Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИнтеллектуальный конкурс по русской литературе

Интеллектуальный конкурс по русской литературе

Скачать материал

Цели : Обеспечить художественное восприятие лирических произведений А.С.Пушкина, понимание всей сложности переживаний, всё богатство чувств поэта, не разрушив интимности, чистоты.

закрепление знаний по литературе; развитие познавательных интересов учащихся; привитие любви к предмету; развитие мышления, воображения, памяти, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.

Воспитание интереса к жизни и творчеству А.С.Пушкина.

 

Форма урока : Интеллектуальный конкурс

Предварительная подготовка: каждый участник команды готовит вопрос для своего соперника; не занятые в игре учащиеся выпускают газету о творчестве А.С.Пушкина.

                                                      

                                       Эпиграфы к уроку: Пушкин – явление чрезвычайное и, может быть, единственное.

                                                                                                                                                           Н. В. Гоголь

«Пушкин – выражение могучих творческих сил народа, символ его величайшей талантливости»

                                                                                                                                                        Н. А. Демин

 

 

Ход конкурса

Вступительное слово учителя

А.С.Пушкин – это величайший  русский писатель и поэт мирового масштаба. Его имя знают уже с младенчества, потому что сказки Пушкина мы помним с детства. Это первое имя, которое  приходит на ум , когда тебя спросят : «Назови любого поэта Русской литературы». Мы любим стихи Пушкина. Поэзия его поднимается из глубин народной жизни, она воплощена в образах достоверных, полных исторической правды.

Наш урок посвящен творчеству Пушкина. На уроке мы должны показать красоту лирики, очарование строк, легкое дуновение эпохи, современное понимание поэта.

Перед нами 2 команды «Декабристы», «Лицеисты» (Команды объясняют происхождение названия)

1 тур

Каждой команде задаются вопросы. На обдумывание ответа 15 секунд. За каждый правильный ответ по 2 балла.

Биография писателя

            Вопросы 1-й команде:

Где и когда родился Пушкин?

Кто научил Пушкина читать?

Какое образование получил Пушкин?

О каком событии писал Пушкин, вспоминая годы учения в Лицее:

                       Старик Державин нас заметил

                       И, в гроб сходя, благословил.

Какое шутливое прозвище он получил?

Кто и по какому поводу подарил Пушкину свой портрет? (Василий Жуковский)

Сколько лет работал Пушкин над созданием романа «Евгений Онегин»?

Где находится город, названный именем Пушкина?

Вопросы 2-й команде:

Как звали отца и мать Пушкина? Кем они были по происхождению?

Как звали няню Пушкина? Почему Пушкин её очень любил?

Какие предметы изучал Пушкин в Лицее?

Где служил Пушкин после окончания Лицея?

Сколько лет было Пушкину в год восстания декабристов?

Сколько детей было у Пушкина? Как их звали?

Какой головной убор предпочитал носить Пушкин?

Где состоялась дуэль Пушкина с Дантесом?

2-й тур  «Я  тебе вопрос задам»

Каждый член команды задает по одному вопросу одному из соперников. Правильный ответ приносит команде по одному очку. Это индивидуальный гейм, т. е. при ответе не допускается помощь других членов команды. Тематика вопросов оговаривается заранее. Жюри определяет лучший вопрос и награждает его автора.

3- й  тур «Узнай героя по его портрету». 

 

          1.Острижен по последней моде;

            Как dendy  лондонский одет —

            И наконец увидел свет...

                                Евгений Онегин. «Евгений Онегин»

2. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали».

                                               Пугачёв. «Капитанская дочка»

3. «Стройная, бледная и семнадцатилетняя девица; была воспитана на французских романах, и, следовательно, была влюблена».

                                                Марья Гавриловна. «Метель»

4. Красавец в полном цвете лет

                Поклонник Канта и поэт...

                                                            В.Ленский. «Евгений Онегин»

5.Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой...

                                               Татьяна Ларина «Евгений Онегин»

6.«...девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели».

                                               Маша Миронова. «Капитанская дочка»

 

 

4-й тур  «Знаете ли вы роман «Евгений Онегин»

Вопросы задаются по очереди каждой команде. За правильный ответ по одному очку.

1. Сколько лет длится действие романа?

                                       Свыше 4-х лет: два года проходит между приездом Онегина и                

                                        отъездом Татьяны; два года Татьяна замужем.

2. Сколько лет было Онегину, когда после дуэли с Ленским он отправился в путешествие?

                                       «Дожив без цели , без трудов

                                         До двадцати шести годов...»

3. Назовите возраст Ленского.

                                        «Он пел поблеклый жизни цвет

                                         Без малого в осьмнадцать лет.»

4. Сколько раз в год давал балы отец Онегина?

                                         «Давал три бала ежегодно

                                         И промотался наконец»

5. Какой военный чин имел отец Татьяны Лариной?

                                          «Смиренный грешник, Дмитрий Ларин,

                                            Господний раб и бригадир...»

6. Как звали няню Татьяны?

                                            Фелипьевна

 

 

5 тур Сценка из «Евгения Онегина»

Сценка  из Евгения Онегина (Отрывок )

Письмо Онегина и Татьяны (Ученик рассказывает предысторию их любви) П.сидит пишет роман горят свечи, звучит музыка

 

 

6-й тур  «Заморочки»

Кто, по утверждению А.С.Пушкина, является другом парадоксов?

 

Какое время года мешали любить А.С.Пушкину пыль, комары да мухи?

 

 

7 тур Докончи стихотворение

 (Команды из сундучка берут отрывок стихотворения и продолжают строки. )


Буря мглою небо кроет, 
Вихри снежные крутя;
 
То, как зверь, она завоет,
 
То заплачет, как дитя,
 
То по кровле обветшалой
 
Вдруг соломой зашумит,
 
То, как путник запоздалый, 
К нам в окошко застучит.
 

 

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

 

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

 

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном…


 

 

8 тур: “ Ящик из 19 века ”.

Содержимое ящиков: пистолет «Евгений Онегин», карта «Пиковая дама», свеча «ЕО», маска «Дубровский»

(каждая команда по очереди берет по одному предмету и объясняет из какого произведения этот предмет)

А также Угадай произведение

(Помощник раздает карточки на котором указано слово- символ)

Снег – Е О , Петр 1- Медный всадник, крепость – Кап.дочка, церковь – метель, дуэль – ЕО, черт – балда, снежные вихри – буря мглою, записка корявым почерком – барышня крестьянка.

 

 9 тур Стихотворные посвящения.

Определить, кому посвящены строки стихотворений Пушкина.

 Команда 1:                 Я помню чудное мгновенье:

                                     Передо мной явилась ты,

                                     Как мимолётное виденье,

                                     Как гений чистой красоты. (А. П. Керн).

 

Команда 2:                  Исполнились мои желания. Творец

                                     Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

                                     Чистейшей прелести чистейший образец.

                                                                                 (Н. Н. Гончарова)

По одному чтению стихотворения Пушкина. из каждой команды

Оценивается лучшее чтение.

 

10 тур Я – Пушкин

 Придумайте любое стихотворение четверостишие сами, побудем немного Пушкиным.

Дети сочиняют стихи и читают их. (Звучит музыка)

   

 

 

Хочется, чтобы память о Пушкине осталась светлой, лучезарной, самой близкой и бескорыстной. Переданное отчаяние от потери, высказал еще один великий поэт так и не встретивший А.С.Пушкина, но горячо любивший его.

Чтение «Погиб поэт» М.Ю.Лермонтов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            КГУ «Коктальская средняя школа с дошкольным мини-центром»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Интеллектуальный конкурс

 

                            9 класс

     «Ближе к Пушкину»

           

              

 

 

                                 

                                           Выполнила: Москаленко В.Г.

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интеллектуальный конкурс по русской литературе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-консультант

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели : Обеспечить художественное восприятие лирических произведений А.С.Пушкина, понимание всей сложности переживаний, всё богатство чувств поэта, не разрушив интимности, чистоты.

закрепление знаний по литературе; развитие познавательных интересов учащихся; привитие любви к предмету; развитие мышления, воображения, памяти, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.

Воспитание интереса к жизни и творчеству А.С.Пушкина.

 

Форма урока : интеллектуальный конкурс

Предварительная подготовка: каждый участник команды готовит вопрос для своего соперника; не занятые в игре учащиеся выпускают газету о творчестве А.С.Пушкина.

                                                      

                                       Эпиграфы к уроку: Пушкин – явление чрезвычайное и, может быть, единственное.

                                                                                                                                                           Н. В. Гоголь

«Пушкин – выражение могучих творческих сил народа, символ его величайшей талантливости»

                                                                                                                                                        Н. А. Демин

 

 

Ход конкурса

Вступительное слово учителя

А.С.Пушкин – это величайший  русский писатель и поэт мирового масштаба. Его имя знают уже с младенчества, потому что сказки Пушкина мы помним с детства. Это первое имя, которое  приходит на ум , когда тебя спросят : «Назови любого поэта Русской литературы». Мы любим стихи Пушкина. Поэзия его поднимается из глубин народной жизни, она воплощена в образах достоверных, полных исторической правды.

Наш урок посвящен творчеству Пушкина. На уроке мы должны показать красоту лирики, очарование строк, легкое дуновение эпохи, современное понимание поэта.

Перед нами 2 команды «Декабристы», «Лицеисты» (Команды объясняют происхождение названия)

1 тур

Каждой команде задаются вопросы. На обдумывание ответа 15 секунд. За каждый правильный ответ по 2 балла.

Биография писателя

            Вопросы 1-й команде:

Где и когда родился Пушкин?

Кто научил Пушкина читать?

Какое образование получил Пушкин?

О каком событии писал Пушкин, вспоминая годы учения в Лицее:

                       Старик Державин нас заметил

                       И, в гроб сходя, благословил.

Какое шутливое прозвище он получил?

Кто и по какому поводу подарил Пушкину свой портрет? (Василий Жуковский)

Сколько лет работал Пушкин над созданием романа «Евгений Онегин»?

Где находится город, названный именем Пушкина?

Вопросы 2-й команде:

Как звали отца и мать Пушкина? Кем они были по происхождению?

Как звали няню Пушкина? Почему Пушкин её очень любил?

Какие предметы изучал Пушкин в Лицее?

Где служил Пушкин после окончания Лицея?

Сколько лет было Пушкину в год восстания декабристов?

Сколько детей было у Пушкина? Как их звали?

Какой головной убор предпочитал носить Пушкин?

Где состоялась дуэль Пушкина с Дантесом?

2-й тур  «Я  тебе вопрос задам»

Каждый член команды задает по одному вопросу одному из соперников. Правильный ответ приносит команде по одному очку. Это индивидуальный гейм, т. е. при ответе не допускается помощь других членов команды. Тематика вопросов оговаривается заранее. Жюри определяет лучший вопрос и награждает его автора.

3- й  тур «Узнай героя по его портрету». 

 

          1.Острижен по последней моде;

            Как dendy  лондонский одет —

            И наконец увидел свет...

                                Евгений Онегин. «Евгений Онегин»

2. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали».

                                               Пугачёв. «Капитанская дочка»

3. «Стройная, бледная и семнадцатилетняя девица; была воспитана на французских романах, и, следовательно, была влюблена».

                                                Марья Гавриловна. «Метель»

4. Красавец в полном цвете лет

                Поклонник Канта и поэт...

                                                            В.Ленский. «Евгений Онегин»

5.Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой...

                                               Татьяна Ларина «Евгений Онегин»

6.«...девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели».

                                               Маша Миронова. «Капитанская дочка»

 

 

4-й тур  «Знаете ли вы роман «Евгений Онегин»

Вопросы задаются по очереди каждой команде. За правильный ответ по одному очку.

1. Сколько лет длится действие романа?

                                       Свыше 4-х лет: два года проходит между приездом Онегина и                

                                        отъездом Татьяны; два года Татьяна замужем.

2. Сколько лет было Онегину, когда после дуэли с Ленским он отправился в путешествие?

                                       «Дожив без цели , без трудов

                                         До двадцати шести годов...»

3. Назовите возраст Ленского.

                                        «Он пел поблеклый жизни цвет

                                         Без малого в осьмнадцать лет.»

4. Сколько раз в год давал балы отец Онегина?

                                         «Давал три бала ежегодно

                                         И промотался наконец»

5. Какой военный чин имел отец Татьяны Лариной?

                                          «Смиренный грешник, Дмитрий Ларин,

                                            Господний раб и бригадир...»

6. Как звали няню Татьяны?

                                            Фелипьевна

 

 

5 тур Сценка из «Евгения Онегина»

Сценка  из Евгения Онегина (Отрывок )

Письмо Онегина и Татьяны (Ученик рассказывает предысторию их любви) П.сидит пишет роман горят свечи, звучит музыка

 

 

6-й тур  «Заморочки»

Кто, по утверждению А.С.Пушкина, является другом парадоксов?

 

Какое время года мешали любить А.С.Пушкину пыль, комары да мухи?

 

 

7 тур Докончи стихотворение

 (Команды из сундучка берут отрывок стихотворения и продолжают строки. )


Буря мглою небо кроет, 
Вихри снежные крутя;
 
То, как зверь, она завоет,
 
То заплачет, как дитя,
 
То по кровле обветшалой
 
Вдруг соломой зашумит,
 
То, как путник запоздалый, 
К нам в окошко застучит.
    Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

  Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
  Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном…


 

 

8 тур: “ Ящик из 19 века ”.

Содержимое ящиков: пистолет «Евгений Онегин», карта «Пиковая дама», свеча «ЕО», маска «Дубровский»

(каждая команда по очереди берет по одному предмету и объясняет из какого произведения этот предмет)

А также Угадай произведение

(Помощник раздает карточки на котором указано слово- символ)

Снег – Е О , Петр 1- Медный всадник, крепость – Кап.дочка, церковь – метель, дуэль – ЕО, черт – балда, снежные вихри – буря мглою, записка корявым почерком – барышня крестьянка.

 

 9 тур Стихотворные посвящения.

Определить, кому посвящены строки стихотворений Пушкина.

 Команда 1:                 Я помню чудное мгновенье:

                                     Передо мной явилась ты,

                                     Как мимолётное виденье,

                                     Как гений чистой красоты. (А. П. Керн).

 

Команда 2:                  Исполнились мои желания. Творец

                                     Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

                                     Чистейшей прелести чистейший образец.

                                                                                 (Н. Н. Гончарова)

По одному чтению стихотворения Пушкина. из каждой команды

Оценивается лучшее чтение.

 

10 тур Я – Пушкин

 Придумайте любое стихотворение четверостишие сами, побудем немного Пушкиным.

Дети сочиняют стихи и читают их. (Звучит музыка)

   

 

 

Хочется, чтобы память о Пушкине осталась светлой, лучезарной, самой близкой и бескорыстной. Переданное отчаяние от потери, высказал еще один великий поэт так и не встретивший А.С.Пушкина, но горячо любивший его.

Чтение стихотворения «Погиб поэт» М.Ю.Лермонтов

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 277 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

“Морфемика. Словообразование”. (Сборник упражнений для самостоятельной работы студентов педагогического колледжа).
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Морфемика и словообразование
  • 01.10.2020
  • 10689
  • 218
«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 375
    • DOCX 42 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Столярова Вера Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Столярова Вера Геннадьевна
    Столярова Вера Геннадьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5101
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 142 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Мини-курс

Психоаналитический подход: изучение определенных аспектов психологии личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе