Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Интеллектуальная игра
«физика и лирика»
Подготовили учителя: Дегтярева Г.Л.,
Нурисламова А.М.
2 слайд
В науке я прослыл поэтом,
Среди поэтов – я ученый,
Увы, не верю я при этом
Моей фортуне золоченой.
А.Л.Чижевский
3 слайд
Стихи и я.
Мертва наука без искусства,
оно ей прибавляет чувства.
В загоне - лирики,
в почете - физики,
мне кажется, что это - ерунда,
придумали, наверно, это циники...
Мы в жизни друг без друга -
никуда...
Здесь жизнь - строка,
дыханье - рифма,
сердцебиенье -
ритм, угаданный меж строк,
и строгости
здесь нету алгоритма.
А каждая неискренность - подлог.
Науке - лирик предназначен,
без рифмы - формулы сухи.
Душа должна быть тоже зрячей,
и ей, как свет, нужны стихи...
Алексей Сисакин
4 слайд
1 конкурс
«Узнай физические явления»
5 слайд
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
«Евгений Онегин»
А.С. Пушкин
ВОПРОС: Перечислите все физические явления, описанные Александром Сергеевич.
6 слайд
Ответ: отражение света,
кристаллизация воды,
механическое движение,
распространение звука,
плавание тел,
притяжение тел,
скольжение,
свободное падение,
вращательное движение.
7 слайд
2 конкурс
«Физические явления в литературе»
8 слайд
Вопросы
1 команда 2 команда
На месте славного побега
Весной растопленного снега
Потоки мутные текли
И рыли влажну грудь земли…
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила»
Вопрос: О каком тепловом процессе идёт речь? При какой температуре тает снег? Как называется эта температура?
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила»
Вопрос: Можно ли по следам определить направление движения зверей? Что называется траекторией?
Ответ: Процесс –плавление, при нормальных условиях снег тает при 0оС (температура плавления).
Ответ: Можно. Траектория – невидимая или видимая линия, которую описывает тело при движении.
9 слайд
Вопросы
1 команда 2 команда
И слышно было, что Рогдая
Тех вод русалка молодая
На хладны перси приняла
И, жадно витязя лобзая,
На дно со смехом увлекла…
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила»
Вопрос: Какое условие необходимо, чтобы тело Рогдая опустилось на дно?
И вдруг неведомая сила
Нежней, чем вешний ветерок,
Её на воздух поднимает, несёт по воздуху в чертог…
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила»
Вопрос: Как называется состояние, в котором пребывает Людмила?
Ответ: Сила тяжести, действующая на Рогдая должна быть больше силы Архимеда или плотность Рогдая должна быть больше плотности воды.
Ответ: Невесомость
10 слайд
Вопросы
1 команда 2 команда
Меж тем черкешенки младые
Взбегают на горы крутые…
М.Ю.Лермонтов, «Кавказский пленник»
Вопрос: Как при этом изменяется энергия юных девиц?
Кругом курильщицы златые
Подъемлют ароматный пар…
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила»
Вопрос: Почему пар поднимается вверх?
Ответ: Потенциальная энергия увеличивается.
Ответ: Тёплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Плотность тёплого воздуха меньше, чем при обычной температуре, и под действием архимедовой силы он поднимается вверх.
11 слайд
Вопросы
1 команда 2 команда
Как неожиданно и ярко,
на влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своём минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба охватила
И в высоте изнемогла.
Ф.И.Тютчев
Вопрос: Какое явление описано в этих строках?
Настала ночь; покрылись тенью
Тавриды сладостной поля,
Вдали, под тихой лавров сенью, я слышу пенье соловья…
А.С.Пушкин, «Бахчисарайский фонтан»
Вопрос: Объясните образование тени в этом случае.
Ответ: Радуга
Ответ: Тень отбрасывают лавровые листья вследствие прямолинейного распространения и отражения лунного света.
12 слайд
Вопросы
1 команда 2 команда
Из закоптевшей трубы валил столбом дым и, поднявшись высоко, так, что посмотреть – шапка валилась, рассыпался горячими угольями по всей степи…
Н.В.Гоголь, «вечера на хуторе близ Диканьки»
Вопрос: Почему дым по мере его подъёма перестаёт быть видимым? Объясните это явление.
Бунтует вихорь в поле чистом
И на краю седых небес
Качает обнажённый лес…
А.С.Пушкин,
«Руслан и Людмила»
Вопрос: Какой вид движения описывает поэт? Объясните это явление.
Ответ: Это – следствие явления диффузии. Диффузия – это взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого вещества.
Ответ: Колебательное движение. Колебательное движение – повторяющееся движение.
13 слайд
Вопросы
1 команда 2 команда
…Вдруг
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит…
А.С.Пушкин,
«Руслан и Людмила»
Вопрос: Какое явление описывает поэт? Объясните эти явления.
…Один средь храмин горделивых,
Супругу милую зовёт-
Лишь эхо сводов молчаливых
Руслану голос подаёт…
А.С.Пушкин,
«Руслан и Людмила»
Вопрос: Как можно объяснить эхо?
Ответ: Гром и молния. Молния – самостоятельный электрический разряд. Гром – звуковое явление в атмосфере, сопровождающее молнию.
Ответ: Эхо – результат отражения звуковых волн от сводов здания.
14 слайд
Вопросы
1 команда 2 команда
Шумя летит на князя снова,
Проворный витязь отлетел,
И в снег с размаха рокового
Колдун упал – да там и сел…
А.С.Пушкин,
«Руслан и Людмила»
Вопрос: Каков знак работы силы тяжести при падении Черномора?
“Завивает ветер белый снежок.
Под снежком – ледок,
Скользко, тяжко, всякий ходок.
Скользит – ах, бедняжка!
Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
– Уж мы плакали, плакали...
Поскользнулась
И – бац – растянулась!..”
А.А. Блок “Двенадцать”
Вопрос: Объясните падение барыни с точки зрения физики?
Ответ: Положительная работа, так как направлении силы тяжести совпадает с направлением перемещения тела.
Ответ: ноги барыни быстро набрали скорость, а барыня по инерции, остаётся в покое, поэтому она падает назад.
15 слайд
3 конкурс
«Великие
физики и лирики»
16 слайд
1. Какого великого русского ученого высоко ценил Пушкин и как о нем отзывался?
Ответ: о Ломоносове Пушкин писал: “Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым русским университетом”?
2. М. В. Ломоносов и А. С. Пушкин долгое время жили в Петербурге. В каком месте и когда они наиболее вероятно могли встретиться?
Ответ: Никогда, так как Ломоносов умер в 1765 году, а Пушкин родился в 1799 году.
17 слайд
3. Перед вами галерея портретов физиков и лириков.
Назовите этих великих людей.
2 3 4
5 6 7 8
18 слайд
3. Перед вами галерея портретов физиков и лириков.
Назовем этих великих людей.
М.Ю. Лермонтов С.П. Королев М. Ампер Архимед
А.Эйнштейн М.Фарадей С.А.Есенин И.Ньютон
19 слайд
Вопросы
Выберите физиков, живших в годы жизни
Лермонтова; Есенина.
1 команда 2 команда
? ?
20 слайд
Ответ
1 команда 2 команда
21 слайд
4 конкурс
«Пословица недаром молвиться»
22 слайд
ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Внеклассная работа по физике «Физика и лирика»
(интеллектуальная игра)
Цель мероприятия:
1. Развитие самостоятельной деятельности учащихся в поиске дополнительной литературы.
2. Развитие творческого потенциала учащихся, культуры речи, театрального мастерства.
3. Развитие кругозора.
4. Повышение интереса к новому предмету.
5. Актуализация знаний.
В науке я прослыл поэтом,
Среди поэтов – я учёный,
Увы, не верю я при этом
Моей фортуне золочёной.
А.Л.Чижевский
Правила игры:
Участникам интеллектуальной игры (8 – 11 классы) предлагается сесть за столы по 6 человек и ответить на вопросы ведущего (ему помогают 4 учащихся из 11 класса). Вопросы составлены из отрывков известных произведений поэтов и писателей «Золотого» века. Время ограничено, всего 15 минут на класс.
6 662 871 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Нурисламова Альбина Мидхатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.