Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыИскусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Скачать материал

Тема урока: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

 

Цель: расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусстве, познакомить с особенностями гжельской росписи, выполнить ряд упражнений гжельской росписи.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с  историей и традициями гжельского промысла,  с навыки росписи в традициях народного промысла

Художественно- творческие: создать условия для освоения учащимися  размалевки цветом, цветовой растяжки,  выполнения мелких листиков  и лепестков, для  развития  чувство цвета, мелкой моторику рук.

Воспитательные: развивать аккуратность при выполнении работы, воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника.

Материалы и оборудование:

Для учителя: презентация, музыкальный клип «Сказочная Гжель», гуашь белая и синяя, круглая кисть № 3 и 6, баночка с водой, палитра,

Для обучающихся: гуашь белая и синяя, круглая кисть № 3 и 6, баночка с водой, палитра, бумажные трафареты чайной посуды, альбом.

План урока.

1.     Организационная часть

2.     Совместная постановка темы урока

3.     Актуализация  знаний

4.     Изучение нового материала

5.     Показ приемов гжельской росписи (техника гжельского письма)

6.     Физкультминутка

7.     Практическая работа

8.     Подведение итогов

9.     Задание на дом

10. Рефлексия

 

Ход урока

I.  Организационная часть.

Приветствие. Проверка подготовки учащихся к уроку (гуашь на столе, 2 баночки с водой, 2 кисти № 3 и № 6) (Слайд 2)

Проверь, дружок,        

Ты готов начать урок? (Да)    

Всё ль на месте,                  

Всё ль в порядке,                 

Все ли правильно сидят? (да)                

Все ль внимательно глядят? (да)

II.Совместная постановка темы урока.

Объявление темы урока. Постановка учебной цели: сегодня на уроке вы познакомитесь с особенностями работы мастеров Гжели (Слайд 3)

Что ж давайте по порядку

Загадаю я загадку                                 

Кто быстрей ответ найдёт,                             

Тот первым и тему урока назовёт.                             

Снежно белая посуда, расскажи ка: ты откуда?                              

Видно с севера пришла и цветами расцвела:                             

Голубыми, синими, нежными, красивыми. ( гжель)

III. Актуализация  знаний

Но перед тем как мы приступим к изучению новой темы , я хотела бы с вами поиграть в  викторину: «Назови народные игрушки»

IV. Изучение нового материала.

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным–давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да край свой прославить. Думали, думали и придумали!

Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую–белую. Решили вылепить из нее посуду разную. Да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, ручку – в виде хвостика.  (Слайд 4)

 

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайничек лепить не стал, а слепил часы. Форма у них непростая, причудливая.

(Слайд 4)

Третий мастер посмотрел, подивился такой красоте, а сам еще лучше придумал. Вылепил он скульптуру “Чаепитие”. Уютно устроились вокруг самовара две барыни. К ногам хозяйки прижалась кошка и словно прислушивается к беседе. (Слайд 5)

 

 

Вот

так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы и они хорошими мастерами были.

По сей день стоит недалеко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров. Продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. (Слайд 6)

Музыкальный клип «Сказочная Гжель»

          (Слайд 7) Недалеко от Москвы находится  известный центр  гжельской

художественной керамики. Он собрал вокруг себя три десятка близлежащих деревень.

          (Слайд 8) Гжель - древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Свое название, как полагают, оно получило от слов «жгель», «жечь», выражавших важную сторону огневого промысла. Здесь и в окрестных деревнях, богатых высококачественными глинами, издревле занимались созданием  гончарной посуды и  игрушек.  Искусство гжельских

мастеров уже в XVIII в.  достигло высокого  расцвета.

          (Слайд 10-12) Гжель не всегда была сине-белой.200 лет назад мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по  белому. Это майолика. Посмотри как выглядит сосуд получивший название квасник

          (Слайд 13-15) Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета. Посмотри как  выглядит сосуд  под названием кумган

          (Слайд 16) Давайте отправимся в путешествие на керамический завод и посмотрим, как рождается чудо гжельского фарфора.

         (Слайд 17) Мы с вами в мастерской художника. Здесь происходит рождение новой формы предмета и художественной росписи фантазией мастера. Художник карандашом и красками рисует на бумаге эскизы будущей посуды.

        (Слайд 18) Теперь мы в формовочном цехе. Здесь по эскизу художника

мастер-формовщик изготавливает из гипса форму, в которую заливает жидкую фарфоровую массу – шликер.  В форме масса застывает, повторяя очертания будущего предмета.

          Высохшее изделие вынимают из формы, обрабатывают и вручную прикрепляют мелкие детали: ручки, носик, забавные фигурки людей и животных.

          После этого следует просушка, обжиг в печи и роспись  тёмным кобальтом. Затем изделие окунают в глазурь и вновь  ставят в печь. При высокой температуре глазурь становится прозрачной и блестящей, а тёмный кобальт приобретает множество оттенков синего цвета.

        (Слайд 19) Вот оно – голубое чудо Гжели! Глаз не отвести от причудливой формы изделий и красоты узоров, словно подаренных самой Зимой!

V. Техника гжельского письма. (Показ приемов гжельской росписи)

Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт (серого цвета), которая затем приобретает характерный для гжели сини цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.

Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она написана крупно, широкими мазками. А иногда – тонкой кисточкой.

 

            ( Слайд 20) Внимательнорассмотрите форму мазка. Тоновой переход от тёмно-синего к светлому, получается  за счёт того, что мастер набирает краску лишь на одну сторону  кисти.

      (Слайд 21)Лепестки розы мазками добавляются с левой и правой стороны цветка  равномерно, подрисовываются мелкие детали: мелкие лепесточки, тычинки.

      (Слайд 21)   На последнем этапе к цветку дорисовываются дополнительные  элементы. Так выглядит завершённый вариант гжельской розы.

 

VI.   Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть

 

VII. Практическая работа

 

Тренировочное упражнение: роза, сеточка, листики, стебелек.

Начни писать цветок с середины. Набрав только раз краску на одну сторону кисти, прописывай ею весь цветок, накладывая мазок за мазком. Чтобы мазок получился округлый можно вращать лист. Первый листок темный, затем цвет ослабевает, становясь едва заметным. В этом особая выразительность росписи.

 

 

 

 

 

1 этап - разучивание техники написания гжельского мазка

2 этап- используя  элементы мазка изображаем розу

3 этап – написание тонких элементов - стебелек

4 этап – техника написания гжельского листочка

5 этап –написание мелких элементов.

 

VIII. Подведение итогов.

Выделить наиболее удавшиеся работы. Выставка работ.

IX. Задание на дом.

Посмотреть есть ли у вас дома гжельская керамика и как на ней выполнен орнамент.

На заготовке выполнить предварительный рисунок гжельской росписи.          (Если останется время сделать  подготовительный рисунок   для следующего урока.)

 

X. Рефлексия

 

 

 

 

Сегодня на уроке мы узнали…

Мне было интересно…

Меня удивило…

У меня получилось…

Мне было трудно…

Мне особенно понравилось…

 

 

 

Приложение

Кроссворд.

- Отгадав кроссворд  мы с вами повторим материал о гжельской керамике, который изучили на  уроке.

По горизонтали:

1.Этот цвет используют в гжельской росписи (голубой).

2.Так называют глиняные изделия, обожженные в печи (керамика).

3.Этот поселок называют родиной и колыбелью русской керамики (Гжель)

4.Именно они преобладают в росписи гжельской посуды (цветы).

5.Декоративный сосуд с кольцевидным туловом, длинным изогнутым носиком, часто на ножках (квасник)

6.Это вид художественной техники, в которой используются живопись и наклеивание различных материалов (коллаж).

По вертикали:

1.Он состоит из цветов (букет).

2.Это цвет гжельской керамики (белый).

3.Это основной цвет в росписи гжельской керамики (синий).

4.Это вид тонкой керамики (фарфор).

5.Сосуд, похожий на квасник, но без сквозного отверстия в корпусе (кумган)

 

 

 

 

Кроссворд.

- Отгадав кроссворд  мы с вами повторим материал о гжельской керамике, который изучили на  уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

4

 

 

5

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1.Этот цвет используют в гжельской росписи .

2.Так называют глиняные изделия, обожженные в печи .

3.Этот поселок называют родиной и колыбелью русской керамики

4.Именно они преобладают в росписи гжельской посуды .

5.Декоративный сосуд с кольцевидным туловом, длинным изогнутым носиком, часто на ножках. 

6.Это вид художественной техники, в которой используются живопись и наклеивание различных материалов 

По вертикали:

1.Он состоит из цветов

2.Это цвет гжельской керамики .

3.Это основной цвет в росписи гжельской керамики 

4.Это вид тонкой керамики 

5.Сосуд, похожий на квасник, но без сквозного отверстия в корпусе.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по экономической безопасности

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель:расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусстве, познакомить с особенностями гжельской росписи, выполнить ряд упражнений гжельской росписи.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с  историей и традициями гжельского промысла,  с навыки росписи в традициях народного промысла

Художественно- творческие: создать условия для освоения учащимися  размалевки цветом, цветовой растяжки,  выполнения мелких листиков  и лепестков, для  развития  чувство цвета, мелкой моторику рук.

Воспитательные: развивать аккуратность при выполнении работы,воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника.

Материалы и оборудование:

Для учителя: презентация, музыкальный клип «Сказочная Гжель», гуашь белая и синяя, круглая кисть № 3 и 6, баночка с водой, палитра,

 

Для обучающихся: гуашь белая и синяя, круглая кисть № 3 и 6, баночка с водой, палитра, бумажные трафареты чайной посуды, альбом.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 909 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по ИЗО (7 класс) по теме "прямые линии и организация пространства"
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Прямые линии и организация пространства
  • 30.09.2020
  • 1190
  • 15
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация по МХК на тему "Художественная культура Средних веков. Изобр.искусство" (10 класс)
  • Учебник: «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Базовый уровень», Данилова Г.И.
  • Тема: Глава 14. Изобразительное искусство Средних веков
  • 30.09.2020
  • 1034
  • 38
«Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Базовый уровень», Данилова Г.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 460
    • DOCX 1.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Неклюдова Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Неклюдова Наталья Николаевна
    Неклюдова Наталья Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 43205
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Обучение архитектуре детей от 12 лет. Проектный подход

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 272 человека

Мини-курс

Общая химия

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе