Главная / Биология / Интеллектуальная игра «Перекрестки биологии и химии»

Интеллектуальная игра «Перекрестки биологии и химии»

hello_html_190e626f.gif

Интеллектуальная игра

«Перекрестки биологии и химии»


Знанье – спутник человеку на пути его любом” (Гурамишвили Д.)

Цели:

обучающая – умение применять теоретические знания и практические умения по биологии и химии в решении интеллектуальных задач;

развивающая – развитие мышления, наблюдательности, творческой активности, самостоятельности учащихся в познании живой природы;

воспитательная – воспитание нравственного отношения к природе, культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям; формирование научного мировоззрения о взаимосвязи и единстве органического мира.

I. Вступительное слово ведущего:

Сегодня мы зададим себе вопросы и постараемся на них ответить: что мы умеем, помним, способны ли слышать и чувствовать настроение окружающих людей, мешаем или нет другим своим характером, и продемонстрируем знания по естественным наукам.

Желаем всем успехов в сегодняшней игре!

Представление команд: учащиеся 10-х классов.

Начало игры.

Конкурс №1.

Разминка”

Команде в достаточно быстром темпе задается 10 блиц вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы команде №1:

  1. Безъядерные клетки (прокариоты).

  2. Самое распространенное вещество на Земле (вода).

  3. Русский ученый, создавший коацерватную теорию возникновения жизни на Земле (Опарин А. И.).

  4. Итальянский ученый, открывший законы о газах, которые позже названы его именем (Авогадро).

  5. Развитие половых клеток (гаметогенез, или сперматогенез, или овогенез).

  6. Все ли вещества состоят из молекул (нет).

  7. Какие птицы образуют пары на всю жизнь (лебеди, или гуси, или утки).

  8. Главный элемент органических веществ (углерод).

  9. У какого растения лепестки цветка используют для получения масла (роза).

  10. Заряженная частица вещества (ион).

Вопросы команде №2:

  1. Вещество, поддерживающее горение и дыхание (кислород).

  2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

  3. Кто из ученых является “первым нашим русским университетом” (Ломоносов М. В.).

  4. Ученый, создавший учение о генетике (Мендель).

  5. Ионы, какого металла убивают болезнетворные бактерии (серебро).

  6. Название, какого растения в переводе с китайского называется “человек-корень” (жень-шень).

  7. Разрушение металлов под влиянием окружающей среды (коррозия).

  8. Слияние сперматозоида с яйцеклеткой называется… (оплодотворение).

  9. Болотный газ (метан).

  10. Ядерные клетки (эукариоты).

Эксперты, сосчитав правильные ответы по каждой команде, передают их жюри.

Конкурс №2.

Конкурс капитанов”

(5 минут по песочным часам)

Капитаны получают задание по биологии: определить по фотографии животного, к какому классу, семейству и виду оно относится; назвать признаки данного класса. Конкурс оценивается в 5 баллов. Пока капитаны работают, команды получают следующее задание.

Конкурс №3.

Химические элементы”

(5 минут по песочным часам)

Используя ключевое слово КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ, составьте как можно больше названий химических элементов. За каждый химический элемент команда получает 1 балл.

Во время работы капитанов и команд негромко включается музыка.

По истечении времени заслушиваются ответы капитанов команд и ответы команд. Эксперты отмечают правильность ответов, обращают внимание на ошибки. Жюри оглашает результаты первых конкурсов. Счетная комиссия - общий счет.

Конкурс №4.

Шифровальщики”

(5 минут по песочным часам)

Вставьте пропущенные буквы в названия охраняемых растений и животных из Красной Книги Казахстана. За каждое правильно расшифрованное слово команда получает по 1 баллу.

Задание команде №1:

1) К…па…ьн…ц… …зи…тс…ая (Купальница азиатская)

2) Л…л…я П…н…и…ьв…н…ка… (Лилия Пенсильванская)

3) ) Б..ма..к …тн..тый Башмачок пятнистый

4) …до…ис в…ний Адонис весенний

5 …жный ..рс Снежный барс

6) Р…овы …ликан Розовый пеликан

Задание команде №2:

1. Жу…ль-крас..ка Журавль-красавка

2. …захст…кий ар…р Казахстанский архар

3. Ку….ка бе…я Кувшинка белая

4. И…с Лю…ига Ирис Людвига

5) К…са……к г…а…к…й (Касатик гладкий)

6) Ро……ол… ро…з……ая (Родиола розовая)

Эксперты и жюри вместе считают верные ответы команд и отдают результаты в счетную комиссию.

Конкурс №5.

Перекрестки биологии, химии и литературы”

Озвучить как можно больше стихов, песен, пословиц и поговорок, в которых упоминаются объекты живой природы и химические вещества. Например,

Белка там живет ручная,
Да затейница такая.
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки
золотые.

За каждый пример, команда получает 1 балл.

Вопросы для болельщиков Конкурс №6.

«Гонка за лидером»

Пока команда выполняет задание, ведущий проводит игру со зрителями. Он задает поочередно болельщикам разных команд блиц вопросы, правильные ответы идут в зачет команде – 1 балл за каждый ответ.

Вопросы болельщикам команды №1

  1. Какие растения никогда не цветут (мхи, или плауны, или хвощи, или папоротники).

  2. Взрывчатое вещество, способное облегчить спазм сердечных сосудов (нитроглицерин).

  3. Что является основной единицей строения живых организмов (клетка).

  4. Фамилия великого русского химика и композитора (Бородин).

  5. Кто из ученых-физиологов изучал рефлексы на собаках (Павлов).

  6. Кислота, используемая в аккумуляторах (серная).

Вопросы болельщикам команды №2

  1. У каких растений используют цветы в качестве лекарственного сырья (липа, или календула, или иван-чай).

  2. Газ, применяемый в производстве световых реклам (неон).

  3. Силовые” станции клетки (митохондрии).

  4. Кому из ученых принадлежат слова “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие” (Ломоносов).

  5. Кто из русских биологов внес большой вклад в изучение фотосинтеза (Тимирязев).

  6. Формула этилового спирта (C2H5OH).

Жюри и эксперты считают правильные ответы болельщиков и отдают их в счетную комиссию.

Команды озвучивают литературный конкурс поочередно.

Жюри и счетная комиссия подводят промежуточные итоги.

Тихо звучит музыка.

Конкурс №7.

Нюхачи”

От каждой команды приглашаются для участия в конкурсе по 2 человека.

Определить в колбах под номерами по запаху предложенные химические вещества, записать их название и химическую формулу, учитывая, что одним из веществ является вода. (Предлагаемые вещества: этиловый спирт, уксусная кислота, водный раствор аммиака, вода).

В это время для команд проводится следующий конкурс.

Конкурс №8 .

Терминологический”

Каждая команда получает по 10 терминов из химии и биологии.

Соотнесите формулировку термина с названием, записав правильный ответ в виде цифры и буквы. 1 балл за каждый правильный термин.

Термины для команды №1:

  1. Гаметофит

  2. Спорофит

  3. Популяция

  4. Живое вещество

  5. Гомозигота

  6. Гомологи

  7. Изомеры

  8. Крекинг

  9. Пиролиз

  10. Радикал

А) Частица, имеющая неспаренные электроны и обладающая в связи с этим неиспользованными валентностями.

Б) Совокупность живых организмов Земли, выраженная через биомассу, элементарный химический состав и геохимическую работу.

В) Процесс расщепления углеводородов, содержащихся в нефти, в результате которого образуются углеводороды с меньшим числом атомов углерода в молекуле.

Г) Половое поколение растений, имеющее 1n набор хромосом, которое в процессе митоза образует гаметы.

Д) Вещества, имеющие один и тот же качественный и количественный состав, одну и ту же молекулярную массу, но различающиеся строением молекул.

Е) Совокупность особей данного вида, обитающих на определенной территории, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

Ё) Процесс разложения органических веществ без доступа воздуха при высокой температуре.

Ж) Бесполое поколение растений, имеющее 2n набор хромосом, которое в результате мейоза образует споры.

З) Вещества, имеющие различный количественный состав и молекулярную массу, но обладающие сходным строением и свойствами.

И) Зигота, несущая одинаковые аллели по одной паре признаков.

Ответы: 1Г, 2Ж, 3Е, 4Б, 5И, 6З, 7Д, 8В, 9Ё, 10А.

Термины для команды №2:

  1. Генотип

  2. Фенотип

  3. ДНК

  4. Аминокислота

  5. Селекция

  6. Электролиз

  7. Гидролиз

  8. Аллотропия

  9. Полимеризация

  10. Поликонденсация

А) Окислительно-восстановительный процесс, протекающий на электродах, если через раствор или расплав электролита пропускают постоянный электрический ток.

Б) Мономер белка.

В) Явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ.

Г) Совокупность всех генов организма.

Д) Реакция, в результате которой из низкомолекулярных веществ образуются высокомолекулярные, причем этот процесс сопровождается выделением побочного низкомолекулярного продукта.

Е) наука о создании и выведении уже существующих пород домашних животных и сортов культурных растений.

Ё) реакция взаимодействия между некоторыми солями и водой.

Ж) Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма, соответствующих генотипу.

З) Реакция соединения многих одинаковых молекул (мономеров) в более крупные – полимеры.

И) кислота, находящаяся в ядре клетки.

Ответы: 1Г, 2Ж, 3И, 4Б, 5Е, 6А, 7Ё, 8В, 9З, 10Д.

Далее подводятся итоги жюри по прошедшим конкурсам, оглашается общий счет.

Конкурс № 9 .

Реши задачу”

В это же время приглашаются по одному игроку от каждой команды для решения экологических задач.

Игроки получают конверт с задачей и решают ее у доски.

Задача №1: На дне Черного моря постоянно образуется сероводород – это результат деятельности сульфатвосстанавливающих бактерий. Происходящий процесс можно выразить схемой: CH4 + CaSO4 = CaCO3 + H2O + H2S. Рассчитайте объем (н. у.) сероводорода, образующегося при восстановлении 1 кг сульфата кальция, и объясните, почему верхние слои воды (менее 150 – 200 м) не содержат сероводорода.

Задача №2: Фотосинтезирующие бактерии (например, пурпурные и зеленые серобактерии) восстанавливают углекислый газ, используя сероводород, как донор водорода. Совокупность этих процессов можно упрощенно представить схемой: 6CO2 + 12H2S = C6H12O6 + 6H2O + 12S. В связи с этим микроорганизмы играют важную роль в очистке от сероводорода загрязненных водоемов, в которых этот газ образуется в результате разложения органических веществ. Рассчитайте массу сероводорода, расходующегося при синтезе микроорганизмами углевода массой 90 г.

Конкурс №10 (для болельщиков).

Бытовая химия”

Назовите химические вещества, применяемые в быту и их химическую формулу. На каком из их свойств основано данное применение. Например, вода – H2O – хороший растворитель многих веществ, на этом основано приготовление супов, компотов, чая.

VII. Завершение игры: подводятся итоги игры, участники обмениваются мнениями.





5


Интеллектуальная игра «Перекрестки биологии и химии»
  • Биология
Описание:

Разработка интегрированного открытого урока химии-биологии.Разработка урока с презентацией. Урок в форме игры для учащихся 10 класса. Класс делится на команды. Всего 10 конкурсов. конкурсы оценивают члены жюри. Задания по биологии из разделов "Генетика. Размножение и развитие". "Редкие растения и животные из Красной книги Казахстана ". Задания по химии - это решение химических задач, определение химических веществ по запаху. В конкурсе №5 “Перекрестки биологии, химии и литературы” учащимся предлагается озвучить как можно больше стихов, песен, пословиц и поговорок, в которых упоминаются объекты живой природы и химические вещества.

Автор Колесникова Галина Мейрашевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 553
Номер материала 37803
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓