Инфоурок География Другие методич. материалыИнтеллектуально-познавательная игра "Колесо истории"

Интеллектуально-познавательная игра "Колесо истории"

Скачать материал

Областной конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий

по теме: «1150-летие зарождения российской государственности»

 

 

 

 

 

методическая разработка внеклассного мероприятия

 

Интеллектуально-познавательная игра "Колесо истории",

посвященная

«1150-летие зарождения российской государственности»

 

 

Подготовила:

Якименко Наталья Юрьевна

Учитель истории и обществознания

МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа №1» Ракитянского района Белгородской области

 


 

Интеллектуально-познавательная игра "Колесо истории", посвященная «1150-летие зарождения российской государственности»

 

Якименко Наталья Юрьевна Учитель истории и обществознания МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа №1» Ракитянского района Белгородской области

 

Цель: пропаганда исторического наследия русского народа,  повышения роли исторических знаний в решении задач нравственного и патриотического воспитания обучающихся.

 

Задачи:

1. Развитие у обучающихся интереса к изучению истории своей Родины.

2. Воспитание творческих способностей обучающихся посредством сценического искусства.

3. Совершенствование умений и навыков коллективной деятельности.

 

Оформление:

Название познавательной игры «Колесо истории».

Видеозаставка «Колесо истории».

Презентация.

Символика России.

Зал разбит на три зоны по цвету шаров (красный, синий, зеленый).

 

Оборудование:

ПК, проектор

Раздаточный материал (тексты тестов, карточки с текстами стихотворений).

Таблички - кареты с цветом команд.

Ларец с жетонами.

Жетоны трех цветов.

Карточки с заданиями для капитанов.

Костюмы.

 

Возраст участников 8 - 9 классы.

 

Подготовительная работа:

Домашние задание, подготовить сценку с заданием для команды соперницы.

Репетиция сцен с участниками-болельщиками.

Деление на три команды, выбор капитанов.

Подготовка грамот и призов для победителей и участников мероприятия.

 

Участники игры:

Три команды по 5 человек. А также болельщики, они же актеры (количество в зависимости от сцены, которую они готовили)

 

Правила игры:

Каждая игра имеет свою определённую тему - это важные исторические события, повлиявшие на развитие российского государства. При помощи жеребьевки (капитаны из ларца, накрытого парчой, достают жетоны, по которым определяется номер и цвет команды), а на выпавший эпизод высвечиваются картинки на проекторе или актёры разыгрывают сцены из той или иной эпохи и на основе увиденного игрокам задается вопрос. Актеры от 1 команды задают вопросы 2 команде, актеры от 2 команды задают вопросы 3 команде, а актеры от 3 команды задают вопросы 1 команде. Заранее никто не знает какая команда кому будет задавать вопрос, все определяет жеребьевка.

Игра состоит из 7 заездов, в каждом из которых команды набирают определенное количество верст (за каждый правильный ответ – 10 верст).

В первом заезде вопросы задает ведущий – учитель и на экране высвечиваются картинки. Участвует вся команда, на размышление 1 минута.

Во втором заезде вопросы задают болельщики – актеры. Участвует вся команда, на размышление 1 минута.

В третьем заезде вопросы задает ведущий – учитель и на экране высвечиваются «Картины». Участвует вся команда, на размышление 1 минута.

В четвертом заезде конкурс капитанов на знание дат.

Пятый заезд вопросы задают болельщики – актеры. Участвует вся команда, на размышление 1 минута.

Шестой заезд блиц-опрос, за каждый правильный ответ – 10 верст.

Седьмой заезд, домашнее задание, в котором сами команды друг другу проигрывают сцены из разный исторических эпох т задают вопросы.

После каждого тура проводится игра со зрителями – болельщиками. Болельщики могут принести своей команде 10 верст во время игры, правильно ответив на вопрос.

Игра заканчивается подсчетом верст команд. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество верст.

 

Ход мероприятия

Заставка – слайд 1

Вступление.

В 2012 г. исполнилось 1150 лет со времени события, которое в отечественной историографии XVIII - XIX вв. получило название «призвание варягов», «рождение российской государственности».

В 862 году произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, договорившихся ради прекращения междоусобиц призвать в качестве правителя «человека со стороны», не связанного ни с одним из местных кланов, который должен был выполнять функции третейского судьи, «судить по праву», то есть по закону. Таким приглашенным правителем стал князь Рюрик, положивший начало первой русской династии, правившей страной более семи веков.

Традиционно 862 год считается датой зарождения российской государственности, точкой отсчета отечественной истории.

Празднование юбилея российской государственности имеет очевидный смысл: консолидация народа в целях дальнейшего развития нашего большого и сложного государства

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать начнем,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!

На нашей викторине “Колесо истории” встречаются три дружины: красная, зеленая и синяя. Начинаем игру.

Заставка – слайд 1

 

1 заезд. Юбилейный.

на экране высвечиваются репродукции

 

Задание для 1-й кареты – слайд 2

В древнерусском летописном своде «Повесть временных лет» дальнейшие события описаны так: "В лето 6367(859). Варяги из заморья брали дань с чуди, и со словен новгородских, и с мери, со всех кривичей. В год 6370 (862) изгнали варяг за море и не дали им дани и стали сами собой владети, и не было в них правды, и восстал род на род, и была у них усобица, и воевать начали сами с собой. И сказали они себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли они за море к варягам, к руси. … Сказали …следующие слова: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; идите княжить и владеть нами". …От них была прозвана Русская земля, то есть земля новгородцев: это новгородцы от рода варяжского, прежде они были славяне".

Вопрос: кто автор картины «Варяги»

а) И.Е.Репин

б) В.М. Васнецов

в) В.И. Суриков

 

Задание для 2-й кареты  – слайд 3

21 августа 1852 года последовал Высочайший Указ императора, согласно которому 862-й год получил официальный статус «начального события российской государственности». Указ был принят к исполнению Министерством народного просвещение, таким образом, несколько поколений россиян с детства усвоили летописную версию образования своего государства.

Вопрос: кто автор картины «Варяги»

а) Николай I

б) Александр I

в)  Павел I

 

Задание для 3-й кареты – слайд 4

На установку у себя памятника «Тысячелетию России» претендовали сразу несколько городов. Высота монумента составляла 15.7 метра, вес 96 тонн, общее количество фигур – 128. На горельефе памятника было решено поместить изображения самых выдающихся деятелей русской истории. В отборе кандидатур приняли участие известные ученые и деятели искусства. Тем самым памятник становился летописью в лицах, Пантеоном Русской славы.

Вопрос: в конечном счете, на какой город пал выбор?

а) Санкт-Петербург

б) Киев

в) Новгород

 

2 заезд.  «Сценки»

- на экране высвечиваются варианты ответов

Задание для 1-й кареты – слайд 5

К киевскому князю Мстиславу Романовичу прибыл гонец.

Гонец: Великий князь! Беда страшная идет – кочевники. Вооружаться надо!

Князь: Сколько же их?

Гонец: Тьма воинов, князь! На три дня конного пути растянулось их войско!

 

Вопрос:. Что же означает слово “тьма” в то время?

1000.

10000.

100000.

 

Задание для 2-й кареты – слайд 6

Сидит нищий, просит милостыню, мимо проходит господин с дамой.

Нищий: Подайте, господа хорошие, Христа ради.

Дама (господину): Дай же убогому на пропитание.

Господин (даме): Перестань. На всех никакой мошны не хватит.

Нищий: У-у-у, мироеды проклятые.

 

Вопрос: Многие знают, что слово “мироед” является оскорбительным прозвищем. Какое же значение это слово имело в XVIII веке?

Куркуль, богатый человек;

Старик, живущий за счет общины;

Человек, обирающий других.

 

Задание для 3-й кареты – слайд 7

В трактир входит барин и сталкивается с бедняком-татарчонком.

Барин (дает бедняку подзатыльник): Ах ты, рожа неумытая, вертишься под ногами. Не видишь, барин идет.

Бедняк (кланяясь): Прошу прощения, барин (Убегает).

Барин: Ах ты, негодник! Развели тут нехристей-инородцев тьму тьмущую!

 

Вопрос:  В Российской империи существовал термин “инородец”. Кого же так называли?

Живущих на окраине страны, людей другой религии;

Жителей Сибири;

Иностранцев.

 

3 заезд. Картинная галлерея.

Учитель задает каждой команде по три вопроса

– на экране высвечиваются репродукции картин и варианты ответов

 

Задание для 1-й кареты – слайд 8, 9, 10  – «Бурлаки на Волге».

1) Вопрос: Это явление, получившее распространение в России во II половине 18 века, знаменовало появление:

а) крепостничества;

б) отходничества;

в) пролетариата;

2) Следующий вопрос:  Какой великий русский поэт красочно описал в своих произведениях сцены жизни бурлаков?

а) Некрасов

б) Пушкин

в) Лермонтов

Да, это Некрасов, вот его строки:

«… Выдь на Волгу! Чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется, -

То бурлаки идут вечевой»

3) Вопрос: Какие звуки произносили бурлаки, названные Некрасовым стоном?

а) Эй, ухнем

б) Ой, жахнем

в) Ух, поднажмем

 

Задание для 2-й кареты – слайд 11, 12, 13 - Сцена выбора религии Владимиром Святым.

 

1) Вопрос: Как известно, окончательное влияние на выбор религии Владимиром Святым оказала полюбившаяся ему византийская принцесса. Как ее имя:

а) Елена

б) Анна

в) Софья

2) Великий реформатор Владимир Святой прославился еще и защитой Русских границ от печенегов. На юго-востоке Руси он построил линию оборонительных укреплений, которая представляла из себя деревянную крепость со сторожевыми башнями, наполовину врытую в искусственный холм.

 Вопрос:  для чего холм изнутри укреплен деревом?

а) это служило убежищем для людей во время нападения

б) чтобы крепость прочнее держалась

в) полый холм позволял издалека услышать печенежскую конницу

 

3) Сын Владимира – Ярослав Мудрый – прославился тем, что заключил множество династических браков своих детей и наследников иностранных престолов – польского, французского, норвежского и др.

Вопрос: на дочери какого короля был женат сам Ярослав?

а) германского

б) датского

в) английского

 

 

Задание для 3-й кареты – слайд 14, 15, 16 - «Иван Грозный убивает своего сына»

1) Вопрос: Кисти какого известного художника принадлежит эта картина?

а) И.Е.Репин

б) В.М. Васнецов

в) В.И. Суриков

2) Мать И.Грозного – Елена Глинская прожила недолго, но провела ряд реформ, в т.ч. и денежную.

Вопрос: Какая монета вводилась согласно этой реформе?

а) копейка

б) гривна

в) рубль

3) Одной из реформ Избранной Рады и Ивана IV стала церковная реформа, которая вводила Стоглавый Собор. Что это?

а) собор, в котором заседали деятели церкви

б) ежегодный сбор всех церковных деятелей

в) сборник церковных документов

 

4 заезд. Конкурс капитанов. Задание на знание дат

 

Капитанам раздаются одинаковые карточки и две минуты времени, после того карточки сданы на экране высвечивается слайд 17 с правильными ответами

Карточка:

Взятие Казани                                            1550, 1552, 1553, 1556

Первый Земский собор                             1454, 1459, 1549,1649

Избрание царем Михаила Романова       1613, 1645, 1662, 1648

Переяславская Рада                                   1649, 1654, 1645, 1664

Сражение при Гангуте                              1700, 1703, 1709, 1714

Соборное уложение                                   1649, 1549, 1694, 1564

Отечественная война                                 1861, 1812, 1812, 1945

Курская битва                                             1941, 1942, 1943, 1944

 

Вопросы зрителям:

Каков был рост Петра I? (2 метра 4 сантиметра).

Назовите первую печатную книгу на Руси (Апостол, И. Федоров. XVI век).

Кого из князей прозвали “денежный мешок”? (Иван Калита, XIV век).

 

5 заезд. «Ответь словам поэта»

Читают болельщики - артисты

 

Задание для 1-й кареты – слайд 18, 19, 20

1. А впереди, по звонким льдинам,
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином,
Свиной железной головой.
Был первый натиск немцев страшен
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.

(Ледовое побоище – 5 апреля 1242 г.)

2. Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Читатель я не обману,
Сказав о битве той,
Что не было еще такой.
И хоть кого спроси,-
Великое побоище
Все знают на Руси!…
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья…
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живет.

(Куликовская битва – 8 сентября 1380 г.)

3. Ни разу ни одни войска
Еще не шли по этим тропам.
На них взирает вся Европа.
Во всех углах материка
Гадают, спорят и судачат:
Пройдут они иль не пройдут,
Что ждет их – гибель или сдача?
Пусть их гадают! Только тут,
Среди лишений и страданий,
Среди камней и снежных груд,
Солдаты знали без гаданий,
Что русские всегда пройдут.

(Швейцарский поход Суворова через Альпы – 1799 г.)

 

Задание для 2-й кареты – слайд 21, 22, 23

1. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!…
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день не мало,
Что значит русский бой кровавый,
Наш рукопашный бой!..

(Бородино – 26 августа 1812 г.)

2. От москвичей призыв идет…
Дошел до Нижнего призыв,
До старосты, до мужика,
Что звался Минин- Сухорук.
Он весь народ собрал вокруг…
Поволжье Минин собирал,
Он ополчение собирал,
Всех одевал, всех обувал,
Кормил, поил и снаряжал,
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвел,
К Москве, к столице он повел.
Та рать от каждого села
Все прибывала и росла.
Сюда пришел Пожарский князь,
За ним текла людей река,
И, с Мининым объединясь,
Сплотились русские войска.
(Освобождение Москвы от интервентов ополчением Минина и Пожарского – 1612 г.)

3. Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление кипит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает тут и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.

(Полтавский бой – 27 июня 1709 г.)

 

Задание для 3-й кареты – слайд 24, 25, 26

1. Не меряна вдоль и не пройдена вширь,
Покрыта тайгой непроезжей,
У нас под ногой разостлалась Сибирь
Косматою шкурой медвежьей.
Пушнина в сибирских лесах хороша
И красная рыба в струях Иртыша!
Мы можем землей этой тучной владеть,
Ее разделивши по-братски.
Мне в пору Кучумовы бармы надеть
И сделаться князем остяцким.

(Освоение Сибири под руководством Ермака – 1581 – 1585 гг.)

2. На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.

(Основание Петербурга – 1703 г.)

3. Когда на востоке забрезжил рассвет,
Поредела завеса тумана,
На другом берегу вдруг увидел Ахмат
Рать московского князя Ивана…
Государь прочитал и, спокоен и строг,
Повернулся к Ахматовым людям,
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог
И сказал: “Дань платить мы не будем!”
С той поры не решалась нас грабить Орда,
Иго тяжкое сброшено было,
И в Орде началось несогласье, вражда,
И распалась татарская сила.

(Стояние на реке Угре – 1480 г.)

 

 

 

Заезд 6. Впервые в России.

Учитель говорит:

В мире все когда – нибудь происходит в первый раз. И это первое рождение обязательно отметит история. Возможно, потом в ряду схожих событий и дат будут более значительные и известные, но то, что было впервые, сохранит свое особое очарование. Давайте проверим, знаете ли вы, что, где, когда в России происходило впервые. Это своеобразный блиц-опрос.

 

Вопросы:

1. Кто был первым в России царем? Иван Грозный.

2. Когда был созван первый Земский собор? 1549 год.

3. Когда в России было впервые учреждено патриаршество? 1589.

4. Как называлось первое в России учебное заведение? Славяно-греко-латинская академия. Москва. 1682.

5. Кто первый принял титул императора? Петр 1

6. Когда были образованы первые в России губернии? 1708.

7. Кто был первым русским патриархом? Иов.

8. Когда в России возникли первые мануфактуры? 30-е годы 17 века.

9. Когда в России была первая революция? 1905-1907 годы

10.        Когда в России была принята первая конституция? 1918 году

11.        Кто в истории России был первым космонавтом? Ю.Гагарин

 

Заезд 6. «Гой ты Русь, Русь матушка!»

 

Задание для 1-й кареты – слайд 27

“Куда ни махнет, тут и улицы лежат. Куда отвернет – с переулками…

Вопрос: Кем был Илья Муромец?

Князь;

Крестьянский сын;

Дружинник.

 

Задание для 2-й кареты – слайд 28

Одним из важнейших деяний Петра I было создание Российского флота.

Вопрос: Какой город считается родиной Российского флота?

Санкт- Петербург;

Архангельск;

Воронеж.

 

Задание для 2-й кареты – слайд 29

В дохристианской Руси старые люди пророчили, что быть Змею убитому от молодца.

Вопрос: Как звали богатыря-змееборца?

Алеша Попович;

Добрыня Никитич;

Илья Муромец.

 

7 заезд. Домашнее  задание.

 

3.Заключительная часть

Истинный защитник России – это история; ею неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым подвергает  она свою таинственную судьбу.

Ф.И.Тютчев.

Подведение итогов. Награждение.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интеллектуально-познавательная игра "Колесо истории""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по учету энергопотребления

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель:пропаганда исторического наследия русского народа,  повышения роли исторических знаний в решении задач нравственного и патриотического воспитания обучающихся.

 

Задачи:

1.Развитие у обучающихся интереса к изучению истории своей Родины.

2. Воспитание творческих способностей обучающихся посредством сценического искусства.

3. Совершенствование умений и навыков коллективной деятельности.

 

Оформление:

Название познавательной игры «Колесо истории».

Видеозаставка «Колесо истории».

Презентация.

Символика России.

 

Зал разбит на три зоны по цвету шаров (красный, синий, зеленый).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 513 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 425
    • DOCX 39.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Якименко Наталья Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Якименко Наталья Юрьевна
    Якименко Наталья Юрьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 9975
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 429 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Мини-курс

Финансовые ключи экспертного успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Мини-курс

Управление и менеджмент в спортивной сфере

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе