Интерпретационная задача к уроку
литературы
по тексту Ф. М. Достоевского « Мальчик у Христа на
ёлке».
Тема
урока: Ф.
Достоевский « Мальчик у Христа на ёлке». Трагедия маленьких детей из
социальных низов.
Цель:
развитие
функциональной грамотности учащихся, формирование навыков самостоятельной
работы с текстом художественного стиля.
Характеристика аудитории
Класс:
6
Где
может использоваться текст: на уроке русской словесности
Форма
работы: самостоятельная..
Время
работы: 45 мин.
Характеристика текста
Структура:
сплошной, простой текст.
Стиль:
художественный.
Тип
речи: повествование.
Характеристика задачи
Тип
задачи: интерпретационная.
Уровень сложности: средний.
Объем задачи: 7 заданий.
Задача
Задание 1. Понимание текста
на уровне содержания (что именно написано).
- Из скольких частей
состоит текст? Как называются эти части?
Задание 2. Поиск и выявление
информации в тексте.
-
В кого превращается «мальчик с ручкой», когда вырастает?
Задание
3. Выход
за рамки текста.
-
Почему не у всех детей в Рождество бывает своя ёлка?
Задание 4. Рефлексия на содержание.
-
В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город,
улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик.
Найдите эти описания. Процитируйте. Как вы думаете, почему автор сопоставляет в
рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично
нарядные?
Задание 5. Интерпретация. Обоснование
собственной позиции.
-Что чувствовал мальчик,
когда заглядывал за большое стекло? Ответ аргументируй.
Задание
6. Выявление авторской позиции.
-
Что использует автор (какие приемы), чтобы читатель мог почувствовать
состояние героя, его переживания? Приведи примеры
Задание 7. Рефлексия на содержание,
аргументация, привлечение личного опыта.
- Понравилось ли мальчику
у Христа на ёлке? Хотел бы ты на эту ёлку? Обоснуй свой ответ.
Лист ответов
Задание 1. Понимание текста
на уровне содержания (что именно написано).
- Из скольких частей
состоит текст? Как называются эти части?
1 балл – ответ: Текст состоит из
2-х частей: «Мальчик с ручкой» и «Мальчик у Христа на ёлке».
0 баллов – другие ответы.
Задание 2. Поиск и
выявление информации в тексте.
-
В кого превращается «мальчик с ручкой», когда вырастает?
2
балла – в
ответе содержится информация, основанная на следующих цитатах из текста: «..эти
дети становятся совершенными преступниками», «они бродяжат по городу..»,
«..становятся воришками», превращаются «в дикое существо….».
1
балл- в ответе содержатся 1-2
цитаты.
0
баллов –
другие цитаты.
Задание
3. Выход
за рамки текста.
-
Почему не у всех детей в Рождество бывает своя ёлка?
1
балл – потому
что родители многих не так богаты, чтобы устроить ёлку своим детям.
0
баллов –
нет ответов.
Задание 4. Рефлексия на содержание.
-
В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город,
улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик.
Найдите эти описания. Процитируйте. Как вы думаете, почему автор сопоставляет в
рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично
нарядные? 3
балла- Город нарисован так: "Какой здесь стук и гром, какой свет и
люди, лошади и кареты, и мороз, мороз… Все так толкаются…". А прекрасная
зала за большим стеклом…("Комната, а в комнате дерево до потолка; это
елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом…
куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие,
смеются и играют, и едят, и пьют что-то"). Автор сопоставляет эти
картины для того, чтобы показать настроение героя, его
отчаяние. 2
балла – Есть цитаты, но нет ответа или
наоборот.
1балл – другой ответ 0
баллов – нет ответа.
Задание 5. Интерпретация. Обоснование
собственной позиции.
-Что чувствовал мальчик,
когда заглядывал за большое стекло? Ответ аргументируй.
2 балла – Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он
любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали
огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он
позабыл, что голоден, что раздет, что он - изгой.
1 балл – ответ с недостаточной
аргументацией.
0 баллов – нет ответа.
Задание
6. Выявление авторской позиции.
-
Что использует автор (какие приемы), чтобы читатель мог почувствовать
состояние героя, его переживания? Приведи примеры.
2балла – Чтобы читатель мог почувствовать состояние
героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором
разворачиваются события. ( "…в подвале… в сыром и холодном
подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не
зажигали… очень холодно). Также другие приемы: портрет мальчика, детали.
1 балл – есть ответ на
поставленный вопрос, но нет обоснования своей точки зрения..
0 баллов –нет ответа.
Задание 7. Рефлексия на
содержание, аргументация, привлечение личного опыта.
- Понравилось ли мальчику у
Христа на ёлке? Хотел бы ты на эту ёлку? Обоснуй свой ответ.
2 балла- есть все ответы.
1 балл – есть неполный ответ.
0 баллов – нет ответов.
·
Самопроверка.
Высший балл -13
Критерии
оценки за урок:
Оценка:
5-
13-11б.
4-
10-8 б
3-
7- 4 б
2-
меньше 4 б
Задача
Задание 1. Понимание текста
на уровне содержания (что именно написано).
-Из
скольких частей состоит текст? Как называются эти части? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Поиск и
выявление информации в тексте.
-
В кого превращается «мальчик с ручкой», когда вырастает?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание
3. Выход
за рамки текста.
- Почему
не у всех детей в Рождество бывает своя ёлка?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Рефлексия на содержание.
- В
рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город,
улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик.
Найдите эти описания. Процитируйте. Как вы думаете, почему автор сопоставляет в
рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично
нарядные?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Интерпретация. Обоснование
собственной позиции.
- Что чувствовал мальчик, когда
заглядывал за большое стекло?
Ответ аргументируй.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание
6. Выявление авторской позиции.
-
Что использует автор (какие приемы), чтобы читатель мог почувствовать
состояние героя, его переживания? Приведи примеры
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Рефлексия на
содержание, аргументация, привлечение личного опыта.
- Понравилось ли мальчику
у Христа на ёлке? Хотел бы ты на эту ёлку? Обоснуй свой ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии
оценки за урок:
Высший балл -13
Оценка:
5-
13-11б.
4-
10-8 б
3-
7- 4 б
2-
меньше 4 б
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.