Главная / Русский язык и литература / Интегрированный урок "Блистательный XVIII век"

Интегрированный урок "Блистательный XVIII век"

«Блистательный XVIII век»


Интегрированный урок по истории, литературе и культуре XVIII века в 10 классе


Цели урока:

  1. Обобщить и закрепить знания учащихся по истории и культуре России XVIII века.

  2. Дальнейшее развитие умения учащихся работать в группе, анализировать, сопоставлять факты и события, делать выводы, умения выступать перед аудиторией.

  3. Воспитание патриотизма, интереса


Оборудование урока: компьютер, проектор, магнитофон, музыкальные произведения, иллюстрации по теме урока.

На уроке используются фронтальные и групповые формы работы, беседа, диалог.



План урока:

  1. Вступительная беседа учителей истории и русской литературы (Краткая историко-культурологическая характеристика).

  2. Разминка творческих групп.

  3. Работа в творческих группах.

  4. Защита работ по группам.

  5. Рефлексия. Заключительное слово.


Ход урока


I Вступительная беседа учителей истории и литературы.

Звучит произведение Бетховена.

Тема нашего интегрированного урока - «Блистательный XVIII век». Что вы знаете о XVIII веке? (Беседа с классом).

Каждая группа получает таблицу, которую они должны будут заполнить в течение урока.


Что я знаю о XVIII веке

Что я узнал о XVIII веке




Русский XVIII век – эпоха удивительная во многих отношениях. «Столетьем безумным и мудрым» назвал это время современник эпохи русский писатель А.Н.Радищев. Позади страшный «бунташный XVII век». Жизнь огромной страны, выведенной из состояния спокойствия и умиротворения петровскими реформами, отличалась какою-то всеобщей, небывалой стремительностью. На глазах одного-двух поколений родилось новое общество, утвердилось новое отношение к человеку. Люди сильные, энергичные, предприимчивые выдвигались на первые роли в государстве, стремительно рушились старые привилегии боярства и духовенства. «Россия вошла в Европу, - писал А.С.Пушкин, - как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек».

В XVIII веке правили два императора из династии Романовых, которых назвали Великими – это Петр Великий и Екатерина Великая. XVIII век начинается правлением Петра Великого и завершается правлением Екатерины Второй. Эти великие императоры превратили Россию боярскую, отсталую в могущественное европейское государство. Появилась промышленность и развивалась торговля. Утвердилась абсолютная власть монарха, закрепленная в законах. Мы имели самую сильную армию и морской флот, мы не проиграли ни одного сражения. Результатом этих войн стал выход к 2 морям – Балтийскому и Черному. В состав России была возвращена почти вся территория Древнерусского государства. Начало освоения Аляски превратило Россию в государство трех континентов.

Крупные перемены произошли в культуре, образовании, науке. Стали издавать больше книг, появились журналы, возникла сеть школ по всей стране. По инициативе великого русского ученого М.В.Ломоносова был открыт первый в России университет. Развернула широкую деятельность Академия наук, экспедиции которой по всей стране собрали огромный материал о природе и населении империи. Значительны были достижения в архитектуре, скульптуре, живописи, возник русский профессиональный театр. Культура того времени отразила традиции русского патриотизма, ставшие неотъемлемой частью национального самосознания. Сегодня на нашем уроке



II Разминка. Класс делится на 4 группы. Каждой группе задаются одни и те же вопросы.

  1. 18-й Оленин, увидев эту пьесу, потрясенный, засел за учебу, перестал гонять голубей и бегать по девичьим. Благодаря своему усердию впоследствии стал президентом Академии художеств и директором публичной библиотеки в Петербурге. Назовите пьесу и автора. («Недоросль» Фонвизина).

  2. Имя императрицы, во время правления которой в 1755 году был открыт первый Московский университет. (Елизавета Петровна).

  3. Он был не только поэтом, но и педагогом, обучал русскому языку жену императора Николая I, а затем был воспитателем Александра II. Его имя? (В.А.Жуковский).

  4. Какой год в России был самым коротким и почему? (1699 год – в связи с переходом на празднование Нового года с 1 января 1700 г.).

  5. Стихотворение, проникнутое грустью, наполненное скорбными размышлениями. (Элегия).

  6. Первая русская газета, издаваемая при Петре I. («Ведомости»).

  7. Название первого естественнонаучного музея в России, открытого в 1714 году. (Кунсткамера).

  8. Назовите первую книгу в России о правилах поведения в обществе. («Юности честное зерцало»).

  9. На какое произведение была написана эта эпиграмма?

Здесь в воду бросилась … невеста –

Топитесь, девушки, в пруду довольно места.

(Карамзин. «Бедная Лиза»).

  1. О ком Екатерина II сказала: «Бунтовщик хуже Пугачева, его надобно сослать в Сибирь»? (А.Н.Радищев).

  2. Его перу принадлежат научные труды «Письма о правилах российского стихотворства», «Российская грамматика», «О пользе книг церковных в российском языке». Его имя? (М.В. Ломоносов).

  3. Хвалебное произведение, написанное в честь какого-либо лица или события. (Ода).

  4. Жителей каких стран в старину на Руси называли немцами? (Всех иноземцев, не умеющих говорить по-русски, то есть как бы немых.)


III Работа в творческих группах

Учащиеся выполняют работу «Учимся сообща». Класс делится на 4 группы. К заданиям прилагаются информационные материалы, используя которые учащиеся отвечают на поставленные вопросы.


Задание 1

IV Защита работ творческих групп.

V Рефлексия.




Задание 1

Назовите имена и расставьте время правления русских императоров и императриц 18 века в хронологическом порядке.




hello_html_2a807471.pnghello_html_148f3b96.png







hello_html_78d0593.pnghello_html_m46fca38f.png



















hello_html_m7b41eebc.pnghello_html_m3bcc114b.png





hello_html_210fb3bf.pnghello_html_3cbe1d78.png


























Определите: а) название документа, б) время появления документа, в) правителя, при котором появился документ.


«Всех недвижимых вещей; то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом: кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную (по завещанию), тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, который должен отец их или мать разделити им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у онаго сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом …

Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним, и то в его произволении будет…

Кому по духовной или по первенству достанутся недвижимыя, у того и движимаго имения части других будут в сохранении да будут до тех мест (до тех пор), пока его братья и сестры приспеют возраста своего, мужеской до осьмнадцати, а женской до семнадцати лет; и в те уреченные лета (названные лета) должен тот наследник их братей и сестер кормить и снабдевать, и учить всех грамоте, а мужский пол и цыфирному счету, а также и наукам, к которым приклонность будет кто иметь…».





Вставьте пропущенные имена, даты и термины:


«Петр Алексеевич, внук Петра I, вступил на престол по завещанию императрицы ________________, Воспитанию и образованию Петра Алексеевича не уделялось много внимания. Вскоре после смерти императрицы группу учителей молодого императора возглавил ______________________, которому помогали академик Гольдбах и архиепископ Феофан Прокопович. Чтобы не потерять влияния при новом государе, __________________ немедленно обручил Петра со своей дочерью Марией и вскоре удалил от двора неугодных. Однако вскоре все же был сослан.

19 ноября 1729 г. Петр II был обручен с Екатериной Алексеевной Долгорукой. Долгорукие утвердились при дворе.

Петр II объявил себя противником преобразований Петра I и ликвидировал созданные дедом учреждения. Вся полнота власти перешла к _____________________.

В январе ________г. император заболел оспой и вскоре умер. Со смертью Петра II пресекся род Романовых по мужской линии».




Задание 2

Соотнесите изображения и имена великих русских полководцев XVIII век.

1. САЛТЫКОВ Петр Семенович (1698-1772/73), российский генерал-фельдмаршал (1759), граф (1733). В Семилетней войне, командуя русской армией в 1759-60, одержал победы при Пальциге и Кунерсдорфе. В 1764-71 генерал-губернатор Москвы.

2. СУВОРОВ Александр Васильевич (1730-1800), граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), русский полководец, генералиссимус (1799). Начал службу капралом в 1748. Участник Семилетней войны. Во время русско-турецких войн (1768-74 и 1787-91) одержал победы при Козлудже (1774), Кинбурне (1787), Фокшанах (1789), Рымнике (1789) и штурмом овладел крепостью Измаил (1790). На последнем этапе восстания Е. И. Пугачева, с августа 1774, руководил войсками, направленными для его подавления. Командовал войсками, подавлявшими Польское восстание 1794. В 1799 провел Итальянский и Швейцарский походы, разбив французские войска на реках Адда и Треббия и при Нови; вышел из окружения, перейдя швейцарские Альпы. Автор военно-теоретических работ («Полковое учреждение», «Наука побеждать»). Создал оригинальную систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Развил тактику колонн и рассыпного строя. Не проиграл ни одного сражения.

3. РУМЯНЦЕВ-ЗАДУНАЙСКИЙ Петр Александрович (1725-96), граф, российский полководец, генерал-фельдмаршал (1770). В Семилетней войне овладел крепостью Кольберг (Колобжег). С 1764 президент Малороссийской коллегии. В русско-турецкой войне 1768-74 одержал победы при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле (1770). Впервые применил дивизионные каре в сочетании с рассыпным строем стрелков, что означало отход от линейной тактики. Военно-теоретические работы.

4. УШАКОВ Федор Федорович (1745-1817), российский флотоводец, адмирал (1799), один из создателей Черноморского флота и с 1790 его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении, у Тендры (1790) и Калиакрии (1791). Успешно провел Средиземноморский поход русского флота во время войны против Франции 1798-1800.



hello_html_m1fe51096.pnghello_html_1f2225c7.pnghello_html_66f0b011.pnghello_html_3a536168.png

а) б) в) г)






Соотнесите изображения и названия воинов русской армии 18 века.

1. КАВАЛЕРГАРДЫ (от франц. cavalier — всадник и garde — охрана), кавалерийская часть в русской гвардии в 18 — нач. 20 вв. Первоначально (с 1724) почетная стража императора во время торжеств, с 1800 — гвардейский кавалерийский полк, который отличился в Аустерлицком сражении, Отечественной войне 1812, Заграничных походах русской армии 1813-14, участвовал в 1-й мировой войне. В ноябре 1917 полк расформирован.


2. ГРЕНАДЕРЫ (франц. grenadiers, от grenade — граната), вид пехоты в европейских армиях в 17-20 вв.; первоначально гранатометчики, с кон. 18 в. отборные пехотные части и соединения. В России — с кон. 17 в. Были также конные гренадеры.


3. ДРАГУНЫ (от франц. dragon), вид кавалерии в европейской (с 16 в.) и русской армиях в 17-20 вв., предназначенной для действий в конном и пешем строю. Появились во Франции в 16 в. В России к 1917 существовали 1 гвардейский и 21 армейский драгунские полки. Упразднены в начале 1918.

4. КИРАСИРЫ, вид тяжелой кавалерии в европейских армиях конец 16 — начало 20 вв. (в России с 18 в.); имели кирасу и каску, вооружение — палаш, карабин и пистолет.




hello_html_538f01.pnghello_html_ma190403.pnghello_html_m50131bfd.png

а) б) в)



г)hello_html_17476670.png



Определите: а) автора произведения; б) название произведения; в) время появления данного произведения.


«После сего разводного учения … по приходе развода в главную квартиру … штаб-офицер того полку, чей развод … начинает.. говорить к солдатам их наречием наизусть следующее:

«..Береги пулю на три дни, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля обмишулится, а штык не обмишулится: пуля – дура, а штык – молодец. Коли один раз, бросай басурмана со штыка; мертв на штыке, царапает саблей шею. Сабля на шею – отскокни шаг, ударь опять. Коли другого, коли третьего; богатырь заколет полдюжины, а я видал и больше!

(Когда видишь) фитиль на картечь – бросься на картечь: летит сверх головы. Пушки твои, люди твои. Вали на месте, гони, коли, остальным давай пощаду. Грех нарасно убивать: они такие же люди..

Обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Солдат – не разбойник..»





Интегрированный урок "Блистательный XVIII век"
  • Русский язык и литература
Описание:

В настоящее время актуально практиковать проведение интегрированных уроков. Одним из таких уроков является урок "Блистательный XVIII век". 

Цели урока:

  1. Обобщить и закрепить  знания учащихся  по истории и культуре России XVIII века.
  2. Дальнейшее развитие умения учащихся работать в группе, анализировать, сопоставлять факты и события, делать выводы, умения выступать перед аудиторией.
  3. Воспитание патриотизма, интереса 

 

 Оборудование урока: компьютер, проектор, магнитофон, музыкальные произведения, иллюстрации по теме урока.

На уроке используются фронтальные и групповые формы работы, беседа,  диалог.

 

 

План урока:

  1. Вступительная беседа учителей истории и русской литературы (Краткая историко-культурологическая  характеристика).
  2. Разминка творческих групп.
  3. Работа в творческих группах.
  4. Защита работ по группам.
  5. Рефлексия. Заключительное слово.
Автор Степанова Елена Кимовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 311
Номер материала 51073
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓