Интеллектуальная игра,
посвященная Дню Конституции
РФ
Цель: формирование гражданской
компетентности обучающихся.
Задачи:
1.Воспитывать уважение к
основному закону страны - Конституции РФ, к законам страны, понимание
необходимости их соблюдения.
2.Формировать умение применять
на практике знания, полученные на уроках обществознания и права.
3.Воспитывать любовь к Родине,
чувство ответственности за свою страну.
Форма
проведения: интеллектуальная игра.
Оборудование: Конституция РФ, карточки с
вопросами, секундомер, компьютер, мультимедийное оборудование, экран.
Ход занятия: Вступительное слово учителя.
«Конституция –
основной закон страны. Важно знать Конституцию и уметь применять её в жизни.
Наша игра покажет, насколько хорошо участники игры её знают. Удачи».
Игра
«Герб команды»
Необходимые
материалы: листы
бумаги формата А4, маркеры или фломастеры для каждого скотч.
Ход
проведения:
участникам
предлагается разделить лист на четыре части, начертив на нем две пересекающиеся
диагональные линии. Данный лист будет являться основой для «герба». Чтобы
создать свой «герб», каждая команда должна обозначить на листе соответствующие
элементы:
— в верхней части
указывается название команды;
— в правой части
— 3 наиболее сильные стороны команды;
— в нижней части
«герба» — 3 качества, которые более всего ценит в людях;
— в левой части
необходимо написать ответ на вопрос «Что мы ждём от сегодняшней игры?».
Капитан команды устно
описывает свой «герб».
1 конкурс
«Разминка»
Задаются вопросы.
Капитан команды поднимает карточку, если есть правильный ответ. За каждый
правильный ответ команда получает 1 балл. Победа в этом конкурсе зависит от
быстроты реакции и правильности ответов.
Вопросы:
1. - Когда принята ныне
действующая Конституция РФ? 12 декабря 1993г.
2.
- Что
является основной обязанностью нашего государства? ст. 2, гл.1. Человек,
его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
3. - На какой срок избирается
президент РФ? 6 лет
4. - Какая форма правления в
РФ? республика
5. - Кто является верховным
главнокомандующим в РФ? президент
6. - Какова главная цель
Конституции РФ? защита прав и свобод человека
7. - Назвать одну из
обязанностей граждан РФ.
8.
Есть ли у
нашего государства единые партия и религия? (ст. 13 и 14, гл. 1. В РФ
признаётся политическое многообразие, многопартийность. РФ - светское
государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве
государственной или обязательной.)
9.
С
какого возраста гражданин РФ обладает основными правами и свободами, закреплёнными
в Конституции? (ст. 17, гл. 2. Основные права и свободы человека
неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.)
10. С какого возраста гражданин
РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности?
(ст. 60, гл. 2. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном
объёме свои права и обязанности с 18 лет).
11. Кто имеет привилегии перед
законом и судом? (ст.19, гл. 2. Все равны перед законом и судом).
2. Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»
Задание 1. Сказка
В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась
лягушка, отправившись в путешествие?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.
Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее
свой башмак?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.
Задание 3. Сказка
Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых
Задание 4. А.ПУШКИН
«СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда,
нанявшись на работу к попу?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд.
Задание 5. Сказка
«ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.
3
конкурс
«Найди ошибку»
Командам выдаётся
текст. В тексте надо найти ошибки. (3 мин.) За каждую найденную и исправленную
ошибку в тексте присуждается команде 1 балл.
«Конституция
РФ принята 11 декабря 1993 года. Она состоит из краткой вступительной статьи и
трёх разделов.
Конституцию
принято называть основным законам. Однако это не означает, что все иные законы,
правовые акты, принимаемые в нашем государстве должны ориентироваться на
Конституцию.
Конституция
базируется на таких ценностях, как нравственные ценности, ценности демократии,
ценности патриотизма, ценности социального мира. Конституция провозглашает
главной ценностью – международное сотрудничество.
РФ –
социальное государство, конфедерация.
В РФ
признаётся идеологическое и политическое многообразие. Однако государственной
идеологией, по- прежнему остаётся марксизм – ленинизм.
Граждане РФ
обладают многочисленными правами и свободами. В то же время у них есть
обязанности. Соблюдать законы РФ, платить налоги, сохранять природу и
окружающую среду, любить Отечество и другие.
Граждане РФ
должны знать и соблюдать Конституцию РФ».
4
конкурс «Кто больше»
Кто больше назовёт
слов, связанных с понятием «Выборы»
Команды называют
слова по очереди. Ведущий фиксирует слова на доске.
За каждое
названное слова команде начисляется 1 балл.
5
конкурс «Наши права»
Задание первой
команде.
Оцените
ситуацию и скажите кто прав.
«В одном из 10
классов произошло неприятное событие.
Олег Смирнов,
фактический лидер класса, прыснул газовым баллончиком ученику из параллельного
класса и повредил ему глаза.
Директор школы
созвал собрание класса.
Пожелавших
выступить и осудить одноклассника оказалось не много. Многие предпочли
отмолчаться, дабы не вызывать на себя гнев Смирнова. Однако директор стал
поочерёдно вызывать учеников, оставшихся в стороне от обсуждения. Один из них
заявил: «Но у нас свобода слова!»
«Правильно! –
подхватил директор. – Вот и высказывайтесь»
(Действия
директора – нарушение свободы слова, которое запрещается Конституцией.
Моральные нормы
требуют публичного осуждения Олега Смирнова. Этот случай показывает, что
действия морали шире, чем права, и не всякая этическая норма находит защиту в
сфере права).
Задание второй
команде
Оцените
ситуацию. Есть ли нарушение прав человека? Если «да», то кто из спорщиков
нарушил права и какие?
«На перемене
одноклассники поспорили о том, хорошо ли списывать. Высказав свои аргументы,
участники спора так и остались каждый при своём мнении. Тогда желая доказать
свою правоту, они перешли на личности. «Ты жадина, поэтому и не даёшь
списывать!» - сказал сторонник списывания. «А ты балбес, своих мозгов не
хватает, потому вечно и канючишь!» - ответил другой.
(«Жадина», «ни к
чему не способный человек» - это сведения, порочащие честь и достоинство человека.
Вопрос о правомерности их распространения зависит от того, соответствует ли он
действительности
Выражение
«балбес» - оскорбление, так как унижается честь и достоинство человека в
неприличной форме. Свобода слова имеет свои ограничения.)
Подведение
итогов игры. Награждение победителей.
Оценочный лист
члена жюри
Название конкурса
/максимальный балл
|
Команда
|
Команда
|
«Рзминка» /за каждый правильный
ответ 1 балл
|
|
|
«Сказка ложь, да в ней намёк» »
/за каждый правильный ответ 1 балл
|
|
|
«Найди ошибку» /за каждую правильно
найденную и исправленную ошибку 1 балл
|
|
|
«Кто больше» /за каждое названное
слово 1 балл
|
|
|
«Наши права» /максимальная оценка 5
баллов
|
|
|
Итого:
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.