Министерство
образования и науки
Республика
Татарстан
Интеллектуальная игра
«ЭкоЛогика»
для 3 – 4 классов
Тема: «Этот удивительный мир»
Авторская разработка
учителя II
квалификационной категории
средней общеобразовательной школы №16
Мажаровой Оксаны Васильевны
г. Альметьевск 2007
Игровая
задача:
1. Развивать любознательность детей, умение увидеть новое в знакомом
окружающем нас мире, развивать познавательную активность,
коммуникативность;
2. Формирование устойчивого интереса учащихся к изучению природы
родного края.
3. Расширить и пополнить знания учащихся о природе и других наук
связанных с ней.
4. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.
5. Воспитывать чувство уважение к партнерам и соперникам по игре.
Предварительная
работа:
1.
Классный час по теме
«Планета наша земля», просмотр фильма «Живая планета».
2.
Беседа о животном и
растительном мире.
3.
Самостоятельное чтение
познавательной литературы на эту тему.
Оборудование:
1. Пронумерованные рисунки:
а) животные: 1- ящерица,2- лиса ,3-
волк, 4- белый медведь, 5- заяц, 6-мышь-полевка,
7- лось, 8- еж, 9- рысь;
б) травы и цветы: 1- одуванчик, 2-
колокольчик ,3- мать-и-мачеха, 4- полынь, 5- земляника, 6-клевер, 7- роза, 8-
березка-вьюнок, 9- ландыш.
в) главные природные зоны Земли:
1- пустыня, 2- джунгли ,3- травянистые равнины, 4- леса, 5- тундра, 6-Арктика,
7-Антарктика;
г) планеты: 1- Земля, 2- Уран ,3-
Сатурн, 4- Юпитер, 5- Меркурий, 6-Марс, 7- Венера,8- Плутон, 9- Нептун.
2. Карточки с цифрами каждому участнику для
показа номера ответа.
3. Три дорожки, разделенные на 5секторов (по
количеству вопросов), для
продвижения вперед.
4.
Табличка со словом
«Растительность».
5.
Медали «Умники и Умницы».
Правила
игры:
1.
Каждый участник встает на
свою дорожку. После вопроса ведущего он должен поднять карточку с номером
ответа.
2.
Если ответ верный, то
участник продвигается вперед, если неверный – остается на месте.
3.
В 4 заключительном туре
участвуют те участники, которые первыми дошли до конца дорожки в 1, 2, 3 турах.
4.
Участник, который первым
поднял карточку с номером правильного ответа, получает орден. За
дополнительный, развернутый ответ жюри может присудить участнику еще один
орден. Количество орденов дает преимущество в спорных ситуациях.
5.
В финал выходит два
участника. Если ситуация спорная, то остаются участники, у которых наибольшее
количество орденов.
6.
В финале можно один орден
обменять на помощь болельщика (по выбору участника).
7.
В финальной игре участник
вместо ответа может использовать накопленные за игру ордена, если у соперника
больше составленных слов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ
ОТБОРОЧНЫХ ТУРОВ.
Эту истину
знаю отроду
И ее никогда
не таю.
Кто не любит
родную природу,
Тот не любит
отчизну свою.
I.
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР:
Буквой П
укажите птиц, Н-насекомых:
бабочка цапля
улитка гусь
окунь
утка сокол попугай
ласточка щука
аист крот
паук
оса моль крыса
II.
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР:
Каких зверей
так называют:
Косой - (заяц),
Косолапый – (медведь),
Серый – (волк),
Сохатый – (лось).
III.
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР:
Угадай-ка:
1.Какая звезда самая
яркая? (полярная),
2. Как называется
модель земли? (глобус),
3.Назовите животных
впервые полетевших в космос? (собаки).
ТУР 1.
Животные.
На доске животные: 1- ящерица,2- лиса ,3- волк, 4- белый медведь, 5-
заяц, 6-мышь-полевка, 7- лось, 8- еж, 9- рысь;
Перед вами животные. Внимательно посмотрите на них и
скажите, о каких животных идет речь.
1
2 3
4
5 6
7 8
9
Вопрос
1.
В иголках бугорок
мышку уволок. (Еж)
-Еж- небольшой зверек, длина его тела около 30
см., масса 700-800гр. Тело грузное, на коротких ногах, сверху и с боков
покрыта иглами с шерстью. Мордочка вытянутая и заостренная.В окраске
преобладают бурые и серовато-бурые тона. Он обитает в смешанных и лиственных
лесах.
Вопрос
2.
Хвост короче уха,
быстрые повадки,
Мчусь я что есть
духу, мчусь я без оглядки.
Кто я, угадай-ка? (Заяц)
-Правильно Заяц. Длина тела 40-75
см, масса от 2,5-5,5.Окраска тела летом бурая или рыжевато-бурая, зимой -
белая. Кончики ушей черные круглый год. Заяц широко распространен в лесной зоне
Восточной Европы, Азии и Северной Америки.
Вопрос
3.
Меньше тигра,
больше кошки,
На ушами
кисти-рожки.
С виду кроток, но
не верь:
Страшен в жизни
этот зверь. (Рысь)
- Действительно Рысь. Это крупная
кошка, имеет длину тела 82-105 см., короткий, словно обрубленный, хвост, пышные
«бакенбарды» и кисточки на ушах. Туловище короткое, на длинных сильных лапах с
широкими мохнатыми лапами, мех палево-серый или рыжеватый. Спина, бока и ноги
покрыты темными пятнами. В нашей стране рысь довольно широко распространена,
заселяет леса европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Камчатки, Сахалина
и Дальнего Востока.
Вопрос
4.
Хитрая плутовка,
рыжая головка,
Хвост пушистый-
краса,
А зовут ее………
(Лиса)
-
Правильно, это лиса. Длина 60-90 см, тело стройное, удлиненное, ноги
сравнительно короткие, хвост пушистый. Окраска тела разнообразна : от
красновато- оранжевой до желтовато- серой, грудь белая, кончик хвоста тоже
белый. Лисица широко распространена в Европе, Северной Африке, на большей части
территории Азии и Северной Америки.
Вопрос
5.
Серовато,
зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет
… ( Волк )
-Верно, это крупный зверь с относительно высокими и сильными ногами-
волк. Окраска обычно серая с рыжеватым оттенком. В природе волк играет важную
роль оздоровителя животного населения, уничтожая больных и слабых особей.
Подведение итогов 1 тура.
Тур 2. Травы
и цветы.
На доске травы: 1- одуванчик, 2- колокольчик ,3- мать-и-мачеха, 4- полынь,
5- земляника, 6-клевер, 7- роза, 8- березка-вьюнок, 9- ландыш.
Перед вами травы и цветы. Внимательно посмотрите на
них и скажите, о какой траве или цветке идет речь.
1
2 3
4
5 6
7
8 9
Вопрос
1.
Ей, звоночек,
синий цвет!
С языком, а звону
нет. (Колокольчик)
-Правильно это колокольчик. Любимое растение цветоводов -
колокольчик. Стебель у него пушистый, свисающий. Листья - сердцевидные.
Вопрос
2.
В американском
городе Холленд, заселенном потомками голландских эмигрантов, в середине мая
проходит фестиваль этих цветов? (Тюльпан)
-Действительно это тюльпан.
Высота достигает 50 см. Имеет различные окраски: черный, желтый, красный,
розовый. Цветет весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно
влаги.
Вопрос
3.
Стоит Аленка в красной рубашонке.
Кто не пройдет,
Всяк поклон
отдает. (Земляника)
- Правильно, земляника –
наиболее скороспелая и высокоурожайная культура. Ягоды её созревают в июне,
июле.
Вопрос
4.
Над лугом
парашютики,
Качаются на
прутике. (Одуванчик)
-Одуванчик еще до рассвета чувствует, каким будет
наступающий день. Если хмурым и дождливым, то цветок-солнышко так и не
раскроется. А если погода обещает быть хорошей, цветки одуванчика откроются уже
к 6 часам утра.
Вопрос
5.
На зеленом
шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)
-Правильно, ландыш. Гирлянды белых маленьких колокольчиков
висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков –
красная ягода, но не бери ее в рот – она ядовита.
Подведение итогов 2 тура.
Тур 3. Природные
зоны Земли
На доске главные
природные зоны: 1- пустыня, 2- джунгли ,3- травянистые равнины, 4- леса, 5-
тундра, 6- Арктика и Антарктика.
Перед вами
природные зоны. Внимательно посмотрите на них и скажите, о какой из них идет
речь.
1 2
3
4
5
6
Вопрос 1.
В какой природной зоне движение тяжелого
автотранспорта запрещено? (Тундра)
-Правильно тундра. Природа тундры необыкновенно
ранима. От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения
погибают. В тундре обитают редкие птицы. Природные условия тундры похожи на
природные условия Арктики, но менее суровы. Основное занятие местного
населения- оленеводство.
Вопрос 2.
Как называют влажные тропические леса? (Джунгли)
-Да, джунгли, но их называют еще
гилеей. Для них характерно колоссальное разнообразие животных организмов: на
одном гектаре джунглей соседствуют свыше сотни видов деревьев, в зарослях
бассейна Амазонки обитают 1500 видов птиц.
Вопрос 3.
Как называется та зона, в которой количество осадков
меньше, деревьев нет, зато благоденствуют травы? (Травянистые равнины)
-Действительно, травянистая равнина. В
той зоне солнечного света и тепла все еще много. Растения легко переносят
частое отсутствие дождей и палящее солнце, пожары и ощипывание пасущимися
животными. Травянистые равнины занимают около четверти всей суши.
Вопрос
4.
Как называется
область практически лишенная растительности? (Пустыня)
-Совершенно верно пустыня. Земля не симметрична, но везде, где экватор
пересекает сушу, к северу и к югу от него парами располагаются области,
практически лишенные растительности – голые пески или (чаще) камни. Многие
обитатели пустынь выбирают простейший способ защиты от зноя и холода: прячутся
в норы, где и проводят весь день.
Вопрос
5.
Назовите природную
зону, отгадав ребус
Е
И
(Леса)
- Зона лесов занимает больше половины территории России.
Здесь много водоемов и лугов. В лесной зоне выпадает довольно много осадков.
Поэтому для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги.
Подведение итогов 3 тура.
Тур 4.Планеты.
Даны таблички с названием планет солнечной системы,
расположите их по мере удаления от солнца
(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран,
Нептун, Плутон)
Подведение итогов 4 тура .
ФИНАЛ.
За одну минуту
составить как можно больше слов из слова
Это должны быть
имена существительные.
ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ – награждение победителя.
весне в
лесу высокая на опушках и в глуши
ри цинге
и других авитаминозах.широко используется в пищевой и кондитерской промышленн
Победителю
предоставляется слово.
Он может
обратиться ко всем ребятам.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.