Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИнтеллектуальная игра "язык мой-друг мой"

интеллектуальная игра "язык мой-друг мой"

Скачать материал

     Интеллектуальная  игра «Язык мой – друг мой»

 

Цель игры: углубить знания учащихся по русскому языку; обогатить словарный запас учащихся; развивать умение самостоятельно работать, искать ответы на вопросы,  развивать творческие способности ребят; воспитать чувства коллективизма.

Оборудование: компьютер, презентация;

                                

                                              Ход игры

 

Слово учителя:  22 сентября ежегодно отмечается «День языков народов Казахстана» наш Президент Н. Назарбаев выступает за знание нескольких языков. Язык существует на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаясь , люди при помощи языка передают свои мысли, желания, чувства.  Казахстан  многонациональное государство. Все народы, населяющие его равноправны, так как наш президент Н. Назарбаев проводит такую национальную политику, что все народы имеют полное право развивать свой язык и национальную культуру. В нашей школе началась декада ,посвященная ко дню языка. Сегодня мы проведём интеллектуальную игру «Мой верный друг, язык мой русский », в которой будут  участвовать знатоки русского языка – представители 9 классов.   

Дорогие друзья! Добро пожаловать в страну Русского языка. Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка.

Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

Прежде чем начать игру ,давайте разделимся на две команды. Для этого вы должны выбрать  номерки.

 

Жеребьёвка ( Кто первый прочитает предложение, та команда и начинает).

Когда ребята приехали к шефам, они увидели у входа плакат с приветствием.

Догадайтесь, что было написано и вставьте недостающие буквы :

.О..О     .О.А.О.А.Ь (Добро пожаловать)

I Тур  «Буквы и звуки»

1.         Прочитайте слово лен по звукам справа налево?

Ответ: ноль.

2.         Сколько звуков [о] в слове молокозавод ?

Ответ: один (последний ударный).

3.         Решите шараду и назовите слова

С глухим траву она срезает, Со звонким — листья объедает.

Ответ: коса — коза

1) На мне качаясь, птичка весела,

И чувствует она себя прекрасно.

Да, с В для птички очень я мила,

Но с С  я для неё порой опасна.    (Ветка, сетка)    

2) Хоть и мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Но К на Ц перемени -

Я по болоту зашагаю.  (Капля, цапля) 

II Тур «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ»

 Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает?

 1)      А / Я = О / ? (Ё)

 2)      М / М’ = Р / ? (Р’)

 3)      В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)

 4)      ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)

 5)      ТОПОР / РОПОТ = кот/ток

 6)      НОС/СОН=ВОР/РОВ

III Тур Продолжить пословицу

Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться мы будем их вспоминать. (Ведущие зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить.)

1 Что посеешь, … (то и пожнешь).

2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3 Кончил дело – … (гуляй смело).

4 Волков бояться – … (в лес не ходить).

5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6 Как аукнется – … (так и откликнется).

7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8 Тяжело в учении – … (легко в бою)

9 Любишь кататься - …(люби и саночки катать)

10 Учение – свет, … ( а неученье тьма)

IV Тур «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».

1. На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.

Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающиеся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…

Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.

На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.

2. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.

V Тур «СОБЕРИ СЛОВА».

Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл

1-ой команде. (На карточках)

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, окончание – УЧЕНИКИ ( подснежники)

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)

2-ой команде.

1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка)

2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)

VI Тур Отгадайте пословицы-загадки, где зашифрованы отрицательные качества людей.

1. Подал руку, да подставил ножку (двуличный человек).

2. Моё горе-стрела во мне, чужое горе-стрела во пне (эгоист).

3. Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится (хвастун)

4. Ел да устал, спал да намаялся (лентяй).

5. Язык без костей, что хочет, то и лопочет (болтун).

6. В тихом омуте черти водятся (скрытный человек).

VII Тур «Кто быстрее».

1)         Кто прав ?(Какая команда верно ответить).

Винни-Пух и Пятачок поспорили, какое окончание в слове МАРМЕЛАД.

Винни-Пух утверждает, что –АД, а Пятачок считает, что окончания здесь

вообще нет. Кто из них прав? ( Никто. Окончание в слове МАРМЕЛАД нулевое).

 

2)         Узнай слово.

1.         Звонкая согласная, парная глухой Т.

2.         Суффикс сравнительной степени прилагательных.

3.         Приставка, обозначающая приближение.

4.         Существительное – название части суток.

5.         Суффикс неопределённой формы глагола.

6.         Шестая буква алфавита. ( Целое слово: деепричастие).

VIII Тур Юный художник ( Нарисовать фразеологизм. Команда соперников должна узнать, какой это фразеологизм, и дать ему толкование).

Вставать с петухами, бить баклуши, работать спустя рукава, на воре шапка горит (когда провинившийся человек выдаёт себя своим поведением)

IX Тур «Блиц-опрос»

Команды по очереди отвечают на вопросы ( за каждый правильный ответ – 1 )

1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)

2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)

3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)

4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)

5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)

6. Часть слова без окончания. (Основа)

7. Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение)

8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)

9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)

10. Сколько букв в русском алфавите? (33)

Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:

•        Как правильно сказать?

У рыб нет зуб.

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

Ответ: У рыб есть зубы.

•        Какую строчку не может прочитать ни один учёный?

Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.

•        В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

Ответ: Суббота

•        Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?

Ответ: Именительный падеж

Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)

Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)

Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)

X Тур Расставьте правильно ударение (слова на заранее заготовленных карточках).

Алфавит, досуг, камбала, облегчить, сироты (1-ой команде).

Статуя, красивее, каталог, мельком, углубить (2-ой команде).

XI Тур «Ребусный»  Кто первый отгадает пословицу 

(Век живи, век учись).

Подведение итогов игры .  Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать.

Счастливого вам пути в Страну русского языка!

 

 

 

 

 

                    

                      Средняя школа имени Карима Мынбаева

 

 

 

Открытое мероприятие:

Интеллектуальная игра «Язык мой - друг мой»

 

 

                                           Выполнила: учитель русского языка

                                                  и литературы Байталякова А.Б.

 

 

 

 

 

                                              2014-2015 учебный год

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интеллектуальная игра "язык мой-друг мой""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-консультант

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

22 сентября ежегодно отмечается «День языков народов Казахстана» наш Президент Н. Назарбаев выступает за знание нескольких языков.Язык существует на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаясь , люди при помощи языка передают свои мысли, желания, чувства.  Казахстан  многонациональное государство. Все народы, населяющие его равноправны, так как наш президент Н. Назарбаев проводит такую национальную политику, что все народы имеют полное право развивать свой язык и национальную культуру. В нашей школе началась декада ,посвященная ко дню языка. Сегодня мы проведём интеллектуальную игру «Мой верный друг, язык мой русский », в которой будут  участвовать знатоки русского 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 661 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2459
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3165
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 544
    • DOCX 24.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Байталякова Айгуль Бакриденовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10367
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 317 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 363 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1528 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 880 человек

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовое моделирование и управление инвестиционными проектами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Совместимость современных ценностей и классической поэзии

Перейти к трансляции