда на одном месте?

-Почему одни дома строят каждый год заново, а другие никогда не перестраивают?

Обучающиеся с интересом принимали участие в проекте, так как в классе есть ребята разных национальностей и им захотелось узнать больше о своих национальностях, поделиться этим со своими одноклассниками.

Четвертый наш проект «По дорогам добрых сказок», сетевой учебный проект по литературному чтению проходил со 2 апреля по 23 апреля 2013 года. Этот проект погрузил нас в удивительный мир сказок Корнея Ивановича Чуковского. Проект был направлен на развитие у учащихся навыков смыслового чтения. При помощи системы творческих заданий учащиеся неоднократно перечитывали и просматривали тексты сказок К.Чуковского: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента для подтверждения своего ответа. Эта работа способствовала развитию у учащихся:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, одноклассников.

-выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности,

-давать краткую характеристику героям произведений.

В ходе проекта ребята ответили на вопросы:

-Почему сказки К.Чуковского любят дети и взрослые?

-Можно ли учиться с помощью сказок К.Чуковского?

-Почему в сказках существуют не только положительные герои?

Был проведен опрос среди детей и взрослых «Какая Ваша самая любимая сказка К.И.Чуковского?» Среди любимых оказались «Доктор Айболит» и «Мойдодыр». Ребята нарисовали рисунки к любимым сказкам, создали портрет персонажа сказки с помощью «облака слов», учились создавать портрет персонажа с помощью синквейна (пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века). На одном из этапов работы ребята проявили себя в качестве артистов аудиотеатра. Была прочитана по ролям и сделана аудиозапись сказки «Доктор Айболит». В ходе выполнения всех заданий, ребятам приходилось оценивать и обсуждать на форуме работу других команд, которые по комментариям должны были понять, что у них получилось, а над чем нужно еще поработать. Результаты работы над проектом мы поместили в интернете в блоге нашего класса.

И последний проект, над которым мы поработали у же перешедши в 3 класс, это «Азбука питания». В этот проект были вовлечены все 30 человек нашего класса .В ходе этого проекта мы ответили на вопрос: «Едим, чтобы жить, или живем, чтобы есть?» Мы работали над вопросами:

-Почему нужно правильно питаться?

-Из каких компонентов состоит пища?

-В каких продуктах содержатся жиры, белки и углеводы?

-Какую роль играет каждый компонент в нашем организме?

Мы изучали питательную ценность продуктов. Из каких компонентов она состоит, какие органы нуждаются в тех или иных продуктах. Собранную информацию мы оформляли в виде ментальной карты.

На очередном этапе работы ребята всего класса провели огромную работу: изучали этикетки продуктов, провели исследования по выращиванию кресс-салата, сняли видео-ролик о пользе чеснока. Очень удивили нас результаты исследования по выращиванию семян кресс-салата. Их нужно было поливать водой, кока-колой и газированной сладкой водой. Семена, политые кока-колой, взошли лучше, чем те, которые были политы водой. Ребята предположили, что качество водопроводной воды очень низкое. Очень интересным получился видео-ролик о пользе чеснока. С презентацией этого проекта мы выступили перед учениками началых классов нашей школы. Выступления ребят всем очень понравились.

Участие в сетевых проектах позволило не только решать широкий круг общеобразовательных задач, но и помогло развитию у детей умения работать в команде, рефлексивных умений и умений использовать информационные технологии.


 



Использоваине сетевых проектов в начальной школе. Из опыта работы.
  • Начальные классы
Описание:

Статья "Использование сетевых проектов в начальной школе". Вот уже третий год подряд мой ,теперь уже 4 класс, участвует в сетевых проектах сайта Nachalra. А начиналось все три года назад, когода на родительском собрании я рассказала родителям о существовании этого замечательного сайта для учителей, родителей и детей. Этот сайт предлагал очень интересные разновозрастные проекты. И для того, чтобы участвовать в  них, была создана команда класса "Sun Light, по названию первого проекта, в котором мы участвовали " Свет наш, Солнышко, скажи". И с этого проекта началась наша дружба с "Началкой".

Автор Сипко Елена Алексеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 841
Номер материала 49612
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓