Главная / Русский язык и литература / интегрированный урок русского языка и информатики на тему

интегрированный урок русского языка и информатики на тему

Интегрированный урок русского языка в 7 классе

Тема: «Изобразительно – выразительные средства языка»

Цели урока:

1.Образовательные:

а) выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Изобразительно-выразительные средства языка», обобщить материал как систему знаний;

б) углубить знания языковых средств выразительности и умения определять их роль в тексте;

в) углубить знание информационных технологий в среде Microsoft Office (Power Point, Microsoft Word).

2. Воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; воспитание языковой этики, бережного отношения к слову, чувства прекрасного.

3. Развивающие: развивать умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение выявлять авторскую позицию, адекватно воспринимать текст.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Чтение учителем стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою» сопровождается показом слайдов.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит.

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.



И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой,

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.



Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой-

В нем ничто не затрепещет.

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.



- Понравилось вам стихотворение Ф.И. Тютчева?

- Почему поэтов и писателей называют художником слова?

(Они рисуют словами картины жизни, образы, явления природы, которые под пером поэта приобретают изобразительную силу, передают чувства автора, разнообразное настроение)

- Какую картину вы представили себе, прослушав стихотворение?

(Мы попали в зимний лес, околдованный зимой. Снег мягким пушистым ковром закутал землю. Деревья одеты в белые шубы и шапки. Чародейка Зима погружает лес в волшебный сон)

- Какие чувства испытали?

(Стихи завораживают музыкой, колдовством, мы испытываем одновременно чувство и восторга, и грусти)

- Как удалось поэту «сделать» обычную картину леса волшебной?

(Природа у Тютчева – живое разумное существо. Поэт помогает нам ощутить зимнее чудо помощью особых слов и выражений – средств художественной выразительности.)

- Я не случайно начала наш урок необычно, с чтения стихотворения, чтобы вы ещё раз почувствовали, как магически воздействует на человека поэтическое слово, позволяет испытать эстетическое наслаждение, сопереживание. А создавать запоминающие образы, рисовать яркие, красочные картины помогают изобразительно-выразительные средства языка.

- Ребята, с 5-го класса мы с вами на уроках русского языка и литературы говорим о различных изобразительно-выразительных средствах языка. Находим их в художественных произведениях, рассуждаем, с какой целью автор их употребляет, какую роль они играют в тексте. Эти уроки помогут вам систематизировать знания по теме. Сегодня мы обобщим полученные знания о средствах художественной выразительности и их роли в тексте.

2. Фронтальный опрос

- Вы знаете, что изобразительно-выразительные средства языка – это тропы и стилистические фигуры.

- Что такое тропы?

(Это обороты речи, в которых слово или сочетание слов употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности)

- Средства художественной выразительности… А что же они выражают?

(Отношение автора к изображаемому; отличительные признаки предмета, явления, настроение героя)

- Назовите известные вам тропы.

(Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, гипербола, литота)

- Дайте определение эпитета. Приведите примеры.

(Эпитет – это художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления.)

- Расскажите о видах эпитета. Приведите примеры.

( «Выразительные» -весёлый ветер, печальная берёза. «Изобразительные» - бледная луна, золотой луч. «Постоянные» - чистое поле. Изобразительные помогают ярче представить картину; Выразительные (оценочные) выражают чувство автора.)



- Известный древний философ Аристотель отмечал: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». Объясните, почему он так сказал о метафоре.

(Метафорой называют перенос наименования с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства между ними.)

- Вы знаете, что метафора – основной прием формирования загадки, основанной на уподоблении. Приведите примеры таких загадок. (Например, Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка)

- По какому признаку сходны предметы, явления в ваших загадках? (по форме и т. д.)

- В основу метафоризации положено сходство самых разных признаков. Перед вами метафоры. Приведите примеры метафор из домашнего задания.

- Разновидностью метафоры является олицетворение.

- Дайте определение этому тропу.

(Олицетворение – это художественный приём, когда о неживых предметах и явлениях говорится как о живых)

Слово учителю информатики. -8-10 мин. Как сделать презентацию живой?



  1. Проверим домашнее задание . В тексте легенды о Данко вам нужно было найти ИВС. Что у вас получилось? Читаем , взаимопроверка.



А теперь мы предлагаем вам сыграть в игру. Кто хочет стать миллионером?

Одновременно даются индивидуальные задания на компьютерах и на листках.

Если останется время:

- Перед вами стихотворение С. Есенина. Прочитайте его.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза в синей тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

- Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.

Фрагмент анализа стиха: (Слайд 9 и у каждого ученика на парте)

В стихотворении С.Есенин создает образ зимней берёзы. Её красота подчёркивается многочисленными …….. (точно серебром, распушились кисти белой бахромой). Выразительности образа способствуют и …….. (горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря …….. мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы (пушистых ветках, снежною каймой, в золотом огне). (3мин. - выполнение задания)

- Проверим, что у вас получилось.

- Сегодня на уроке мы закрепили знания о таких средствах художественной выразительности, как эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, градация, гипербола, литота. А также узнали, как можно разнообразить презентацию.

- Итог урока. Домашнее задание.

1. Найти не менее 5 видов ИВС в рассказе Л.Андреева «Кусака».






























интегрированный урок русского языка и информатики на тему
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок представлен  в виде конспекта, к которому приложены презентация и дополнительные материалы ( тексты срезовой работы, даполнтельное слайд-шоу, карточки для дифференцированной работы с учащимися).

Урок проводят учитель русского языка и учитель информатики , чьи усилия обединены единой цель.: показать, что средства выразительности присутсвуют не только в русском языке, но и в информатике,которая помогает эти средства сделать зримыми и понятными. К уроку готовятся специально  обученные ученики, получившие опережающие задания: сделать собственные презентации по теме. Лучшие работы представлены на уроке.

Автор Лебедева Анна Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 334
Номер материала 23758
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓