Главная / Начальные классы / Интегрированный урок самопознания и познания мира «Край, где мы с тобой растём» во 2 классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Интегрированный урок самопознания и познания мира «Край, где мы с тобой растём» во 2 классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Интегрированный урок самопознания и познания мира

«Край, где мы с тобой растём» во 2 классе

с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Цель урока: Совершенствование, расширение и углубление знаний и представлений учащихся о нашей Родине — Республике Казахстан

Задачи урока:

  • Вспомнить сведения о государстве, в котором мы живём.

  • Отработать понятия — Родина, Отчизна, Отечество, малая родина.

  • Продолжать учить детей работать со словарём.

  • Учить анализировать текст, выбирать главное, определять основную мысль.

  • Закрепить полученные знания о государственной символике, познакомить с русским и казахским фольклором.

  • Изготовить карту «Города Казахстана», продолжать учить детей работать с шаблонами и клеем.

  • Развивать ассоциативное мышление, умение анализировать и делать выводы.

Сверхзадача урока: прививать ученикам чувство гордости за свою Родину, воспитывать патриотизм

Ключевое понятие: Родина — страна, где человек родился и гражданином которой является.

Цитата урока: «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»

Ресурсы: физическая карта Казахстана, домбра, картинка с изображением журавля, «Словарь русского языка» для каждой группы, учебник «Познание мира» 2 класс, авторы К. Жунусова, К. Аймагамбетова, Ф. Олейник, физическая карта Казахстана, карточка — тест, ватман , для творческой работы — ножницы, клей цветная бумага, листы с изображением границ РК, карточки с названием городов РК.

Ход урока

1. Круг радости

Сәлеметсізбе, балалар!

Дети становятся в круг и, передавая из рук в руки картинку с изображением журавля, слушают стихотворение читаемое учителем:

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? —
Отвечал он, пролетая: (дети хором)
— Лучше нет родного края!

Дети занимают свои места, класс поделён на группы.

Сегодня мы проведём с вами интегрированный урок самопознания и познания мира. На нём мы с вами поговорим о нашей Родине, о её силе и могуществе, о духовности её граждан. Послушайте музыкально — литературную композицию «О Родине» по стихотворению М. Шаханова

Дети, одетые в национальные костюмы, читают стихотворение в сопровождении музыки, исполняемой на домбре.

1 ученик:

А в степях, где душисты цветы
Вольно бродят овечьи гурты
С белой шерстью, нежней облаков,
Табуны вороных скакунов,
Табуны золотых скакунов
Чалых, сивых, гнедых скакунов.

2 ученик:

Под железное пенье подков
Скачут степью быстрее ветров.
На закате, что сиз и багров
Над стадами молочных коров
Пыль клубится, и пахнет кругом
Тёплым, сладким парным молоком.

3 ученик:

А когда отпылает закат,
И начнётся во тьме звездопад,
Чабаны, как детишек хранят
Тёплых, мягких, безрогих телят,
Тонкорунных кудрявых ягнят,
Неуклюжих смешных верблюжат,
Черноглазых, мохнатых козлят.

4 ученик:

И они от росы не дрожат.
Потому что теплынью богат
Край народной заветной мечты,
Край обилия и красоты.

2. Подумаем

ВЫЗОВ

Проблемный вопрос: -Что такое Родина ? Что мы называем Родиной?

— Край обилия и красоты!
— Как вы думаете, о каком государстве написано это стихотворение? (Ответы детей)
— Правильно, мы живём в государстве Казахстан.
— Откройте тетради, запишите название республики.
— Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Казахстан?

Составим кластер: (на доске)

Казахстан

Дети назвали следующие слова: Родина, степь, герб, гимн, флаг, казахстанский народ, Астана, Отчизна, Президент, юрта, «Золотой человек», казахские наряды, джайляу, кони, шанырак, свобода, барс, орёл.

Есть много нужных и важных слов, но среди них есть одно особенно дорогое. И вы его назвали. Какое это слово? (Родина)

Учитель: Обширна и прекрасна земля Казахстана. Здесь горы Алтая, Тарбагатая, Жонгарского Алатау и Тянь-Шаня, Прикаспийская и Туранская низменности , Казахский мелкосопочник, Западно-Сибирская равнина. Имеются крупные реки Иртыш, Урал, Чу, Сырдарья, Или, Аральское и Каспийское моря, озёра Балхаш и Зайсан. Много больших городов. Это Алматы, Астана, Шымкент, Караганда, Павлодар, Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Костанай, Петропавловск, Атырау, Актюбинск и другие. В нашей стране находится космодром Байконур.

Мы читали и учили много стихов о Родине. И сегодня ребята приготовили их для вас.

Дети, одетые в национальные костюмы, читают стихи.

Отан

Отан деген — атамекен,
Отан деген — туған жер.
Отан — ана,
Отан — улкен
Қазақстан — туған ел!

Родина

Один средь многих стран.
Отчизна — мать,
Отчизна — мир,
Отчизна Казахстан.

На доску вывешивается плакат с изучаемыми словами.

Родина
родина
Отчизна
Отечество

— Прочитайте слова и сравните их значение.

— Как вы понимаете, что такое Родина?

Работа со словарями. Чтобы точно узнать лексическое значение этих слов, мы воспользуемся «Словарём русского языка».

Работа в группах. (У каждой группы на столе словарь)

1 группа ищет значение слова «Родина»
2 группа ищет значение слова «Отчизна»
3 группа ищет значение слова «Отечество»

Прочитать определения из словаря.
— В чём сходство этих понятий? (Один смысл, одинаковое лексическое значение) Эти слова обозначают место, где родился человек и является гражданином этого государства.

3. Почитаем

ОСМЫСЛЕНИЕ

Когда мы произносим слово Родина, каждый мысленно представляет какой-то свой, милый сердцу уголок родной земли. Наша Родина — Республика Казахстан велика и прекрасна. И об этом мы узнаем, прочитав статью в учебнике.

Работа по учебнику. Чтение статьи на с. 112-114. («Познание мира» 2 класс, авторы К. Жунусова, К. Аймагамбетова, Ф. Олейник.)

4. Побеседуем

Вопросы по содержанию статьи:
— С кем сравнивается Родина? (с матерью)
— Почему мы зовём Республику Казахстан Отечеством, Родиной?

Прочитать выдержки из текста.

«Отечеством мы зовём Казахстан потому, что в нём испокон веков жили наши отцы и деды, матери и бабушки»

«Родиной зовём потому, что здесь мы родились, говорим на родном языке, и всё здесь для нас родное»

Работа над понятием «малая родина»

— Кто заметил разницу в написании слова родина?

Когда это слово обозначает место, где родился человек, но не всю страну, оно пишется с маленькой буквы. Когда мы говорим обо всей стране, то пишем слово с большой буквы. У каждого из нас есть малая родина.

Учитель читает стихотворение:

Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот
Где всего прекрасней на земле
И какой понравился народ
Каждый, — шепчет солнышко, — хорош
Не могу обидеть никого.
Где же ты родился и растёшь,
Там, дружок, прекраснее всего.

Для всех нас Казахстан — главная Родина. Но у каждого человека есть своя маленькая родина — город, село, аул, улица, дом, где он родился. Каждый человек должен любить свою Родину, чтить её традиции и культуру, уважать законы. Этому всегда учат с малых лет. Недаром у разных народов придумано много пословиц и поговорок, в которых сконцентрировались мудрость и талант предков.

Работа с пословицами

Каждой группе было дано задание — подобрать пословицы о Родине. Дети зачитывают их. Той группе, которая подберёт больше пословиц, на стол поставить голубой флажок.

— Чему учат пословицы?

— Как называют человека, который любит Родину и готов всё отдать за неё, пожертвовать своей жизнью? (Патриот)

Каждый из вас должен с детства, учится быть патриотом своей Родины.

Примерные пословицы:

«Всякому мила своя сторона»
«Нет в мире краше Родины нашей»
«Жить — Родине служить»
«Одна у человека родная мать — одна у него и Родина»
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
«Своя земля и в горсти мила» и.т.д.

5. Упражнение

Работа с государственными символами

У каждого государства есть обязательные атрибуты. Назовите их. Сегодня мы проведём тест, который покажет, хорошо ли вы знаете герб, гимн, флаг.

У каждого ребёнка карточка, разделенная на 9 секторов.

http://ayalyalakansko.kz/ru/sampo/lesson/pic/68/1.bmp

Детям задаются вопросы. Если ответ — «да»-то ученик ставит в секторе «+», если ответ — «нет», то ученик ставит в секторе «-». Для проверки теста дети при помощи линейки и карандаша проводят линии от указанной точки к углам карточки. Если все «+" окажутся внутри получившегося треугольника, то с тестом справились.

Вопросы для тестирования:

  1. Столица РК — Москва.

  2. На флаге РК изображены орёл и солнце.

  3. Наш флаг зелёного цвета.

  4. В гербе есть изображение оленя.

  5. В изображении герба есть шанырак и уыки.

  6. Автор флага — архитектор Жандарбек Малибеков.

  7. День независимости РК — 16 декабря.

  8. Президент РК — Назарбаев Н.А.

  9. В гимне 2 куплета.

Проверка теста:

Проверка теста

6. Творческая работа

Казахстан по величине очень большое государство. Это и равнины, и горы, и леса, и пустыни. Чтобы пересечь нашу республику самолётом с запада на восток нужно несколько часов, а поезд с севера на юг идёт несколько суток. Сегодня на уроке мы обозначим на карте 2 города. (У детей находятся заранее приготовленные листы с изображение границ РК) Так как мы говорим о Родине, то начнём с малой родины — города Петропавловск. Покажите на карте, где он находится. Чтобы указать на карте местонахождение города, ставится географическая точка и пишется название. (Ученики из чёрной бумаги вырезают по шаблону географическую точку и наклеивают её и название города на приготовленную карту.)

— Какой город является столицей Казахстана?

Ребята прочитают вам небольшие стихи о столице.

Астана

Болашаққа бастаған
Шарықтайды асқақ эн,
Елордасы Отанның —
Мақтанышым — Астанам.

Бросив в будущее взгляд
Взмыл, как песня над землёй
Родины столичной град,
Что зовётся Астаной.

— Покажите на карте, где находится столица нашей Родины.

Затем проводится аналогичная работа по определению местонахождения г. Астана. (Дети вырезают из голубой бумаги географическую точку и приклеивают её и название города на карту.)

Учитель проходит по классу и корректирует работу детей. Поднимите работы и покажите какие карты у вас получились. На следующих уроках мы отметим на карте такие казахстанские города, как Караганда, Экибастуз, Мангыстау, Алматы и другие, и узнаем чем они славятся. Сегодня многие ребята старались, активно работали.

Выставление оценок:

За чтение текста —
За ответы —
За тест по познанию —
За чтение стихов —
За лучшие работы по технологии —

Домашнее задание: написать рассказ «Край, где мы с тобой растём»

7. Круг от сердца к сердцу

РЕФЛЕКСИЯ

Дети становятся в круг

Что нужно делать, чтобы расти настоящим патриотом?

Дети заканчивают фразу «Настоящий патриот должен или может…»

На этом наш урок закончен. Всем большое спасибо! Сабак аякталды. Коп рахмет!

Литература:

  1. Учебник «Познание мира» 2 класс К. Жунусова, К. Аймагамбетова, З.Ф. Олейник Из-во «Атамура» 2002 г.

  2. Хрестоматия к учебнику «Познание мира» 2 класс К. Жунусова, К. Аймагамбетова, З.Ф. Олейник Из-во «Атамура» 2002 г.

  3. Методическое руководство к учебнику «Познание мира» 2 класс К. Жунусова, К. Аймагамбетова З.Ф. Олейник Из-во «Атамура» 2002 г.

  4. «Волшебное путешествие по стране Казахстан» для детей разных возрастов Из-во «ШИКУЛА и К»

  5. «Хрестоматия» Нусупбекова М.И., Бельченкова Т.Н. Из-во «Арлан — ПВ»

  6. В.А. Даль Сборник пословиц и поговорок

  7. М. Шаханов «О Родине» Сборник стихов «Счастье»



Интегрированный урок самопознания и познания мира «Край, где мы с тобой растём» во 2 классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
  • Начальные классы
Описание:

Совершенствование, расширение и углубление знаний и представлений учащихся о нашей Родине — Республике Казахстан.Для всех нас Казахстан — главная Родина. Но у каждого человека есть своя маленькая родина — город, село, аул, улица, дом, где он родился. Каждый человек должен любить свою Родину, чтить её традиции и культуру, уважать законы. Этому всегда учат с малых лет. Недаром у разных народов придумано много пословиц и поговорок, в которых сконцентрировались мудрость и талант предков. 

Автор Кенжебекова Альмира Бельгимбаевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1657
Номер материала 11104
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓