Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИнтегрированный урок русского языка и литературы. Обращения в эпистолярном наследии А.С. Пушкина.

Интегрированный урок русского языка и литературы. Обращения в эпистолярном наследии А.С. Пушкина.

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

Интегрированный урок русского языка и литературы.

Бинарный урок.

 

Обращения в эпистолярном наследии А.С. Пушкина.

«С Пушкиным умнеет всё, что только может поумнеть».

(А.Н. Островский).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели:

I.   Познакомить учащихся со смысловым назначением обращений: а) обращения к друзьям, родственникам, знакомым, жене; б) обращения к официальным лицам.

II.  Сформировать у учащихся общую оценку роли обращений в письмах А.С. Пушкина.

III.  Вдохновить учащихся начать писать письма своим друзьям, бабушкам, дедушкам, родственникам, родителям…

Задача: возродить традиции эпистолярного жанра, сконцентрировать внимание  школьников на ценностях родного языка.

Коррекционная работа: отработать навык составления письма к различным адресатам.

Воспитательная работа: заинтересовать учащихся прочитать  письма А.С. Пушкина и вдохновить их начать писать письма к своим близким друзьям, родственникам…

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, полное собрание сочинений Пушкина А.С., т. 8. Письма.

Словарная работа: письмо, записка, послание, авторское настроение, состояние души.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

      I.  Орг. момент. Сообщение цели урока.

   II.  Теоретическая станция.

Ответьте на вопросы:

- Что называется обращением?

- Какую форму имеет обращение? (форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией).

- Какими частями речи может быть выражено обращение?  (существительным, прилагательным, причастием, местоимением, числительным)

 

Учитель раздает готовые примеры предложений с обращениями, взятые из писем А.С. Пушкина.

Учащиеся читают по очереди предложения и называют в них обращения.

Задание.  Перепишите в тетрадь эти примеры.

1.     Брат, я на тебя сердит.

2.     Душа моя, как перевести по русски в evues?

3.     Малый Дельвиг, я получил твои письма и уже ответил почти на все; жди, скоро придут. 

4.     Малый, дело не до стихов – слушай в оба уха…

5.     Прощай, мой ангел!

6.     грустно мне, женка.

7.     мой ангел, сейчас послал я к графу Литта извинения в том, что не могу быть на петергофском празднике по причине болезни.

Сделайте  вывод, ответив на вопросы:

- Что выступает в роли обращений? (собственные имена, названия лиц по родству, по общественному положению, могут быть клички животных и названия неодушевленных предметов).

- В какой роли используются обращения? (а) в устной и письменной; б) в устной речи, чтобы побудить собеседника слушать речь говорящего; в) в письменной речи обращения служат для выражения того или иного сообщения пишущего к адресату).

- Входят ли обращения в состав грамматической основы? (нет)

III.  Практическо – исследовательская станция.

1.     Типы предложений, осложненных обращениями.

- Определите типы предложений. (Тексты предложений раздать на парты)

1. Что, женка? Куда ты едешь?

2. Что с тобою, душа моя?

3. Получил ли ты письмо моё, Друг любезный?

4. Вообрази, мой друг, как я обрадовался твоему письму?

5. Женка моя, дорогая моя, откликнись!

2.     Позиции обращений и пунктуация при них.

А) Обращения в начале предложения.

Б) Обращения в середине предложения.

В) Обращения в конце предложения.

Задание: перепишите предложения с обращениями и поставьте знаки препинания.

1)    Генерал_ явившись к Вашему превосходительству и не имев счастья застать Вас, я приемлю смелость изложить Вам письменную просьбу.

2)    Графиня_ с Вашей стороны очень жестоко быть такой обаятельной.

3)    Сударыня_ прошу у Вас миллион раз прощения за то, что был так бесстыдно ленив.

4)    Дорогие родители_ я получил еще два ваших письма.

5)    Моя дорогая_ моя милая Наталья Николаевна_ я у Ваших ног, чтобы поблагодарить Вас и просить прощения за причиненное вам беспокойство.

6)    Милый брат_ я виноват перед твоею дружбою, постараюсь загладить вину мою длинным письмом.

7)    Мне хочется_ душа моя_ написать тебе целый роман.

8)    Благодарю тебя_ милый европеец_ за неожиданное послание и посылку.

9)    Возвратившись в Москву_ сударыня_ я нашел у княгини Долгорукой пакет от Вас.

10)    Ты прав_ любимец муз!

11)    До свидания_ граф!

12)    Сейчас получил письмо твоё- благодарю_ душа моя.

13)    Здравствуйте_ княгиня!

Сделайте вывод о пунктуации в предложениях с обращениями.

 

IV.      Объяснение учителя о смысловом назначении обращений и эмоциональной окрашенности в письмах А.С. Пушкина.

1. Обращения могут существенно влиять на эмоциональную окрашенность предложения, то есть передавать настроение говорящего или пишущего письмо, записку, послание. При чтении предложений с обращениями чувствуется авторское настроение, состояние души. Из этих же обращений улавливается отношение автора к адресату.

В письмах А.С. Пушкина присутствуют разнообразные эмоции: любовь, удовольствие, радость, неясность, симпатия, негодование, холод и др. В каждом письме – живая, всеохватная, творческая душа поэта. И в очень высокой степени она проявляется в пушкинских обращениях.

А) По отношению к родителям:

v Уважение;

v Почтение.

 Читает ученик. Письмо А.С. Пушкина к родителям.

ü Дорогие родители, я получил еще два ваших письма. Могу вам сказать лишь то, что вы уже знаете: что всё улажено, что я счастливейший  из людей и что я всей душой люблю вас.

ü Я тоже обнимаю вас, дорогие родители.

ü Мои горячо любимые родители, обращаюсь к вам в минуту, которая определит мою судьбу на всю оставшуюся жизнь.

ü Дорогой отец, прежде всего – вот мой адрес.

ü Прощайте, дорогой отец, целую Ваши руки и обнимаю Вас от всего сердца.

Вывод №1. Эти обращения позволяют отмести от Пушкина традиционные упрёки в довольно холодном отношении поэта к родителям.

Б) По отношению к друзьям, брату Льву.

v Проявляются подлинная любовь, внимание, забота, дружба.

 

Читает 2 ученик.

ü Обращаюсь к тебе, почтенный мой Владимир Дмитриевич, с дружеской и покорнейшей просьбою. (Из письма к В. Вольховскому).

Читает 3 ученик.

ü Малый, вспомни, что ты, если пишешь для нас, то печатаешь для черни.

ü Ты видишь, мой милый, что я с тобой откровенен по-прежнему.

(оба письма адресованы Кюхельбекеру В.).

Вывод №2. В письмах к друзьям Вольховскому  и Кюхельбекеру видна искренняя заинтересованность Пушкина в их жизни, делах, творчестве, неподдельный интерес к адресату, тонкий юмор, глубокий анализ собственных и чужих произведений.

 

Вот еще несколько примеров. Читает 4-ый ученик.

Плетнёву П. А.

ü Что с тобою, душа моя? как побранил ты меня в сентябре за мою хандру.        (Написание со строчной буквы после вопросительного и восклицательного знаков является авторским).

ü Мой милый, я беспокоюсь о тебе. Что это значит, душа моя? ты совершенно замолк.

ü Получил я, любезный Плетнёв, и письмо и 1500.

ü Брат Плетнёв! не пиши добрых критик! Будь зубаст и бойся притворности.

Читает 5-ый ученик.

Вяземскому П.А.

ü Мой милый, поэзия – твой родной язык.

ü Похлопочи обо мне, душа моя, как о брате.

ü Милый, мне надоело тебе писать, потому что не могу являться тебе в халате, нараспашку и спустя рукава.

ü Грустно, брат, так грустно, что хоть сейчас в петлю.

ü Приезжай, мой ангел.

ü Поздравляю тебя, моя радость, с романтическою трагедиею, в ней же первая персона Борис Годунов.

ü Жуковский говорит, что царь меня простит за трагедию – навряд, мой милый.

ü Ангел мой Вяземский или пряник мой Вяземский, получил я письмо твоей жены и твою переписку, обоих вас благодарю и еду к вам и не доеду.

Читает 6 ученик.

Брату Льву.

ü Здравствуй, Лев, не благодарю тебя за письмо твоё, потому что ты мне дельного ничего не говоришь – я называю дельным всё, что касается до тебя.

ü Сперва хочу с тобой побраниться; как тебе не стыдно, мой милый, писать полурусское, полуфранцузское письмо, ты не московская кузина…

ü Ты на меня дуешься, милый, нехорошо.

ü Скажи мне, милый друг, шумит ли мой «Пленник».

ü Если б ты был у меня под рукой, моя прелесть, то я бы тебе уши выдрал.

ü Благоразумный Левинька! Благодарю за письмо – жалею, что прочие не дошли.

ü Мне хочется, душа моя, написать тебе целый роман – три последние месяца моей жизни.

ü Прощай, душа моя, - у меня хандра – и это письмо не развеселило меня.

ü Слушай, душа моя, деньги мне нужны.

ü Брат, вот тебе картинка для «Онегина» - найди искусный и быстрый карандаш.

ü Брат, ты мне  пришлёшь немецкую картину «Кавказского пленника»? да книг, ради бога книг.

ü Да пришли, мне кольцо, мой Лайон.

ü Получил, мой милый, милой письмо твоё.

ü Брат Лев! не серди журналистов! дурная политика!

 

Вывод №3. Во многих письмах брату сквозит забота о «Лёвушке» - он был моложе. Истинно братские  отношения!

 

Вывод №4. Особым чувством, теплотой проникнуты письма к жене - Наталье Николаевне. Они разные:  подробные, краткие, шутливые, серьёзные, деловые – но все их объединяет высокая, подлинная любовь. Даже если чем-то поэт и недоволен, то он находит самые нужные, точные, ободряющие слова, а после нарочито грубоватых слов (такое бывает) – непременно следует обращение мой ангел или мой милый друг.

 

Читает 7-ой ученик.

ü Распечатываю письмо моё, милый друг, чтоб отвечать на твоё.

ü Милый мой друг, ты очень мила, ты пишешь мне часто, одна беда: письма твои меня не радуют.

ü Не сердись, женка, дай слово сказать.

ü Какая ты умненькая, какая ты миленькая! Какое длинное письмо! как оно дельно! благодарствуй, жёнка.

ü Целую Машу и благословляю и тебя тоже, душа моя, мой ангел.  

ü Милая жёнка, вот тебе подробная моя Одиссея.

ü Ты не угадаешь, мой ангел, откуда я к тебе пишу: из Павловска.

ü Поздравляю тебя со днём твоего ангела, мой ангел, целую тебя заочно в очи – и пишу тебе продолжение моих похождений.

ü Мой ангел, я писал тебе сегодня, выпрыгнув из коляски и одурев с дороги.

ü Письмо обрадовало меня, мой ангел, - но я всё-таки тебя побраню.

ü Женка моя, ты дура, мой ангел.

ü Что это, жена? вот уже 5 дней, как я не имею о тебе известия.

ü Стыдно, жёнка.

ü Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю, я ещё более твоего лица. Прощай, мой ангел, целую тебя крепко.

 

Вывод №5. в обращениях к малознакомым людям, официальным лица сквозит сдержанность, строгость, поэт не позволяет себе ни заигрывания, ни панибратства, ни слепого поклонения вышестоящим. Честь и чувство собственного достоинства – главное, что характерно для подобных посланий.

 

Читает 8-ой ученик.

ü Генерал, письмо, которое я удостоился получить от Вас, причинило мне истинное огорчение.

ü Генерал, неотложные дела требуют моего присутствия в Москве.

ü Граф,  весьма печально искупаю я заблуждения моей молодости.

ü Князь, с сожалением вижу себя вынужденным беспокоить Ваше сиятельство.

V.      Практическая самостоятельная работа. Напиши письмо (на выбор).

1.   «Письмо другу. Яркое событие моей жизни».

2.   «Моему учителю».

3.   «Письмо моей семье».

4.   «Хочу рассказать тебе о своём родном крае».

5.   «Письмо ветерану».

6.   «Письмо президенту».

VI.   Анализ писем. Работа над ошибками.

VII.  Итог бинарного урока.

Дать общую оценку роли обращений в письма А.С. Пушкина.

1 ученик.

Пушкин гениален во всём: как в стихах и романах, так и в письмах. И эта гениальность в немалой степени проявляется в его обращениях. Сколько в них свежести, новизны, оригинальности.

 

2 ученик.

Самые любимые и распространенные в его письмах оказались обращения душа моя, милый мой, мой ангел.

3 ученик.

Я думаю, что эти обращения в письмах самые задушевные, проникновенные, они согреты человеческим теплом.

4 ученик.

Читая письма Пушкина, я пришёл к выводу, что ощутил живое слово поэта, будто он ко мне обращался! Временные рамки исчезают. Пушкин среди нас, живёт с нами, обращается к нам. Он живой, одухотворённый, вдохновенный – гениальный, любящий, вечный.

VIII.  Учитель. Заключительное слово.

Я считаю, что бинарный урок «Обращения в эпистолярном наследии А.С. Пушкина» имеет важную практическую ценность. Ребята учились писать письма, обращаться к людям, на основе подчеркнутой информации на уроке, учились высказываться точно, лаконично, информативно. И, хочется надеяться, этот бинарный урок вдохновит ребят писать письма. Эпистолярный жанр должен возродиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок русского языка и литературы. Обращения в эпистолярном наследии А.С. Пушкина."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

PR-менеджер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

На уроке учащиеся повторяют смысловые назначения обращений. Формируется оценка  роли обращений в письмах А.С. Пушкина.

На уроке отрабатывается навык составления письма к различным адресатам.

В письмах А.С. Пушкина присутствуют разнообразные эмоции: любовь. удовольствие радость и др.  В каждом письме - живая, всеохватная, творческая душа поэта. Все это ребята видят читая письма А.С. Пушкина.

Методическая разработка имеет практическую направленность, благодаря чему у учащихся формируются необходимые навыки правильного использования обращения в письме. Анализ писем-образцов развивает у детей языковое чутье, внимание к правильному употреблению речевых единиц.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 176 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 470
    • DOCX 82.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Черненко Ольга Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Черненко Ольга Анатольевна
    Черненко Ольга Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 18883
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Интеллектуальная собственность: медиа и фотографии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов