Интегрированный урок развития речи и экологии
«Вокруг нас – Мир!»
Авторы:
учитель литературы О.Г.
Воротникова
учитель
биологии Н.Н. Себельдина
Анализ
темы
Естественнонаучные
дисциплины играют неоценимую роль в формировании мировоззрения современного
школьника. Предлагаемый урок представляет собой попытку вызвать интерес
учеников к уроку русского языка путем формирования знаний о закономерностях
взаимоотношений природы и человека, природы и общества. Действительно,
необдуманное наступление на природу в настоящее время стало одним из наиболее
характерных признаков неграмотного взаимодействия человека и природы, и поиск
ответов на эти вопросы призвана осуществить наука экология.
Выбор цели и задач урока
Цель урока: способствовать повышению у
школьников экологической культуры и развитию биосферной нравственности.
Образовательная цель: обобщение и
систематизация материала по проблеме отношения человека к своей земле и ее
природе.
Воспитательная цель: формирование у учащихся
представления о личной причастности человека к делу охраны земли и ее природы,
обогащение их внутреннего духовного мира.
Развивающая цель: развивать способность
учащихся понимать поэтические тексты; учить анализировать, синтезировать,
сравнивать; продолжить обучение составлению плана к сочинению; развивать
правильность речи.
Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
Интегрированный
урок-презентация дает возможность учителям-предметникам широко пользоваться
методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко
реализуются корректирующие и контролирующие функции урока, способствующие
организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью. Этот
урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют
задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели
оптимальным темпом.
Деятельность
учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет
оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их
деятельность.
Ход урока
Учащимся
демонстрируется первый слайд с темой урока. В ходе разговора происходит
осмысление темы и задач урока.
На
втором слайде дети знакомятся с эпиграфом урока и записывают его в
тетрадь:
Так повелось, что в омуте беды
Сплотить должны сильнее
нас навек:
Охраны окружающей среды,
Библиотека, книга, человек!
В. Ковалев
Третий слайд - два высказывания, которые учащимся необходимо сравнить, объяснить
смысл каждого и выбрать то, которое им кажется ближе:
«
Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача»
М.В.
Мичурин
«Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней
сделали»
В.
Коняхин
При
работе над четвертым слайдом подводится итог предыдущего разговора и
записывается первый пункт плана:
«Человек, который помнит природу, -
благороднее, чище»
Л. Леонов
Пятый слайд приводит к разговору об экологии
души. Школьники отвечают на вопросы, что дает нам умение видеть и понимать
природу, как ведет себя человек, прибывающий в гармонии с миром и с собой.
Учитель должен помочь ученикам придти к следующим ответам: умение видеть и
понимать природу приводит к гармонии с собой и миром. Человек, обретающий такую
гармонию, никогда не навредит природе ни словом, ни делом:
«Надо
иметь не только глаз, но и чувствовать природу, надо слышать ее музыку и
проникаться ее тишиной»
И.
Левитан
Учащиеся записывают
второй пункт плана.
Материал шестого
слайда целиком посвящен законам Барри Каммонера. Учащиеся комментируют
законы и приводят примеры, отражающие эти законы. Затем следует размышление над
вопросом, что надо делать для перестройки сознания человека. Предполагаемые
ответы:
-
каждому бережно относиться к природе
-
предупреждать катастрофы на Земле
Записывается третий
пункт плана.
Седьмой слайд - обсуждение позиции Д. Гранина:
«Природа болела человеком, человек не умел видеть Землю как живое
страдающее существо»
Д.
Гранин
Записывается
четвертый пункт плана.
Восьмой слайд носит название "Природа - вечный источник красоты".
Школьники отвечают на вопрос, в каких видах искусства отразилась красота
природы, и приводят примеры из литературы, живописи, музыки и архитектуры.
«Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства»
П.И. Чайковский
Записывается пятый
пункт плана.
Девятый слайд называется "Милая Родина Моя". Учитель читает стихи:
Откуда начинается Россия?
С Курил, Камчатки, с Командор?
О чем грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, терпенью, к правде, доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней –
Россия не с гор берет начало, а с тебя!
В.
Боков
На вопрос, что дает
человеку природа родного края, учащиеся отвечают о способности увидеть красоту
родного края, понять ее, о воспитании любви к Родине.
Десятый слайд - "Человек и природа: этика
взаимоотношений"- предлагает ученикам объяснить смысл высказывания:
«Природа не может перечить человеку, если человек не перечит её
законам»
А.И. Герцен
Одиннадцатый слайд позволяет обсудить
последний пункт плана:
«Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять»
М. Налбандян
Затем
проходит проверка планов, составленных в ходе урока. Обсуждается основная идея
будущего сочинения.
Последние два слайда напоминают учащимся об
особенностях жанра очерка и демонстрируют домашнее задание: написать очерк на
тему "Вокруг нас - Мир".
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.