«Интерактивные
методы обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся»
Япиева
Анастасия Владимировна
учитель
математики
МБОУ
Краснокоммунарская СОШ
Сакмарский
район, Оренбургская область
"
Скажи мне - и я забуду,
покажи
мне - и я запомню,
дай
сделать - и я пойму"
Возрастающая потребность общества в людях,
способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно
решать существенные проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и
, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстроменяющихся
условиях. Стратегия современного образования заключается в предоставлении
возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал,
подразумевающий возможность реализации личных планов.
Одной из основных задач обучения на
современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для
практической деятельности каждого человека. В своей деятельности каждый
современный преподаватель стремится к тому, чтобы его дети умели вступать в
диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были
способны к самоопределению и самообразованию. Ключевые компетенции
рассматриваются как готовность человека использовать усвоенные знания, умения,
способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Если говорить о самореализации учащихся в
учебной деятельности, то это возможно с помощью различных способов и методов.
При этом большое значение в современной науке отводится интерактивным методам
обучения, так как они ориентированы на активную совместную учебную
деятельность, общение, взаимодействие учителя и учащегося и позволяет выстроить
образовательное пространство для самореализации учащегося.
Итак, что же это за интерактивные методы.
Слово " интерактив" образовано от англ. слова "interact"
где "inter" - взаимный, "
act"
- действовать. " Интерактивность" значить способность
взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Значит , интерактивное
обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение , в ходе которого
осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого. Особенность этого
взаимодействия состоит в том, что его участники пребывают в одном смысловом
пространстве, происходит совместное погружение в проблемное поле решаемой
задачи , т.е. включение в единое творческое пространство, согласованность в
выборе средств и методов реализации решения задачи. При таком методе работы
каждый вносит индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
По сравнению с традиционными формами
ведения занятия, в интерактивном обучении меняется взаимодействие
преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности
обучаемых, а задачей педагога становиться создание условий для их инициативы.
К интерактивным методам могут быть
отнесены:
дискуссия;
эвристическая беседа;
"мозговой штурм";
ролевые, "деловые " игры;
тренинги;
кейс - метод;
метод проектов;
работа в парах, группах;
обсуждение видеофильмов и т.д.
Интерактивные формы и приёмы можно
применять на всех этапах урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для
изучения материала по многим предметам. Применение интерактивных форм обучения
позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных
методах обучения, они сами делают свой выбор, проявляют инициативу.
На своих уроках математики я часто
применяю следующие методы работы : "мозговой штурм", " работа в
парах, в группах", " обсуждение видео ролика".
Мозговой
штурм - это прекрасный метод для использования опыта учащихся с целью решения
проблем и разработки идей. Этот метод срабатывает лучше
в группах по 5 -7 человек. Главное четко определить проблему или тему для
мозгового штурма. Работать в кругу. Выбрать лидера, который ведет обсуждение и
поощряет появление новых идей.
Правила
которым необходимо придерживаться при данном методе работы:
1.
Никакой критики!
2.
Заимствования других идей является нормальным явлением.
3.
Желаемое - большое количество идей.
4.
Оценка происходит позже.
Чтобы
усовершенствовать качество идей, предоставьте время детям, чтобы они написали
свои идеи сначала индивидуально.
Хороший
результат дает также работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски,
где ведомый , более " слабый " ученик чувствует поддержку товарища.
Плюс этой работы заключается в том, что все дети могут высказаться, обменяться
идеями со своим напарником. Чаще всего этот метод работы использую на зачётных
уроках, когда подводится итог пройденного материала, учащиеся имеют возможность
помочь друг другу, и что не мало важно провести самоанализ и оценить работу
одноклассника.
На уроках математики в 5 классе обсуждение
просмотренного материала является одним из самых любимых занятий учащихся. Во-
первых наглядность весьма велика при изучении материала, во-вторых вопросы
которые раньше могли возникнуть исчезают, учебный материал становиться понятным
со всех сторон .
Таким образом интерактивные методы
обучения способствует тому, что учащиеся большую часть времени работают
самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценки своих
действий и деятельности в целом, развивается такое качество как
коммуникативность, что в совокупности с ЗУНами составляет компетентность
выпускника.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.