Главная / Русский язык и литература / Интегрированный урок в 8 классе на тему: «Русский пейзаж в лирике С. Есенина, Н. Рубцова и в полотнах И. Левитана»

Интегрированный урок в 8 классе на тему: «Русский пейзаж в лирике С. Есенина, Н. Рубцова и в полотнах И. Левитана»


МБОУ «Цнинская СОШ №1»







Интегрированный урок в 8 классе

на тему:

«Русский пейзаж в лирике С. Есенина, Н. Рубцова

и в полотнах И. Левитана»












Учитель русского языка и литературы

Шукурова Э.В.

Пос. Строитель Тамбовского района Тамбовской области




Цели урока:


- выявить связь и аргументировано доказать, что живопись и литература дополняют друг друга, помогают более полному восприятию художественного образа;

- продолжить работу по дальнейшему развитию сформированных умений и навыков по интерпретации символического языка произведений искусства;

- создать атмосферу саморефлексии, обеспечивающую ассоциативно-чувственные обобщения;

- формирование системы ценностных отношений учащихся к своей стране.


Оборудование к уроку:


- компьютер с проектором;

- слайдовая презентация (портреты, тема, цели урока, репродукции картин

И. Левитана);

- тексты для работы;

- алгоритмы работы.









Эпиграфы к уроку:


Люблю тебя, родина кроткая!

А за что – разгадать не могу…

С. Есенин


О, вид смиренный

и родной…

Н. Рубцов


I Организационный этап


Эмоциональное погружение и психологическая подготовка учащихся. Сопереживание образному смыслу.


Учитель начинает урок чтением стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь моя родная…»


- Я прочитала вам строки, которые мне очень близки. Вам, городским жителям, знакомы эти чувства? Поделитесь ими. Что вы испытывали, когда я читала это стихотворение?


Ответы учащихся.


Вы узнали автора? Да, это Сергей Есенин, которого мы еще услышим сегодня на уроке.



II Целевые установки. Мотивационное обеспечение урока


Учитель. Для русской души один из самых кардинальных вопросов есть вопрос «Что такое Россия?» Поэтому в литературе и искусстве тема России стала важнейшей темой. Поэт начала XX века Сергей Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью к Родине». Это признание может служить эпиграфом к его творчеству. Чувство Родины является основным и в творчестве Николая Рубцова, поэта второй половины 60-х годов XX века, который продолжил поэтические традиции С. Есенина. Сам Н. Рубцов так писал о своем творчестве: «Особенно люблю тему Родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали».

«Родина», «природа» - слова одного корня. Наша Родина – это белые березы, желтые нивы, «багряные зори», «кудрявые сумраки».

И Есенина, и Рубцова с полным правом можно назвать певцами природы.


Сегодня на уроке мы расширим представления о поэтическом наследии этих поэтов, попытаемся обозначить параллели в их творчестве. Помогут более полному восприятию художественного образа живописные полотна

И. Левитана, которые литературные критики часто сравнивают с поэзией Есенина и Рубцова. Соприкасаясь, различные виды искусства дополняют друг друга, помогают более полному их восприятию.

В качестве эпиграфов я взяла строки из стихотворений С. Есенина и

Н. Рубцова. Какие слова объединяют эти фразы? Что они означают?


Ответы учащихся.


Попробуем в конце урока сделать вывод: чем пленяет наш среднерусский пейзаж Есенина, Левитана и Рубцова?



III Организация деятельности творческих групп


1 группа – «Биографы»

2 группа – «Параллели между творчеством С. Есенина и И. Левитана»

3 группа – «Параллели между творчеством Н. Рубцова и И. Левитана»


Учащимся 2 и 3 групп предложено из видеоряда репродукций И. Левитана и отобранных стихов С. Есенина и Н. Рубцова выбрать те, между которыми можно установить ассоциативные связи и логические параллели.

В тетрадях записывается тема урока. В ходе занятия делаются определенные заметки в виде тезисного плана, структурирующего полученную информацию.



IV Этап изучения нового материала, актуализация уже полученных знаний и субъективного опыта учащихся


1. Творческий отчет учащихся 1 группы.

Полностью биография С. Есенина ребятам уже знакома, поэтому цель выступления – показать еще раз близость к реалиям деревенского быта, сельского пейзажа.

Заранее подготовленный ученик читает строки С. Есенина:

Матушка в Купальницу по лесу ходила,

Босая, с подтыками, по росе бродила.


Травы ворожбиные ноги ей кололи,

Плакала родимая в купырях от боли.


Не дознамо печени судорга схватила,

Охнула кормилица, тут и породила.


Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали…


На экран проецируются портрет С. Есенина, виды с.Константинова.


Ребятам напоминается, что поэт родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895г. в с.Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда. Когда он родился, Рязань праздновала свое 800-летие. Во всех уголках Рязанщины звонили колокола и шумели народные гулянья – так древняя русская земля приветствовала рождение своего гения, нареченного Сергием в честь Сергия Радонежского.

Другой учащийся выступает с подготовленным сообщением о Левитане. Учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Мытарства, нищета. Диплом неклассного художника, дающий право работать лишь учителем рисования. Член Товарищества передвижных художественных выставок. В последние годы становится академиком живописи.

Акцент делается на то, что Левитан создал в отечественной живописи удивительный «пейзаж», настроения, выразивший душу русской природы.


На экран проецируется слайд с портретом художника.


2. Творческий отчет учащихся 2 группы.

Рекомендации при подборе картин и стихов:

- Отметить, что роднит то или иное стихотворение и картину, есть ли отличия?

- Каким настроением проникнуты?

- Помогают ли картины Левитана лучше понять стихи?

- Помогают ли стихи более глубокому восприятию живописных полотен?


а) Заранее подготовленный ученик читает стихотворение С. Есенина «Ночь» (1912г.).


На экран проецируется картина И.И. Левитана «Сумерки. Луна».


Учащиеся отмечают, несмотря на то, что сумерки – это еще не ночь, но параллели между стихотворением и картиной, несомненно, существуют. С одной стороны, эта пейзажная зарисовка рисует сонное состояние природы, тишину. С другой, жизнь не останавливается, она идет и днем и ночью. В стихотворении лейтмотивом проходит глагол «серебрится». Несмотря на небольшие различия, картина помогает зрительно представить поэтические строки.


б) Стихотворения «Осень», «Отговорила роща золотая…».


На экране – картина Левитана «Золотая осень».


Учащиеся отмечают удивительное цветовое созвучие стихотворения «Осень» и картины «Золотая осень»: брызжущие яркие краски, мудрость и глубина «простого» пейзажа средней полосы России.

Палитра полотна Левитана соответствует и стихотворению «Отговорила роща золотая…». Однако учитель помогает ученикам прийти к выводу, что это стихотворение лишь условно можно отнести к пейзажной лирике. На самом деле это стихотворение философское. Природа здесь выступает помощницей поэта в его раздумьях о жизни и смерти, о творческом бессмертии. С одной стороны, здесь безысходность, с другой – мысли о том, что ничего не проходит бесследно. Вместе с учениками приходим к выводу, что палитра золотой осени аккомпанирует печальному состоянию лирического героя. Подчеркивается мысль, что и Левитан в картине уловил неизбывную грусть русского пейзажа.


в) Стихотворение «В том краю, где желтая крапива…» сопоставляется с картиной «Владимирка». Тоскливое состояние лирического героя стихотворения созвучно свинцовому небу. Строки Есенина напоминают народную «разбойничью» песню. Фольклорные мотивы: дорога – жизненный путь, судьба.

Убегающая вдаль дорога на картине как будто сохранила в своей памяти многозвучный кандальный звон.


г) «Запели тесаные дроги…» С. Есенина – «Колокольный звон»

И. Левитана.

Учащиеся опять отмечают схожести цветовой гаммы и предметного ряда: «малиновое поле», «озерная тоска», «синь, упавшая в реку», «часовня на дороге», «известка колоколен».

Единство звука выражено в глаголе «звенят» (у Есенина) и словосочетании («Вечерний звон»). Оба произведения искусства пробуждают возвышенные чувства.


Подведение итогов работы творческой группы.

Русь в данных стихах Есенина смиренная, нежная задумчивая. Такая же она и на полотнах Левитана. Кротость ее выражена в скромных, неброских пейзажах, подчеркивается наличием на полотнах часовен, колоколен.


3. Творческий отчет учащихся 3 группы.

а) Начинается выразительным чтением стихотворения Н. Рубцова «Левитан» (по мотивам картины «Вечерний звон»). Это послужит связующим элементом, объединяющим три великих имени.


Рекомендации по подбору созвучных полотен и стихов аналогичны тем, которые были предложены второй группе.


Учащиеся отмечают, что картину и стихотворение объединяют цветовая палитра («алеющая мгла» и розовый закат на картине), «собор звонит в колокола» в том и другом произведении. Этот звон наполняет души радостью, благоговением. Отмечается звукопись в этом стихотворении: сочетание звонкого «з» и глухого «к», а также обилие звука «о» помогают услышать приглушенный звон колоколов.


б) На следующем этапе подключается учащийся первой группы, который кратко расскажет об особенностях поэтического мира Н. Рубцова. Учитель обращается ко второму эпиграфу. Устанавливается общность мыслей, взглядов, отраженная в творчестве С.Есенина и Н. Рубцова.


в) Выразительное чтение стихотворения Н. Рубцова «В святой обители природы…». Сопоставление с картиной И. Левитана «Над вечным покоем». Образная задача и философский смысл полотна довольно сложны. Поэтому необходимы дополнения педагога. Картина заставляет задуматься над смыслом человеческого существования. Всмотримся в нее. Вечным покоем дышат старые, покосившиеся от времени кресты заброшенного кладбища, маленькая, затерявшаяся в огромном пространстве церквушка, безбрежные просторы реки и пустынных берегов. Кажется, что все тлен и прах и нет жизни ни в чем. И все-таки она есть в этом порыве ветра, пригнувшем деревья к земле, в кусочке неба, которое чуть-чуть очистилось от туч.

Стихотворение «В святой обители природы…» во многом созвучно с картиной Левитана. Близость образов. Цветопись: «в тени берез», «дымкой повиты», «белеющая во мгле».

Уточняем значение слова «обитель» и размышляем над вопросом, почему обитель названа «святой». Обитель – то же, что и монастырь, как правило расположенный в уединенном месте. О бренности бытия напоминают «старушки-избы» над рекой, повитые «прощальной дымкой». Эту тишину, кажется, не может ничто нарушить.

Но вечному покою в природе и окружающем мире противопоставлено сознание человека и его стремление постигнуть все сущее.


Подведение итогов работы третьей группы.

Картины Левитана и стихи Рубцова идейно близки, сопоставимы, взаимопроникаемы.


V Подведение итогов


Рефлексия.

Учащиеся подводят итоги урока, приходят к выводу, что полотна Левитана и стихи Н. Рубцова и С. Есенина близки по духу. Словесный образ помогает более глубокому восприятию живописного образа. Работа по сопоставлению литературного произведения с произведением живописи позволяет лучше постигнуть богатство идейного содержания лирики.

- Можем ли мы ответить, чем пленяет вроде бы и невзрачный пейзаж средней полосы России художника и поэтов, чьи строки звучали сегодня на уроке?


Примерные ответы учащихся: простотой, искренностью, задушевностью, одухотворенностью.

Единение с природой прослеживается в творениях художников слова и кисти, чьи творения так живописны и образны.

Учитель отмечает, что стихи С. Есенина и Н. Рубцова положены в основу песен, ставших поистине народным достоянием.

Если позволяет время, возможно прослушивание некоторых из них.

- Высшим смыслом наполняет нашу жизнь любовь к Отечеству, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, ответственность за их судьбу. Закончить я хочу строками Н. Рубцова, который боготворил Россию, ее историю, ее природу, обычаи, верования:


Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя.

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя, храни…



VI Домашнее задание


Написать сочинение на одну из тем:

а) «Левитан и Рубцов»;

б) «Левитан и Есенин».









Список используемой литературы


  1. М.А. Андреева. Рассказы о трех искусствах. – М., 1975.

  2. Этюды об изобразительном искусстве. – М., 1994.

  3. Тексты стихотворений С. Есенина и Н. Рубцова.


Интегрированный урок в 8 классе на тему: «Русский пейзаж в лирике С. Есенина, Н. Рубцова и в полотнах И. Левитана»
  • Русский язык и литература
Описание:

  Цель данного урока-аргументированно доказать, что живопись и литература дополняют друг друга, способствуют более полному восприятию художественного образа. Материал соответствует метапредметному пространству современного урока, помогает интерпретировать символический язык произведений искусства.

  Урок развивает навыки исследовательской работы, формирует научно-познавательные и культуроведческие компетенции учащихся, благотворно влияет на их эмоциональную сферу, направлен на патриотическое воспитание. Соответствует стандартам нового поколения, совершенствует умения структурировать материал, сравнивать искусствоведческие концепты, делать выводы.

 


Автор Шукурова Элла Владимировна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 651
Номер материала 20512
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓