Главная / Русский язык и литература / Интеллектуальная игра на тему: "Великая Отечественная война в литературе и живописи"

Интеллектуальная игра на тему: "Великая Отечественная война в литературе и живописи"

Название документа ВОВ в литературе и живописи.ppt

Интеллектуальная игра Тема: «Великая Отечественная война в литературе и живоп...
Ход игры I тур – «Факты без аргументов»
1	2	3	4 5	6	7	8 9	10
Вопрос № 1 Как называют художника, писателя, главной темой творчества которог...
Вопрос № 2 Как называют советских художников-баталистов? 1. «Грековцы». 2. «И...
Вопрос № 3 Кого из перечисленных советских писателей можно назвать «баталисто...
Вопрос № 4 Кто из перечисленных писателей является автором повести «А зори зд...
Вопрос № 5 4 сентября 1942 года в газете «Красноармейская правда» начала печа...
Вопрос № 6 Поэт Алексей Сурков в конце ноября 1941 года после трудного фронто...
Вопрос № 7 Шел третий день войны - 24 июня 1941 года. На Белорусском вокзале ...
Вопрос № 8 Как называется трилогия писателя-фронтовика К. Симонова? 1. «Горяч...
Вопрос № 9 Поздняя осень. Низкое хмурое небо. Желтые листья на тонких молодых...
Вопрос № 10 Поэт, исполнитель авторских песен, в которых на первом месте всег...
II тур – «Содружество муз»
1	2	3	4 5	6	7	8
Вопрос № 1 Зимой 1942 года в прифронтовой землянке художник Юрий Непринцев вп...
Вопрос № 2 В 1958 году художник Орест Верейский создает серию иллюстраций к р...
Вопрос № 3 Художники, составившие творческий коллектив «Кукрыниксы», прослави...
Вопрос № 4 Как связаны между собой сюжет картины В. Памфилова «Подвиг панфило...
Вопрос № 5 Эта битва стала переломной в истории Великой Отечественной войны. ...
Вопрос № 6 На берегу на черноморском Стоит бетонный обелиск В сухой траве под...
Вопрос № 7 Поэма Маргариты Алигер называется «Зоя», а картина «Кукрыниксов» –...
Вопрос № 8 Какой художественный приём, свойственный и литературным произведен...
Конкурс капитанов
Задание Из разрозненных слов составить высказывание художника А. Пластова. Зе...
III тур – «Есть строки, что не угаснут в памяти людской…»
Задание № 1 Жди меня, и я вернусь, Только очень жди… Жди, когда наводят груст...
Задание № 2 Не смеют крылья чёрные Над Родиной летать… Поля её просторные Не ...
Задание № 3 Бьётся в тесной печурке огонь, На поленьях смола как слеза… И поё...
Задание № 4 Ах, война, что ж ты сделала, подлая? Стали тихими наши дворы… Наш...
Задание № 5 Они с детьми погнали матерей И ямы рыть заставили, А сами они сто...
Задание № 6 Нет в России семьи такой, Где б не памятен был свой герой… И глаз...
Задание № 7 Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат… Всего, друзья, сол...
Задание № 8 Переправа, переправа! Пушки бьют в кромешной мгле. Бой идёт свято...
Задание № 9 Когда на смерть идут – поют, а перед этим можно плакать… Ведь сам...
Задание № 10 Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без кров...
Игра закончена
1 из 37

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Интеллектуальная игра Тема: «Великая Отечественная война в литературе и живописи
Описание слайда:

Интеллектуальная игра Тема: «Великая Отечественная война в литературе и живописи»

№ слайда 2 Ход игры I тур – «Факты без аргументов»
Описание слайда:

Ход игры I тур – «Факты без аргументов»

№ слайда 3 1	2	3	4 5	6	7	8 9	10
Описание слайда:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

№ слайда 4 Вопрос № 1 Как называют художника, писателя, главной темой творчества которого я
Описание слайда:

Вопрос № 1 Как называют художника, писателя, главной темой творчества которого являются военные события? 1. Публицист. 2. Очеркист. 3. Баталист. 4. Сценарист.

№ слайда 5 Вопрос № 2 Как называют советских художников-баталистов? 1. «Грековцы». 2. «Иван
Описание слайда:

Вопрос № 2 Как называют советских художников-баталистов? 1. «Грековцы». 2. «Ивановцы». 3. «Смирновцы». 4. «Орловцы».

№ слайда 6 Вопрос № 3 Кого из перечисленных советских писателей можно назвать «баталистом»?
Описание слайда:

Вопрос № 3 Кого из перечисленных советских писателей можно назвать «баталистом»? 1. К. Симонов. 2. В. Распутин. 3. В. Шукшин. 4. А. Вампилов.

№ слайда 7 Вопрос № 4 Кто из перечисленных писателей является автором повести «А зори здесь
Описание слайда:

Вопрос № 4 Кто из перечисленных писателей является автором повести «А зори здесь тихие…»? 1. В. Быков. 2. Б. Васильев. 3. М. Шолохов. 4. К. Воробьёв.

№ слайда 8 Вопрос № 5 4 сентября 1942 года в газете «Красноармейская правда» начала печатат
Описание слайда:

Вопрос № 5 4 сентября 1942 года в газете «Красноармейская правда» начала печататься поэма А. Твардовского «Василий Тёркин». Какой подзаголовок носила эта поэма? 1. «Книга про войну». 2. «Книга про солдата». 3. «Книга про бойца». 4. «Книга про героя».

№ слайда 9 Вопрос № 6 Поэт Алексей Сурков в конце ноября 1941 года после трудного фронтовог
Описание слайда:

Вопрос № 6 Поэт Алексей Сурков в конце ноября 1941 года после трудного фронтового дня написал письмо жене – 16 стихотворных строк, которые впоследствии стали известной песней. О каком стихотворении идёт речь? 1. «Катюша». 2. «Синий платочек». 3. «Землянка». 4. «Огонёк».

№ слайда 10 Вопрос № 7 Шел третий день войны - 24 июня 1941 года. На Белорусском вокзале Мос
Описание слайда:

Вопрос № 7 Шел третий день войны - 24 июня 1941 года. На Белорусском вокзале Москвы солдаты ждали отправки на фронт - они сидели и курили, но вдруг встали после первого куплета песни «Священная война», загасили самокрутки и в напряженной тишине молча слушали. Кто является автором слов этой песни? 1. М. Исаковский. 2. В. Лебедев-Кумач. 3. К. Симонов. 4. А. Чуркин.

№ слайда 11 Вопрос № 8 Как называется трилогия писателя-фронтовика К. Симонова? 1. «Горячий
Описание слайда:

Вопрос № 8 Как называется трилогия писателя-фронтовика К. Симонова? 1. «Горячий снег». 2. «Красное вино победы». 3. «Они сражались за Родину». 4. «Живые и мёртвые».

№ слайда 12 Вопрос № 9 Поздняя осень. Низкое хмурое небо. Желтые листья на тонких молодых бе
Описание слайда:

Вопрос № 9 Поздняя осень. Низкое хмурое небо. Желтые листья на тонких молодых березках, порыжелая трава. На опушке леса пасётся стадо, здесь же бегает крестьянский мальчонка-пастушок... Но вот появился немецкий самолет… Как называется картина А. Пластова? 1. «Фашист пролетел». 2. «Пастушок уснул». 3. «Поздней осенью». 4. «Война далеко».

№ слайда 13 Вопрос № 10 Поэт, исполнитель авторских песен, в которых на первом месте всегда
Описание слайда:

Вопрос № 10 Поэт, исполнитель авторских песен, в которых на первом месте всегда был текст. Кто на фотографии? 1. К. Симонов. 2. Б. Окуджава. 3. Р. Рождественский. 4. М. Исаковский.

№ слайда 14 II тур – «Содружество муз»
Описание слайда:

II тур – «Содружество муз»

№ слайда 15 1	2	3	4 5	6	7	8
Описание слайда:

1 2 3 4 5 6 7 8

№ слайда 16 Вопрос № 1 Зимой 1942 года в прифронтовой землянке художник Юрий Непринцев вперв
Описание слайда:

Вопрос № 1 Зимой 1942 года в прифронтовой землянке художник Юрий Непринцев впервые познакомился с поэмой, которая вдохновила художника на написание картины «Отдых после боя». О какой поэме идёт речь?

№ слайда 17 Вопрос № 2 В 1958 году художник Орест Верейский создает серию иллюстраций к расс
Описание слайда:

Вопрос № 2 В 1958 году художник Орест Верейский создает серию иллюстраций к рассказу «Судьба человека», в том числе и портрет главного героя – Андрея Соколова. Кто является автором рассказа?

№ слайда 18 Вопрос № 3 Художники, составившие творческий коллектив «Кукрыниксы», прославилис
Описание слайда:

Вопрос № 3 Художники, составившие творческий коллектив «Кукрыниксы», прославились не только как авторы карикатур и плакатов, созданных в годы Великой Отечественной войны, но и как иллюстраторы к произведениям советских писателей. Откуда произошло название их группы?

№ слайда 19 Вопрос № 4 Как связаны между собой сюжет картины В. Памфилова «Подвиг панфиловце
Описание слайда:

Вопрос № 4 Как связаны между собой сюжет картины В. Памфилова «Подвиг панфиловцев» и строки стихотворения поэта А. Софронова «Песня о 28-ми»? Кружилась в поле злая осень, Летела поздняя листва. Их было только 28, Но за спиной у них Москва. На них чудовища стальные Ползли, сжимая полукруг. «Так защитим Москву, родные!» - Сказал гвардейцам политрук…

№ слайда 20 Вопрос № 5 Эта битва стала переломной в истории Великой Отечественной войны. Мес
Описание слайда:

Вопрос № 5 Эта битва стала переломной в истории Великой Отечественной войны. Место сражения указано в названиях повести В. Некрасова «В окопах…» и диорамы художника М. Самсонова «… битва». О какой битве идёт речь?

№ слайда 21 Вопрос № 6 На берегу на черноморском Стоит бетонный обелиск В сухой траве под та
Описание слайда:

Вопрос № 6 На берегу на черноморском Стоит бетонный обелиск В сухой траве под тамариском Ржавеет пулемётный диск. Здесь шли десантники в атаку Родную землю выручать К святой горе и Кару-Дагу, Тесня врагов за пядью, пять С такой отвагой и любовью С такой решимостью в сердцах Что до сих пор горят их кровью Весною маки на лугах… Как называется картина А. Дейнеки, посвящённая событию, о котором повествуется в стихотворении А. Коваленко «Памятник»?

№ слайда 22 Вопрос № 7 Поэма Маргариты Алигер называется «Зоя», а картина «Кукрыниксов» – «Т
Описание слайда:

Вопрос № 7 Поэма Маргариты Алигер называется «Зоя», а картина «Кукрыниксов» – «Таня». Какая связь между этими двумя произведениями?

№ слайда 23 Вопрос № 8 Какой художественный приём, свойственный и литературным произведениям
Описание слайда:

Вопрос № 8 Какой художественный приём, свойственный и литературным произведениям, лежит в основе сюжета и композиции картины С. Герасимова «Мать партизана»?

№ слайда 24 Конкурс капитанов
Описание слайда:

Конкурс капитанов

№ слайда 25 Задание Из разрозненных слов составить высказывание художника А. Пластова. Земле
Описание слайда:

Задание Из разрозненных слов составить высказывание художника А. Пластова. Земле, человек, характер, дорого, русский, истинно, стоит, и, русский, дорог. Дорого стоит русский характер, и истинно дорог земле русский человек.

№ слайда 26 III тур – «Есть строки, что не угаснут в памяти людской…»
Описание слайда:

III тур – «Есть строки, что не угаснут в памяти людской…»

№ слайда 27 Задание № 1 Жди меня, и я вернусь, Только очень жди… Жди, когда наводят грусть Ж
Описание слайда:

Задание № 1 Жди меня, и я вернусь, Только очень жди… Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди… К. Симонов

№ слайда 28 Задание № 2 Не смеют крылья чёрные Над Родиной летать… Поля её просторные Не сме
Описание слайда:

Задание № 2 Не смеют крылья чёрные Над Родиной летать… Поля её просторные Не смеет враг топтать! В. Лебедев-Кумач

№ слайда 29 Задание № 3 Бьётся в тесной печурке огонь, На поленьях смола как слеза… И поёт м
Описание слайда:

Задание № 3 Бьётся в тесной печурке огонь, На поленьях смола как слеза… И поёт мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. А. Сурков

№ слайда 30 Задание № 4 Ах, война, что ж ты сделала, подлая? Стали тихими наши дворы… Наши м
Описание слайда:

Задание № 4 Ах, война, что ж ты сделала, подлая? Стали тихими наши дворы… Наши мальчики головы подняли, Повзрослели они до поры. Б. Окуджава

№ слайда 31 Задание № 5 Они с детьми погнали матерей И ямы рыть заставили, А сами они стояли
Описание слайда:

Задание № 5 Они с детьми погнали матерей И ямы рыть заставили, А сами они стояли – кучка дикарей – И хриплыми смеялись голосами… У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят. М. Джалиль

№ слайда 32 Задание № 6 Нет в России семьи такой, Где б не памятен был свой герой… И глаза м
Описание слайда:

Задание № 6 Нет в России семьи такой, Где б не памятен был свой герой… И глаза молодых солдат С фотографий увядших глядят. Е. Агранович

№ слайда 33 Задание № 7 Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат… Всего, друзья, солдат
Описание слайда:

Задание № 7 Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат… Всего, друзья, солдат простой, Без званий и наград. С. Орлов

№ слайда 34 Задание № 8 Переправа, переправа! Пушки бьют в кромешной мгле. Бой идёт святой и
Описание слайда:

Задание № 8 Переправа, переправа! Пушки бьют в кромешной мгле. Бой идёт святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. А. Твардовский

№ слайда 35 Задание № 9 Когда на смерть идут – поют, а перед этим можно плакать… Ведь самый
Описание слайда:

Задание № 9 Когда на смерть идут – поют, а перед этим можно плакать… Ведь самый страшный час в бою – час ожидания атаки. С. Гудзенко

№ слайда 36 Задание № 10 Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова…
Описание слайда:

Задание № 10 Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова… И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. А. Ахматова

№ слайда 37 Игра закончена
Описание слайда:

Игра закончена

Название документа Вопросы игры и ответы.doc

Вопросы и задания игры с ответами


I тур – «Факты без аргументов»


1. Как называют художника, писателя, главной темой творчества которого являются военные события?

1. Публицист.

2. Очеркист.

3. Баталист.

4. Сценарист.


2. Как называют советских художников-баталистов?

1. «Грековцы».

2. «Ивановцы».

3. «Смирновцы».

4. «Орловцы».


3. Кого из перечисленных советских писателей можно назвать «баталистом»?

1. К. Симонов.

2. В. Распутин.

3. В. Шукшин.

4. А. Вампилов.


4. Кто из перечисленных писателей является автором повести «А зори здесь тихие…»?

1. В. Быков.

2. Б. Васильев.

3. М. Шолохов.

4. К. Воробьёв.


5. 4 сентября 1942 года в газете «Красноармейская правда» начала печататься поэма А. Твардовского «Василий Тёркин». Какой подзаголовок носила эта поэма?

1. «Книга про войну».

2. «Книга про солдата».

3. «Книга про бойца».

4. «Книга про героя».


6. Поэт Алексей Сурков в конце ноября 1941 года после трудного фронтового дня написал письмо жене – 16 стихотворных строк, которые впоследствии стали известной песней. О каком стихотворении идёт речь?

1. «Катюша».

2. «Синий платочек».

3. «Землянка».

4. «Огонёк».


7. Шел третий день войны - 24 июня 1941 года. На Белорусском вокзале Москвы солдаты ждали отправки на фронт - они сидели и курили, но вдруг встали после первого куплета песни «Священная война», загасили самокрутки и в напряженной тишине молча слушали. Кто является автором слов этой песни?

1. М. Исаковский.

2. В. Лебедев-Кумач.

3. К. Симонов.

4. А. Чуркин.


8. Как называется трилогия писателя-фронтовика К. Симонова?

1. «Горячий снег».

2. «Красное вино победы».

3. «Они сражались за Родину».

4. «Живые и мёртвые».


9. Поздняя осень. Низкое хмурое небо. Желтые листья на тонких молодых березках, порыжелая трава. На опушке леса пасётся стадо, здесь же бегает крестьянский мальчонка-пастушок... Но вот появился немецкий самолет…

Как называется картина А. Пластова?

1. «Фашист пролетел».

2. «Пастушок уснул».

3. «Поздней осенью».

4. «Война далеко».


hello_html_m20471749.png


10. Поэт, исполнитель авторских песен, в которых на первом месте всегда был текст. Кто на фотографии?

1. К. Симонов.

2. Б. Окуджава.

3. Р. Рождественский.

4. М. Исаковский.


hello_html_m6d17f628.png



II тур – «Содружество муз»


1. Зимой 1942 года в прифронтовой землянке художник Юрий Непринцев впервые познакомился с поэмой, которая вдохновила художника на написание картины «Отдых после боя». О какой поэме идёт речь? («Василий Тёркин» А. Твардовского)

hello_html_m2b7ce25d.png


2. В 1958 году художник Орест Верейский создает серию иллюстраций к рассказу «Судьба человека», в том числе и портрет главного героя – Андрея Соколова. Кто является автором рассказа? (М. Шолохов)

hello_html_m5163330b.png


3. Художники, составившие творческий коллектив «Кукрыниксы», прославились не только как авторы карикатур и плакатов, созданных в годы Великой Отечественной войны, но и как иллюстраторы к произведениям советских писателей. Откуда произошло название их группы? (Из начальных слогов и букв фамилий художников: Куприянов, Крылов, Николай Соколов)


hello_html_m7296f752.png


4. Как связаны между собой сюжет картины В. Памфилова «Подвиг панфиловцев» и строки стихотворения поэта А. Софронова «Песня о 28-ми»? (Сюжет картины и стихотворения связан с подвигом 28-ми героев-панфиловцев, остановивших немцев на подступах к Москве)

Кружилась в поле злая осень,
Летела поздняя листва.
Их было только 28,
Но за спиной у них Москва.
На них чудовища стальные
Ползли, сжимая полукруг.
«Так защитим Москву родные!» -
Сказал гвардейцам политрук…


hello_html_58a83ebc.png


5. Эта битва стала переломной в истории Великой Отечественной войны. Место сражения указано в названиях повести В. Некрасова «В окопах…» и диорамы художника М. Самсонова «… битва». О какой битве идёт речь? (О Сталинградской битве)


hello_html_47911bd7.png


6. Как называется картина А. Дейнеки, посвящённая событию, о котором повествуется в стихотворении А. Коваленко «Памятник»? («Оборона Севастополя»)


На берегу на черноморском
Стоит бетонный обелиск
В сухой траве под тамариском
Ржавеет пулемётный диск.
Здесь шли десантники в атаку
Родную землю выручать
К святой горе и Кару-Дагу,
Тесня врагов за пядью, пять
С такой отвагой и любовью
С такой решимостью в сердцах
Что до сих пор горят их кровью
Весною маки на лугах…


hello_html_m61505c73.png


7. Поэма Маргариты Алигер называется «Зоя», а картина «Кукрыниксов» – «Таня». Какая связь между этими двумя произведениями? (Героиня этих двух произведений – Зоя Космодемьянская)


hello_html_m4964fe40.png


8. Какой художественный приём, свойственный и литературным произведениям, лежит в основе сюжета и композиции картины С. Герасимова «Мать партизана»? (Контраст, антитеза)


hello_html_b316beb.png


Конкурс капитанов


Из разрозненных слов составить высказывание художника А. Пластова.


Земле, человек, характер, дорого, русский, истинно, стоит, и, русский, дорог.


Дорого стоит русский характер, и истинно дорог земле русский человек.



III тур – «Есть строки, что не угаснут в памяти людской…»

Продолжить строки


1. Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди…


Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди…

К. Симонов


2. Не смеют крылья чёрные

Над Родиной летать…


Поля её просторные

Не смеет враг топтать!

В. Лебедев-Кумач


3. Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы…


Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.

Б. Окуджава


4. Они с детьми погнали матерей

И ямы рыть заставили,

А сами они стояли – кучка дикарей –

И хриплыми смеялись голосами…


У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

М. Джалиль


5. Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола как слеза…


И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

А. Сурков


6. Нет в России семьи такой, -
Где б не памятен был свой герой…


И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Е. Агранович


7. Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат…


Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

С. Орлов


8. Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле…


Бой идёт святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

А. Твардовский


9. Когда на смерть идут – поют,

а перед этим можно плакать…


Ведь самый страшный час в бою –

час ожидания атаки.

С. Гудзенко


10. Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова…


И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

А. Ахматова




















6


Название документа Правила игры.doc

Правила игры


1. Игра состоит из 3-х туров и конкурса капитанов.


2. Первый тур – «Факты без аргументов» - содержит вопросы из области литературы и живописи в рамках темы нашей игры. К вопросам предлагаются варианты ответов, один из которых правильный. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Но у каждой команды есть возможность получить дополнительный балл, если ответ даётся без вариантов ответа или досрочно. Время обсуждения ответа – 15 секунд. Капитан решает, кто в команде даёт ответ, или отвечает сам. У каждой команды есть право выбора номера вопроса, что исключает претензии участников игры по поводу содержания вопросов, которые достанутся им в ходе состязания.


3. Второй тур – «Содружество муз» - включает вопросы интегративного характера: они касаются знания литературных, исторических фактов и произведений русских художников военной тематики. Эти вопросы не имеют вариантов ответов, что позволяет увеличить количество баллов (2) за правильный ответ и время обсуждения (1 минута). У каждой команды по-прежнему есть право выбора номера вопроса.


4. Конкурс капитанов – «Слова, ставшие крылатыми» - рассчитан на скорость выполнения задания, требует от капитанов собранности, сосредоточенности, включения логики. Максимальная оценка – 3 балла, максимальное время выполнения – 3 минуты.


5. Третий тур - «Есть строки, что не угаснут в памяти людской…» - предлагает продолжить строки известных стихотворений о войне. Многие из них положены на музыку и стали любимыми песнями не только военного, но и послевоенного поколения. Команды чередуются при выполнении заданий. За правильный ответ вы можете получить 2 балла, дополнительный балл – за досрочный ответ. Время обсуждения – 30 секунд.


6. Во всех турах в случае ошибки право ответа переходит другой команде. Если и команда соперников не отвечает на вопрос, он уходит зрителям; они могут принести дополнительный балл команде, за которую болеют.


7. У членов жюри есть право выставить дополнительный балл или снять балл по своему усмотрению, что подлежит комментированию. Итоги конкурса подводятся на отдельных его этапах и в конце игры.


8. Участники игры и болельщики должны помнить о правилах корректного поведения по отношению к присутствующим и о необходимости поддерживать команды аплодисментами. Мнение жюри не оспаривается. Ответы даются чётко, громко, не предполагают изменений после их озвучивания.


Название документа Сценарий игры.doc

Сценарий игры


Ведущий:

- Приближается знаменательная дата – 70 лет Победы нашего народа над фашистской Германией. Чем дальше от нас события Великой Отечественной, тем меньше, к сожалению, становится её живых свидетелей, которые могли бы нам рассказать о страшных и героических страницах войны. Но всегда радости и беды народа находили отражение в искусстве. В художественном слове, в музыкальных произведениях, на полотнах и в скульптурных изображениях запечатлены навеки события истории и люди, творящие её.

Даже самая большая беда, когда, кажется, можно онеметь от страданий и горя, не могла и не может лишить людей способности выразить в художественном творчестве наболевшее. Ужасы боёв, кровь, пот, грязь, гибель товарищей, раны, лишения, отражённые в произведениях искусства, – все это в годы войны обостряло восприятие реальности и рождало огромное желание выстоять и победить. Но и в послевоенное время страшный опыт XX столетия отразился в искусстве с огромной силой. Так, например, выразительные иллюстрации к книгам о Великой Отечественной войне, сделанные разными художниками, в разной манере, дают нам возможность глубже взглянуть на творчество писателей, открывших глубинные пласты жизни простого советского человека в годы великих испытаний.

Поэтому не случайно тема нашей игры – «Великая Отечественная война в литературе и живописи». Её цель – побудить вас осмыслять исторические события через анализ фактов литературы и изобразительного искусства.


Послушайте внимательно содержание и правила игры. Игра состоит из 3-х туров и конкурса капитанов.


Первый тур – «Факты без аргументов» - содержит вопросы из области литературы и живописи в рамках темы нашей игры. К вопросам предлагаются варианты ответов, один из которых правильный. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Но у каждой команды есть возможность получить дополнительный балл, если ответ даётся без вариантов ответа или досрочно. Время обсуждения ответа – 15 секунд. Капитан решает, кто в команде даёт ответ, или отвечает сам. У каждой команды есть право выбора номера вопроса, что исключает претензии участников игры по поводу содержания вопросов, которые достанутся им в ходе состязания.


Второй тур – «Содружество муз» - включает вопросы интегративного характера: они касаются знания литературных, исторических фактов и произведений русских художников военной тематики. Эти вопросы не имеют вариантов ответов, что позволяет увеличить количество баллов (2) за правильный ответ и время обсуждения (1 минута). У каждой команды по-прежнему есть право выбора номера вопроса.


Конкурс капитанов – «Слова, ставшие крылатыми» - рассчитан на скорость выполнения задания, требует от капитанов собранности, сосредоточенности, включения логики. Максимальная оценка – 3 балла, максимальное время выполнения – 3 минуты.

Третий тур - «Есть строки, что не угаснут в памяти людской…» - предлагает продолжить строки известных стихотворений о войне. Многие из них положены на музыку и стали любимыми песнями не только военного, но и послевоенного поколения. Команды чередуются при выполнении заданий. За правильный ответ вы можете получить 2 балла, дополнительный балл – за досрочный ответ. Время обсуждения – 30 секунд.


Во всех турах в случае ошибки право ответа переходит другой команде. Если и команда соперников не отвечает на вопрос, он уходит зрителям; они могут принести дополнительный балл команде, за которую болеют.

У членов жюри есть право выставить дополнительный балл или снять балл по своему усмотрению, что подлежит комментированию. Итоги конкурса подводятся на отдельных его этапах и в конце игры.

Напоминаю участникам игры и болельщикам о правилах корректного поведения по отношению к присутствующим и о необходимости поддерживать команды аплодисментами. Мнение жюри не оспаривается. Ответы даются чётко, громко, не предполагают изменений после их озвучивания.

Итак, если у участников игры нет вопросов к ведущему, приступаем к первому туру. (Звучат фанфары, открывается слайд-презентация)


I тур – «Факты без аргументов»


1. Как называют художника, писателя, главной темой творчества которого являются военные события?

1. Публицист.

2. Очеркист.

3. Баталист.

4. Сценарист.


2. Как называют советских художников-баталистов?

1. «Грековцы».

2. «Ивановцы».

3. «Смирновцы».

4. «Орловцы».


Краткий комментарий:

«Боевое творческое товарищество» - так нередко называют студию военных художников имени Митрофана Борисовича Грекова. В этих словах содержится высокая и точная оценка деятельности славного и в своем роде уникального коллектива.


3. Кого из перечисленных советских писателей можно назвать «баталистом»?

1. К. Симонов.

2. В. Распутин.

3. В. Шукшин.

4. А. Вампилов.


4. Кто из перечисленных писателей является автором повести «А зори здесь тихие…»?

1. В. Быков.

2. Б. Васильев.

3. М. Шолохов.

4. К. Воробьёв.


5. 4 сентября 1942 года в газете «Красноармейская правда» начала печататься поэма А. Твардовского «Василий Тёркин». Какой подзаголовок носила эта поэма?

1. «Книга про войну».

2. «Книга про солдата».

3. «Книга про бойца».

4. «Книга про героя».


6. Поэт Алексей Сурков в конце ноября 1941 года после трудного фронтового дня написал письмо жене – 16 стихотворных строк, которые впоследствии стали известной песней. О каком стихотворении идёт речь?

1. «Катюша».

2. «Синий платочек».

3. «Землянка».

4. «Огонёк».


7. Шел третий день войны - 24 июня 1941 года. На Белорусском вокзале Москвы солдаты ждали отправки на фронт - они сидели и курили, но вдруг встали после первого куплета песни «Священная война», загасили самокрутки и в напряженной тишине молча слушали. Кто является автором слов этой песни?

1. М. Исаковский.

2. В. Лебедев-Кумач.

3. К. Симонов.

4. А. Чуркин.


8. Как называется трилогия писателя-фронтовика К. Симонова?

1. «Горячий снег».

2. «Красное вино победы».

3. «Они сражались за Родину».

4. «Живые и мёртвые».


9. Поздняя осень. Низкое хмурое небо. Желтые листья на тонких молодых березках, порыжелая трава. На опушке леса пасётся стадо, здесь же бегает крестьянский мальчонка-пастушок... Но вот появился немецкий самолет…

Как называется картина А. Пластова?

1. «Фашист пролетел».

2. «Пастушок уснул».

3. «Поздней осенью».

4. «Война далеко».


hello_html_m20471749.png


10. Поэт, исполнитель авторских песен, в которых на первом месте всегда был текст. Кто на фотографии?

1. К. Симонов.

2. Б. Окуджава.

3. Р. Рождественский.

4. М. Исаковский.


hello_html_m6d17f628.png


Ведущий:


Первый тур нашей игры закончен. Прошу жюри подвести его итоги.

Переходим ко второму туру.


II тур – «Содружество муз»


1. Зимой 1942 года в прифронтовой землянке художник Юрий Непринцев впервые познакомился с поэмой, которая вдохновила художника на написание картины «Отдых после боя». О какой поэме идёт речь? («Василий Тёркин» А. Твардовского.)

hello_html_m2b7ce25d.png


2. В 1958 году художник Орест Верейский создает серию иллюстраций к рассказу «Судьба человека», в том числе и портрет главного героя – Андрея Соколова. Кто является автором рассказа? (М. Шолохов)


hello_html_m5163330b.png

Краткий комментарий:

Пережившему весь трагизм войны на фронте, Верейскому удалось создать запоминающиеся и точные образы известных литературных героев - Василия Тёркина и Андрея Соколова.


3. Художники, составившие творческий коллектив «Кукрыниксы», прославились не только как авторы карикатур и плакатов, созданных в годы Великой Отечественной войны, но и как иллюстраторы к произведениям советских писателей. Откуда произошло название их группы? (Из начальных слогов и букв фамилий художников: Куприянов, Крылов, Николай Соколов.)


hello_html_m7296f752.png


4. Как связаны между собой сюжет картины В. Памфилова «Подвиг панфиловцев» и строки стихотворения поэта А. Софронова «Песня о 28-ми»? (Сюжет картины и стихотворения связан с подвигом 28-ми героев-панфиловцев, остановивших немцев на подступах к Москве.)


Кружилась в поле злая осень,
Летела поздняя листва.
Их было только 28,
Но за спиной у них Москва.
На них чудовища стальные
Ползли, сжимая полукруг.
«Так защитим Москву родные!» -
Сказал гвардейцам политрук…


hello_html_58a83ebc.png


5. Эта битва стала переломной в истории Великой Отечественной войны. Место сражения указано в названиях повести В. Некрасова «В окопах…» и диорамы художника М. Самсонова «… битва». О какой битве идёт речь? (О Сталинградской битве)


Диорама – 1) картина, написанная с обеих сторон на просвечивающем материале; 2) лентообразная, изогнутая полукругом картина с расположенными на переднем плане объёмными предметами.


hello_html_47911bd7.png


6. Как называется картина А. Дейнеки, посвящённая событию, о котором повествуется в стихотворении А. Коваленко «Памятник»? («Оборона Севастополя»)

На берегу на черноморском
Стоит бетонный обелиск
В сухой траве под тамариском
Ржавеет пулемётный диск.
Здесь шли десантники в атаку
Родную землю выручать
К святой горе и Кару-Дагу,
Тесня врагов за пядью, пять
С такой отвагой и любовью
С такой решимостью в сердцах
Что до сих пор горят их кровью
Весною маки на лугах…


Тамариск – Божье дерево, Мировое дерево, кустарник.


hello_html_m61505c73.png


7. Поэма Маргариты Алигер называется «Зоя», а картина «Кукрыниксов» – «Таня». Какая связь между этими двумя произведениями? (Героиня этих двух произведений – Зоя Космодемьянская)


hello_html_m4964fe40.png


8. Какой художественный приём, свойственный и литературным произведениям, лежит в основе сюжета и композиции картины С. Герасимова «Мать партизана»? (Контраст, антитеза)


hello_html_b316beb.png


Ведущий:


- Прошу жюри подвести итоги второго тура и назвать общий счёт игры. Следующий этап игры - конкурс капитанов.


Конкурс капитанов


Задание: из разрозненных слов составить высказывание художника А. Пластова, ставшее крылатым.


Земле, человек, характер, дорого, русский, истинно, стоит, и, русский, дорог.


(Дорого стоит русский характер, и истинно дорог земле русский человек.)


Ведущий:


- Слово предоставляется жюри для объявления победителя в конкурсе капитанов и объявления общего счёта игры. Переходим к последнему туру. Есть стихи, которые сразу ложатся на музыку. Большая часть предлагаемых вам стихотворных текстов стала песнями.


III тур – «Есть строки, что не угаснут в памяти людской…»


Задание: продолжить строки стихотворений.


1. Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди…


Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди…

К. Симонов


2. Не смеют крылья чёрные

Над Родиной летать…


Поля её просторные

Не смеет враг топтать!

В. Лебедев-Кумач


3. Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы…


Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.

Б. Окуджава


4. Они с детьми погнали матерей

И ямы рыть заставили,

А сами они стояли – кучка дикарей –

И хриплыми смеялись голосами…


У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

М. Джалиль


5. Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола как слеза…


И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

А. Сурков


6. Нет в России семьи такой, -
Где б не памятен был свой герой…


И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Е. Агранович


7. Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат…


Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

С. Орлов


8. Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле…


Бой идёт святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

А. Твардовский


9. Когда на смерть идут – поют,

а перед этим можно плакать…


Ведь самый страшный час в бою –

час ожидания атаки.

С. Гудзенко


10. Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова…


И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

А. Ахматова


Ведущий:


- Наша игра подошла к концу. Прошу жюри подвести итоги третьего тура и назвать общий счёт.


Поздравление победителей, вручение грамот.













9



Интеллектуальная игра на тему: "Великая Отечественная война в литературе и живописи"
  • Русский язык и литература
Описание:

Игра посвящена приближающейся знаменательной дате – 70-летию Победы над фашистской Германией. Чем дальше от нас события Великой Отечественной, тем меньше, к сожалению, становится её живых свидетелей, которые могли бы рассказать о страшных и героических страницах войны. Но всегда радости и беды народа находили отражение в искусстве. В художественном слове, в музыкальных произведениях, на полотнах и в скульптурных изображениях запечатлены навеки события истории и люди, творящие её.

Даже самая большая беда, когда, кажется, можно онеметь от страданий и горя, не могла и не может лишить людей способности выразить в художественном творчестве наболевшее. Ужасы боёв, кровь, гибель товарищей, раны, лишения, отражённые в произведениях искусства, – все это в годы войны обостряло восприятие реальности и рождало огромное желание выстоять и победить. Но и в послевоенное время страшный опыт XX столетия отразился в искусстве с огромной силой.

Цель игры – воспитание у учащихся потребности знать и помнить исторические события через осмысление фактов литературы и изобразительного искусства.

Задачи:

1) стимулировать познавательный интерес к научной, публицистической и художественной литературе, связанной с военной тематикой;

2) воспитывать ценностное отношение к произведениям искусства, запечатлевшим страницы нашей истории, уважение к их авторам;

3) побуждать к развитию интеллекта, проявлению «командного духа», высоких морально-этических качеств на пути к победе в игре.  

Методическая разработка включает следующие файлы: «Сценарий игры», «Презентация на тему «Интеллектуальная игра: Великая Отечественная война в литературе и живописи», «Правила игры», «Вопросы игры и ответы».

В игре принимают участие учащиеся старших классов.

 

Автор Тулаева Елена Борисовна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 3140
Номер материала 5024
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓