Главная / Русский язык и литература / Интегрированный урок развития речи и экологии «Вокруг нас – Мир!» Авторы: учитель литературы О.Г. Воротникова, учитель биологии Н.Н. Себельдина

Интегрированный урок развития речи и экологии «Вокруг нас – Мир!» Авторы: учитель литературы О.Г. Воротникова, учитель биологии Н.Н. Себельдина

Интегрированный урок развития речи и экологии

«Вокруг нас – Мир!»


Авторы: учитель литературы О.Г. Воротникова учитель биологии Н.Н. Себельдина



Анализ темы

Естественнонаучные дисциплины играют неоценимую роль в формировании мировоззрения современного школьника. Предлагаемый урок представляет собой попытку вызвать интерес учеников к уроку русского языка путем формирования знаний о закономерностях взаимоотношений природы и человека, природы и общества. Действительно, необдуманное наступление на природу в настоящее время стало одним из наиболее характерных признаков неграмотного взаимодействия человека и природы, и поиск ответов на эти вопросы призвана осуществить наука экология.


Выбор цели и задач урока

Цель урока: способствовать повышению у школьников экологической культуры и развитию биосферной нравственности.

Образовательная цель: обобщение и систематизация материала по проблеме отношения человека к своей земле и ее природе.

Воспитательная цель: формирование у учащихся представления о личной причастности человека к делу охраны земли и ее природы, обогащение их внутреннего духовного мира.

Развивающая цель: развивать способность учащихся понимать поэтические тексты; учить анализировать, синтезировать, сравнивать; продолжить обучение составлению плана к сочинению; развивать правильность речи.


Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

Интегрированный урок-презентация дает возможность учителям-предметникам широко пользоваться методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контролирующие функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью. Этот урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.

Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.



Ход урока

Учащимся демонстрируется первый слайд с темой урока. В ходе разговора происходит осмысление темы и задач урока.

На втором слайде дети знакомятся с эпиграфом урока и записывают его в тетрадь:


Так повелось, что в омуте беды

Сплотить должны сильнее

нас навек:

Охраны окружающей среды,

Библиотека, книга, человек!

В. Ковалев

Третий слайд - два высказывания, которые учащимся необходимо сравнить, объяснить смысл каждого и выбрать то, которое им кажется ближе:




« Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача»

М.В. Мичурин

«Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали»

В. Коняхин

При работе над четвертым слайдом подводится итог предыдущего разговора и записывается первый пункт плана:

«Человек, который помнит природу, - благороднее, чище»

Л. Леонов

Пятый слайд приводит к разговору об экологии души. Школьники отвечают на вопросы, что дает нам умение видеть и понимать природу, как ведет себя человек, прибывающий в гармонии с миром и с собой. Учитель должен помочь ученикам придти к следующим ответам: умение видеть и понимать природу приводит к гармонии с собой и миром. Человек, обретающий такую гармонию, никогда не навредит природе ни словом, ни делом:



«Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной»

И. Левитан

Учащиеся записывают второй пункт плана.

Материал шестого слайда целиком посвящен законам Барри Каммонера. Учащиеся комментируют законы и приводят примеры, отражающие эти законы. Затем следует размышление над вопросом, что надо делать для перестройки сознания человека. Предполагаемые ответы:

- каждому бережно относиться к природе

- предупреждать катастрофы на Земле

Записывается третий пункт плана.

Седьмой слайд - обсуждение позиции Д. Гранина:

«Природа болела человеком, человек не умел видеть Землю как живое страдающее существо»

Д. Гранин

Записывается четвертый пункт плана.

Восьмой слайд носит название "Природа - вечный источник красоты". Школьники отвечают на вопрос, в каких видах искусства отразилась красота природы, и приводят примеры из литературы, живописи, музыки и архитектуры.

«Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства»

П.И. Чайковский

Записывается пятый пункт плана.

Девятый слайд называется "Милая Родина Моя". Учитель читает стихи:

Откуда начинается Россия?

С Курил, Камчатки, с Командор?

О чем грустят глаза её степные

Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастья

К труду, терпенью, к правде, доброте.

Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие,

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней –

Россия не с гор берет начало, а с тебя!

В. Боков

На вопрос, что дает человеку природа родного края, учащиеся отвечают о способности увидеть красоту родного края, понять ее, о воспитании любви к Родине.

Десятый слайд - "Человек и природа: этика взаимоотношений"- предлагает ученикам объяснить смысл высказывания:


«Природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам»

А.И. Герцен

Одиннадцатый слайд позволяет обсудить последний пункт плана:

«Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять»

М. Налбандян

Затем проходит проверка планов, составленных в ходе урока. Обсуждается основная идея будущего сочинения.

Последние два слайда напоминают учащимся об особенностях жанра очерка и демонстрируют домашнее задание: написать очерк на тему "Вокруг нас - Мир".





Интегрированный урок развития речи и экологии «Вокруг нас – Мир!» Авторы: учитель литературы О.Г. Воротникова, учитель биологии Н.Н. Себельдина
  • Русский язык и литература
Описание:

Естественнонаучные дисциплины играют неоценимую роль в формировании мировоззрения современного школьника. Предлагаемый урок представляет собой попытку вызвать интерес учеников к уроку русского языка путем формирования знаний о закономерностях взаимоотношений природы и человека, природы и общества. Действительно, необдуманное наступление на природу в настоящее время стало одним из наиболее характерных признаков неграмотного взаимодействия человека и природы, и поиск ответов на эти вопросы призвана осуществить наука экология.

Автор Себельдина Наталья Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 402
Номер материала 40376
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓