Главная / Русский язык и литература / Интерпретационная задача к уроку литературы по тексту Ф. М. Достоевского « Мальчик у Христа на ёлке».

Интерпретационная задача к уроку литературы по тексту Ф. М. Достоевского « Мальчик у Христа на ёлке».

Интерпретационная задача к уроку литературы

по тексту Ф. М. Достоевского « Мальчик у Христа на ёлке».


Тема урока: Ф. Достоевский « Мальчик у Христа на ёлке». Трагедия маленьких детей из социальных низов.

Цель: развитие функциональной грамотности учащихся, формирование навыков самостоятельной работы с текстом художественного стиля.

Характеристика аудитории

Класс: 6

Где может использоваться текст: на уроке русской словесности Форма работы: самостоятельная..

Время работы: 45 мин.

Характеристика текста

Структура: сплошной, простой текст.

Стиль: художественный.

Тип речи: повествование.

Характеристика задачи

Тип задачи: интерпретационная.

Уровень сложности: средний.

Объем задачи: 7 заданий.


Задача

Задание 1. Понимание текста на уровне содержания (что именно написано).

- Из скольких частей состоит текст? Как называются эти части?

Задание 2. Поиск и выявление информации в тексте.

- В кого превращается «мальчик с ручкой», когда вырастает?

Задание 3. Выход за рамки текста.

- Почему не у всех детей в Рождество бывает своя ёлка?

Задание 4. Рефлексия на содержание.

- В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Найдите эти описания. Процитируйте. Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные?

Задание 5. Интерпретация. Обоснование собственной позиции.

-Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло? Ответ аргументируй.

Задание 6. Выявление авторской позиции.

- Что использует автор (какие приемы), чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания? Приведи примеры Задание 7. Рефлексия на содержание, аргументация, привлечение личного опыта.

- Понравилось ли мальчику у Христа на ёлке? Хотел бы ты на эту ёлку? Обоснуй свой ответ.

Лист ответов


Задание 1. Понимание текста на уровне содержания (что именно написано).

- Из скольких частей состоит текст? Как называются эти части?

1 балл – ответ: Текст состоит из 2-х частей: «Мальчик с ручкой» и «Мальчик у Христа на ёлке».

0 баллов – другие ответы.

Задание 2. Поиск и выявление информации в тексте.

- В кого превращается «мальчик с ручкой», когда вырастает?

2 балла – в ответе содержится информация, основанная на следующих цитатах из текста: «..эти дети становятся совершенными преступниками», «они бродяжат по городу..», «..становятся воришками», превращаются «в дикое существо….».

1 балл- в ответе содержатся 1-2 цитаты.

0 баллов – другие цитаты.

Задание 3. Выход за рамки текста.

- Почему не у всех детей в Рождество бывает своя ёлка?

1 балл – потому что родители многих не так богаты, чтобы устроить ёлку своим детям.

0 баллов – нет ответов.

Задание 4. Рефлексия на содержание.

- В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Найдите эти описания. Процитируйте. Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные? 3 балла- Город нарисован так: "Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз… Все так толкаются…". А прекрасная зала за большим стеклом…("Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то"). Автор сопоставляет эти картины для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние. 2 балла – Есть цитаты, но нет ответа или наоборот. 1балл – другой ответ 0 баллов – нет ответа.

Задание 5. Интерпретация. Обоснование собственной позиции.

-Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло? Ответ аргументируй. 2 балла – Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет, что он - изгой.

1 балл – ответ с недостаточной аргументацией.

0 баллов – нет ответа.

Задание 6. Выявление авторской позиции.

- Что использует автор (какие приемы), чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания? Приведи примеры. 2балла – Чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события. ( "…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно). Также другие приемы: портрет мальчика, детали.

1 балл – есть ответ на поставленный вопрос, но нет обоснования своей точки зрения..

0 баллов –нет ответа.

Задание 7. Рефлексия на содержание, аргументация, привлечение личного опыта.

- Понравилось ли мальчику у Христа на ёлке? Хотел бы ты на эту ёлку? Обоснуй свой ответ.

2 балла- есть все ответы.

1 балл – есть неполный ответ.

0 баллов – нет ответов.



  • Самопроверка.

Высший балл -13


Критерии оценки за урок:


Оценка:

5- 13-11б.

4- 10-8 б

3- 7- 4 б

2- меньше 4 б


























Задача


Задание 1. Понимание текста на уровне содержания (что именно написано).

-Из скольких частей состоит текст? Как называются эти части? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Поиск и выявление информации в тексте.

- В кого превращается «мальчик с ручкой», когда вырастает?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Выход за рамки текста.

- Почему не у всех детей в Рождество бывает своя ёлка?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Рефлексия на содержание.

- В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Найдите эти описания. Процитируйте. Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Интерпретация. Обоснование собственной позиции.

- Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло? Ответ аргументируй.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Выявление авторской позиции.

- Что использует автор (какие приемы), чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания? Приведи примеры

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Рефлексия на содержание, аргументация, привлечение личного опыта.

- Понравилось ли мальчику у Христа на ёлке? Хотел бы ты на эту ёлку? Обоснуй свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Критерии оценки за урок:

Высший балл -13

Оценка:

5- 13-11б.

4- 10-8 б

3- 7- 4 б

2- меньше 4 б












4


Интерпретационная задача к уроку литературы по тексту Ф. М. Достоевского « Мальчик у Христа на ёлке».
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока:  Ф. Достоевский « Мальчик  у Христа на ёлке».   Трагедия маленьких детей из социальных низов.

Цель: развитие функциональной грамотности учащихся, формирование навыков самостоятельной работы с текстом художественного стиля.

 Характеристика аудитории

Класс:  6                                                                                                                                                  

 Где может использоваться текст: на уроке   русской словесности                                                                                                                               Форма работы:  самостоятельная..                                                                                              

 Время работы:  45 мин.

Характеристика текста

Структура:   сплошной, простой текст.                                                                     

Стиль: художественный.                                                                                                             

Тип речи:  повествование.

Характеристика задачи

Тип задачи:   интерпретационная.

Уровень сложности:   средний.

Объем  задачи:  7 заданий.

Автор Латыпова Ирина Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 661
Номер материала 42460
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓