Из опыта работы
учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 8
г. Пушкино
Сипко Елены Алексеевны
Использование сетевых
проектов в начальной школе.
Сетевой проект – это форма
организации проектной деятельности, предполагающая удаленное взаимодействие
учителей и учащихся, объединенных общей темой, целью, формами работы и методами
исследования.
Для чего учителю выходить в
Сеть и при этом вести туда детей? В конце концов, это не входит в прямые обязанности
учителя… Но мы живем в 21 веке, называем себя современными людьми и, что еще
важнее, хотим учить человека 21 века, которому по плечу все достижения
цивилизации и который (со временем) сможет внести свой вклад… Если мы с вами
сегодня его поддержим и поможем в выборе формы взаимодействия со сверстниками и
взрослыми в познавательной деятельности. Одной из форм как раз и являются
сетевые учебно-исследовательские
проекты.
Для чего нужны проекты?
Прежде всего мы рассматриваем работу над проектами как
способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий):
- организационных (регулятивных),
- интеллектуальных (познавательных),
- оценочных (личностных),
- коммуникативных.
В соответствии с требованиями нового стандарта по
окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у
школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы
школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по
формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и
в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой
диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:
- обрести ученикам ощущение успешности, с одной
стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути
асоциального поведения,
- научиться применять полученные знания,
- организовывать сотрудничество с родителями на
регулярной основе.
Главное в работе над проектами – научить школьников
создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение. В процессе работы над
сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными,
информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных
разработок. Средства организации такой совмстной деятельности включают:
- электронную почту,
- списки рассылок,
- электронные доски
объявлений,
- дискуссионные группы,
- средства поиска
информации в Интернете,
- средства общение в реальном
и отложенном времени,
- аудио- и
видеоконференции,
- социальные сетевые
сервисы или сервисы Web
2.0.
Под сетевым (телекоммуникационным)
проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую,
творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на
основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель,
согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение
совместного результата деятельности.
Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с
информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных
ресурсах Интернета. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах,
рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и
аргументированных выводов. Систематическая практика в совместной деятельности
формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную
работу и работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные
социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности,
генератора идей и т.д.)
Социально-экономические
преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной
личности обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные
проблемы. Дети от природы любознательные. Общеизвестно, что практически нет ни
одного ребенка, которого бы природа не наделила скрытым творческим потенциалом.
Кто является условием и средством его выявления и развития в младшем школьном
возрасте? Опыт дает однозначный ответ - творческий учитель. Только
творческий учитель воспитывает творческого человека. Такой учитель сможет
выбрать верный алгоритм конструктивного взаимодействия учитель-ученик-родитель,
чтобы стремление узнавать новое не становилось все менее заметным, как
представил зримо картинку поэт В.Берестов в своем стихотворении:
У
маленьких учеников спросил художник Токмаков:
«А
кто умеет рисовать?» Рук поднялось – не сосчитать.
Шестые
классы. Токмаков и тут спросил учеников:
«Ну,
кто умеет рисовать?» Рук поднялось примерно пять.
В
десятом классе Токмаков опять спросил учеников:
« Так
кто ж умеет рисовать?» Рук поднятых и не видать.
А
ведь ребята в самом деле когда-то рисовать умели,
И
солнце на листах смеялось. Куда все это подевалось?
У современного учителя есть
множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития
событий. Сегодня вместе с нами Интернет!
Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня - это самый колоссальный источник информации, который знало человечество.
Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи
между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать
Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.
Когда мои ученики перешли
во второй класс, на первом родительском собрании, в первых числах сентября, я
рассказала родителям, что существует сайт «Nachalka.ru». Это очень интересный,
познавательный и информационный сайт для учителей, родителей и детей. Этот сайт
в 2012-2013 году предлагал разные дистанционные проекты для учеников начальной
школы. И первый проект, в котором мы приняли участие, был исследовательский
проект по окружающему миру «Свет, наш, Солнышко!». В ходе проекта была
организована команда класса Sun Light.
В нее входили семь человек, живущих рядом, которых можно было легко собрать во
внеурочное время для работы над проектом. Команда, в процессе долгих раздумий,
придумала себе эмблему. Первый наш проект был посвящен одному из главных
объектов неживой природы-Солнцу. Участвуя в проекте, дети научились
прослеживать «путь Солнца по небосводу», делали природные часы и научились с
ними работать. Путем наблюдений и экспериментов ребята ответили на вопросы:
.-Куда прячется Солнце?
-Когда закончилось вчера и наступит
завтра?
-Где на Земле теплее?
Все данные заносились в таблицу и
делались выводы. Самое трудное, на мой взгляд, было вовремя заносить все на
сайт «Началки». Большую техническую помощь в этой работе мне оказывала мама
одного из учеников Горбунова Юлия Валерьевна. Она всю техническую работу на
компьютере взяла на себя. За это я ей очень благодарна. Проект длился с 17
сентября и успешно завершился 21 октября. Все ребята получили сертификаты об
участии.
Второй проект, который
заинтересовал нас - «Путешествие с Ленинградским почтальоном», проходил с 23
ноября по 18 декабря 2012 года. Проект был посвящен 125-летию со дня рождения
Самуила Яковлевича Маршака. В ходе этого проекта ребята нашли себе друзей по
переписке и ответили на вопрос «зачем человеку общение? Проект строился на
работе над стихотворением С.Маршака «Почта». Ребята ответили на вопросы:
-Что такое географическая карта?
- Почему из Англии в Бразилию
нельзя путешествовать на поезде?
- Из какого города было отправлено
письмо?
- На каком транспорте это письмо
путешествовало? Весь маршрут письма отмечали на Google-карте.
Затем ребятам нужно было написать коллективное письмо ровесникам из детского
дома, которое должно было дойти до адресата в канун Нового года. И, чтобы
понять как письма путешествуют, была организована экскурсия на почту. Ребята
увидели как оформляются письма, было рассказано как письма «отправляются в
путешествие», и люди каких профессий участвуют в доставке письма. Итогом этой
экскурсии стало отгадывание кроссворда «Почтовые услуги». Работа над проектом
всем очень понравилась, и мы рассказали о ней на школьном фестивале проектов.
Следующий проект, над которым
мы работали, был «Дом, который построил…». Это проект по окружающему миру, и
проходил он с 21 января по 18 февраля 2013 года. В ходе проекта ребята узнали о
типах жилья народов мира: о зависимости типов жилья от условий проживания, о
национальных традициях. Так же ребята составляли словарик архитектурных
терминов («облако слов»), учились делать модели жилищ народов мира, создали
карту «Дома народов мира». Ответили на вопросы:
-Если бы дом построил не Джек, а
эскимос или индеец, то каким бы он был?
- Какие бывают дома?
-Почему у одних народов они
переносятся, а других всегда на одном месте?
-Почему одни дома строят каждый год
заново, а другие никогда не перестраивают?
Обучающиеся с интересом принимали
участие в проекте, так как в классе есть ребята разных национальностей и им
захотелось узнать больше о своих национальностях, поделиться этим со своими
одноклассниками.
Четвертый наш проект «По
дорогам добрых сказок», сетевой учебный проект по литературному чтению проходил
со 2 апреля по 23 апреля 2013 года. Этот проект погрузил нас в удивительный мир
сказок Корнея Ивановича Чуковского. Проект был направлен на развитие у
учащихся навыков смыслового чтения. При помощи системы творческих заданий
учащиеся неоднократно перечитывали и просматривали тексты сказок К.Чуковского:
во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента для подтверждения своего
ответа. Эта работа способствовала развитию у учащихся:
- воспринимать на слух тексты в
исполнении учителя, одноклассников.
-выразительно читать литературные
произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности,
-давать краткую характеристику
героям произведений.
В ходе проекта ребята
ответили на вопросы:
-Почему сказки К.Чуковского любят
дети и взрослые?
-Можно ли учиться с помощью сказок
К.Чуковского?
-Почему в сказках существуют не
только положительные герои?
Был проведен опрос среди
детей и взрослых «Какая Ваша самая любимая сказка К.И.Чуковского?» Среди
любимых оказались «Доктор Айболит» и «Мойдодыр». Ребята нарисовали рисунки к
любимым сказкам, создали портрет персонажа сказки с помощью «облака слов»,
учились создавать портрет персонажа с помощью синквейна (пятистрочная
стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века). На одном из этапов
работы ребята проявили себя в качестве артистов аудиотеатра. Была прочитана по
ролям и сделана аудиозапись сказки «Доктор Айболит». В ходе выполнения всех
заданий, ребятам приходилось оценивать и обсуждать на форуме работу других
команд, которые по комментариям должны были понять, что у них получилось, а над
чем нужно еще поработать. Результаты работы над проектом мы поместили в
интернете в блоге нашего класса.
И последний проект, над
которым мы поработали у же перешедши в 3 класс, это «Азбука питания». В этот
проект были вовлечены все 30 человек нашего класса .В ходе этого проекта мы
ответили на вопрос: «Едим, чтобы жить, или живем, чтобы есть?» Мы работали над
вопросами:
-Почему нужно правильно питаться?
-Из каких компонентов состоит пища?
-В каких продуктах содержатся жиры,
белки и углеводы?
-Какую роль играет каждый компонент
в нашем организме?
Мы изучали питательную ценность
продуктов. Из каких компонентов она состоит, какие органы нуждаются в тех или
иных продуктах. Собранную информацию мы оформляли в виде ментальной карты.
На очередном этапе работы ребята
всего класса провели огромную работу: изучали этикетки продуктов, провели
исследования по выращиванию кресс-салата, сняли видео-ролик о пользе чеснока.
Очень удивили нас результаты исследования по выращиванию семян кресс-салата. Их
нужно было поливать водой, кока-колой и газированной сладкой водой. Семена,
политые кока-колой, взошли лучше, чем те, которые были политы водой. Ребята
предположили, что качество водопроводной воды очень низкое. Очень интересным
получился видео-ролик о пользе чеснока. С презентацией этого проекта мы
выступили перед учениками началых классов нашей школы. Выступления ребят всем
очень понравились.
Участие в сетевых проектах
позволило не только решать широкий круг общеобразовательных задач, но и
помогло развитию у детей умения работать в команде, рефлексивных умений и
умений использовать информационные технологии.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.