Главная / Математика / Интеллектуальный марафон по математике в 5 классе: «Дорога в страну математических задач».

Интеллектуальный марафон по математике в 5 классе: «Дорога в страну математических задач».

Интеллектуальный марафон по математике в 5 классе:

«Дорога в страну математических задач».

Учитель: Е. А. Почетухина

I. Пояснительная записка.

Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. Важную роль в определении способов его поведения, деятельности и путей, которые им выбираются для достижения своих целей, играют инструментальные сферы личности, а именно: интеллектуальная, эмоциональноволевая, а также сфера социальных навыков.

В период становления личности, когда учебный труд рассматривается как способ проявления личностных качеств, учащимся хочется сравнить свои результаты не только со своими прошлыми достижениями, но определить свой статус, сравнить уровень своих притязаний с эталон.

Математический марафон является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие инструментальных сфер личности, а именно: интеллектуальной, эмоциональноволевой, а также сферы социальных навыков. Участвуя в марафоне, ученик проявляет стремление к самореализации (потребностно-мотивационная сфера); у него формируются навыки планирования и самоконтроля (волевая сфера), ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления (интеллектуальная сфера). Получение результатов своей деятельности с комментариями учеников и соотнесение их с результатами других учеников способствует формированию у учеников адекватной самооценки и уровня притязаний (потребностно-мотивационная сфера), а также учит их брать на себя ответственность за результаты собственной работы (сфера социальных навыков).

В основу Интеллектуального марафона положен личностный подход в оценке математических знаний учащихся по основным темам курса математики 5 класса.

II. Подготовительный этап.
В ходе подготовки к марафону учащимися под руководством учителя выделяются основные позиции, которые могут быть положены в основу составления заданий.
Позиции:
1) текстовые задачи;
2) арифметические действия с натуральными числами;
3) площадь, объём, развёртка геометрических тел;
4) подумай и реши.
Формулируются ограничения для составления заданий заданий:
— содержание заданий не выходит за рамки школьной программы;
— предлагаемые задания обязательно имеют решения, получаемые стандартными методами;
— формулировка заданий точно соответствует школьной терминологии, а фабула задач имеет аналогии в учебнике;
— возможны нетрадиционные способы решения стандартных задач.


III. Проверка и оценка результатов.

Система проверки работ математического марафона отличается от проверки контрольных или экзаменационных работ и ближе к подсчету баллов на олимпиадах. В итоге каждый учащийся получает определенную сумму баллов, называемую в дальнейшем рейтинговой.
Рейтинговая оценка ученика позволяет:
— оценить уровень математической подготовки каждого учащегося по каждой позиции;
— определить положение ученика относительно среднего показателя для класса;
— дает возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом;
— планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний для данного класса;
— позволяет выявить учащихся с повышенным уровнем интеллектуального развития;
- контролировать обязательные результаты обучения;
— развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Если интеллектуальный марафон - традиция, то ученик имеет возможность знать:
— объективную динамику математического образования за несколько лет;
— возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики.

Для определения победителей марафона полученные результаты ранжируются.


№ задания

1

2

3

4

5

Итого

Место

Фамилия, имя

1








2








3








4








5








6









IV. Ответы на вопросы и критерии оценивания работы.

1.Ответ: «ОДИН ЗА ВСЕХ, ВСЕ ЗА ОДНОГО».

Дан верный ответ - 10 баллов. Наличие в ответе грамматической ошибки или лишней буквы минус 2 балла за каждую ошибку.


2. См. Рисунок.

hello_html_m585ac45b.gifДан верный ответ 20 баллов. За каждое число, стоящее на своем месте, 5 баллов.


З. Смотри пример.

7243
29
+65187
14486
210047

Дан верный ответ 15 баллов. За каждую верно восстановленную строчку примера по З балла.


4.См. Рисунок.

hello_html_m7ea766ad.gif

Дан верный ответ 25 баллов. Верное расположение точек, но отрезки непрямолинейны 20 баллов.

5. Решая задачу с конца, получим, что
номер этажа, на котором находится квартира Чебурашки, есть натуральное число,
которое:
1) больше, чем 42, но меньше, чем 51;
2) больше чем 45, но меньше, чем 55;
3) больше чем 38, но меньше, чем 49;
4) больше, чем 47, но меньше, чем 50.
Больше, чем 47, но меньше, чем 49, то есть на 48 этаже.
Ответ: на 48 этаже.

Дан верный ответ – 20 баллов. За каждое верное неравенство – 5 баллов.

Сроки составления: 6.11.2011 – 11.11.2011

Источники:

  1. И.Ф Шарыгин «Уроки дедушки Гаврилы, или развивающие каникулы», Изд. «Дрофа», М. 2006;

  2. С.Н. Олехник «Старинные познавательные задачи», Изд. «Дрофа», М. 2005












V. ЗАДАНИЯ.


1. Слова в фразе стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова переставлены местами. Например: « ПШЬОПЕШИС - ЙЮДЛЕ ШЕСАМЬШИН» - «ПОСПЕШИШЬ - ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ». Поставьте буквы на свои места, прочтите и запишите получившуюся поговорку: « ИДНО АЗ ХЕВС, ВЕС ЗА ОГОДНО». (10 балов).


2. На гранях куба написаны числа 1, 2, 3, 4, 5 и 6 так, что сумма чисел любых двух противоположных граней равна 7. На рисунке (а) изображен этот куб. Перерисуйте развертку (рис. б) и расставьте на ней числа 3, 4, 5 и 6 в нужном порядке. (15 баллов)

а) б)

hello_html_634f9bc8.gifhello_html_46e4ff0b.gifhello_html_46e4ff0b.gifhello_html_46e4ff0b.gifhello_html_46e4ff0b.gifhello_html_46e4ff0b.gifhello_html_46e4ff0b.gif

2

1

hello_html_658c4da5.gifhello_html_658c4da5.gif



3. Восстановите пример. (20 баллов)

*2*3

**

-------------

* **87

+

* * ***

-------------

2 * 004*



4. Нарисуйте план посадки четырех деревьев так, чтобы прямолинейные тропинки, проложенные от каждого дерева к трем другим, не пересекались. (25 баллов)







5. Чебурашка живет в высотном здании. На каком этаже находится его квартира, если:

  • поднявшись на лифте с этажа, на котором находится его квартира, на 20 этажей, он оказался выше 62, но ниже 71 этажа;

  • спустившись с этажа, на котором находится его квартира, на 15 этажей, он оказался выше 30, но ниже 40 этажа;

  • поднявшись с этажа, на котором находится его квартира, на 29 этажей, он оказался выше 67, но ниже 78 этажа;

  • спустившись с этажа, на котором находится его квартира, на 38 этажей, он оказался выше 9, но ниже 12 этажа? ( 30 баллов).



5 декабря 2011 года Учитель (Е. А, Почетухина)


hello_html_3ae266fd.png

5


Интеллектуальный марафон по математике в 5 классе: «Дорога в страну математических задач».
  • Математика
Описание:

Математический марафон является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие инструментальных сфер личности. а именно интеллектуальной, эмоциональной, а также сферы социальных навыков. Участвуя в марафоне ученик проявляет стремление к самореализации (потребностно-мотивационная сфера); у него формируются навыки планирования и самоконтроля (волевая сфера); ему приходиться проявлять системность, креативность и критичность мышления (интеллектуальная сфера). Получение результатов своей деятельности  с комментариями учеников способствует формированию адекватной самооценки.

Автор Почетухина Елена Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1048
Номер материала 21550
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓