Главная / Классному руководителю / Интеллектуально-творческая деятельность и учебно-исследовательская деятельность как форма организации семейного досуга в школе

Интеллектуально-творческая деятельность и учебно-исследовательская деятельность как форма организации семейного досуга в школе




Интеллектуально-творческая деятельность
и
учебно-исследовательская деятельность как форма организации семейного досуга в школе









Подготовила: Архипова О.В.

















Введение…………………………………………………………….3
1. Теоретические основы организации семейного досуга

1.1. Общая характеристика организации семейного досуга как

совместной деятельности……………………………………………6

1.2. Формы организации семейного досуга……………………..…11

1.3. Интеллектуально-творческая деятельность как форма организации семейного досуга в школе……………………………………………13
1.4.
Учебно-исследовательская деятельность как форма организации семейного досуга в школе……………………………………………………15

2. Анализ организации семейного досуга в условиях школы
2.1 Анализ условий школы для организации семейного досуга (на примере МБОУ «Средней общеобразовательной школы с.Шумейка»…..18
2.2
Практика организации семейного досуга в условиях МБОУ «СОШ с.Шумейка»……………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………….…….27
Список использованных источников……………………………..….29
Приложение 1. Достижения обучающихся…………………………..31

Приложение 2. Исследовательские работы обучающихся совместно

с родителями…………………………………………………………..33






ВЕДЕНИЕ

В современных условиях ставится задача ориентации всей системы

образования на новые образовательные результаты, которые связаны с полноценным развитием личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, ещё неизвестных задач.

В связи с этим начальная школа является базой, фундаментом всего последующего обучения. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать и реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию учащихся, их готовность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения.[Рычкова]

Однако такая работа не может проводиться только в учебное время, ведь жизнь ребёнка не заканчивается, а только начинается уроками в школе. Внеклассная работа не является обязательной для учащихся и поэтому не охватывает их всех. Кроме того, во внеурочной деятельности не используется всё многообразие форм и методов работы, порой она эпизодична и не имеет массового характера по причине слабой оснащённости школы и недостатка специалистов.

К сожалению, школьные творческие студии, кружки по интересам и спортивные секции, переведённые на самофинансирование, охватывают только одну шестую часть учащихся начальной школы.

С переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты у школ появилась возможность организовывать кружки во второй половине дня для учащихся 1-х и 2-х классов. Из них чуть более половины посещают эти кружки и секции. Родители считают достаточным для своего ребёнка посещение одного часа занятий во внеурочное время либо вообще не видят необходимости в посещении школьных кружков, так как дети занимаются в учреждениях дополнительного образования вне школы.

Конечно, определённое количество школьников младшего возраста

занимаются в учреждениях дополнительного образования (в детских художественных, спортивных и музыкальных школах), но таких детей не более пятой части всех обучающихся первой ступени. Остальные оказываются во второй половине дня дома, в семье. Поскольку подготовка домашних заданий в начальной школе, как правило, не занимает более полутора часов, то у детей остаётся масса свободного времени, которое они используют так, как считают нужным.

Социокультурные преобразования, происходящие в российском образовании актуализируют вопросы организации семейного досуга в условиях школы.

В этой связи закономерным становится обращение к осмыслению содержательных характеристик досугового пространства современной семьи, механизмов взаимодействия семьи и школы. Этому и будет посвящена наша работа.
Объект исследования: организация семейного досуга как совместная деятельность.
Предмет исследования: интеллектуально-творческая и учебно-исследовательская деятельности детей и родителей
Цель исследования: охарактеризовать организацию интеллектуально-творческой и учебно-исследовательской деятельности как одну из форм семейного досуга в условиях сельской школы.
Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать организацию семейного досуга как совместную деятельность.

  2. Рассмотреть условия школы, в которых осуществляется семейный досуг. 

  3. Охарактеризовать интеллектуально-творческая и учебно-исследовательская деятельности детей и родителей.

  4. Представить анализ условий школы для организации семейного досуга (на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Шумейка»)
    Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, конкретизация.

  2. Эмпирические: анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, обследование.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложений. Во введении определяется актуальность рассматриваемой актуальность и значимость проблемы, определятся научный аппарат курсовой работы.

Первый раздел посвящен теоретическим основам организации семейного досуга.

Во втором разделе мы обращаемся к характеристике организации интеллектуально-творческой и учебно-исследовательской деятельности как одной из форм семейного досуга в условиях сельской школы.

Заключение содержит выводы по рассматриваемой проблеме.

Список использованных источников содержит наименований книг и статей по изученному вопросу.

В приложении представлены работы обучающихся по интеллектуально-творческой и учебно-исследовательской деятельности.







1. Теоретические основы организации семейного досуга

в условиях школы

1.1. Общая характеристика организации семейного досуга 
Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
Что же такое досуг?

До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования. Он часто отождествляется со свободным временем, с внешкольной и внеурочной деятельностью и даже с внеучебным временем. Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что это значит.[Бурменская]

Определение досуга распадается на четыре основные группы:

- «высокая деятельность»;

- «праздная деятельность или бездеятельность»;

равен свободному времени;

«часть свободного времени».

Для нас ближе перевод слова досуг с древнерусского языка, как «достижение чего-то» [Волощенко]. Семейный досуг – важнейшая составляющая семейной жизни, особенно там, где есть дети школьного возраста. Он способен объединить и детей – конечно же, дело семьи [Жуганов]. К сожалению, чаще всего такая деятельность бывает эпизодической, неорганизованной в целостную систему, не говоря уже о её содержательном наполнении. Нерегулярными и даже случайными могут быть посещение кино, театра, выставок, выбор литературы для чтения, музыки для прослушивания. Семейный досуг развивается по своим принципам: досуговая деятельность доступна и интересна всем членам семьи, она «строится на творческой активности, увлечённости и инициативе детей» [Кулешова], обеспечивает высокий уровень достижений ребёнка, учитывает его индивидуальные запросы, склонности, способности, психофизиологические особенности, она целенаправленна, эмоционально положительно окрашена и предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений [Анищук]. Культура досуга – это способность человека конструктивно использовать своё свободное время, сочетая отдых, самосовершенствование, творческую деятельность и продолжение образования. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Важно правильно организовать досуг и наполнить его содержанием. Организация досуга в семье – целое искусство, которому практически не учат, забывая, что это огромный пласт жизни и взрослого, и ребёнка. Некомпетентность в вопросах досуга может обернуться многими бедами. Однако некоторый опыт наблюдения отдых, и труд, и продолжение образования. Самое главное заключается в характере его использования, степени его насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности и образования ребёнка. В этом состоят его прогрессивные возможности.

Семейная досуговая деятельность – это совместная деятельность родителей и детей, которая в целом носит активный характер. Эта деятельность связана со свободным общением, с игрой и т.п., то есть с реализацией различных потребностей личности. Организация совместной досуговой деятельности родителей и впечатления детства имеются у всех взрослых, поэтому овладеть культурой досуга практически может каждый неравнодушный родитель под руководством открытого к взаимодействию педагога. Работая с коллективами учащихся и родителей, классный руководитель помогает организовать семейный досуг, направить деятельность на продолжение образования и показать новые формы организации досуга.
М.И. Болотова пишет, что досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Семейный досуг понимается как социокультурный и педагогический феномен, находящийся в имманентной связи с обучением и воспитанием личности, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты. [12]
Досуг в семье - это вид развивающей деятельности, представляющий возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей.
Семейный досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность: с одной стороны, направлен на поддержание семьи как целостной системы, с другой стороны, оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны жизнедеятельности ребенка, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет преодолеть личные недостатки посредством творческой активности.
По мнению А.Д. Жаркова, организация досуга – традиционное направление деятельности школы. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.[10]
Организация семейного досуга в школе направлена на укрепление и поддержание семьи как целостной системы, оказывает воспитательное воздействие на все стороны жизнедеятельности ребёнка, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет преодолеть творческие недостатки посредством творческой активности.
Ерошенков И.Н. выделяет следующие характеристики семейного досуга:
- коллективная деятельность, содержание и формы проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов;
- выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы, коллектива;
- препятствует проникновению в нее таких враждебных разрушительных сил, как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение;
- оказывает развивающее воздействие на всех ее членов: повышает их образовательный, общекультурный уровень;
- сплачивает общностью интересов, переживаний;
- является действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи.[9]
М.И. Болотова выделяет следующие функции семейного досуга:

1. Досуг – форма интенсивного положительно окрашенного эмоционального общения с ребёнком. Именно оно необходимо и детям и родителям: позволяет установить доверительные отношения с ребёнком и проще решать общие вопросы.
2. Досуг – способ расслабиться и сбросить накопленные, не нашедшие выхода эмоции. 
3. Досуг – очень приятный способ решения воспитательных задач, позволяющий создать позитивную мотивацию ребенка к учёбе, помощи в хозяйстве и другим полезным занятиям.[12]
Воловик А.Ф. и Воловик В.А. рассматривают такие принципы семейного досуга как:
- Принцип интереса. Интерес к развлечениям присущ любому человеку независимо от возраста, образования, социального положения. Неизменным интересом пользуются разного рода зрелища – художественные, спортивные, игровые. Интерес для человека представляют те формы досуговой деятельности, которые позволяют ему выступить в необычной для себя роли, изменить хотя бы на время свою социальную роль, побыть «другим».
- Принцип единства рекреации и познания. В полной мере принцип единства рекреации и познания реализуется в тех формах, которые представляют собой источники массового распространения информации. Среди них (по рангу мест) – телевидение, радио, пресса, популярные лекции, встречи.
- Принцип совместной деятельности. Совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.[8]


Организация семейного досуга в школе направлена на укрепление и поддержание семьи как целостной системы, оказывает воспитательное воздействие на все стороны жизнедеятельности ребёнка, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет преодолеть творческие недостатки посредством творческой активности.















1.2. Формы организации семейного досуга

Семейный досуг может осуществляться в условиях культурно-досугового учреждения (КДУ), школы, социального учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.п.

Рассмотрим формы организации семейного досуга:

- Беседы, досуговые программы, конкурсные досуговые программы, игровые досуговые программы, праздник, рекреативный семейный отдых – туризм, походы, спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.), семейные сеансы в кинотеатрах, экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест, овместное посещение концертов и массовых праздников, семейные коллективы художественной самодеятельности – редко встречающаяся, но очень популярная у зрителей форма культурной деятельности.

С.И. Беличева отмечает, что семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу. [13]

Сейчас в содержательном наполнении семейного досуга появляются инновационные виды деятельности: интеллектуально-творческая и учебно-исследовательская. Оба этих вида познавательной деятельности созидающие, т.е. создающие нечто новое.

Инновационные виды деятельности, такие как интеллектуально-творческая и учебно-исследовательская, помогут направить энергию ребёнка на продолжение образования.

Однако нужно помнить, что нарушение меры в любом виде деятельности превращает её в утомительное, а значит, и негодное для досуга занятие. Ребёнок должен попробовать свои силы в новой для него деятельности, и пусть он не победит в конкурсе, но станет его лауреатом (до 60% выполненных заданий) или участником, найдёт для себя что-то значимое, сделает своё маленькое личное открытие, увидит результат своей творческой деятельности. Это и будет положительным итогом семейного досуга.




























1.3. Интеллектуально-творческая деятельность как форма организации семейного досуга в школе

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Многочисленными изысканиями в области психологии и педагогики доказано, что именно исследовательская деятельность человека в наибольшей степени развивает его способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал.

Интеллектуально-творческая деятельность является чрезвычайно важным видом наполнения досуга младших школьников, эмоционально яркой и содержательной стороной их жизни, способствующей становлению личности, её развитию. Интеллектуально-творческая деятельность как вид семейного досуга имеет различные формы. Это участие детей в заочных конкурсах по всевозможным направлениям, как предметным, так и межпредметным. Сюда входит выполнение заданий эвристических олимпиад, подготовка к предметным олимпиадам, составление своих творческих заданий для различных конкурсов, «предметных недель», участие в проектной деятельности, написание работ к научно-практическим конференциям школьников. С такой сложной, но очень интересной работой ученику начальной школы без помощи родителей не справиться.

Раскрытие творческого потенциала каждого ребенка – это, пожалуй, главная задача педагогики завтрашнего дня. Каждый неравнодушный взрослый, педагог или родитель понимает – для того, чтобы ребенок смог реализовать себя в жизни, его нужно научить мыслить творчески.

Если ребенок увлекся заданиями, если ему хочется найти как можно больше вариантов их выполнения, значит, цель достигнута – произошел запуск познавательной активности, включились в работу механизмы творчества. Познавательная деятельность ребенка будет приносить конкретные творческие результаты, если обучить его специальным приемам мышления. К таким приемам относятся: генерирование идей, поиск аналогий, выделение противоположных свойств, прием ассоциаций, постановка вопросов, преобразование, сочетание различных комбинаций и другие. Этим приемам можно обучить ребенка уже в младшем школьном возрасте.





















1.4. Учебно-исследовательская деятельность как форма организации семейного досуга в школе

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывает решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновления содержания образования.

В учебном процессе современной школы находит всё большее применение практика использования методов исследовательского обучения.

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Как стимулировать природную потребность ребёнка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать выводы и умозаключения, давать определения понятиям? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Дети уже по природе своей – исследователи. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное – исследовательский опыт.

Но чтобы младшие школьники могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. В педагогике и психологии – «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
В конце прошлого века исследовательская деятельность учащихся, берущая своё начало в юношеских научно-технических обществах и призванная готовить абитуриентов для вузов и формировать смену для научно-исследовательских институтов, «помолодела». Теперь исследовательской деятельностью занимаются учащиеся начальной школы под руководством учителя, который помогает им в исследовательском поиске, но при непременном участии родителей или других членов семьи. Таким образом, исследовательская деятельность переместилась из учреждений дополнительного образования детей и клубных объединений в школу и семью. Исследовательская деятельность учащихся в настоящее время является инструментом повышения качества образования, реализуемого в сфере досуга. Кроме того, одна из важных задач детского досуга – помочь в выборе профессии, а исследовательская деятельность может закладывать основы будущей специальности.

Для этого создана система творческих конкурсов, направленных на развитие различных сфер интеллектуального и личностного потенциала детей и подростков.

Участие в творческих конкурсах, исследовательских работах готовит детей к будущей жизни, дает первый опыт конкурентноспособности, без которой в современном мире необычайно сложно достичь успеха.

Творческая и исследовательская деятельность повышает интерес ученика к познанию. Важно помнить, что учебная мотивация начинает формироваться еще в дошкольном детстве, и если не создавать условия для ее развития, то к концу начальной школы интерес к учебе падает, и самый лучший способ сохранить и развить этот интерес – увлечь ребенка творчеством. А в школе, к сожалению, не всегда есть время и возможности для творческого самовыражения.




























2. Анализ организации семейного досуга в условиях школы

2.1. Анализ условий школы для организации семейного досуга

(на примере МБОУ «Средней общеобразовательной школы с.Шумейка»
Организацией семейного досуга в нашей школе занимаются различные педагоги: классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, учитель физической культуры.
Классный руководитель осуществляет организацию семейного досуга, так как он хорошо знает своих учеников, знает их индивидуальные возможности и способности, знает об интересах и увлечениях своих воспитанников, активно взаимодействует с родителями. Классный руководитель часто общается с родителями, информируя их об успеваемости детей, даёт рекомендации в решении семейных и учебных проблем.
Социальный педагог в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления. В центре внимания социального педагога находится процесс социализации, успешная интеграция в общество. Деятельность социального педагога ориентирована на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей микросреде. Так как семья является одним из важнейших институтов социализации, организация семейного досуга в школе является неотъемлемой задачей социального педагога.

Педагог-психолог консультирует, проводит тренинги, беседы с детьми и родителями. Наиболее ярко в нашей школе проходят занятия по арттерапии.

Педагог дополнительного образования организует в школе проведение творческих праздников, концертов, флэшмоба совместно с родителями.

Учитель физической культуры также занимается организацией семейного досуга. Он проводит спортивные развивающие мероприятия, в которых принимают участие и дети и родители. Учитель физической культуры сопровождает детей в различных походах, экскурсиях.

Общее в работе данных педагогов это то, что они должны правильно организовать совместную деятельность родителей и детей. Совместная деятельность формирует систему ценностей семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творчеству и духовному общению. В процессе совместной деятельности предстают в новом свете перед детьми сами родители, а те, в свою очередь, иными видят своих детей.

























2.2. Практика организации семейного досуга

в условиях МБОУ «СОШ с.Шумейка»

Более десяти лет коллектив школы МБОУ «СОШ с.Шумейка » сотрудничает с Общероссийской детской общественной организацией «Общественная Малая академия наук "Интеллект будущего"», участвуя в Национально-образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России», центром дополнительного образования «Снейл», с центром дистанционных интеллектуальных проектов «INet». За эти годы обучающиеся неоднократно становились победителями и лауреатами различных конкурсов. (Приложение 1)

Одним из конкурсов, непосредственно развивающих навыки исследовательской деятельности, является конкурс «Мир сказок» для детей 1-4 классов. Задания этого конкурса помогают раскрывать секреты логического мышления, учат находить главную мысль в тексте, перекодировать и запоминать информацию. Содержание заданий является дополнительным стимулом для поддержания высокого познавательного интереса. Материал конкурса основан на сказках, притчах, поэтому дает возможность естественного, ненавязчивого приобщения развивающих методов к миру детских фантазий, увлеченности и творчества.

Младшие школьники могут реализовать свой творческий потенциал более чем в тридцати номинациях по различным направлениям. Задания часто предлагаются в игровой форме, а игровая деятельность, как известно, носит универсальный характер, она притягивает к себе практически всех детей. Интересные задания увлекают детей и родителей. Родители помогают детям в расширенном поиске информации по теме, электронном оформлении работ. Они трудятся вместе с ребёнком, а не выполняют за него задания. Важна ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых.

Участвуя с детьми в заочных интеллектуально-творческих конкурсах, учитель и семья как бы окружают ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулируют самую разнообразную творческую деятельность, способствуют её развитию. Ребёнку предоставляется свобода в выборе деятельности, в чередовании дел при выполнении заданий, в продолжительности занятий каким-либо делом, в выборе способов работы. Здесь желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъём служат надёжной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдёт на пользу. Ведь способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок доходит до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» всё выше и выше .


В соответствии с новыми требованиями ФГОС на ступени начального общего образования большое внимание уделяется формированию у младших школьников умений самостоятельно учиться и способностей к организации своей деятельности. Эти универсальные учебные действия необходимо развивать уже в начальных классах, так как именно в этот период закладываются многие качества личности (самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникших практических проблем), от которых зависит успешность человека в будущем, умение ориентироваться в мире информации.

Для формирования у младших школьников умения принимать, сохранять цели, следовать им в учебной и внеучебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, решать творческие задачи, поиска, анализа и интерпретации информации, взаимодействовать с педагогом, сверстниками, родителями в начальной школе используются современные образовательные и информационные технологии, а также проектно - исследовательская деятельность. В новом ФГОС начального общего образования большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности, так как она является решающим фактором в формировании у младших школьников УУД.

Поэтому для современного учителя начальных классов необходима организация этого вида деятельности в своей работе.

На протяжении нескольких лет учителя школы активно используют в своей работе исследовательскую деятельность, и накоплен определённый опыт по её применению в учебно-воспитательном процессе. Исследовательскую деятельность реализуется в учебном процессе, на занятиях кружков и во внеклассной работе.

Уже в самом начале первого класса к выполнению тех или иных видов работ привлекаются родители учеников.

Подключение родителей обусловлено несколькими причинами:

Во-первых, в силу своих возрастных особенностей учащиеся далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проектов, многие испытывают трудности в организационных, оформительских и технических вопросах;

Во-вторых, существует разновидность семейных проектов, обладающих огромным развивающим потенциалом, и для их осуществления участие родителей просто необходимо.

В-третьих, наряду с привычными формами работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные и групповые беседы, консультации со специалистами, совместное оформление класса и т.п.) ведется постоянный поиск новых видов совместной работы, стимулирующих участие родителей в жизни школьников. Поэтому объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей является одной из новых форм организации работы с родителями, что особенно важно в ситуации широко распространённого сейчас дефицита внутрисемейного общения.

Таким образом, основная цель привлечения родителей к исследовательской и творческой деятельности детей – сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком.

Важно «позволить» ребёнку выполнить работу самому, а родители должны помогать советом, информацией, участвовать в подготовке презентации или просто проявлять свою заинтересованность, что является - важным фактором поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности и организованности ребёнка.

Также на родительском собрании предлагаю объединить мини-проекты в один большой проект.

Так мы совместно с детьми и родителями создали выставку «Чудеса детского творчества», в которую вошли наши первые книжки со сказками, рассказами, книжки-азбуки сделанные руками детей, рисунки к прочитанным литературным произведениям.

Учителями начальной школы составлены программы кружков «Земля - наш дом» и «Я - исследователь». Кружки имеют разные направления: научно-познавательное, художественно-эстетическое, экологическое, проектная и исследовательская деятельность.

Программа кружка «Земля - наш дом» рассчитана на 4 года. В первом классе дети знакомились с жизнью животных. Знакомство происходило на занятиях в кружке, экскурсиях в краеведческом музее, в походах в лес. Перед тем, как отправиться на экскурсию, составляли план, в котором отмечали объект наблюдения, условия, признаки объекта. Итогом экскурсий, занятий в кружке и походов в лес становились памятки, буклеты, листовки. Так в прошлом году, совместно с детьми и родителями, выпустили целую серию буклетов о домашних животных «Мы в ответе за тех, кого приручили». Ребята с удовольствием приносили фотографии домашних животных, стихи и народные мудрости на тему доброго отношения к братьям нашим меньшим, а также интересные факты о них.

Второй год обучения имел экологическую направленность. На занятиях кружка «Земля - наш дом» дети знакомились с экологией дома человека, растений и животных, т.е. изучали жизнь нашего общего дома – планеты Земля.

Изучение происходило через ролевые и дидактические игры, через выполнение творческих заданий и изготовление поделок из природных материалов, через семейные экологические домашние задания, через экскурсии и прогулки в природу, через создание экознаков, театрализованных представлений и проведений экологических акций. Так итоговым занятием первого полугодия стало проведение экологической акции «Ёлочка». Дети рисовали рисунки на тему «Берегите хвойные леса», составляли памятки по защите хвойных лесов, расклеивали листовки.

Каждый ребёнок третий год ведёт свой «Дневник здоровья», красочно и ярко оформляет его. Познавательные игры, полезные советы, творческие задания, сканворды, головоломки в Дневнике помогают ребёнку наблюдать за своим физическим развитием, учат сохранять своё здоровье, а также способствуют формированию проектной культуры младших школьников. Так на протяжении двух лет детьми были разработаны и защищены проекты «Созвездие моих достижений», «Моя игра», «Моё родословное древо», «Мой день рождения» и др.

Технологию исследовательской деятельности особенно активно применяют на занятиях кружка «Я-исследователь». Для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем.

Для успешного занятия исследовательской деятельностью необходимо желание самого ребёнка (мотивация к интеллектуальному творчеству).

Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы учащихся, особенно младшего школьного возраста, является помощь родителей (создание благоприятствующей интеллектуальному творчеству обстановки дома, подбор необходимой литературы, взаимное обсуждение проблемы, помощь в проведении наблюдений, экспериментов, опытов, моральная поддержка и т.д.). Если родители сумели поддержать интерес к этим исследованиям, откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились, при необходимости, своим опытом, знаниями, оставляя приоритетными самостоятельные исследования детей, то такой ребёнок к школе разовьёт свой исследовательский интерес и будет готов отправиться в «путешествие за знаниями».

Ученики начальной школы занимаются исследованиями по различным актуальным проблемам. Школьники выступают на научно-практических конференциях с докладами. Ежегодно юные исследователи становятся лауреатами школьных и муниципальных НПК.

Темы исследования ребята выбирали, исходя из собственных интересов: «Чем я хочу заниматься? Что мне интересно?». Затем, с помощью педагога и родителей сформулировали цель исследования. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

Затем дети ищут сведения по выбранной проблеме в домашних энциклопедиях, сети Интернет, посещают школьную и районную библиотеки.

Самым важным и сложным этапом исследования является формулирование выводов. Здесь ребёнку не обойтись без помощи взрослого. На этом этапе развиваются логические способности младших школьников.

Защита исследования предполагает владение учеником средствами устной речи, умение контролировать свои эмоции, отвечать на вопросы, выступать перед аудиторией.

В конце второго класса мы совместно с детьми, родителями и школьным психологом провели итоговое внеклассное мероприятие «Вся семья вместе, так и душа на месте!». Дети, совместно с родителями проводили исследования, а потом на мероприятии защищали свои работы: «Что означает моё имя», «Моя родословная», «Семейные увлечения», «Жители нашего села», «Участники ВОВ в моей семье», «О предках, которыми гордится мой род», рассказы детей и родителей о семейных реликвиях.

Данные исследовательские работы нашли значительный эмоциональный отклик у учащихся и родителей.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль учителя и родителей – помочь детям в этом.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Досуговая сфера по сравнению с другими сферами жизнедеятельности представляет человеку возможность свободного выбора любого вида занятия, досуговое общение между детьми и взрослыми. Наиболее полно социокультурная направленность этих отношений проявляется в развитии активности элементов творчества, удовлетворение культурных потребностей, во взаимосвязях деятельности детей и взрослых. 
Уже сегодня многие из нас могут сказать о себе словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то». В этих словах призыв и предупреждение – надо «лепить» «человеческую глину», пока ум ребенка гибок и сам он восприимчив ко всему открытому перед ним богатству мира.

Дети зеркально отражают досуг взрослых, который потерял свою национальную самобытность, стал духовно бедным, однообразным, с тяготением к массовой культуре. Семья уклоняется от участия в досуговой практике детей. Родители тратят на участие в досуговых радостях ребенка 1,5 часа в месяц. Все мы – люди Земли. Все мы слеплены из ее природных компонентов, напитаны ее соками. Утонченный, безграмотно и безжалостно эксплуатируемый ее животворный слой – наша общая трагедия. Но не меньшая трагедия – катастрофическое утончение, сведение до хрупкой, еле видимой пленочки культурного пласта жизни и, в первую очередь, досуга детей.

Овладеть «секретами развивающего творческого досуга школьников» практически может каждый открытый и щедрый классный руководитель и социальный педагог. Организация семейного досуга в школе направлена на укрепление и поддержание семьи как целостной системы, оказывает воспитательное воздействие на все стороны жизнедеятельности ребёнка, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет преодолеть творческие недостатки посредством творческой активности.

Организованный семейный досуг является стимулом развития личности младшего школьника.


























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Анищук, В.В. Рост социальной активности молодёжи / В.В. Анищук. – Киев, 1989.

  2. Бурменская, Г.В.Возрастно-психологическое консультирование / Г.В. Бурменская. – М., 1996.

  3. Волощенко, Г.Г. Досуг: научная гипотеза генезиса и развития / Г.Г. Волощенко // Культурологические исследования в Сибири. – 2003. – № 3 с.11.

  4. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина. – М. : Академия, 2006.

  5. Жуганов, А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А.В. Жуганов. – Л., 1991.

  6. Кулешова,Э.В. Культурно-досуговой деятельности в социально-культурной реабилитации / Э.В. Кулешова // Аналитика культурологи. – 2006. – № 5.

  7. Леонтьева, М.Р. Базисный образовательный план: интервью с главным редактором издательства «Просвещение», с руководителем группы разработчиков образовательного стандарта второго поколения / М.Р. Леонтьева // Новые российские образовательные технологии. – 2011. – Январь, № 38.

8. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учебник. – М: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.

9. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях.- М.: НГИК, 1994.

10. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. М.: МГУКИ, 2002.

11. Рычкова, А.Г. Интеллектуально-творческая и учебно-исследовательская деятельность младших школьников как форма организации семейного досуга. / А.Г. Рычкова // Начальная школа: плюс До и После. 2013. №4.С. 48.

12. Болотова, М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей: методическое пособие / М.И. Болотова. - Москва: Изд-во «Спутник +», 2005.

13. С.И.Беличева. Работа с родителями. / С.И.Беличева. - Минск: УП «Экоперспектива», 2003.



Электронные ресурсы

1. Сайт «Общественной Малой академии наук "Интеллект будущего"» [Электронный ресурс] http://www.future4you.ru/]


















ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Достижения обучающихся


C:\Users\Ярик\Downloads\_1 002.jpg






C:\Users\Ярик\Downloads\_1 003.jpg



C:\Users\Ярик\Downloads\_1 004.jpg



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Руководитель проекта Севостьяненко Елена Анатольевна

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ с.Шумейка»

Тема проекта «Жители села – часть меня»

Предмет: краеведение

Класс: 4

Продуктом данного проекта можно считать слайдовую презентацию.

     Исследовательский проект направлен на развитие любви к истории родного края, уважения к ее традициям, её прошлому. По точным словам академика Д. С. Лихачева «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему». 
     Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина. Происходящие преобразования в обществе заставляют россиян все чаще обращаться к своему прошлому. Составной частью отечественной истории является богатая история родного края с его особенностями, региональной спецификой и традициями. 

     Целью данного проекта явилось изучение и исследование традиций родного края, развитие навыков исследовательской работы.

Задачи проекта: 

1.Выяснить толкование слова «прозвище» (работа со словарями)
2.Выяснить причину возникновения прозвищ в селе Шумейка.

3.Выяснить историю происхождения прозвищ.

4.Классифицировать прозвища по группам и различным признакам.

Актуальность, подрастающее поколение должно знать о своём крае и уметь нести ответственность за край, в котором живёт, и за его будущее. Любовь к своей стране приходит через привитие уважения к малой Родине и преданности ей.

Данный проект способствует формированию активной жизненной позиции, даёт возможность оказать реальную помощь в сохранении традиций своего села.

Основополагающий вопрос

какие традиции родного края сохранились до сегодняшнего времени?

Проблемные вопросы

Что такое прозвище?

Что можно узнать о прозвище из словарей, архивных документов сельской библиотеки?

Учебные вопросы

  • Выяснить причину возникновения прозвищ в селе Шумейка.

  • Записать прозвища жителей села.

  • Выяснить историю их происхождения.

План проведения проекта.

1 этап. Выявление проблемы, определение целей и задач проекта – 1 час

2 этап. Организация работы над проектом – 1 час.

3 этап. Практическая деятельность по решению проблемы – 3 часа.

4 этап. Презентация проекта «Жители села – часть меня» - 1 час.

5 этап. Рефлексия – 1 час.

Работа по этапам.

1 этап. Выявление проблемы, проведение анкетирования учащихся, определение целей и задач проекта. После проведения анкетирования мы выяснили, что многие учащиеся очень мало знают о культурных традициях родного края или знания эти поверхностны. Путём обсуждения мы решили познакомиться со своей малой родиной более подробно, а также помочь младшим школьникам нашей школы в изучении этой интересной темы. Мы подумали, что начать это знакомство следует с изучения жителей нашего села. Так возникла необходимость работы над проектом «Жители села – часть меня».

Мы выдвинули несколько вариантов решения проблемы:

  • Работа с различными справочниками и словарями.

  • Посещение сельской библиотеки.

  • Посещение жителей села Шумейка с целью опроса по интересующему нас вопросу.

2 этап. Формирование групп для работы над проектом, определение формы представления результатов, обсуждение плана работы учащихся индивидуально и в группах, обсуждение возможных источников информации.

  • Создано три группы, распределены обязанности.

1 группа: Журавлёв Андрей, Соловьёв Владислав и Хурасёв Максим работали со словарями.

2группа: Дудкина Лолита, Камолова Сабрина, Гончаренко Наталья и Апанова Анастасия работали с материалами сельской библиотеки.

3 группа: Чекмизёв Виталий, Сенотова Ксения, Чирков Павел и Спирин Александр посетили жителей села.

  • Работа со справочниками и словарями. Цель: знакомство с толкованием слова «прозвище».

  • Посещение библиотеки. Цель: изучение имеющихся архивных материалов из истории жителей села Шумейка.

  • Посещение жителей села Шумейка: Цель: знакомство с историями происхождения различных прозвищ.

  • Учебный класс. Цель: оформление результатов исследования.

  • Компьютерный класс. Цель: оформление результатов своих находок.

  • 3 этап. Практическая деятельность по решению проблемы.

  • Поисковая деятельность. При работе со словарями было выявлено несколько лексических значений слова «прозвище».

ПРОЗВИЩЕ. Прозвище, название данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь заметную черту характера, наружности, деятельности данного лица. Николай I получил прозвище «Палкин», а последний из Романовых, Николай II заклеймён прозвищем «Кровавый».Толковый словарь Ушакова.

ПРОЗВИЩЕ название, даваемое человеку по какой то характерной черте, свойству. Толковый словарь Ожегова.

  • Проведение встреч с жителями села. Третья группа ребят посетила дома, в которых проживают старые жители нашего села: Мищенко Алесандры Ивановны, Тюхтиной Марии Константиновны, Журавлёвой Полины Андреевны, Севостьяненко Зинаиды Ивановны, Аношкиной Марии Григорьевны, Журавлёвой Надежды Николаевны, а также провели опрос своих родителей, учителей нашей школы и взяли интервью у родителей ребят из других классов. Полученный материал обработали и собранные прозвища классифицировали на различные группы по характерным признакам.

  • Прозвища, образованные от фамилии носителя прозвища.

Брюханка – Брюханова Анастасия, Комарька – Комарова Александра, Калинки – Приблуда Фёдор Калинович, Сом – Щукин Сергей Павлович, Евдак – Евдакимов Александр Павлович, Мизько – Мищенко Виктор Александрович, Редя – Редевский Сергей, Мартын – Мартыщенко Анатолий, Неловчиха – Неловко Нина Ивановна, Гавришка – Гавришова Раиса Александровна, Петруля – Петрулевич Виктор, Грибаниха – Грибанова Анна Фёдоровна, Журавлиха – Журавлёва Полина, Шпирьки – Пирский Алексей, Назар – Назаров Андрей Васильевич, Червонец – Десяткин Олег Николаевич.

  • Прозвища, образованные по имени бабушки, матери, отца, жены.

Маринки – Гуляев Григорий Иванович – бабушку звали Марина.

Ганчур – Коваленко Василий Семёнович – маму звали Ганя.

Пронька – Милёхин Виктор Константинович – у деда отца звали Прокофий.Ехримы – Чекмизёва Валентина - прадеда звали Ефрем. Натанька – Тыртычный Иван Георгиевич – мать звали Наталья. Скобелька – Грибанова Анна Фёдоровна – дед имел фамилию Скобелев. Жуки – Афанасьев Василий Васильевич – у предков фамилия Жуковы. Тимаки - Пирский Иван Андреевич – деда звали Тимофей.

  • Прозвища, связанные с профессией его носителя.

Рыбак – Герасименко Алексей Викторович – отец работал в рыбколхозе. Коваш – Проститенко Татьяна Дмитриевна – дед был кузнец, ковал. Ткачи – Коваленко Николай Михайлович – дед был ткач. Монахи - Лихачёва Александра Андреевна – в родне кто-то был монах.

Прозвища, в основу которых положены привычки, поведение человека, а также какое-то событие в жизни.

Миша Хитрый – Вязовченко Михаил – много хитрил. Крючок – Вязовченко Иван Васильевич – дед на рыбалке попался носом на крючок.Мамакай – Мищенко Михаил Дмитриевич – заикался. Кочубей – Коваленко Иван Иванович – любил драться. Лапша – Близнюк Юрий Константинович – длинные худые ноги. Корчун Мищенко Михаил Гаврилович – прапрадед выкорчёвывал лес для строительства сёл. Носулька – Михаил – дед часто брался за нос. Рваный нос – Щербин Анатолий – в драке порвали ноздрю носа. Крыня – Вязовченко Иван Матвеевич – дед страдал радикулитом.. Колесо – Вязовченко Александр Михайлович – были очень кривые ноги. Голова – Данилов Алексей – имел очень большую голову. Хавка – Севостьянеко Василий – плохо говорил, все слова были на «х».Бурулька – Тыртычный Виктор Григорьевич – дед часто говорил «рулечка-бурулечка». Корноухий – Вязовченко Николай Трофимович – в пьяной драке оторвали кусочек уха. Бородовка – Бурмистров Владимир Сергеевич – дед носил бороду. Цыган – Коваленко Александр – прадед дружил с цыганами. Бобылька – Шевченко Прасковья Ивановна – прадед не женился всю жизнь прожил один. Зыря – Шмыгля Илья – один глаз слепой. Удочка – Ткаченко Виктор Данилович – мать дала прозвище , потому что был длинный и худой. Буланы – Бугаенко Геннадий Фёдорович – его дед держал буланых лошадей.

Прозвища, определить лексическое значение затруднительно.

Гордей – Коваленко Надежда Ивановна. Толыки – Кривопатый Иван Михайлович. Пальчиха – Мищенко. Устюшка – Мирошниченко Николай Егорович. Мантула - Чернявина Анна. Сотник – Коваленко Александр. Бобешка – Мищенко Степан Николаевич. Голуны – Агафонов Виктор. Бяшка – Мартыщенко Николай. Арачи – Козорез Василий. Пурык – Мирошниченко Михоил Петрович. Типлаки – Цыплаков Николай Яковлевич. Индовицкий – Ткаченко. Вачиха – Литвинова Нина, Пискуниха – Щмыгля Мария, Пшот – Гавришов Михаил . Кетун – Щербин Иван Фёдорович. Буган – Безуглая Анна Петровна. Чёрт – Ткаченко Александр Иванович. Кишкиа – Севостьяненко Иван Степанович. Кот – Ильнин Виктор. Киса – Савельев Владимир. Гормылиха – Панчугина Александра. Береза – Герасименко Виктор Андреевич. Куштыли – Ахтырченко Александра Васильевна. Михайлыки – Вязовченко Николай Андреевич. Карга – Пивоваренко Михаил Павлович. Лысиха – Ильина Анна Петровна.

  • Посещение библиотеки. Во время посещения библиотеки ребята отобрали материал по интересующей теме, а также совместно с библиотекарем Тюхтиной Оксаной Викторовной подготовили для учеников своего класса занятие на тему «История нашего края» с использованием архивных документов и фотоальбомов из истории нашего села.

  • 4 этап. Презентация проекта «Жители села – часть меня»

  • Выступления:

- перед учениками своего класса

- на родительском собрании «Исследовательская деятельность обучающихся»

- перед учениками 1-4 классов.

5 этап. Рефлексия.

  • Научились:

- выдвигать идеи, выбирать лучшее решение;

- работать со справочной литературой

- среди множества информации выбирать нужную;

- работать с компьютером;

- сотрудничать, помогать друг с другу;

- проводить опросы, анализировать ответы;

- выступать перед учениками.

* Узнали: что прозвища, как и фамилии, могут быть интереснейшим источником для исторических, социологических исследований, так как в них отражаются время и человек – его общественное положение и духовный мир.







Тема исследования: «Вода, вода, кругом вода».

Актуальность. Большая часть всей воды на планете Земля сосредоточена в морях и океанах. Запас пресной воды составляет всего 2 %. Ресурсы пресной воды близки к исчерпанию. Деятельность человека приводит к значительному загрязнению природных вод. Поэтому человечество должно рационально использовать и беречь воду – основу жизни на Земле. Большинство людей волнует эта проблема. В своем проекте мы хотим показать значение воды в жизни человека и в природе. А также ответить на вопросы: «Какую пользу приносит вода?» «В чём опасность воды?» «Почему воду надо беречь?». Ведь сама жизнь возникла, прежде всего, именно в воде! Поэтому мы считаем выбранную тему нашего исследования актуальной.

   Цель: 1.Дать представление о роли воды для человека,
для живых организмов.
2.Воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам.

Планируя работу над данным исследованием, мы выделили 5 этапов: На первом этапе мы определили цели и задачи. Путём обсуждения мы решили познакомиться с материалами о значении воды для жизни человека и всего живого на земле и определили вопросы, на какие мы бы хотели найти ответы.

Вопросы для исследования:
1. Какую пользу приносит вода?
2. В чём опасность воды?
3. Почему надо беречь воду?

На втором этапе разделились на три группы для работы над исследованием, обсудили план работы в каждой группе.

Первая группа искала материал о значении воды для жизни человека, растений, о том какие водоёмы находятся на территории нашего посёлка, а так же какие пословицы и поговорки придумал о воде человек.

Вторая группа нашла материал о том, когда вода может быть опасной.

Третья группа искала интересные факты

о воде, для ответа на вопрос «Почему воду надо беречь?»

На третьем этапе весь собранный материал был систематизирован, распределён по темам и блокам и составлена презентация.

На отдельном занятии ребята пробовали свои силы в написании стихотворений, посвящённых теме нашего исследования.

В результате проведенной исследовательской работы мы выяснили:

Вода имеет практическое значение в жизни человека.

Без воды невозможна жизнь на Земле, как человека, так и животных и растений.

Исследовательская работа убедила нас в том, что:

- Вода – это жизнь, красота, здоровье.

- Вода – помощник человека.

- Количество воды ограничено.

- Вода загрязняется.

- Воду надо беречь.


Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил о воде: «Ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на земле».



















Интеллектуально-творческая деятельность и учебно-исследовательская деятельность как форма организации семейного досуга в школе
  • Классному руководителю
Описание:

   В современных условиях ставится задача ориентации всей системы

образования на новые образовательные результаты, которые связаны с полноценным развитием личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, ещё неизвестных задач.

В связи с этим начальная школа является базой, фундаментом всего последующего обучения. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать и реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию учащихся, их готовность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения

Автор Архипова Ольга Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1942
Номер материала 32054
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓