Главная / Классному руководителю / Искусство в годы войны (разработка сценария классного часа ко Дню Победы)

Искусство в годы войны (разработка сценария классного часа ко Дню Победы)

18


Молчанова Татьяна Ивановна

Искусство в годы войны

(разработка сценария классного часа ко Дню Победы)

Цель: способствовать формированию нравственно-патриотической культуры современной молодежи; эмоционально стимулировать переживания подростков относительно событий военных лет; воспитывать умения сочувствовать, сопереживать и гордиться героическим прошлым своего народа.

Задачи: 1) расширить информационный кругозор студентов в различных видах искусств; 2) помочь идентифицировать себя со своей страной, народом, культурой; 3) способствовать интернациональному воспитанию и развитию эмоциональной сферы студентов.

Оборудование: музыкальные инструменты; аудио- и видеозаписи; репродукции картин, скульптур, плакатов на военную тематику.

Форма классного часа: художественная композиция на основе различных видов искусств.

Виды деятельности: 1) рассказы студентов о судьбах поэтов, писателей, художников и композиторов в годы войны; 2) декламация стихотворений, созданных о войне; 3) рассказы студентов об истории создания фронтовых песен и исполнение их; 4) прослушивание фрагментов «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича, обмен впечатлениями; 5) размышления о картинах, скульптурах и плакатах на военную тематику; 6) встреча с Барабинскими поэтами и знакомство с их творчеством о войне; 7) заключительное слово учителя.


Ведущий: с каждым днем все дальше от нас становятся героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Время неуловимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Вся история войны от событий 1941 г. до последних ударов Советской Армии в Германии представляет собой эпопею невиданного героизма. И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей собой торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.

Литература и искусство всегда выступали как хранители памяти поколений. Тысячи деятелей культуры ушли в первые дни войны на фронт. По горячим следам войны создавали они свои произведения: это Алексей Сурков, Николай Тихонов, Константин Симонов, Василий Быков, Михаил Светлов и другие. Многие не вернулись домой, пав за свободу и независимость нашей Родины. Бессмертен подвиг Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия – поэтического слова – в гитлеровском застенке концлагеря. Под Ленинградом сложил жизнь Всеволод Багрицкий, убиты в боях под Смоленском Борис Богатков и Николай Майоров, в боях под Сталинградом – Михаил Кульчицкий. Признанные и начинающие деятели искусства разных возрастов и национальностей – все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы.

Ученик 1:

Мой стих наполнен горечью утраты;

Пропах едучей гарью городов,

Пропитан кровью русского солдата,

Облит слезами матерей и вдов.

И если смерть его на полуслове

Прервет, ворвавшись в узкий ход траншей,

Весь жар души, весь сгусток чувств и крови

Я завещаю Родине своей /К. Мамонтов/.

Литературная судьба этого автора необычна. Блокнот со стихами, найденный в планшете умирающего солдата, через 20 лет переслал в редакцию столичной газеты один фронтовик. Так появились в печати стихи Константина Мамонтова. Но солдат, оказывается, выжил. И через много лет после войны ему, как победителю Всесоюзного литературного конкурса им. Н. Островского, вручат медаль. Поэт, можно сказать, вернулся к нам из-за той черты, которая отделяет живых от павших. Вспоминая войну, он напишет:

Забыть нельзя разорванное небо,

Друзей своих могильные холмы,

И каравай прострелянного хлеба

В хозяйственных ладонях старшины.

Забыть нельзя! Ужели мы забудем?

Уж слишком много испытали бед.

И неспроста в огне военных буден

Мы поседели в 18 лет.

Ученик 2: фронтовые поэты... А сколько их было совсем юных! Они ушли на войну со школьной скамьи, из студенческих общежитий. Один из них – Павел Коган. Перед войной он учился в Московском институте истории, философии и литературы, а позже – еще и в Литературном институте им. М. Горького. Он был романтиком. Отчаянно любил веселых и смелых людей. Его стихи пользовались известностью в кругу молодежи, а его «Бригантина» стала одной из самых популярных песен среди студентов. С началом войны, несмотря на освобождение от призыва в армию по состоянию здоровья, Павел Коган ушел на курсы военных переводчиков и погиб, возглавляя разведгруппу. В недописанной главе его стихов мы сегодня можем прочитать:

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать,

Чтоб так пахнуло на рассвете,

Чтоб дымный ветер на песках...

И где еще найдешь такие

Березы, как в моем краю!

Я б сдох, как пес, от ностальгии

В любом кокосовом краю /П. Коган/.

Ведущий: также трагична судьба татарского поэта Мусы Джалиля (1906–1944). Казненный в фашистской тюрьме Маобит, перед войной он был уже признанным поэтом, руководил Союзом писателей Татарии; в 1941 г. ушел на фронт; его стихи призывали к мужеству, внушали веру в победу. Но вот – тяжелое ранение, долгий плен, концлагерь... О его судьбе длительное время ничего не было известно. Но благодаря соратникам поэта по антифашистской борьбе мир получил бесценный документ – «Маобитскую тетрадь» М. Джалиля. В тюрьме, в нечеловеческих условиях фашистской неволи, Муса Джалиль создал лучшие свои стихи, полные ненависти к врагу, веры в победу, нежной любви к Родине. Его мужественные строки, как клятву, повторяли антифашисты.

Ученик 3:

Вновь заря над колючим забором.

Я жив и поэзия не умерла;

Пламенем ненависти исходит

Раненое сердце орла…

Тому, кто любил вольнодумца Гейне

И смелый мысли его полет,

В последнем жилище Карла и Розы

Пытка зубы не разожмет.

Тому, кто был очарован Гете,

Ответь: таким ли тебя я знал?

Почему прибой симфоний Бетховена

Не сотрясает мрамора зал?

Здесь чужая пыль заслоняет солнце,

И я узнал подземную дверь,

Замки подвала, шаги охраны.

Здесь Тельман томился.

Здесь я теперь.

Неужто и мне, как Розе и Карлу,

Смерть суждена от своры борзых?

И меня поведут, и меня задавят,

И сбросят с моста, как сбросили их!

Ведущий: золотая звезда Героя Советского союза увенчала гражданский, человеческий и творческий подвиг татарского поэта Мусы Джалиля.

Пусть помнят те, которых мы не знаем:

Нам страх и подлость были не к лицу.

Мы пили жизнь до дна и умирали

За эту жизнь, не кланяясь свинцу /Н. Майоров/.

Другой фронтовой поэт К. Симонов говорил: «О минувшей войне необходимо знать все, чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для всех Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли».

Ученик 4:

Был отступления путь солдатский горек,

Как горек хлеба поданный кусок…

Людские души обжигало горе,

Был не в заре, а в зареве восток.

Рев траков над ячейкой одиночной

Других сводил, а нас не свел с ума…

Не каждому заглядывали в очи

Бессмертье и история сама.

Мы просим об одном тебя, историк,

Копаясь в уцелевших дневниках,

Не умоляй ни радости, ни горя –

Ведь ложь, она как гвозди в сапогах /В. Жуков/.

Ученик 5:

Шинели, ржавые на всех от крови,

Пожухли, коробом стоят.

И только взгляды

Скорбь потерь откроют,

Но, как позор свой,

Ужас затаят.

От всей заставы пятеро осталось.

И не сознанье подвига – вина.

В глазах – тысячелетняя усталость.

А только-только – началась война /Д. Ковалев/.


Белы от инея –

Как выбелены мелом мы.

Всю ночь телами греем валуны.

Какими оказались неумелыми

В начале неигрушечной войны!

Не наступать, а каждый шаг отстаивать,

И не на их, а на своих снегах.

Своим теплом на сопках лед оттаивать,

Носить свой сон по суткам на ногах.

Пока вооружимся и научимся

И все припомним им на их полях,

О, сколько мы натерпимся, намучимся,

И скольким лечь на подступах в боях /Д. Ковалев/.

Ведущий: война обрушилась не только на взрослых, но и на детей – теми же бомбежками, голодом, холодом, разлуками, потерями жилья и близких.

8 сентября 1941 г. гитлеровцы прорвались к ладожскому озеру, захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Начались бесконечно долгие 900 дней блокады. Перед командующим группой армии «Север» генерал-фельдмаршелом фон Леебом Гитлер поставил задачу – штурмом овладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. Это не удалось. Тогда Гитлер сделал ставку на голод: Лееба от командования отстранил, и его место занял генерал-полковник Кюхлер. Но и он не смог изменить положение под Ленинградом и ни на миг не продвинулся к победе. «Вряд ли в летописях истории войн найдется еще такой генерал, который умертвил столько людей, мирных жителей, сколько это сделал Кюхлер» – такую оценку дал новому командующему Д.В. Павлов в книге «Ленинград в блокаде». За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт, и ничто не забыто».

Ученик 6: надо знать не только о тех, кто воевал, но и о тех, кто выстоял: о людях, не имевших оружия, которые лишь стойкостью своей могли что-то сказать миру. Среди них – поэтессы Зинаида Шишова, Ольга Берггольц и композитор Дмитрий Шостакович. Они стали голосом блокадного Ленинграда, духовным символом победы, живущей в глубинах душ, измученных голодом и бомбежками людей.

Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой,

Но мы забыли, что такое слезы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады –

Мы не покинем наших баррикад /О. Берггольц/


Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

Но мы умеем жить, хотим и будем,

Мы отстояли это право – жить.

Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких.

И этот город тем непобедим,

Что мы за чечевичную похлебку

Достоинство свое не продадим!

Есть передышка – мы передохнем,

Нет передышки – снова будем драться

За город, пожираемый огнем,

За милый мир, за все, что было в нем,

За все, что будет в нем,

За город наш, испытанный огнем,

За право называться ленинградцем! /З. Шишова/

Ведущий: искусство блокадного Ленинграда. Гигантское музыкальное полотно о страшном бедствии человечества было создано в самом начале Великой Отечественной войны композитором Дмитрием Шостаковичем.

«Ленинградская симфония». Она сочинялась человеком, который вместе с другими ленинградцами выезжал за город рыть окопы, а затем жил на казарменном положении в консерватории. Каким мужеством надо было обладать, чтобы создать победный финал своего сочинения в те страшные дни блокады и когда фашистские дивизии Гудериана подступали к окраинам Москвы. Утром 16 сентября 1941 года Д. Шостакович выступал по ленинградскому радио. Город сильно бомбили, и композитор говорил под гул зенитных орудий и разрывы бомб: «Час тому назад я закончил две части большого симфонического сочинения. Для чего я сообщаю вам об этом?.. А для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет по-прежнему. Все мы несем сейчас каждый свою боевую и трудовую вахту. И пока это будет длиться – врагу нас не одолеть!»

Замечательна история и первых исполнений симфонии в нашей стране и за рубежом. Среди них самый потрясающий факт – премьера в Ленинграде в августе 1942 года. В оркестре радиокомитета оставалось всего 15 человек, а нужно было не менее 100! Тогда созвали всех бывших в городе и поблизости музыкантов. И в осажденном городе полуголодные люди нашли в себе силы за несколько дней выучить и исполнить эту симфонию под грохот бомбежек. Впервые в истории музыки симфония стала заметным событием не только музыкальной, но и политической жизни. Исполнение музыки в полуразрушенном, горящем и голодающем городе сразило морально не только стоящих на подступах к Ленинграду немцев. Вот характерные отклики о ней за рубежом: «Симфония дает нам силу духа и надежду, что новый мир придет! Она требует и должна получить нашу благодарность в форме немедленной помощи нашему великому союзнику. Пусть второй фронт сделает возможным жизнь и расцвет того, что мы услышали в этой музыке,» – писала газета «Дейли уоркер». 7 симфонию Д. Шостаковича часто сравнивают с документальным произведением о войне, настолько точно она передает дух событий: борьбу мира и света с лавиной жестокости, силой разрушения, сметающей все на своем пути.

Звучит отрывок из 1 части симфонии №7 Д. Шостаковича.

Ученик 7: в годы войны создает одно из самых знаменитых своих стихотворений поэтесса Анна Ахматова:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим,

И от плена спасем навеки!

Ведущий: война внесла огромные изменения в культурную жизнь наших людей. Многие учреждения культуры были перебазированы из прифронтовых районов на Восток. Но в тяжелейших условиях военного времени продолжали работать библиотеки, музеи, театры; усилилась роль радио, печати, кинематографа.

Велика роль кинематографа в годы войны. Кино как самый массовый вид искусства уделяло особое внимание созданию документальных фильмов, быстро отзывающихся на события военного времени. Уже в конце 1941 года вышел фильм «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за Севастополь» и др. В ряду мастеров документального кино особо нужно отметить Р. Кармена – впоследствии народного артиста СССР, Героя социалистического труда, лауреата Ленинской и четырех государственных премий СССР – прошагавшего многие версты военных дорог. Заслуженной популярностью пользовались художественные фильмы на героическую тематику режиссеров И. Пырьева, А. Рома, В. Пудовкина, А. Столпера и др.

Рассказ ведущего сопровождается кадрами из фильмов военных лет.

Уже с первых дней войны творческой интеллигенцией были созданы фронтовые концертные бригады из артистов театра, кино, эстрады, которые выезжали на фронт, в госпитали, заводские цеха и колхозы. Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора имени М. Пятницкого, артистов К. Шульженко, Л. Утесова, И. Козловского, С. Лемешева, Л. Руслановой, А. Райкина и многих других.

Ученик 8: война и песня: что может быть общего? Казалось бы тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники. А потому у многих бойцов в карманах гимнастерок вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни русских, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая, так как он силен духом.

Звучит начало песни А. Александрова «Священная война».

Ученик 9: «Священная война». С этой песней А. Александрова на стихи В. Лебедева-Кумача на вокзалах Москвы родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Слова и величавая мелодия ее звучали, почти как воинская присяга. В ней слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Эта песня стала как бы народным гимном, объединившим все силы «страны огромной» на борьбу с завоевателями. Да и сейчас «Священная война» известна всем и является символом нашей победы.

Боевая песня во время войны крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу, помогала сохранить надежду и любовь. Знали люди, что война – это пропасть, это гибель… Но матери, жены, сестры, возлюбленные все равно ждали своих фронтовиков. Символом верности и надежды стала в войну песня М. Блантера на стихи М. Исаковского «Катюша», хотя она написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Эта песня – о весне, цветущих садах, о любви и верности. «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить враг. А потому эта песня в дни войны стала очень популярна, и не только в нашей стране: она стала гимном итальянских партизан. Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова, а бойцы прозвали «Катюшей» многоствольный миномет – грозное оружие, которого панически боялись враги.

Ученик 10: Стихи и песни фронтовиков о любви отогревали сердца, не давали им очерстветь и опустошиться. Интересна судьба некоторых из них. Так стихотворение А. Суркова «Землянка», ставшее песней, не писалось для пения и вообще не предназначалось для публикации: это были всего лишь 16 «домашних» строчек из письма жене, которые А. Сурков наскоро записал в рабочий блокнот после одного очень трудного фронтового дня, когда пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения. Смерть отступила, и поэт благодарен жизни за то, что она есть, за этот потрескивающий огонь в землянке, за друзей и многое другое, о чем он сообщает своей любимой в письме.

Вскоре солдаты стали посылать домой стихотворные письма, в которых легко узнавались слова, а иногда и целые строфы «Землянки». Однажды композитор К. Листов, встретив поэта на фронте, попросил у него «что-нибудь такое, на что можно написать песню». А. Сурков подал ему блокнот, не надеясь, что композитор найдет в нем что-нибудь подходящее. К. Листов пробежал строки стихотворений, что-то выписал, вернул блокнот и ушел, а через неделю появился вновь, взял в руки гитару и спел песню, которую назвал «В землянке».

Звучит песня К. Листова на стихи А. Суркова «В землянке».

Фронтовые песни звучали в годы войны не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. Песня восстанавливала силы усталых тружеников и вдохновляла их на трудовые подвиги: ведь для того, чтобы снабжать солдат военной техникой, оружием, одеждой и продовольствием, приходилось работать по 14 часов в сутки. Такие песни как «Огонек» (неизвестного автора на стихи М. Исаковского) или «В лесу прифронтовом» (музыка М. Блантера, слова М. Исаковского) как бы натягивали нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. В годину войны, когда человек неделями и месяцами видит умерших, не трудно потерять самообладание и впасть в отчаяние. Были и такие. Но большинство наших людей были полны мужества и стойкости. И во многом помогала им поэзия и песня.

Ведущий: живопись и скульптура в годы войны так же не стояли в стороне от происходящих событий. Беспримерное мужество и силу духа показали всему миру в годы войны и советские художники. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие в партизанские отряды и народное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки «Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл». Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Он обрушивал народную ненависть на вторгшегося противника, требовал возмездия, призывал к защите Родины. Примерами таких плакатов можно назвать «Родина-мать зовет» И. Тоидзе и плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» Не было не только ни одного бойца, но, кажется, ни одного человека вообще, кого бы ни пронзила трагическая сила этого образа женщины, в ужасе прижавшей к себе ребенка, на которого направлены штык со свастикой. Плакат стал как бы клятвой каждого бойца. «Освободи», «Отомсти!» взывают с плакатных листов изображение детей и стариков. На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и настроение плаката. Оптимизмом, народным юмором проникнут плакат Л. Голованова «Дойдем до Берлина!», образ героя которого близок Василию Теркину А. Твардовского.

Ведущий обращает внимание присутствующих на плакаты и картины военной тематики, которыми оформлена аудитория.

С первых дней войны по примеру «Окон Роста» начинают выходить «Окна ТАСС». Создаваемые вручную они мгновенно откликались на все важнейшие военные и политические события. В «Окнах ТАСС» сотрудничали М. Черемных, Б. Ефимов, Кукрыниксы, которые также много работали в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла их знаменитая карикатура «Потеряла я колечко…» на разгром немцев под Сталинградом.

Ученик 11: в живописи военных лет тоже были свои этапы. В начале войны – в основном фиксация увиденного: художники писали по живым впечатлениям, а в них недостатка не было. В первую очередь развивается портрет, потому что художники были потрясены мужеством, нравственной высотой и силой духа наших людей. Позже появились народные, торжественные изображения, как, например, портрет маршала К. Жукова работы П. Корина. В 1941–1945 г.г. развивается и бытовой, и пейзажный жанр, но они всегда так или иначе связаны с войной. Выдающееся место в формировании того и другого в военные годы принадлежит А. Пластову. Оба жанра как бы объединены в его картине «Фашист пролетел» (1942): молодые березы, серое небо, далекие поля. На фоне этого мирного осеннего пейзажа еще более чудовищным кажется зло – деяние фашистского летчика, убившего мальчика-пастушка и коров, которых он пас. Недаром зрители застывали перед этой картиной, когда она была экспонирована на выставке «Великая Отечественная война» в 1942 году. В последний год войны А. Пластов написал картину «Жатва»: серьезные и усталые старик и дети обедают у сжатых снопов – это те, кто остался в тылу и кто кормил бойцов. Но в пейзаже уже нет той скорбной и щемящей ноты, которая звучала в предыдущей картине.

Некоторая прямолинейность, угловатость, плакатность, простота изобразительных средств отличает сюжетные картины военного времени. Характерна в этом отношении «Оборона Севастополя» художника А. Дейнеки, созданная в 1942 году. Страшное напряжение боя А. Дейнека передает не реалиями обстановки, а чисто живописными приемами: гиперболизацией. Срезая ряд штыков краем картины, художник создает впечатление лавины вражеских войск, хотя изображает лишь небольшую группу фашистов, рвущихся к берегу. Движения фигур нарочито стремительны, ракурсы резки. Ожесточение боя и непобедимость советских моряков переданы, прежде всего, колоритом. Блузы моряков ослепительно белые, фигуры немцев – темные. Лица моряков открыты зрителю, мы видим их выражение. Лиц врагов мы не видим. Они безлики. Не только колорит, но и композиция построена на контрасте. Героическое содержание А. Дейнека раскрывает через главное, игнорируя второстепенные детали. Хотя зрителю известно, что Севастополь был оставлен нашими войсками, эти сражающиеся насмерть матросы воспринимаются как победители. В итоге они и стали ими. В этом причина огромного эмоционального воздействия картины.

Ученик 12: Б. Неменский совсем по-иному отображает военное время. Он был одним из первых, кто в те трудные для искусства годы решительно отказался от патетической героизации. Через обыкновенное, а не исключительное изображает он повседневный подвиг народа. Такова его картина «Мать», где изображена женщина, сидящая над спящими бойцами. Она может быть и матерью, охраняющей сон своих собственных сыновей-солдат, но это и обобщенный образ всех матерей тех воинов, что сражаются с врагом.

Демонстрируется картина Б. Неменского «Мать».

В последние годы войны создали одно из лучших своих живописных полотен Кукрыниксы («Бегство фашистов из Новгорода»), обратившись к образу древности Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли. На фоне израненного снарядами величественного фасада собора жалкими кажутся суетящиеся поджигатели, и взывает к мщению груда искореженных обломков памятника «Тысячелетие России».

В исторической живописи появляются образы героев славного прошлого нашей Родины, вдохновлявшие советских воинов на борьбу с врагом, напоминающие о неизбежности гибели, бесславном конце завоевателей. Так, центральную часть триптиха П. Корина занимает фигура А. Невского, в рост, в доспехах, с мечом в руке, на фоне Софийского собора и стяга с изображением «Нерукотворного Спаса» (1942–1943). Позже художник скажет: «Я писал его в суровые годы войны, я писал непокоренный гордый дух нашего народа, который в судный час своего бытия встал во весь свой гигантский рост». Главное для П. Корина в картине – не достоверность исторических деталей, а раскрытие духовной сущности героя, его целеустремленности, не ведающей преград на пути к победе.

Ученик 13: в скульптуре военных лет еще явственнее, чем в живописи, ощутим приоритет портретного жанра. Скульпторы стремятся запечатлеть образ героя войны, сделать его правдивым, лишенным внешнего эффекта. Таковы гипсовые бюсты скульптора В. Мухиной: летчика-полковника И. Хижняка, под шквальным огнем спасшего эшелон боеприпасов, и отмеченное шрамами лицо полковника Б. Юсупова, выдержавшего поединок с вражескими танками.

Во время войны не было возможности сооружать грандиозные памятники. Но именно в дни войны у многих скульпторов рождаются новые замыслы и проекты. Так, В. Мухина работает над памятником композитору П. Чайковскому. Еще в 1943 году был задуман и сразу после окончания войны, в 1946 году, сооружен в Вязьме исполненный Е. Вучетичем памятник генерал-майору М. Ефремову, погибшему здесь в первый год войны. Е. Вучетичем же исполнена после войны (в 19451949 г.г.) знаменитая 13-метровая бронзовая фигура солдата с ребенком на одной руке и с опущенным мечом в другой для грандиозного мемориала «Советскому воину-освободителю» в Трептов-парке в Берлине. Пространственная архитектурно-скульптурная композиция в парковой планировке включает две аллеи и партер с захоронениями, завершающийся курганом с мавзолеем. У начала аллей, ведущих к кургану, поставлена фигура Матери-Родины из серого гранита на постаменте из полированного красного. Появление подобного монумента сразу после войны было закономерным: оно отражало роль нашего государства в победе над фашизмом.

Ведущий: пришло мирное время, но шрамы той войны до сих пор остались в каждом городе и селе.

Отгремела война, уже давней историей стала.

А никак не отпустит тревожную память бойца.

От фугасов и мин мы очистили наши кварталы,

Но какой же сапер разминирует наши сердца? /М. Кочетков/

9 мая – день победы нашего народа в Великой Отечественной войне, день не только радости и торжества, но и день скорби, день светлой памяти героев. В этот день мы вспоминаем о жуткой цене, заплаченной за победу: в нашей стране погибло около 30 миллионов человеческих жизней, а ценнее жизни нет ничего в мире. Сегодня по всей стране места боев отмечены обелисками и мемориальными комплексами; памятники с красными звездами хранят имена погибших бойцов.

Ученик 14:

Встанем у каждой могилы,

Выйдем ко всем обелискам,

Чтоб никогда не забыли,

Чтоб ничего не забыли,

Павшим поклонимся низко.

Сходим же, как для молитвы,

К немощным, старым без лени.

Перед прошедшими битвы

Встанем в тиши на колени…

Поклонимся низко всем павшим

В сраженьях Великой войны

И вспомним, что радости наши

Нам ими – да! ими! – даны.

Поклонимся низко всем вдовам

И вспомним их долю не раз –

Они ведь в той жизни суровой

Взрастили всех нынешних нас.

Поклонимся всем ветеранам

Жестокой великой войны

За мужество их и за раны,

За радость этой весны.

Поклонимся низко Победе –

Оценим Победу сполна

С мечтою о том, чтоб последней

Была вот такая война /Л. Бойков/

Ведущий объявляет минуту молчания в память о погибших.

Ведущий: отечественная культура, деятели литературы и искусства внесли весомый вклад в дело Победы. Они и с оружием в руках сражались на фронте, и своим творчеством, как могли, поднимали моральных дух воинов и тружеников тыла, вселяли уверенность в грядущую победу, развивали чувство национальной гордости и патриотизма, благодаря которому и стала возможна наша Победа. Никакие унижения человеческого достоинства не смогли вытравить лучшие черты русского народа, его богатую духовность. Русская культура в годы войны еще раз доказала свою мощь и великие возможности.


Список литературы


  1. Быстрова А.Н. Мир культуры. Основы культурологии: уч. пособие. – М.: Издательство Федора Конюхова; Новосибирск: Издательство ЮКЭА, 2002. – 712 с.

  2. Бойков Л.А. Подранки. Стихи. – Барабинск, 2002. – 137 с.

  3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: учебник/ Т.В. Ильина. – М.: Высшая школа, 2003. – 407 с.

  4. История русской культуры IXXX вв.: Пособие для вузов/ В.С. Шульгин, Л.В. Кошман и др. – М.: Дрофа, 2003. – 480 с.

  5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 600 с.

  6. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Уч. пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 608 с.

  7. Фрумкин В.А. От Гайдна до Шостаковича/ В.А. Фрумкин. – Л.: Музыка, 1970. – 64 с.

  8. Читаем, учимся, играем: журнал. – 1999. – №4.




Автор сценария: Молчанова Татьяна Ивановна, преподаватель высшей категории Барабинского филиала НОККиИ.

Телефон: 8-923-228-32-58.

e-mail: Arena_51@bk.ru

Предполагаемая рубрика: репертуарная копилка.

Искусство в годы войны (разработка сценария классного часа ко Дню Победы)
  • Классному руководителю
Описание:

Цель: способствовать формированию нравственно-патриотической культуры современной молодежи; эмоционально стимулировать переживания подростков относительно событий военных лет; воспитывать умения сочувствовать, сопереживать и гордиться героическим прошлым своего народа.

Задачи: 1) расширить информационный кругозор студентов в различных видах искусств; 2) помочь идентифицировать себя со своей страной, народом, культурой; 3) способствовать интернациональному воспитанию и развитию эмоциональной сферы студентов.

Оборудование: музыкальные инструменты; аудио- и видеозаписи; репродукции картин, скульптур, плакатов на военную тематику.

Форма классного часа: художественная композиция на основе различных видов искусств.

Виды деятельности: 1) рассказы студентов о судьбах поэтов, писателей, художников и композиторов в годы войны; 2) декламация стихотворений, созданных о войне; 3) рассказы студентов об истории создания фронтовых песен и исполнение их; 4) прослушивание фрагментов «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича, обмен впечатлениями; 5) размышления о картинах, скульптурах и плакатах на военную тематику; 6) встреча с Барабинскими поэтами и знакомство с их творчеством о войне; 7) заключительное слово учителя.

Автор Дмитриев Михаил Владимирович
Дата добавления 12.03.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 815
Номер материала 57882
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓