Главная / Другое / Интерактивные методы обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода

Интерактивные методы обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода


ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Медовикова Л.Н.,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 27»


1. Условия возникновения и становления педагогического опыта

Основатель гуманитарной психологии Карл Рэнсом Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно». Кто из учителей на том или ином этапе профессионального развития не осознавал ту же проблему?

В педагогической науке уже давно установлено, что эффективность усвоения информации зависит от способов ее получения субъектом обучения. Системно-деятельностный подход, являясь основополагающим в образовательном процессе в свете требований ФГОС, предполагает активное участие ученика в процессе познания: знания не даются ему в готовом виде, он добывает их под руководством учителя в самостоятельной деятельности.

К.Р. Роджерс утверждал, что результаты обучения-воздействия «либо не являются важными, либо вообще вредны». Мой личный профессиональный опыт свидетельствует: педагог, использующий в своей работе традиционные методы обучения, может рассчитывать только на то, что обучение будет результативным лишь для 10-30% его учеников. Только когда человек получает знания, участвуя в реальной деятельности, он усваивает их на 80-90%. И все же, несмотря на то, что образование реформируется каждые 10-15 лет, несмотря на то, что требования к результатам школьного образования кардинально меняются, в школе по-прежнему торжествует знаниевый подход к обучению. Возникает противоречие между традиционными методами и приемами обучения и деятельностной парадигмой современного образования. Противоречие между социальным заказом общества и результатом традиционного образования.

Интерактивное обучение, являясь альтернативой традиционным формам, на мой взгляд, наиболее полно обеспечивает тот результат качественного образования, которого ждет от школы современное общество: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Применение методов интерактивного обучения как средства реализации системно-деятельностного подхода приведет к активизации познавательной деятельности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения и в результате – к повышению качества образования.

2. Актуальность

Сегодня в области практического использования интерактивного обучения существуют проблемы, связанные и с недостатком методического обеспечения, и с недостаточным в школьной среде уровнем владения теорией и практикой интерактивного обучения. Часто использование учителями интерактивных форм обучения происходит стихийно, от случая к случаю, не представляя единой педагогической системы. Противоречие между тем, что, с одной стороны, интерактивное обучение сегодня особо востребовано в образовании, а с другой стороны – недостаточно разработаны условия для его применения, обусловило актуальность моего педагогического опыта.

Мною выявлены и опытным путем обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность применения интерактивного обучения; определены и классифицированы наиболее эффективные методы интерактивного обучения русскому языку и литературе.

3. Теоретические основы

Методологически теория интерактивного обучения тесно связана с теорией гуманно-личностного обучения, развивающего обучения, а также с теорией проблемного обучения.

Научной основой интерактивного обучения можно считать теорию педагогической интеракции (от англ. interaction — взаимодействие). Интерактивное обучение – это обучение, видоизменяющее формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Эффективность такого обучения достигается при соблюдении главных принципов:

  • принцип партнерства — обучение на основе взаимодействия и взаимообогащения новой информацией и новым опытом;

  • принцип деятельности — обучение через опыт, создание условий для исследования границ применения полученных знаний;

  • принцип ценностно-смыслового подхода направленность на создание условий для обретения каждой личностью смысла своего образования, самообразования, смысла жизни, личностных смыслов;

  • принцип свободного выбора — право выбора ученику пре­доставляется во всём: и в выборе форм, и в возможности представить собствен­ную точку зрения; 

  • принцип проблемности участие субъектов обучения в решении новых для них познавательных и практических проблем;

  • принцип рефлективности самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.


4. Технология

Часто учителя, использующие различные мультимедийные средства, убеждены, что они реализуют именно интерактивный подход к обучению. Но это вовсе не означает, что любое занятие с применением новационных технических средств обучения интерактивно. Средства – это предметы. Они играют сопутствующую роль. Но почему-то в российском образовании в последнее время использование интерактивных средств на уроке становится чуть ли не главным признаком успешности образовательного процесса.

В интерактивном обучении все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают работу, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по решению проблем. Интерактивное обучение осуществляется в условиях постоянного равноправного общения всех учащихся. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. В процессе поиска решения проблемы при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Здесь важно, чтобы были усвоены нормы поведения на таком уроке.

Важнейшая особенность интерактивного обучения в том, что учебно-воспитательный процесс происходит в групповой совместной деятельности. В группе решаются следующие задачи:

  • решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.);

  • снижение уровня тревожности, страха неуспешности;

  • взаимообучение;

  • оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель – ученик» внутригрупповое сотрудничество повышает его эффективность не менее чем на 10%.

Наиболее продуктивной формой взаимодействия является работа в малых группах. Есть много приемов (цветные карточки, «вопрос-ответ», «четыре угла» и др.) организации групп сменного состава. Рассматривая актуальность группового взаимодействия, я бы отметила следующее: 1. Большинство современных задач для плодотворного решения требуют объединения усилий нескольких человек, поэтому ученик должен научиться работать в микросообществах. 2. Малая численность участников в большей мере способствует самовыражению личности учащегося. 3. Групповое взаимодействие предоставляет ученикам возможность непосредственного обмена результатами труда, что создает благоприятные условия для активного включения обучающихся в учебный процесс.

Интерактивные ситуации можно применять на любом этапе урока. В процессе поиска я нашла те методы, которые наиболее успешны на моих уроках. Выбор того или иного метода зависит от конкретной цели урока, от задачи этапа урока:

Этап урока

Возможный метод

Мотивация, актуализация знаний

  • Мозговой штурм

  • Незаконченное предложение

  • Смысловые ассоциации

Получение новых знаний

  • Интерактивная лекция

  • Ученик в роли учителя

  • Сократовская дискуссия

  • Письменная работа по обоснованию своей позиции

  • Метод-ПРЕСС

Обобщение и систематизация знаний

  • Пресс-конференция

  • Проектный метод

  • Творческие задания

  • Метод-пресс

Рефлексия

  • Незаконченное предложение

  • Письменная работа по обоснованию своей позиции

Одним из признаков интерактивного обучения является проявление одновременно физической активности (передвижение по аудитории, осуществление записей и т.д.), социальной активности (обмен мнениями, отстаивание своей точки зрения и т.д.) и познавательной активности (осознание себя как источника опыта, поиск решения проблем и т.д.).

Если на традиционном уроке мы часто слышим фразу учителя: «Не разговаривай, ты мешаешь!», то в условиях интерактивного обучения, напротив, главными признаками хорошего урока являются диалог и полилог.

При этом меняется роль учителя: он организует сотрудничество, налаживает взаимодействие субъектов обучения, объединяет в пары, группы, координирует работу в парах, группах. Он принимает на себя функцию фасилитатора. Задача фасилитатора не вооружение участников ЗУНами, а вооружение инструментами для успешной работы. В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Когда учитель оставляет «учительский» тон, проявляет неподдельный интерес, ученики готовы откликнуться, совместно участвовать в поиске. Только учитель, понимающий и принимающий внутренний мир своих учащихся, ведущий себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями и, наконец, доброжелательно относящийся к учащимся, создает тем самым все необходимые условия для обеспечения и поддержки (фасилитации) их осмысленного учения и личностного развития в целом.

Исключительной особенностью интерактивного урока, в отличие от традиционного, я считаю значимость заключительного этапа – рефлексии. Новый подход к объектно-субъектным отношениям на уроке требует пересмотра привычной системы оценки деятельности обучающихся. Внимание смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки детей я использую как часть учебного процесса, тем самым совершенствуя мыслительный процесс обучающихся.

Учитель, решивший применять в своей практике методы интерактивного обучения в системе, должен осознавать трудности, с которыми ему придется столкнуться.

  1. Во-первых, интерактивное обучение требует много времени на подготовку к занятиям.

  2. Интерактивность в обучении требует от педагога особых личностных качеств: искренности, толерантности, позитивного отношения к ученику, способности к эмпатии. К. Роджерс назвал этот комплекс личностных качеств учителя «необусловленным позитивным вниманием к человеку».

  3. Результат такого обучения проявляется далеко не сразу: если мы ставим целью формирование личности ученика, то выявление результата имеет отсроченный характер.

5. Результативность

Применение интерактивного обучения в моей работе привело к интенсификации процесса понимания, усвоения и применения знаний за счет активного включения в этот процесс обучающихся. Я отметила рост уровня мотивации и вовлеченности учеников в решение обсуждаемых проблем, что дало толчок к их последующей познавательной активности.

  • Исследование развития коммуникативной и информационной компетенций выпускников 11 класса показало значительно выше среднего уровень сформированности навыков взаимодействия с окружающей средой и людьми. В большинстве мои ученики обладают навыками общения, сотрудничества в различных областях и социальных группах. Также большинство выпускников 11 класса на высоком уровне владеют навыками деятельности по отношению к информации, составляющей содержание предмета, а также содержащейся в окружающем мире. Исследование уровня мотивации к изучению литературы моих учеников 5 класса показало, что детям интересно на уроках и в подготовке домашнего задания, формирование положительной мотивации ведется успешно, чему способствует и общая атмосфера в классе, и участие учеников в коллективистических формах организации разных видов деятельности, и отношения сотрудничества учителя и учащегося.

  • Интерактивное обучение стало одним из условий успешности моих учеников при прохождении государственной итоговой аттестации в 11 классе.

Можно отметить универсальность большинства методов и технологий интерактивного обучения, возможность применения их в обучении разным дисциплинам. Процесс интеракции на уроке направлен на полный комплекс ориентиров (ценности, цели, мотивы, нормы и так далее), а не только на узко предметные цели. Интерактивное обучение можно начинать даже с младшими школьниками: учить взаимодействию и сотрудничеству, на мой взгляд, никогда не рано. Предлагаемые мною методы работы могут также пополнить воспитательную копилку классного руководителя.


1


Интерактивные методы обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода
  • Другое
Описание:

Сегодня в области практического использования интерактивного обучения существуют проблемы, связанные и с недостатком  методического обеспечения, и с недостаточным в школьной среде уровнем владения теорией и практикой интерактивного обучения. Часто использование учителями интерактивных форм обучения происходит стихийно, от случая к случаю, не представляя единой педагогической системы.  Противоречие между тем, что, с одной стороны,  интерактивное обучение сегодня особо востребовано в образовании, а с другой стороны – недостаточно разработаны условия для его применения, обусловило актуальность моего педагогического опыта.

Мною выявлены и опытным путем обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность применения интерактивного обучения; определены и классифицированы наиболее эффективные  методы интерактивного обучения русскому языку и литературе.

Автор Медовикова Лариса Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1386
Номер материала 33851
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓