Главная / Начальные классы / Интеллектуально – экологическая игра “Лес – бесценный дар природы”. 4 класс

Интеллектуально – экологическая игра “Лес – бесценный дар природы”. 4 класс

Интеллектуально – экологическая игра

Лес – бесценный дар природы”.

4 класс

Цель: обобщить и углубить экологические знания учащихся.

Задачи: Формировать экологическое сознание и чувство уважения к родной природе;

Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру;

Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;

Доставить чувство радости, создать праздничное настроение.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, плакаты: «Лес – наше богатство», «Судьба природы – наша судьба», маски рыси, совы, волка, медведя, тигра, лося, белки, зайца, оленя, бабочки.


Ход мероприятия:


I. Организационный момент

1 ученик:

Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится: что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи: ты же видишь – мы свои!

2 ученик:

Лес – это наше богатство!
Лес – это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

3 ученик:

Когда ты идёшь по тропинке лесной, вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “Почему” меж деревьями мчится, летит по пятам за неведомой птицей,
Другое – пчелою забралось в цветок, а третье – лягушкою скок в ручеёк.
“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит “Отчего” на зелёном листке, “Куда” – полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень, вопрос за вопросом, и так целый день.
Пойдём-ка, друзья, по тропинке лесной ответы искать под зелёным шатром.

(слайд №1)

- Сейчас мы начнём игру «Лес – бесценный дар природы» и постараемся получить ответы на все интересующие нас вопросы.

(слайд №2)

- Ребята, хотите ли вы жить в таком мире, где пропало солнце, нет цветов, и все стало черно-белым? А ведь совсем скоро окружающий нас мир может стать таким! И виноват в этом человек! Настало время исправлять ошибки. Сегодня вы будете выполнять определенные задания, и если они будут выполнены правильно, то картинка по частям будет становиться яркой и в ней появятся и бабочки, и рыбки, и солнце, и птички. Вы готовы оживить картинку? Тогда постарайтесь! Желаю удачи!

Проводим отборочный тур. В нём участвуют все. За каждый правильный ответ, вы получаете жетон. 10 ребят, получившие наибольшее количество жетонов, проходят в 1 тур, т.е. становятся участниками игры. Остальные будут болельщиками одной из команд. Будьте внимательны. Желаю успехов!

II. Отборочный тур.

1. - Слушаем вопрос, даем правильный ответ, поднимая руку.

1. Дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом (лиса).

2. Птичий домик (гнездо).

3. Дерево – символ России? (берёза).

4. Ночная птица (сова).

5. Нос птицы (клюв).

6. Ребёнок кошки (котёнок).

7. Курица мужского рода (петух).

8. Кто спит под своими ушами (заяц).

9. Какую траву даже слепые знают (крапива).

10. Зимнее логово медведя (берлога).

11. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (сорока).

12. Колобок, обросший иголками (ёжик).

13. Что снесла курочка? (яйцо)

14. В воде купался, а сух остался (гусь).

15. Кто из обитателей болота стал женой Ивана – царевича? (лягушка).

16. Из какого дерева делают спички? (осина).

17. Кто бежит задними ногами вперёд? (заяц).

18. У кого уши на ногах? (кузнечик).

19. Что теряет лось каждую зиму? (рога).

20. Двоюродные братья зайцев (кролики).

21. Какая рыба в праздник надевает шубу? (селёдка).

22. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст).

23. Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик.)

24. Чем больше колец, тем старше жилец (дерево).

25. Кто спит вниз головой? (летучая мышь).

26. Какая рыба к старости становится горбатой? (горбуша).

27. Разноцветные грибы? (сыроежки)

28. Какие птичьи тайны открывает листопад? (гнёзда)

29. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (фотоохота)

30. Какие детёныши рождаются “голыми”, а уже через несколько часов имеют покров? (ежата)

31. Каким насекомым хлопают в ладоши? (комары, моль)

32. Какое растение является хищником для насекомых? (росянка)

33. Название, какого растения говорит, где оно живёт? (подорожник)

34. Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы зимой на юге? (не вьют, птенцов не выводят)

35. Какая певчая птичка достаёт себе пищу, ныряя в воду под лёд? (оляпка)

36. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (никогда)

(слайд №3)

- Подведём итоги отборочного тура. Посчитайте жетоны. У кого больше жетонов? Приглашаем победителей отборочного тура для продолжения игры (выходят победители).

2. Деление на 2 команды, путём отгадывания загадок:


Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу.
Не робей, но берегись,
В том лесу, где бродит … (Рысь)


Кто на дереве сидит,
Зорко с высоты глядит ?
Обнаружив мышь с вершины,
Сокращает род мышиный.
Так подвижна голова!
Это мудрая … (Сова).   


Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)


Зверь живёт в лесу дремучем.
По-кошачьи не мяучит.
Для мышей тот зверь что слон.
И рычит он, словно гром.
Зверь тот в жёлтую полоску -
Всё равно зовётся кошкой.
(Тигр)

Предок всех собак, поверь,
Этот серый хищный зверь.
Знает в овцах, козах толк
Страшный, хитрый, лютый… (Волк)

Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле. (Белка.)

Не голос – громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нем - громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он – сохатый, значит – …(Лось)

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето. (Заяц)

Я скажу, а ты - поверь.
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу зверь неспроста,
Два огромнейших куста,
Их ему носить не лень
Зверя же зовут?...(Олень)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)


- Как вы все, наверное, поняли, в игре сойдутся две непримиримые команды: «Хищники» и «Травоядные». Участники, представьтесь!


III. Задание №1. (слайд№4)

- Прочтите телеграмму, запишите её текст. Ответьте на вопрос “Зачем?”

hello_html_74c52baa.png

(Текст телеграммы: «Муравьи просят выслать тлю на дерево рядом с муравейником». Тля выделяет питательную жидкость, которыми питаются муравьи. Это их коровы. Деревья - пастбища.)

(слайд №5)

(слайд №6)

(слайд №7)



IV. Задание №2. (слайд №8)


- Отметьте правильно составленную цепь питания. (г)

а) растительный опад – дождевые черви – лисицы – кроты;
б) дождевые черви – растительный опад – кроты – лисицы;
в) растительный опад – кроты – дождевые черви – лисицы;
г) растительный опад – дождевые черви – кроты – лисицы.

(слайд №9)

V. Задание №3 (слайд №10)

- Соедините линиями строчки левого и правого столбиков.

Сохранение леса по берегам реки

Защита почвы от разрушения

Создание лесных полос

Пожар в лесу

Нарушение правил разведения

костра в лесу

Защита лесов от вырубки

Сбор макулатуры

Защита реки от обмеления


(слайд №11)

VI. Задание №4 (слайд №12)

- Собери из букв как можно больше названий животных (буквы можно использовать только 1 раз в слове): И В Р Е О Ы Н Л С К Ь Т А.

Игра для болельщиков

- Пока Хищники и Травоядные работают, мы с вами отправимся в лес на пикник. Но в лесу мы – только гости и не должны нарушать правила поведения. Сейчас я проверю, знаете ли вы, что полезное можно взять с собой в лес, а не просто носить лишний груз.

На пикник идем мы в лес.

Как себя вести нам здесь?

Если наш пикник хороший,

Значит, хлопайте в ладоши.

Если не согласны с нами,

Значит, топайте ногами.

Мы собрали рюкзаки… (Хлопки.)

Положили котелки… (Хлопки.)

Спальные мешки и кружки… (Хлопки.)

Сувениры и игрушки… (Топот.)

Хлеб, консервы и напитки… (Хлопки.)

Карнавальные накидки… (Топот.)

Санки, клюшку и коньки… (Топот.)

И гирлянды — огоньки… (Топот.)

Ближе к полночи собрались… (Топот.)

В пути мы песен накричались… (Хлопки.)

И пришли к своей полянке… (Хлопки.)

Там убрали мусор — склянки… (Хлопки.)

Хорошо расположились… (Хлопки.)

Развести костер решились… (Хлопки.)

Пять березок завалили… (Топот.)

И пол-леса запалили… (Топот.)

А потом водой залили… (Хлопки.)

И пожар весь затушили… (Хлопки.)

Отдышались, улыбнулись… (Хлопки.)

И опять домой вернулись… (Хлопки.)

По дороге топали… (Хлопки.)

И домой притопали!

(слайд №13)

VII. Задание №5 (слайд №14)



- Прочитай, запиши и объясни смысл.

РЕОЙОБВ ОДП ВКОЮРЛ А ВСАО АН ЛЮОЛВ

7315624 312 253164 1 2413 21 43512

(Воробей под кровлю, а сова на ловлю)

(слайд №15)

VII. Задание №6 (слайд №16)

- Каких зверей называют так? Почему?

Почему зайца называют «косым» ? Все дело во взгляде: встретив человека, заяц, не поворачивая головы, лишь слегка скашивает в направлении двуногого встречного глаза и на полном ходу вносит коррективы в свои дальнейшие планы. Аналогично заяц поступает и в других случаях — отсюда и прозвище «косой» !

При ходьбе медведь ставит ступни носками внутрь, пятками наружу — отсюда и прозвище.

Главной отличительной чертой лося являются его рога. Они растут не столько вверх, сколько в стороны, имеют плоскую, лопатообразную форму и зубцы по краям, за что лося в народе прозвали "сохатым" (от "сохи", которую они напоминают) . (слайд №17)


VIII. Задание №7 (слайд №18)

Не разоряй муравейники!

Нельзя уносить домой лесных животных и гнёзда птиц!

Не шуми в лесу!

Убери за собой мусор!

Не дави грибы!

Не уродуй деревья!

(слайд №19)

X. Задание №8 (слайд №20)

- Много животных мы можем встретить в лесу, но их было бы ещё больше, если бы в их жизнь не вмешивался человек. Многие виды животных занесены в Красную книгу. Что такое Красная книга?

4 ученик: - Красная книга – это книга, в которую занесены редкие виды растений и животных. Она называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. Храниться она в швейцарском городе Морже. В неё заносятся данные обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека. Иначе они могут исчезнуть с лица Земли, как исчезла, например, морская корова. В Международную Красную книгу попали и животные из нашей страны. Например, в Амурской области охраняется амурский тигр, красный волк, журавли – белые и чёрные, атлантический морж и другие. Однако записать все виды редких животных и растений в эту книгу нельзя, поэтому многие страны стали составлять свои Красные книги. В марте 1974 года была учреждена Красная книга и у нас в стране.

- Узнайте животных, занесённых в Красную книгу России

Даурский ёж. Дальневосточный (амурский) леопард. Амурский горал.

Красный волк. Атлантический морж. Уссурийский пятнистый олень


(слайд №21)

(слайд №22)


- Посмотрите, как удивительно красиво кругом! Итак, со счётом … выиграла команда ….хотя проигравших в нашей игре нет!!!


5 ученик: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

"Нам понятней теперь

Год от года,

Что с природою надо дружить,

Ведь без нас прожила бы природа.

Без нее мы не можем прожить". Н.Доризо (русский советский и российский поэт)

Интеллектуально – экологическая игра “Лес – бесценный дар природы”. 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Цель:      обобщить и углубить экологические знания учащихся.

 Задачи:  Формировать экологическое сознание и чувство уважения к родной природе;

                 Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру;

                 Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;

                 Доставить чувство радости, создать праздничное настроение.

 

Оборудование: мультимедийная установка, экран, плакаты: «Лес – наше богатство», «Судьба природы – наша судьба», маски рыси, совы, волка, медведя, тигра, лося, белки, зайца, оленя, бабочки.

Автор Заикина Ирина Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1020
Номер материала 36036
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓