Главная / История / интерактивный урок по истории

интерактивный урок по истории

ВВЕДЕНИЕ


Новое общество – общество будущего – выдвигает новые требования перед образованием. Технологии завтрашнего дня нуждаются в людях, которые могут принимать критические решения, которые могут найти свой путь в новом окружение, которые достаточно быстро устанавливают новые отношения в действительности.

Образование третьего тысячелетия нельзя представить без ориентации на человека, решительной демократизации, радикальной гуманизации. В настоящее время в Украине идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса.

Предлагаются иное содержание, иные подходы, иное поведение, иной педагогический менталитет. Важнейшей составной педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

В учительской среде существует большой интерес, как к технологиям, так и к моделям обучения, которые основаны на гуманистичном (поисковом) подходе.

Актуальность выбранной темы выпускной работы состоит в том, что педагогические возможности инноваций в технологиях обучения очень перспективны и, как способ обучения, намного превосходят возможности традиционных способов реализации учебного процесса, применение которых становится все менее эффективным в современной школе.

Объектом исследования является технология проведения интерактивного урока в общеобразовательной школе.

Предмет данного исследования – совокупность принципов и методов современного интерактивного урока.

Процесс обучения требует введения новых эффективных методов обучения, что значительно повысит, как успеваемость, так и уровень самого процесса преподавания. Для учителя важным является определение того, как необходимо поступать при разработке содержания инновационного обучения, что следует передать посредством новых обучающих систем.

Целью исследования выпускной работы является углубленное изучение интерактивных технологий обучения истории в общеобразовательной школе.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • познакомиться с научно-методической литературой по теме и проанализировать ее;

  • провести анализ современных педагогических технологий;

  • дать определение понятию педагогические технологии;

  • показать роль интерактивных технологий в обучении истории;

  • рассказать о методике преподавания с помощью интерактивного метода обучения;

  • привести примеры реализации применения интерактивных технологий обучения в школьной практике.

Основное содержание выпускной работы включает три раздела. В первом разделе рассмотрен современный подход к организации обучения и интерактивные технологии. Во втором разделе дается описание четырех основных групп интерактивных технологий в зависимости от целей урока и формы организации учебной деятельности учеников. В третьем разделе рассматривается структура и методика интерактивного урока. Приводятся примеры (фрагменты) уроков из личного опыта учителя. Освещаются основные этапы процедуры оценивания интерактивного урока.

В работе использованы методы сравнительного анализа, метод систематизации и обобщения информации, статистический метод.

Информационной базой для написания работы послужил, как собственный опыт педагогической практики в школе, так и исследования современных педагогов по данному вопросу.

Данную тему в своих трудах разносторонне рассматривают такие авторы как К.О. Баханов в книге «Інноваційні системи, технології та моделі навчання історії в школі», О.І. Пометун «Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання», Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», Н. Суворова «Интерактивное обучение. Новые подходы» и многие другие.



















РАЗДЕЛ 1. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1.1. Почему интерактивный урок


Основной формой организации учебной деятельности практически во всех странах мира сегодня является классно-урочная система. Будучи прогрессивной на протяжении четырех столетий, сегодня, в условиях научно-технического прогресса, она перестала удовлетворять потребности общества в образовании и требует усовершенствования.

Один из тезисов Национальной доктрины образования гласит, что в Украине должно обеспечиваться ускоренное, опережающее инновационное развитие образования, создаваться условия для развития, самоутверждения и самореализации личности на протяжении жизни [2, с. 3].

В настоящее время все чаще можно слышать критику в адрес классно-урочной системы, и это чаще всего связано с пассивностью учеников на уроках и отсутствием интереса к обучению, снижением качества знаний, перегрузкой детей домашними заданиями, с тем, что учебные занятия вредно влияют на здоровье школьников.

В Украине государственные стандарты отрасли образования направлены на формирование у учеников критического мышления, навыков оценивания общественных явлений и процессов, на развитие у них коммуникативных, интеллектуально-информационных навыков [3, с. 5].

Сегодня остро встала проблема усовершенствования форм организации процесса обучения, нахождения ответов на вопросы: как обучать, как создавать условия для развития и самореализации личности в процессе обучения. Как, оставаясь в рамках классно-урочной системы, повысить эффективность учебного процесса, достичь высокого интеллектуального развития учеников, обеспечить овладение ими навыков саморазвития личности. В большей степени этого можно достичь, используя современные инновационные технологии, в частности технологии интерактивного обучения, превращая, таким образом, традиционный урок в интерактивный.

1.2. Что понимают под технологией в педагогической науке и практике


Развитие науки и техники дало учителям и ученикам новые формы коммуникаций, новые типы решения абстрактных и конкретных задач, превращая учителя из авторитарного транслятора готовых идей во вдохновителя интеллектуального и творческого потенциала ученика. Будущее за системой обучения: ученик – технология – учитель, где учитель превращается в педагога-методолога, технолога, а ученик становится активным участником процесса обучения [12, c. 44].

Еще в начале 20-х годов прошлого столетия в трудах известных педагогов (И. Павлов, А. Ухтомский, С. Шатский, В. Бехтеров) появляются термины «педагогическая технология», «педагогическая техника». Педагогическая технология определялась в педагогической энциклопедии 30-х годов, как совокупность приемов и способов, направленных на чуткую и эффективную организацию учебных занятий [10, c. 17].

Технология происходит от греческого слова techne – искусство и мастерство, и слова logos – учить. В буквальном смысле «педагогическая технология» означает – наука о педагогическом мастерстве. Технология – это комплекс, который состоит из:

  • запланированных результатов;

  • способов оценки для коррекции и выбора оптимальных методов, приемов обучения, оптимальных для данной конкретной ситуации;

  • набора моделей обучения, разработанных на этой основе [15, c. 16].

Для планирования результатов используют уровневый подход. Уровней планированных результатов может быть сколько угодно. Технология должна содержать критерии для оценки положения ученика, выбора модели обучения. Модель – самый короткий путь от начальных условий до запланированных результатов. В основе модели лежит комплекс методов и способов обучения.

Любая педагогическая технология должна отвечать основным критериям технологичности: системности (логичность, взаимосвязь частей, целостность), руководству (диагностика, планирование), эффективности (гарантировать достижение определенного стандарта обучения).


1.3. Что такое интерактивное обучение и почему его можно рассматривать

как совокупность технологий


Прежде чем перейти к доскональному изучению интерактивных учебных технологий и интерактивному уроку необходимо выяснить суть интерактивного обучения и сравнить его с общеизвестными, традиционными подходами в обучении. В современной школе можно выделить три основные модели обучения.

1. Пассивная модель обучения. Ученик, выступая в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, переданный ему учителем или текстом учебника. Ученик только слушает и смотрит (лекция-монолог, чтение, пояснение, демонстрация). Ученики, как правило, не общаются между собой и не выполняют каких либо творческих заданий.

2. Активная модель обучения. Такой тип предусматривает использование методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учеников. Ученик выступая «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задания (часто домашние), вопросы от ученика к учителю и наоборот, что развивает творческое мышление.

3. Интерактивная модель обучения. Слово «интерактивный» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где inter – взаимный и act – действовать. Таким образом, интерактивный – способный к взаимодействию, диалогу. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая ставит конкретную цель – создать комфортные условия обучения, благодаря которым ученик осознает свой успех, свою интеллектуальную возможность [15, c. 7].

Суть интерактивного обучения в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянной активной взаимосвязи всех учеников. Это совместное обучение, взаимообучение (коллективное, групповое), где и ученик, и учитель являются равнозначными субъектами обучения, понимая, что они делают, что они знают, умеют и совершают. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно способствует формированию умений и навыков, создание атмосферы сотрудничества, взаимодействия, дает возможность учителю стать настоящим лидером детского коллектива.

Интерактивное взаимодействие исключает как превосходство одного участника процесса над другим, так и одной мысли над другой. При интерактивном обучении ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критично мыслить, принимать обдуманные решения [6, c. 8].

Элементы интерактивного обучения можно найти в трудах В. Сухомлинского, в творчестве учителей-новаторов 70-80-х годов ХХ века Ш. Амонашвили, В Шаталова, Е. Ильина, С. Лисенковой и других. Однако, в советский период, в условиях навязывания комбинированного урока, творчество отдельных педагогов было, скорее всего, исключением, чем правилом.

В Западной Европе и США групповые формы обучения учеников активно развивались и совершенствовались. В конце ХХ века интерактивные технологии получили распространение в теории и практике американской школы. Исследования, проведенные Национальным тренинговым центром (США, штат Мериленд) в 80-х годах прошлого века показывают, что интерактивные методы обучения позволяют резко увеличить процент усвоения материала, так как влияют не только на сознание ученика, а и на его чувства и волю. Результаты этих исследований были отображены в схеме, которая получила название «Пирамида обучения» (рис. 1).

hello_html_m3044b96d.gif

Рис. 1. «Пирамида обучения»

Из пирамиды видно, что наименьших результатов можно достичь при условиях пассивного обучения (лекция – 5 %, чтение – 10 % и т.д.), а наибольших – при интерактивном обучении (дискуссия в группе – 50 %, практика через действие – 75 %, обучение других или немедленное использование знаний – 90 %).

Эти данные целиком подтверждаются исследованиями современных российских психологов. По их оценке старший школьник может, читая глазами, запоминать 10 % информации, слушая – 26 %, рассматривая – 30 %, слушая и рассматривая – 50 %, обговаривая – 70 %, при личном опыте – 80 %, во время совместной деятельности и обсуждения – 90 %, при обучении других – 95 % [9, c. 76].

Более 2400 лет тому назад Конфуций сказал:

«То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу, я помню.

То, что я делаю, я понимаю».

Эти три утверждения оправдывают необходимость использования активных методов обучения. Опираясь на слова великого китайского педагога, можно сформулировать своеобразное кредо интерактивного обучения:

«То, что я слышу, я забываю.

То, что я слышу и вижу, я немного помню.

То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.

Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки.

Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером» [13, c. 11].

Намного важнее научить, чем просто рассказать. Хотя последний метод гораздо проще, доступнее и, безусловно, быстрее. Но вы можете быстро сообщить ученикам то, что они обязаны знать, и они забудут это еще быстрее. Пояснения и демонстрация, сами по себе, не дадут настоящих, прочных знаний. Этого можно достигнуть только при помощи интерактивного обучения.

Если попробовать дать определение понятия интерактивная технология обучения, то – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно безучастие школьника в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников, процессе учебного познания. Каждый ученик имеет конкретное задание, за которое он должен публично отчитаться; от его деятельности зависит качество выполнения поставленного перед группой или перед всем классом задания. Интерактивные технологии обучения включают в себя четко спланированный ожидаемый результат обучения, отдельные интерактивные методы и приемы, которые стимулируют процесс познания, и умственные и учебные условия и процедуры, при помощи которых можно достичь запланированных результатов.


1.4. Групповая и кооперативная формы организации деятельности

учеников на уроке


Групповая (фронтальная) форма организации учебной деятельности учеников предусматривает обучение одним человеком (учителем) группы учеников или целого класса. При такой организации учебной деятельности количество слушателей всегда больше, чем тех, кто говорит. Все ученики работают вместе или индивидуально над одним заданием.

Коллективная (кооперативная) форма организации учебной деятельности учеников – это форма организации обучения в малых группах учеников, объединенных общей учебной целью. Учитель руководит работой каждого ученика через конкретные задания, которыми он направляет общую деятельность группы. Кооперативное обучение открывает перед учениками возможность сотрудничества со своими ровесниками, позволяет реализовать природное стремление каждого человека к общению, способствует достижению учеником высоких результатов усвоения знаний и умений. Такая модель легко и эффективно соединяется с традиционными формами и методами обучения и может использоваться на разных этапах процесса обучения.

Когда дети обучаются совместно с другими, они чувствуют существенную эмоциональную и интеллектуальную поддержку, которая дает им возможность выйти за рамки из нынешнего уровня знаний и умений.

Общеклассная работа, которая распространена в современной украинской школе, не может называться коллективной потому, что при общеклассной работе ученики не имеют общей цели. Учитель ставит перед детьми не общую, а одинаковую цель для всех.

Общую цель легко отличить от одинаковой для всех. Если задание, поставленное учителем, может выполнить каждый ученик самостоятельно, то такая цель одинакова для всех. А, если за определенный промежуток времени задания могут выполнить только все ученики общими усилиями, то такая цель является общей. Один человек достичь ее не в состоянии.

Сотрудничество (кооперация) – это совместная деятельность для достижения общих целей. При кооперативном обучении ученики работают в небольших группах, чтобы обеспечить наиболее эффективный учебный процесс для себя и своих товарищей. Ученики, получив задание, выполняют его, пока все члены группы не поймут и не выполнят его успешно. Совместные усилия приводят к тому, что все члены группы желают взаимной выгоды.

Важными компонентами сотрудничества являются: позитивная взаимозависимость; личное взаимодействие; групповая деятельность; навыки общения в небольших группах; обработка данных о работе группы. Использование этих элементов позволяет надеяться, что группа будет применять именно совместные усилия и, что удастся внедрить кооперативное обучение успешно и надолго.

Таким образом, основными признаками кооперативной групповой работы являются:

  • деление класса на группы;

  • группы не могут быть постоянными – они меняются в зависимости от характера задания;

  • каждая группа решает определенную проблему;

  • задания в группе выполняются так, чтобы можно было учесть и оценить индивидуальный вклад каждого ученика и группы в целом [15, c. 25].

Оптимальное количество учеников в группе 3-6 человек. При меньшем количестве трудно всесторонне рассмотреть проблему, а при большем – трудно учесть, какую именно работу выполнил каждый ученик.

Объединения в группы может осуществлять учитель или сами ученики по их личному желанию. Можно заранее составить списки и вывесить их в классе. Учитель контролирует создание группы. Можно рассчитаться на «первый», «второй» или по временам года. В группах должны быть как сильные, так и слабые ученики. В таких группах стимулируется творческое мышление и интенсивный обмен идеями.





РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1. Интерактивные технологии кооперативного обучения


Интерактивные технологии условно можно разделить на четыре группы в зависимости от цели урока и формы организации учебной деятельности учащихся:

1) интерактивные технологии кооперативного обучения;

2) технологии коллективно-группового обучения;

3) технологии ситуативного моделирования;

4) технологии отработки дискуссионных вопросов.

Парная и групповая работа организуется как на уроках усвоения, так и на уроках использования знаний, умений и навыков. Это может происходить сразу после объяснения учителем нового материала, в начале урока вместо опроса или при проведении повторительно-обобщающего урока.

Работа в парах. Эта технология наиболее эффективна на начальных этапах обучения учеников работе в малых группах. Ее можно использовать для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка. Работа в парах дает всем детям в классе возможность говорить, а также дает время подумать, обменяться идеями с партнером и только потом озвучить свои мысли. Она способствует развитию навыков общения, умению высказываться, критически мыслить, умению переубеждать и вести дискуссию. Во время работа в парах можно быстро выполнить упражнения, которые требуют большого количества времени. Среди них можно назвать такие как:

  • обговорить короткий текст, письменный документ, задание;

  • взять интервью и определить отношение партнера к заданной проблеме;

  • сделать критический анализ или отредактировать письменные работы друг друга;

  • сформулировать итог урока;

  • разработать совместно вопросы к преподавателю или другим ученикам;

  • проанализировать вместе проблему, эксперимент;

  • провести тестирование или оценить друг друга;

  • дать ответы на вопросы учителя;

  • сравнить записи, сделанные в классе.

Организовать работу можно следующим образом. Предложив задание ученикам, после поставить вопросы для небольшой дискуссии. После пояснения вопросов или фактов, приведенных в задании, дать ученикам 1-2 минуты для обдумывания возможных ответов или решений индивидуально.

Объедините учеников в пары, определив, кто из них будет выступать первым, и попросите их обсудить свои идеи друг с другом. Они должны достичь согласия при выполнении задания. По истечению времени каждая пара представляет результаты своей работы, обмениваются своими идеями и аргументами со всем классом.

Карусель. Этот вариант кооперативного обучения эффективен для одновременного включения всех участников в активную работу с разными партнерами по общению для обсуждения дискуссионных вопросов.

Эта технология используется:

  • для обсуждения какой-нибудь острой проблемы в диаметрально противоположных позициях;

  • для сбора информации по теме;

  • для интенсивной проверки объема и глубины знаний;

  • для развития умения отстаивать собственное мнение.

Работа организуется следующим образом. Расставьте стулья для участников в два круга. Внутренний круг неподвижен, а внешний – движется: по сигналу учителя все участники передвигаются на один стул вправо и оказываются перед новым партнером. Цель – пройти весь круг, выполняя поставленное задание. Ученики готовят вопросы и записывают их на бумаге, а на обороте пишут свое имя. Во время работы партнеры задают друг другу вопросы, и при правильном ответе ученик получает от автора вопроса карточку. В конце подсчитывается количество заработанных карточек и определяется победитель [15, c. 30].

Аквариум. Этот вариант кооперативного обучения может быть использован при условии, когда ученики имеют хорошие навыки групповой работы.

Учитель объединяет учеников в группы по 4-6 человек и знакомит их с заданием. Одна группа садится в центре класса. Эта группа получает задание для проведения групповой дискуссии:

  • прочитайте задание вслух;

  • обсудите его в группе;

  • за 3-5 минут прейдите к общему решению.

Учитель знакомит других учеников с заданием. Группа обсуждает вслух варианты для решения проблемной ситуации. Ученики, которые находятся во внешнем кругу – слушают. После дискуссии учитель обращается к классу с вопросами:

  • согласны ли вы с мнением группы;

  • была ли эта мысль подтверждена аргументами;

  • какие из аргументов были самые убедительные.

После этого место в «аквариуме» занимает другая группа [18, c. 20].


2.2. Технологии коллективно-группового обучения


К этой группе интерактивных технологий можно отнести следующие: «Микрофон», «Незаконченное предложение», «Мозговой штурм», «Обучаясь – учусь» и другие. Все они предполагают одновременную совместную работу всего класса.

Микрофон. Эта технология дает возможность всем в классе быстро ответить на вопрос или высказать свое мнение. Для этого учитель ставит перед классом проблемный вопрос. Роль микрофона может играть ручка или карандаш. Высказав свое мнение, ученик передает его дальше, говорит тот, кто держит в руках микрофон. Мнение высказывается лаконично и быстро.

Незаконченное предложение. Этот метод дает возможность ученикам свободно высказывать свои мысли, отрабатывать навык говорить коротко, но по сути и убедительно. Определив тему, учитель формирует незаконченное предложение и предлагает ученикам закончить его. Например: «Сегодня на уроке для меня важным открытием было…» или «Эта информация позволяет нам сделать вывод, что…»

Обучаясь – учусь. Этот метод используется при обобщении и повторении изученного материала. Он дает возможность ученикам принять участие в передачи своих знаний одноклассникам. Этот метод дает обобщенную картину понятий и фактов, которые необходимо выучить на уроке, повышает интерес к обучению.

Работа организуется следующим образом. Подготовьте карточки с фактами по теме для каждого ученика. Ученики получают карточки, знакомятся с заданием. Предложите ученикам ходить по классу и знакомить одноклассников со своей информацией. Суть задания состоит в том, чтобы поделиться своим фактом и получить информацию от другого ученика. После этого ученикам предлагается воспроизвести полученную информацию. Потом анализируются и обобщаются знания, ответы записывают на доске [19, c. 463].


2.3. Технологии ситуативного моделирования


Модель обучения в игре – это построение учебного процесса при помощи включения ученика в игру. Игровая модель обучения реализуется в четыре этапа:

  1. ориентация (введение учеников в тему, знакомство с правилами игры);

  2. подготовка к проведению игры (знакомство со сценарием игры, определение игровых заданий, ролей, путей решения проблемы);

  3. основная часть – проведение игры;

  4. обсуждение.

Арсенал интерактивных игр на сегодняшний день достаточно велик: «Имитационные игры», «Суд prose», «Ролевая игра», «Драматизация» и другие.

Разыгрывание ситуации по ролям – «Ролевая игра». Распределение ролей дает возможность участникам действовать как «в реальной жизни». Каждый участник игры должен четко знать содержание его роли и цель игры в целом.

Цель ролевой игры – определить отношение к конкретной жизненной ситуации, приобрести опыт через игру. Через игру ученик приобретает опыт критически мыслить, находить альтернативные решения, учится сочувствовать другим. Ролевая игра требует предварительной подготовки. В самом начале задания должны быть простыми и постепенно усложняться.

Работа организуется по следующему плану:

  1. определяется проблема, количество участников игры и наблюдателей, раздается информация ученикам, чтобы они могли убедительно сыграть свои роли, пишется сценарий;

  2. подготовка и тренировка учеников (дается время на обдумывание роли, если необходимо – переставляется мебель);

  3. игра должна проводится в обстановке доверия, чтобы ученики чувствовали себя уверено;

  4. в конце игры проводится тщательный и глубокий анализ участниками и наблюдателями приобретенного опыта, их мыслей и чувств;

  5. продумывается выход из ролей (для этого проводится обсуждение ситуации по следующим вопросам: как ученик чувствовал себя в той или иной роли; что понравилось в ходе игры, а что – нет; бывал ли ученик в подобной ситуации ранее; решена ли проблема; как приобретенный опыт может повлиять на дальнейшую жизнь ученика).

Время для проведения ролевой игры можно распределить так: на объяснение – 10-15 %, на работу в малых группах – 15-25 %, на презентацию и обсуждение – 40-50 % и на итог – до 15 % [15, c. 48].


2.4. Технологии отработки дискуссионных вопросов


Дискуссия – это широкое публичное обсуждение какого-нибудь спорного вопроса. Она способствует развитию критического мышления, дает возможность определить собственную позицию, формирует навыки отстаивать свои мысли, углубляет знания по данной проблеме. Все это отвечает задачам современной школы.

Проведение дискуссии необходимо начинать с постановки конкретного дискуссионного вопроса. Все высказывания учеников должны быть в русле обговариваемой темы. Учитель может исправлять ошибки и неточности. Все высказывания должны сопровождаться аргументами. Дискуссия может заканчиваться как принятием согласованного единого решения, так и сохранением различных точек зрения участников дискуссии.

При проведении дискуссии необходимо учитывать: время, место проведения, наличие письменных инструкций для выполнения задания, умение учеников работать в группах.

К технологиям отработки дискуссионных вопросов можно отнести: «Метод ПРЕС», «Займи позицию», «Смени позицию», «Непрерывная школа мыслей», «Дискуссия», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу».

Метод ПРЕС. С этой технологии лучше всего начинать работу по обучению учеников дискутировать. Метод учит формулировать аргументы, высказывать мысли четко и сжато, переубеждать других.

Работа организовывается следующим образом.

1. Раздается материал, где определены этапы метода ПРЕС:

  • выскажи свою точку зрения (начиная со слов… я думаю, что…);

  • обоснуй свою мысль (начиная со слов… потому, что…);

  • приведи примеры, аргументы, факты в поддержку своей позиции (… например…);

  • обобщи свою мысль (сделай вывод… таким образом…).

2. Объяснить механизмы этапов ПРЕС-метода и дать ответы на вопросы учеников.

Дискуссия. Дискуссия – это широкое публичное обсуждение спорного вопроса. Она является важным способом познавательной деятельности, способствует развитию критического мышления учеников, дает возможность определить собственную позицию, формирует навыки аргументации.

Для проведения дискуссии проводится следующая работа. Сначала определяется тема. Она должна быть проблемной. Составляется план, участники дискуссии знакомятся с ним заранее, чтобы можно было поработать с литературой и справочниками. Готовится материал, который ученики должны прочитать дома (материал должен включать различные точки зрения по проблеме). Составляется список вопросов. Дискуссия проводится в атмосфере доверия и взаимоуважения. Разрабатываются правила культуры поведения при проведении дискуссии. Дискуссия завершается подведением итогов по схеме:

  • назовите наиболее убедительные аргументы сторон;

  • если во время обсуждения возникли дополнительные вопросы, то где можно получить нужную информацию [13, c. 55].







РАЗДЕЛ 3. ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК – ОСОБЫЙ ТИП УРОКА

3.1. Структура и методика интерактивного урока


Интерактивные уроки должны захватывать учеников, пробуждать у них интерес, обучать самостоятельно мыслить и действовать.

Использование интерактивных технологий выдвигает определенные требования к структуре урока. Как правило, структура таких уроков состоит из пяти элементов:

  1. мотивация;

  2. объявление темы и ожидаемые результаты урока;

  3. предоставление необходимой информации;

  4. интерактивное упражнение – центральная часть урока;

  5. подведение итогов, оценка результатов урока.

Рассмотрим каждый элемент более подробно.

Мотивация. Цель этого этапа – сфокусировать внимание учеников на проблеме и вызвать интерес к теме. Для этого могут быть использованы приемы, которые создают проблемные ситуации, вызывают у детей удивление, подчеркивают парадоксальность явлений и событий. Это может быть короткий рассказ учителя, беседа, несложная интерактивная технология («Мозговой штурм», «Микрофон», «Ледокол»). Мотивация четко связана с темой урока, она психологически готовит учеников к ее восприятию, настраивает их на решение проблемы. Этот элемент урока должен занимать не более 5 % времени от урока.

Рассмотрим проведение этой части урока на примере использования интерактивной технологии.

Урок истории древнего мира в 6-ом классе. Тема урока: «Введение в историю Древнего Востока. Природа и население Древнего Египта».

Мотивация учебной деятельности учеников происходит методом беседы.

1. Что такое цивилизация?

2. Где возникли первые цивилизации?

3. Какую роль играет природный фактор в формировании первых цивилизаций?

4. Почему человеческое общество на севере развивалось медленнее?

5. Была ли необходимость у жителей юга заботиться о совершенствовании орудий труда, жилища, одежды?

Объявление темы и ожидаемые результаты урока. Цель – разъяснить ученикам чего они должны достичь на уроке и чего ожидает от них учитель. Для этого необходимо:

  1. назвать тему урока;

  2. если тема содержит новые слова, то обратить на это внимание учеников;

  3. попросить одного из учеников объявить ожидаемые результаты по записи учителя на доске;

  4. объявить, что в конце урока учитель будет проверять, насколько ученики достигли этих результатов.

Этот элемент урока должен занимать не более 5 % времени урока.

Рассмотрим на примере.

Урок истории древнего мира в 6-ом классе. Тема урока: «Введение в историю древнего мира».

Ожидаемые результаты урока выглядят следующим образом. После этого урока ученики смогут:

  • объяснить, что изучает история древнего мира;

  • дать определение понятия «цивилизация»;

  • назвать виды исторических источников;

  • объяснить, с какой целью человечество изучает историю древнего мира.

Предоставление необходимой информации. Цель этого этапа урока – дать ученикам достаточно информации, для того, чтобы за минимально короткое время они могли выполнить практическое задание. Это может быть мини-лекция, чтение раздаточного материала, выполнение домашнего задания. Для экономии времени на уроке можно давать опережающее домашнее задание. Эта часть урока занимает 10-15 % времени.

Рассмотрим на примере.

Урок истории древнего мира в 6-ом классе. Тема урока: «Ранние города. Формирование цивилизации».

Работа в группах. Порядок проведения следующий. Ученики объединяются в группы. Для этого можно использовать считалку, например, «зима, весна, лето, осень». «Зима» – это первая группа, «весна» – вторая и т.д. В группах выбирают докладчика и руководителя.

Каждая группа получает карточку с информацией и заданием. Например: «Информационная карточка №1. Мохенджо-Даро – город древней цивилизации Индии». В карточке дается краткая характеристика древнейшего города и его жителей. К карточке прилагается задание: составить рассказ о городе по следующему плану.

1. Сколько лет тому назад существовал город?

2. К какой он принадлежал цивилизации?

3. Что было основою богатства этой цивилизации?

4. Существовало ли неравенство в Мохенджо-Даро?

Далее учитель выделяет время для работы (около 5-ти минут), объясняет организационные моменты:

  1. руководитель группы читает текст;

  2. в каждой группе заслушиваются предложения, как составить рассказ;

  3. каждый ученик имеет право по очереди высказать свою мысль, и все должны ее учесть;

  4. докладчик представляет результаты работы.

Во время работы учеников учитель оказывает им необходимую помощь.

Интерактивное упражнение – центральная часть урока. Цель – усвоение учебного материала, достижение результатов урока. Интерактивная часть урока должна занимать около 50-60 % времени на уроке. Проводится по плану:

  1. инструктаж (цель упражнения, правила, время на выполнение, вопросы, если ученикам что-то непонятно) – 2-3 мин.;

  2. объединение в группы или распределение ролей – 2 мин.;

  3. выполнение задания – 5-15 мин.;

  4. презентация результатов выполненной работы – 3-15 мин.;

  5. рефлексия результатов учениками – 5-15 мин.

Рефлексия дает возможность ученикам и учителю:

  • понять, чему они научились;

  • вспомнить детали полученного опыта;

  • оценить собственный уровень понимания и усвоения учебного материала;

  • сравнить свои взгляды с мыслями, взглядами и чувствами других;

  • понимать свои действия и прогнозировать дальнейшие шаги;

  • учителям – увидеть реакцию учеников на обучение.

При этом выделяют следующие формы рефлексии – индивидуальная работа, работа в парах или группах, дискуссия, письменная или устная форма. Рефлексия используется после применения интерактивных упражнений, после урока, после окончания определенного этапа обучения. На эту работу целесообразно отводить 5-15 минут.

Рассмотрим пример интерактивного упражнения.

Урок истории в 10-ом классе. Тема урока: «Тоталитаризм – феномен ХХ века». Интерактивная часть урока проводится с использованием технологий «Ажурная пила» и «Круг идей».

Учитель определяет шесть домашних групп. Им дается задание – ознакомиться с необходимой информацией по теме урока и быть готовыми к обмену этой информацией с другими. Задача – определить признаки тоталитарных режимов. Примерное задание для одной из групп: «Прочитайте текст «Характерные черты экономической политики фашистского режима в Италии». Выделите основные признаки экономики Италии периода диктатуры». На эту работу отводится примерно 10 минут.

Затем ученики объединяются в экспертные группы по 6 человек, где они по очереди обмениваются своими знаниями (10 мин.). В конце они возвращаются в домашние группы и делятся собранной в экспертных группах информацией. Во время обсуждения ученики записывают общие и отличительные признаки трех основных тоталитарных режимов.

Технология «Круг идей» завершает работу. Учитель просит назвать каждую группу один из общих признаков тоталитарных режимов. По кругу учитель спрашивает все группы и записывает на доске тезисы групп, пока они не исчерпаются.

Подведение итогов, оценивание результатов урока. Среди функций итогового этапа интерактивного урока выделяют следующие:

  • выяснить содержание отработанного урока;

  • сравнить реальные результаты с ожидаемыми;

  • проанализировать, почему получилось так, а не иначе;

  • сделать выводы;

  • закрепить усвоенное;

  • наметить новые темы для дальнейшего обсуждения;

  • установить связь между тем, что уже известно, и тем, что необходимо усвоить в будущем;

  • составить планы дальнейших действий.

Стадии итогового этапа урока:

  1. выявление фактов (что происходит?);

  2. анализ причин (почему произошло/не произошло?);

  3. планирование дальнейших действий (что делать дальше?).

Для подведения итогов урока и оценивания его результатов следует отводить до 20 % времени от всего урока.


3.2. Основные этапы процедуры оценивания


Многие учителя при использовании интерактивных технологий испытывают трудности при выставлении оценок каждому конкретному ученику. Этот этап может состоять из следующих моментов:

  • определение цели (ожидаемых результатов) урока;

  • выбор критериев оценивания;

  • определение цели оценивания;

  • выбор конкретной стратегии (способа) оценивания;

  • выбор шкалы оценивания;

  • выбор путей доведения до ведома учеников ожиданий учителя.

Среди наиболее распространенных на сегодняшний день приемов оценивания учеников можно выделить следующие: тест, экспресс-опрос, расширенный опрос, контрольная работа или творческое задание, наблюдение, самооценка [15, c. 25].












ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Школьный учитель – это, прежде всего, практик. Но, не имея теоретической подготовки, он не может рассчитывать на то, что урок будет дан на «отлично».

Познакомившись с характеристикой основных групп интерактивных технологий, рассмотрев структуру и методику интерактивного урока, можно с уверенностью сказать, что поставленная в данной работе задача выполнена. Приобретен бесценный теоретический опыт, который в дальнейшем пригодится для проведения уроков в школе.

Результатом проведенного в этой работе исследования стало выявление того, что на сегодняшний день, в условиях реформации общего среднего образования, на преподавание истории возлагаются важные задачи. Они связаны с социальной адаптацией личности ученика, его подготовкой к активной общественной жизни и воспитанием в нем уважения к общечеловеческим ценностям с одной стороны, и глубокого патриотизма – с другой.

Проведение нестандартных уроков вызывает сильный интерес учеников, заинтересовывает своей новизной. Эти дидактические находки позволяют расширить творческо-поисковые способности учеников, развивают альтернативность мышления и умение находить способы разрешения проблемных ситуаций. Они учат дискутировать, отстаивать свою точку зрения, уважать мнение и способ мышления оппонента, давать объективную оценку ответам товарищей.

Современный урок должен стать интерактивным. Именно такой урок, с использованием интерактивных технологий обучения, нужен нашим детям. За ним будущее современной школы.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Конституція України (з наступними змінами) // Відомості Верховної Ради України. – 1996. – № 30. – Ст. 141.

  2. Національна доктрина розвитку освіти. Затверджено Указом Президента України від 17 квітня 2002 року №347/2002. – 18 с.

  3. Характеристика освітніх галузей. Державній стандарт базової і повної середньої освіти. Затверджено постановою Кабінету Міністрів України від 14.01.2004 р. №24. – 18 с.

  4. Баханов К.О. Інноваційні системи, технології та моделі навчання історії в школі: Монографія. – Запоріжжя: Просвіта, 2004. – 328 с.

  5. Богин В.Г. Новые технологии: возможности и результаты. – М.: Педагогика, 2002. – 421 с.

  6. Дьяченко В.К. Новая дидактика. – М.: Народное образование, 2005. – 237 с.

  7. Комаров Ю. Особливості роботи з текстовими історичними джерелами // Доба. – 2004. – №2. – с. 15-19.

  8. Костюк І., Осмоловський А. Рольовий підхід до аналізу історичних документів як засіб розвитку учнівської особистості // Доба. – 2004. – №2. – с. 24-40.

  9. Ксендзова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.: Педобщество по России, 2000. – 356 с.

  10. Освітні технології / За заг. ред. Пєхоти О.М. – К.: А.С.К., 2001. – 264 с.

  11. Осмоловський А. Методи роботи з візуальними джерелами // Доба. – 2004. – №2. – с. 20-23.

  12. Педагогічні технології у безперервній професійній освіті / За заг. ред. Сисоєвої С.О. – К.: Знання, 2001. – 436 с.

  13. Пометун О., Пироженко Л. Інтерактивні технології навчання: теорія, практика, досвід. – К.: Знання-Прес, 2002. – 135 с.

  14. Пометун О., Ігнатова І., Костюк І., Кендзвор П. Ми – громадяни України. Методичний посібник з курсу громадянської освіти. 9(10) кл. / За ред. О. Пометун.

  15. Пометун О., Пироженко Л. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання. – К.: Видавництво А.С.К., 2003. – 192 с.

  16. Святокум О.Є. Історія стародавнього світу. 6 клас: Плани-конспекти уроків. – Харків: Веста, Видавництво «Ранок», 2003. – 320 с.

  17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 360 с.

  18. Суворова Н. Интерактивное обучение. Новые подходы. – М.: КНОРУС, 2005. – 385 с.

  19. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с.

29


интерактивный урок по истории
  • История
Описание:

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………….………………………………..

РАЗДЕЛ 1. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ..…………………

1.1. Почему интерактивный урок ……………………………...…….

1.2. Что понимают под технологией в педагогической науке и практике …………………………………………………………….…

1.3. Что такое интерактивное обучение и почему его можно рассматривать как совокупность технологий ……...………….……

1.4. Групповая и кооперативная формы организации деятельности учеников на уроке ………………………………….…………………

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ………

2.1. Интерактивные технологии кооперативного обучения .………

2.2. Технологии коллективно-группового обучения …………….…

2.3. Технологии ситуативного моделирования ……………….....….

2.4. Технологии отработки дискуссионных вопросов …………..….

РАЗДЕЛ 3. ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК – ОСОБЫЙ ВИД УРОКА …....

3.1. Структура и методика интерактивного урока ………………….

3.2. Основные этапы процедуры оценивания …………………….…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….

ЛИТЕРАТУРА  …………………………………………………………….

3

 

6

6

 

7

 

8

 

11

14

14

16

17

19

21

21

26

27

28

Автор Крента Галина Григорьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1597
Номер материала 33362
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓