Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
11
Интеллектуальная игра по русскому
языку ( 5 класс).
Автор разработки
учитель русского языка и литературы
Слотина
Ирина Владимировна
г.Кизел
Интеллектуальная игра по русскому
языку.
Цель: повторение, обобщение, систематизация
знаний по основным темам русского языка за 5-й класс.
Задачи:
-формировать умения обобщать, делать выводы,
систематизировать;
-способствовать развитию творческих способностей учащихся,
развивать речевые навыки;
-создавать условия для развития интереса к русскому языку;
-воспитывать стремление к приобретению знаний в области
русского языка
Ход мероприятия.
1.Приветствие команд.
2. Вступительное слово учителя.
3.Представление членов жюри.
4.Разминка.
5.Выполнение заданий 5 туров.
6.Подведение итогов.
РАЗМИНКА
1.Как звали братьев-монахов, которые в IX веке создали
славянский алфавит?
/Кирилл и Мефодий/
2.Какой падеж существительного никогда не употребляется с
предлогом?
/Именительный/
3.Какие местоимения мешают движению транспорта на дорогах?
/Я-мы/ 4.Какое слово принадлежит
только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?
/Твоё имя/
5.С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются
в одно слово?
/С
помощью суффикса-ищ-ножницы/
6.Его вешают, приходя в уныние; его всюду суют, вмешиваясь
не в свое дело; его задирают, зазнаваясь.
/Нос/
7.Если ноги у газеты, у книги? /Да,
если их держать вверх ногами/
8.В каком слове 40 гласных?
/Сорок- а/
9.Чем кончается лето и начинается осень?
/Буквой- а/.
I.ТУР. ФОНЕТИКА.
1.Сколько раз встречается звук [т] в предложении?
Директор предприятия подписал документ
и отдал его представителю подшефной фабрики
/[т]- 7 раз/
2.Какие слова произносятся так:
[грус' т' ] и [л' эс' т']. Запишите их.
Ответ: грусть-груздь, лесть-лезть.
3.Анаграммы. Придумайте из данных слов новые слова,
состоящие из тех же букв, но расположенных в другом порядке.
автор товар
марка рамка
масло смола
раб бра
атлас салат
4.Придумайте предложение, в котором все слова должны
начинаться на одну букву.
Например, с « Н». Надя
надеялась на Наташу, но Наташа не нашла
нужных ниток.
Или с «П». Прочитав правило, Петя понял
пример, подумал, принялся писать
II.Тур. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
1.Замените словосочетание одним
словом с какой-либо приставкой.
1) Лишенный
смысла /Бессмысленный/
2) Расположенный
у берега /Прибрежный/
3)Сделать длинным /Удлиненный/
4)Задуматься на некоторое время. /Призадуматься/ 5)Лишить
возможности причинить вред. /Обезвредить/
2.Приведите примеры глаголов,
образованных от существительных-названий животных, рыб, птиц. Например:
попугай- попугайничать.
Собака- собачиться, свинья-
свинячить, крыса- окрыситься, обезьянаобезьяничать, петух- петушиться и т.д.
3.В названиях сказок много слов с
эмоционально-оценочными суффиксами. Например: «Русалочка», «Аленький
цветочек»……Продолжите этот список.
4.Замените словосочетание одним словом,
однокоренным выделенному, запишите его. Укажите способ образования этих слов.
Маленькая гора (горка), житель гор (горец),
слегка красный (красноватый), становиться красным (краснеть),
сделанный из серебра (серебряный), смелый человек (смельчак).
III. ТУР.
ЛЕКСИКА
1.Подберите к каждому слову 1
антоним и 1 синоним.
Робкий
/бойкий, застенчивый/
Печальный
/радостный, грустный/
Правда /ложь, истина/
Горе /счастье, беда/
2.Приведите примеры
фразеологизмов, в которых встречаются название животных. Птиц. Например:
работать как лошадь.
Гусь свинье не товарищ, как белка
в колесе, денег куры не клюют, медвежья услуга, ворон считать, делать из мухи
слона и т.д.
3.К устаревшим словам подберите
современные синонимы. Запишите. Например: очи-глаза.
Сеча /битва/, брадобрей
/парикмахер/, прекословить /спорить/, глаголить
/говорить/.
IV. ТУР.МОРФОЛОГИЯ
1.Кто больше?
За 1 минуту составьте из букв,
входящих в состав данного слова новые слова (существительные в ед.числе,
именительном падеже).
Преподаватель (Например: дата, рот, ель и т.д.)
2.Назовите жителей следующих
городов (в ед.числе и во множественном числе).
Москва (москвич, москвичи)
Пермь (пермяк, пермяки)
Кизел (кизеловец, кизеловцы)
Екатеринбург (екатеринбуржец,
екатеринбуржцы)
Одесса (одессит, одесситы)
Томск (томич, томичи)
Киев (киевлянин, киевляне)
3.Найди пару (существительные мужского и женского рода)
Медведь (медведица)
Бобер
Осёл (ослица)
Стрекоза
Курица (петух)
Жираф (жирафа)
Баран (овца)
Кот (кошка)
Муха Обезьяна
4.Запишите данные существительные со словами, обозначающими
различную меру (веса, объема, длины), вида тары, упаковки, следя, чтобы эти
слова не повторялись. Например: корзина яблок, чашка кофе.
Бензин (литр), мёд (бочонок), варенье (банка), сахар (мешок),
укроп (пучок), виноград(гроздь) , уха (тарелка), клей (тюбик), изюм (горсть)
V. ТУР. СИНТАКСИС.
1. Какие примеры не являются словосочетаниями.
А) выполнить задание
Б) жизнь прекрасна
В) вдали от дома
Г) проходит мимо
Д) возле леса
Е) чудесный цветок
Ответ: б, д
2.Замените в предложении подлежащее так, чтобы
глагол-сказуемое приобрёл переносное значение.
1.Погасли
свечи (погасли глаза)
2.Волк
воет (ветер воет)
3.Птица
поёт (душа поёт)
4.Девочки шепчутся (листья
шепчутся)
3.Найди лишнее слово (подчеркни).
1.Ваня ушиб колено ноги.
2.Ребятам выручили памятные
сувениры.
3.Открытие выставки состоится в
марте месяце.
4. Путь кораблю
преградил ледяной айсберг.
5. Он написал свою
автобиографию. 6.Робинзон ослаб от недоедания пищи.
4.Как можно прочитать такое
буквосочетание. теперьяподнимитетоже
Ответ: Те перья поднимите тоже.
Теперь я под ними, те тоже.
Теперь я под ним и те тоже и т.д.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.