Главная / Начальные классы / Интегрированный урок русского языка, окружающего мира "Откуда ты, имя?" в 3 классе

Интегрированный урок русского языка, окружающего мира "Откуда ты, имя?" в 3 классе


hello_html_m6c62a19f.jpg

Откуда ты, имя?


Интегрированный урок русского языка, окружающего мира

в 3 классе.

Учитель Кашина Раиса Владимировна

МОУ Введенской СОШ №3

г.о. Звенигород
















Тема: «Большая буква в именах. Тайны имени».

Цели: Закрепить умение писать имена с большой буквы; пробудить интерес к истории происхождения своего имени; вызвать эмоциональное стремление к поисковой, исследовательской работе по истории происхождения имен друзей, родителей, близких.

Оборудование: таблички с названиями залов; рисунки сказочных героев(мультимедиа); карточки с именами и текстами.

Ход урока

I. Организационный момент

П. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие по Стране

Больших букв. Вспомните, когда вы впервые познакомились с

большой буквой и что о ней узнали?

- Тема нашего урока: «Большая буква в именах». Наше

путешествие будет проходить в историческом музее, название которого зашифровано в буквах и значках, записанных на доске. Расшифруйте название музея.

На доске:

КАКВАСЗОВУТ?


III. Чистописание

У. Какие слова входят в состав названия Исторического музея?

Дети. Как, вас, зовут?

У. Что нужно сделать со словами, чтобы из них получилось предложение?

Д. Обозначить на письме начало и конец предложения. Для этого надо начать писать предложение с большой буквы, а в конце поставить точку.


IV. Работа по теме урока


V. Прочитайте название зала, в который мы попадем в первую очередь.

На доске: Почему нас так зовут?

- Подумайте и ответьте: кто может вам задать такой вопрос? Сейчас я прочитаю отрывки из сказок, а вы назовите имена упоминаемых в них персонажей.

1. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали... (Дюймовочка.)

\Слайд 1

2. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня...»(Снегурочка.) Слайд 2

3. Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? (Айболит.) Слайд 3

4. Как зовут малышей-коротышек из сказки Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей?» (Незнайка, Тюбик, Знайка, Пулька...) Слайд 3

- Как мы запишем имена героев сказки?

Д. С заглавной буквы.

Дети записывают имена в тетрадях.

У. Почему их так зовут?


Ответы детей.


- Посмотрите, какие выразительные имена авторы сказок дали своим персонажам - не нужно долго разгадывать, что они означают. Снегурочке дали такое имя, потому что она сделана из снега; Дюймовочке - за ее маленький рост (дюйм равен 2,5 см); Знайке - за его любознательность; Айболиту - за то, что он лечит тех, у кого что-то болит. А теперь отправимся в другой зал.

На доске: Так было

- Какие же имена были раньше? Дети отвечают.

- Древние русские имена разнообразны. Часто они содержали в себе характеристику людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из состава семьи или родственников. Так, когда-то человеку давалось числовое имя: родился первый ребенок в семье, его называли Перва или Первой, второй - Второй, Вторак, третий - Третьяк.

Давалось имя и по внешнему виду: Черныш, Чернавка - по цвету волос или кожи; Мал - за малый рост. Имя могло отражать черту характера и поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна, Умник; время его рождения в году: Зим, Вешняк, Мороз; профессию: Шуба, Ложка, Пушка. Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. В этом случае имя давалось в соответствии с именем святого, которое прходилось на день рождения или крещения ребенка по календарю.

На доске:

Коль родился в день

Ефима, То назван именем таким.

(М. Владимиров)


- Сегодня день святого...

Ребенок, родившийся в этот день, был назван...

Но вот уже более 100 лет родители свободно выбирают своим детям имена независимо от календаря.

Теперь переходим в другой зал.

На доске:

Ты и твое имя

Между живущих людей безымянных не бывает вовсе: в минуту рождения каждый — и низкий, и знатный — имя свое от родителей в сладостный дар получает...

(Гомер)

- У каждого из вас есть имя. Запишите его в тетради. Как вы напишите имя, с какой буквы? Почему?

- Какое имя ты записал?

Д. Саша.

У. Кто так тебя зовет?

Д. Мама, папа, друзья.

У. Это полное имя или сокращенное?

Д. Сокращенное.

У. Когда ты будешь взрослым, как тебя будут называть?

Д. Александр.

У. Ребята, почти каждый из вас записал сокращенное имя. А теперь

произнесите и запишите свое полное имя.

- Однако не все имена могут иметь сокращенную или полную форму. Например, имя Нина употребляется только в одной форме, полной, хотя на первый взгляд она кажется короткой. У нас в классе у некоторых ребят тоже есть такие имена, например Андрей, Руслан.

Предлагаю вам игру «Не ошибись». Я называю полное имя - вы произносите его сокращенное звучание, и наоборот:

Василий - Вася Оля - Ольга Николай - Коля Юра - Юрий Виктор - Витя Валя - Валентин Татьяна - Таня Вова - Владимир Светлана - Света Лена - Елена

- А теперь скажите, как вас ласково называют бабушки и мамы? А как ласково вы называете братика или сестричку?

- Прослушайте стихотворение Корнея Ивановича Чуковского и скажите: сколько всего в нем упомянуто девочек?

- Прочитайте ласковые формы других имен по примеру названных в стихотворении Чуковского:

Наталья, Наточка, Наташенька, Наталенька, Натуленъка, Натусенъка.

Екатерина, Катенька, Катюша, Катерина, Касенька.

Любовь, Любонька, Любаня, Любаша, Любушка, Любочка.

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка побежали в лавочку и купили пряничка.

- Что сделало имя ласковым?

Д. Суффикс.

У. Назовите суффиксы, встретившиеся в именах этого текста. Что общего в словах каждой строчки?

Д. Корень.

У. Что такое корень? Назовите корень в именах девочек из стихотворения.


- Запишите в тетрадях два имени своих друзей, родственников, а рядом - ласкательные формы этих имен. Как вы их запишете? В именах выделите суффикс и корень.

- Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение говорящего. Однако нередко можно услышать в нашей речи неполные или ласкательные имена, а лишь пренебрежительную их форму: Васька, Ванька, Вовка, Танька. Использование таких форм имен обижает людей, унижает их достоинство. Мне бы не хотелось слышать у нас в классе подобные обращения друг к другу.

- Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя? Многие имена пришли к нам из других языков. Посмотрите: у каждого из вас на парте в конверте лежит карточка, на которой не только записано ваше имя, но и указано, откуда оно пришло в наш язык и что обозначает. Прочитайте каждый о своем имени.

У. Запишите в тетрадях свое имя, а рядом - его сокращенные и ласкательные формы.

- Когда-нибудь вы все станете родителями и вам придется выбрать имя для своего ребенка. К этому надо отнестись осторожно и обдуманно, чтобы не получилось, как в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака «В защиту детей».

Если только ты умен, Не давай ребятам Столь затейливых имен, Как Протон и Атом. Удружить хотела мать Дочке белокурой, Вот и вздумала назвать Дочку Диктатурой. Хоть семья ее звала Сокращенно Дита, На родителей была Девушка сердита. Для другой искал отец Имя похитрее, И назвал он наконец Дочь свою Идея. Звали мама и сестра Девочку Идейкой, А ребята со двора Стали звать Индейкой. А один оригинал, Начинен газетой, Сына Спутником назвал, Дочь назвал Ракетой. Пусть поймут отец и мать, Что с прозваньем этим Век придется вековать Неразлучно детям.

- Прочитайте название следующего зала. На доске:

Тезки

- Вы знакомы с этим словом? Что оно обозначает? Д. Тезки - люди, у которых одинаковые имена.

У. Послушайте стихотворение Зои Александровой «Восемь Тань».

В первом классе восемь Тань -Это прямо наказанье! Ведь у них, куда не глянь, Всюду Таня, Таня, Таня! Если скажут: «Таня, встань!» -Встанут сразу восемь Тань. А ведь можно очень просто Разобраться в новичках...

- Как вы думаете, каким образом можно разобраться в этом?

Д. По фамилии.

У. А сейчас назовите в нашем классе тезок.


V. Итог урока

У. Для чего нужно имя?

- Человек проносит имя через всю свою жизнь. Его можно лишить всех благ, богатств, знаний, прав, но нельзя лишить имени. Доброго, ласкового, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называют знатными, славными, знаменитыми. Именами (Фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки.

Что же такое имя? Давайте запишем определение в тетрадях.

На доске:

Имя — отличительное название, обозначающее человека, которое дается ему при рождении.

- Что интересного вы узнали об именах? Чем вам запомнился урок? Объясните пословицы: «С именем - Иван, без имени -болван». «Без имени ребенок - чертенок».

Что значит выражение «Гордиться своим именем?»


Дополнительный материал.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА.

1.Образуйте имена из следующих сочетаний слов:

владеть миром - Владимир

любить мир - Любомир

свято славить Святослав

людям мила Людмила

владеющий славой - Владислав

владеющий всем - Всеволод

стать славным Станислав

2.Назовите пары для литературных героев:

Иван да Марья

Руслан и Людмила

Алёнушка и Иванушка

Робинзон и Пятница

Том Сойер и Гек Финн

4.Назвать женские имена с удвоенной согласной в корне

Жанна, Изабелла, Инна, Марианна.

Интегрированный урок русского языка, окружающего мира "Откуда ты, имя?" в 3 классе
  • Начальные классы
Описание:

В 2011-2012 году с учащимися 3 «А» класса велась целенаправленная работа над проектом «Моя Семья».

Учащиеся под руководством учителя и с помощью родителей накапливали материалы по данной теме. Пришлось поработать со справочной литературой, подобрать нужные материалы из семейных архивов, выучить стихи о семье, найти пословицы и поговорки, узнать свою родословную, написать сочинения, пообщаться со взрослыми и скомпоновать материалы. Изучили историю имён, фамилий, отчеств своих семей.

Урок «Твоё имя» является заключительным этапом проекта.

Автор Кашина Раиса Владимировна
Дата добавления 17.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 455
Номер материала 7311
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓